«Теория русского лада» Алексея Ремизова (1930‒1950-е годы)
- Авторы: Грачева А.М.1
-
Учреждения:
- Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Российская академия наук
- Выпуск: Том 19, № 1 (2021)
- Страницы: 347-374
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/1026-9479/article/view/285306
- DOI: https://doi.org/10.15393/j9.art.2021.9062
- ID: 285306
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проанализированы этапы развития «теории русского лада» А. М. Ремизова в 1930–1950-х гг. В 1930-е гг. возможности писателя представлять свои эстетические воззрения в открытой публицистической форме резко сузились. Ремизов был вынужден популяризировать свою теорию и имя ее «основоположника» — протопопа Аввакума в произведениях, посвященных другим темам («Книгописец и штанба», «По следам протопопа Аввакума в СССР» etc.). В эти годы произошла кристаллизация понятийного аппарата теории, детализация семантики термина «русский лад». В 1946 г. Ремизов предпринял последнюю неудавшуюся попытку опубликовать декларацию своей теории в форме манифеста («На русский лад», 1946). В конце 1940-х — 1950-е гг. изложение постулатов теории — непременная часть большинства произведений Ремизова этого периода. В книге авангардного жанра «Пляшущий демон» через исторический калейдоскоп героев разных веков русской истории раскрывается непрекращающееся до ХХ века противостояние сторонников и противников «теории русского лада». Связанные между собой романы «Учитель музыки» и «Подстриженными глазами» посвящены исследованию тайн формирования личности писателя, а также отражению русской художественной жизни рубежа XIX–XX веков и времени Первой волны русской эмиграции. В обеих книгах представлено историко-культурное «обоснование» формирования эстетического фундамента складывающей- ся личности писателя, последователя теории «русского лада». Эта же тема стала одной из центральных в последнем произведении Ремизова — его книге о самом себе «Лицо писателя».
Об авторах
Алла М. Грачева
Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Российская академия наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: irliran@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4708-098X
доктор филологических наук, главный научный сотрудник
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Грачева А. М. Истоки и эволюция «теории русского лада» Алексея Ремизова. (1900–1920-е гг.). <Статья первая> // Проблемы исторической поэтики. 2019. Т. 17. № 3. С. 232–257. doi: 10.15393/j9.art.2019.6101
- Орлов В. Н. Поэзия буржуазного упадка (символизм, акмеизм, футуризм). <Раздел> 1 // История русской литературы. Литература 1890–1917 годов. М; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. Х. С. 766–774.
- Плещеев А. А. Наш балет (1673–1896): Балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1896 года. СПб.: Тип. А. Бенке, 1896. 391 с.
- Pascal Pierre. Avvakum et les débuts du raskol: La crise religieuse au XVIIe siècle en Russie. 1e éd. Paris. 1938. XXV, 619 p.
Дополнительные файлы
