Живопись al fresco «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
- Авторы: Карпенко Г.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
- Выпуск: Том 19, № 1 (2021)
- Страницы: 140-172
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/1026-9479/article/view/285275
- DOI: https://doi.org/10.15393/j9.art.2021.8922
- ID: 285275
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрена не раскрытая прежде загадка романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — живопись al fresco «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе, находящаяся над входом в церковь при въезде в усадьбу Одинцовой. Никто из исследователей и комментаторов тургеневского романа не озадачивался вопросом: что значит «итальянский» вкус в пасхальном изображении? Между тем Тургенев прямо указывает, что в церкви вместо надвратной православной иконы находится религиозная картина «Воскресение Христово» («живопись al fresco»), на которой выведено как само таинство, так и представлен «посторонний» свидетель — «распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке». В православной же иконографии Пасхи «посторонняя фигура» — недопустимая подробность, а таинство Воскресения как высшая сакральная реальность в соответствии с духом и буквой Евангелия не изображалось. Пасхальное таинство замещалось сценой Сошествия во ад, но такая икона все равно именовалась «Воскресением». При этом канонически на иконе Воскресения Христова — Сошествия во ад запечатлевается «ис хождение» Христа, когда Спаситель не спускается в ад, а поднимается оттуда: выводит из преисподней «захватом запястья» Адама и других героев библейской истории. Так Воскресение Христа начинается со спасения человека, с «совоскресения». В ценностносмысловом пространстве романа за «итальянской» фрескойзавесой скрывается православная икона Воскресения Христова — Сошествия во ад. Если Тургенев был знаком с «итальянской» семантикой Воскресения, то вполне естественно, что он по «литургическому воспоминанию» более знал семантику право славной иконы и прикровенно актуализировал ее. Незримое, «зазавесное» присутствие иконы Воскресения Христова — Сошествия во ад и всего того, что литургически и богословски с ней связано и переживается, пре существляет структуру «Отцов и детей». Пасхальная иеротопия этого романа, которая создается при помощи православного иконописного сюжета, (1) формирует совершенно особое ценностное пространство, со относимое с вечностью, вечность духовного утверждающее и возводящее, через сопричастность, «всех присутствующих» к «жизни бесконечной»;
Об авторах
Геннадий Ю. Карпенко
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: karpenko.gennady@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7325-2802
док тор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью
Россия, СамараСписок литературы
- Барицкий Д. С. Мотив тоски «о Христе» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 2. Апрель–июнь. С. 5–10.
- Барицкий Д. С. Образ храма в творчестве И. С. Тургенева // Сборник материалов научнобогословской конференции кафедры филологии Московской духовной академии «Таинство слова и образа» (3–4 октября 2018 года). Сергиев Посад: Московская духовная академия; Переславль: Переславская епархия, 2019. С. 220–229.
- Васильева А. Именины Базарова // Русская филология. 24. Сборник научных работ молодых филологов. Тарту: Tartu University Press, 2013. С. 58–64.
- Генералова Н. П. Академическое тургеневедение на современном эта пе // Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88. № 9. С. 793–803.
- Грачева И. В. Лейтмотив «Александровского времени» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Русская речь. 2003. № 5. С. 15–19.
- Дмитриев Ю. Н. Об истолковании древнерусского искусства // Тру ды Отдела древнерусской литературы. М.; Л.: АН СССР, 1957. Т. 13. С. 345–363.
- Есаулов И. А. Проблема визуальной доминанты русской словесности
- // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 1998. Вып. 5. С. 42–53 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2474 (15.10.2020). doi: 10.15393/j9.art.1998.2474
- Заграевский С. В. О научной обоснованности иеротопии // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 49–69.
- Иванова С. В. Иконография Пасхи: «Сошествие во ад» или «Воскресение»? // История и культура: исследования. Статьи. Публикации. СПб.: Издво СанктПетербургского унта. 2010. № 8. С. 36–61.
- Иванова С. В. К вопросу об апокрифическом «Евангелии Никодима» как литературном источнике иконы Воскресения // Труды объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историкокультурному наследию. 2010. СПб.: Наука, 2011. С. 142–152.
- Иванова С. В. Традиция изображения Воскресения в русском хри стианском искусстве: иконография сюжета в историческом развитии: автореф. дис. …канд. искусствовед. СПб., 2012. 23 с.
- Иванова С. В. Типология жеста: захват запястья // Зеленый зал3. Аль манах. СПб.: Российский институт истории искусств, 2013. С. 55–72.
- Иванова С. В. Воскресение Христово. СПб.: Метропресс, 2014. 76 с. (a)
- Иванова С. В. Метаморфозы российской традиции иконографии Воскресения // Обсерватория культуры. 2014. № 4. С. 138–141. (b)
- Иванова С. В. Гравюры Апостольского кредо и изменения иконографии Воскресения в России // История и культура. 2015. № 13 (13). С. 38–64.
- Иларион (Алфеев Г. В.). Христос — победитель ада. Тема сошествия во ад в восточнохристианской традиции. СПб.: Алетейя, 2001. 431 с.
- Карпенко Г. Ю. Алекситимик Базаров, или «Амбулаторная карта» героя (роман И. С. Тургенева «Отцы и дети») // Вестник Самарского университета. История, филология, педагогика. 2018. № 4 (24). С. 101–109.
- Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. СПб.: Товарищество Р. Годикс и А. Вильборг, 1905. Т. 1: Иконография Господа Бога и Спасанашего Иисуса Христа. 97 с.
- Красилин М. М. Русская икона XVIII — начала XX веков // История иконописи VI–XX века. Истоки. Традиции. Современность. М.: АРТ БМБ, 2002. С. 209–230.
- Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М.: Просвещение, 1982. 144 с.
- Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образыпарадиг мы в византийской культуре. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2009. 357 с.
- Макешина В. А. Флористические образы и символы в творчестве Тур генева // И. С. Тургенев. Новые исследования и материалы. М.; СПб.: АльянсАрхео, 2011. Вып. 2. С. 248–259.
- Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л.: Издво Ленин градского университета, 1975. 152 с.
- Маслов К. И. Об одном источнике «византийского проекта» князя Г. Г. Гагарина: Доминик Папети // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 6. С. 696–702.
- Муравьев А. Н. Древности и символика КиевоСофийского собора // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 3 (13). С. 116–132.
- Муратов П. П. Древнерусская живопись в собрании И. С. Остроухова. М.: Книгоиздательство К. Ф. Некрасова, 1914. 86 с.
- НовиковаСтроганова А. А. «О вечном примирении и жизни бес конечной…»: к 150летию романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Литература в школе. 2011. № 12. С. 2–6. (a)
- НовиковаСтроганова А. А. Православное таинство соборования в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Спасский вестник. 2011. № 19. С. 16–20. (b)
- Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб.: Типография Департамента уделов, 1892. 608 с.
- Постовалова В. И. «Памяти животворящий свет…» (к герменевтике литургического воспоминания) // Научнопедагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2013. № 1 (13). С. 90–111.
- Реморов И. А. Русские переводы Нового завета XIX века: в поисках достойного языка // Вестник Новосибирского государственного уни верситета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 9: Филология. С. 124–139.
- Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в импера торской России. М.: ПрогрессКультура, Традиция, 1995. 495 с.
- Тимашова О. В. Некоторые дополнения к комментарию романа Турге нева «Отцы и дети» // И. С. Тургенев. Новые исследования и материалы. М.; СПб.: АльянсАрхео, 2012. Вып. III. С. 316–328.
- Успенский Л. А. Богословие иконы Православной церкви. М.: Издво братства во имя святого благоверного князя Александра Невского, 1997. 656 с.
- Чудаков А. П. К проблеме тотального комментария «Евгения Онегина» // Пушкинский сборник. М.: Три квадрата, 2005. С. 210–237.
- Языкова И. К. Икона как опыт духовного противостояния // Икона в русской словесности и культуре. Материалы XIII Международной научной конференции. М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2017. С. 11–22 [Электронный ресурс]. URL: http://www. bfrz.ru/data/nayk_center/naychnuj_sekretar/Sbornik_konferencia_2017_ ikonichnost_slovesnost_zarubezhje_Lepahin_Prns.pdf (15.10.2020).
Дополнительные файлы
