Живопись al fresco «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрена не раскрытая прежде загадка романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — живопись al fresco «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе, находящаяся над входом в церковь при въезде в усадьбу Одинцовой. Никто из исследователей и комментаторов тургеневского романа не озадачивался вопросом: что значит «итальянский» вкус в пасхальном изображении? Между тем Тургенев прямо указывает, что в церкви вместо надвратной православной иконы находится религиозная картина «Воскресение Христово» («живопись al fresco»), на которой выведено как само таинство, так и представлен «посторонний» свидетель — «распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке». В православной же иконографии Пасхи «посторонняя фигура» — недопустимая подробность, а таинство Воскресения как высшая сакральная реальность в соответствии с духом и буквой Евангелия не изображалось. Пасхальное таинство замещалось сценой Сошествия во ад, но такая икона все равно именовалась «Воскресением». При этом канонически на иконе Воскресения Христова — Сошествия во ад запечатлевается «ис хождение» Христа, когда Спаситель не спускается в ад, а поднимается оттуда: выводит из преисподней «захватом запястья» Адама и других героев библейской истории. Так Воскресение Христа начинается со спасения человека, с «совоскресения». В ценностносмысловом пространстве романа за «итальянской» фрескойзавесой скрывается православная икона Воскресения Христова — Сошествия во ад. Если Тургенев был знаком с «итальянской» семантикой Воскресения, то вполне естественно, что он по «литургическому воспоминанию» более знал семантику право славной иконы и прикровенно актуализировал ее. Незримое, «зазавесное» присутствие иконы Воскресения Христова — Сошествия во ад и всего того, что литургически и богословски с ней связано и переживается, пре существляет структуру «Отцов и детей». Пасхальная иеротопия этого романа, которая создается при помощи православного иконописного сюжета, (1) формирует совершенно особое ценностное пространство, со относимое с вечностью, вечность духовного утверждающее и возводящее, через сопричастность, «всех присутствующих» к «жизни бесконечной»;

Об авторах

Геннадий Ю. Карпенко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: karpenko.gennady@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7325-2802

док тор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Россия, Самара

Список литературы

  1. Барицкий Д. С. Мотив тоски «о Христе» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 2. Апрель–июнь. С. 5–10.
  2. Барицкий Д. С. Образ храма в творчестве И. С. Тургенева // Сборник материалов научнобогословской конференции кафедры филологии Московской духовной академии «Таинство слова и образа» (3–4 октября 2018 года). Сергиев Посад: Московская духовная академия; Переславль: Переславская епархия, 2019. С. 220–229.
  3. Васильева А. Именины Базарова // Русская филология. 24. Сборник научных работ молодых филологов. Тарту: Tartu University Press, 2013. С. 58–64.
  4. Генералова Н. П. Академическое тургеневедение на современном эта пе // Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88. № 9. С. 793–803.
  5. Грачева И. В. Лейтмотив «Александровского времени» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Русская речь. 2003. № 5. С. 15–19.
  6. Дмитриев Ю. Н. Об истолковании древнерусского искусства // Тру ды Отдела древнерусской литературы. М.; Л.: АН СССР, 1957. Т. 13. С. 345–363.
  7. Есаулов И. А. Проблема визуальной доминанты русской словесности
  8. // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 1998. Вып. 5. С. 42–53 [Электронный ресурс]. URL: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2474 (15.10.2020). doi: 10.15393/j9.art.1998.2474
  9. Заграевский С. В. О научной обоснованности иеротопии // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 49–69.
  10. Иванова С. В. Иконография Пасхи: «Сошествие во ад» или «Воскресение»? // История и культура: исследования. Статьи. Публикации. СПб.: Издво СанктПетербургского унта. 2010. № 8. С. 36–61.
  11. Иванова С. В. К вопросу об апокрифическом «Евангелии Никодима» как литературном источнике иконы Воскресения // Труды объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историкокультурному наследию. 2010. СПб.: Наука, 2011. С. 142–152.
  12. Иванова С. В. Традиция изображения Воскресения в русском хри стианском искусстве: иконография сюжета в историческом развитии: автореф. дис. …канд. искусствовед. СПб., 2012. 23 с.
  13. Иванова С. В. Типология жеста: захват запястья // Зеленый зал3. Аль манах. СПб.: Российский институт истории искусств, 2013. С. 55–72.
  14. Иванова С. В. Воскресение Христово. СПб.: Метропресс, 2014. 76 с. (a)
  15. Иванова С. В. Метаморфозы российской традиции иконографии Воскресения // Обсерватория культуры. 2014. № 4. С. 138–141. (b)
  16. Иванова С. В. Гравюры Апостольского кредо и изменения иконографии Воскресения в России // История и культура. 2015. № 13 (13). С. 38–64.
  17. Иларион (Алфеев Г. В.). Христос — победитель ада. Тема сошествия во ад в восточнохристианской традиции. СПб.: Алетейя, 2001. 431 с.
  18. Карпенко Г. Ю. Алекситимик Базаров, или «Амбулаторная карта» героя (роман И. С. Тургенева «Отцы и дети») // Вестник Самарского университета. История, филология, педагогика. 2018. № 4 (24). С. 101–109.
  19. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. СПб.: Товарищество Р. Годикс и А. Вильборг, 1905. Т. 1: Иконография Господа Бога и Спасанашего Иисуса Христа. 97 с.
  20. Красилин М. М. Русская икона XVIII — начала XX веков // История иконописи VI–XX века. Истоки. Традиции. Современность. М.: АРТ БМБ, 2002. С. 209–230.
  21. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». М.: Просвещение, 1982. 144 с.
  22. Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образыпарадиг мы в византийской культуре. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2009. 357 с.
  23. Макешина В. А. Флористические образы и символы в творчестве Тур генева // И. С. Тургенев. Новые исследования и материалы. М.; СПб.: АльянсАрхео, 2011. Вып. 2. С. 248–259.
  24. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л.: Издво Ленин градского университета, 1975. 152 с.
  25. Маслов К. И. Об одном источнике «византийского проекта» князя Г. Г. Гагарина: Доминик Папети // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 6. С. 696–702.
  26. Муравьев А. Н. Древности и символика КиевоСофийского собора // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 3 (13). С. 116–132.
  27. Муратов П. П. Древнерусская живопись в собрании И. С. Остроухова. М.: Книгоиздательство К. Ф. Некрасова, 1914. 86 с.
  28. НовиковаСтроганова А. А. «О вечном примирении и жизни бес конечной…»: к 150летию романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Литература в школе. 2011. № 12. С. 2–6. (a)
  29. НовиковаСтроганова А. А. Православное таинство соборования в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» // Спасский вестник. 2011. № 19. С. 16–20. (b)
  30. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб.: Типография Департамента уделов, 1892. 608 с.
  31. Постовалова В. И. «Памяти животворящий свет…» (к герменевтике литургического воспоминания) // Научнопедагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2013. № 1 (13). С. 90–111.
  32. Реморов И. А. Русские переводы Нового завета XIX века: в поисках достойного языка // Вестник Новосибирского государственного уни верситета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 9: Филология. С. 124–139.
  33. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в импера торской России. М.: ПрогрессКультура, Традиция, 1995. 495 с.
  34. Тимашова О. В. Некоторые дополнения к комментарию романа Турге нева «Отцы и дети» // И. С. Тургенев. Новые исследования и материалы. М.; СПб.: АльянсАрхео, 2012. Вып. III. С. 316–328.
  35. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной церкви. М.: Издво братства во имя святого благоверного князя Александра Невского, 1997. 656 с.
  36. Чудаков А. П. К проблеме тотального комментария «Евгения Онегина» // Пушкинский сборник. М.: Три квадрата, 2005. С. 210–237.
  37. Языкова И. К. Икона как опыт духовного противостояния // Икона в русской словесности и культуре. Материалы XIII Международной научной конференции. М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2017. С. 11–22 [Электронный ресурс]. URL: http://www. bfrz.ru/data/nayk_center/naychnuj_sekretar/Sbornik_konferencia_2017_ ikonichnost_slovesnost_zarubezhje_Lepahin_Prns.pdf (15.10.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Карпенко Г.Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».