Пространство и время в философии и поэзии Владимира Соловьева
- Авторы: Мескин В.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 17, № 2 (2019)
- Страницы: 214-232
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/1026-9479/article/view/293077
- DOI: https://doi.org/10.15393/j9.art.2019.6622
- ID: 293077
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается связь религиозной философии и поэзии Владимира Соловьева, осмысление им в понятийном и в образном творчестве того, что он сам определял как «явное» и «сущее». Это осмысление охватывает проблему соотношения пространства и времени, возможности или невозможности их преодоления на пути к всеединству. Автор обращается к теоретическим положениям В. Н. Топорова, видевшего пространство, в отличие от М. М. Бахтина, столь же значимой категорией поэтики, как и время. В исследовании утверждается, что философ-поэт сознательно строил свое творчество, прибегая к приему, который современный ученый назвал «минус»-пространство, что своему художественному творчеству, как и философии, Вл. Соловьев придавал профетическое значение. Автор статьи доказывает, что теологическое понятие «всеединство» в поэтическом преломлении занимает центральное место в эстетической системе Вл. Соловьева, которая позже без существенных изменений была заимствована младосимволистами — поэтами-теургами. Особое внимание уделяется вариативной символике поэта в его образном противопоставлении дольнего и горнего, временного и вечного, профанного и сакрального.
Ключевые слова
Об авторах
Владимир Алексеевич Мескин
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: vameskin@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета
Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2Список литературы
- Барковская Н. В. Север как «иное» пространство в русском модернизме // Проблемы исторической поэтики. — 2018. — Т. 16. — № 1. — С. 189–206 [Электронный ресурс]. — URL: http://poetica.pro/files/ redaktor_pdf/1522936154.pdf (25.05.2019). doi: 10.15393/j9.art.2018.4861
- Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М.: Худож. лит., 1975. — С. 234–407.
- Блок А. А. Владимир Соловьев и наши дни // Блок А. Собр. соч.: в 8 т. — М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1960–1963. — Т. 6. — С. 154–159.
- Булгаков С. Н. Стихотворения Владимира Соловьева // Вл. Соловьев: pro et contra: личность и творчество Владимира Соловьева в оценке рус. мыслителей и исследователей: Антология: в 2 т. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. — Т. 2. — С. 646–650.
- Гарин И. И. Владимир Соловьев. — Харьков: Гариниздат, 1994. — 240 с.
- Гачев Г. Д. Русская Дума. Портреты русских мыслителей. — М.: Новости, 1991. — 269 с.
- Гачева А. Г. Царство Божие на земле в понимании Ф. М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. — 2005. — Вып. 7. — С. 313–323 [Электронный ресурс]. — URL: http://poetica.pro/journal/article. php?id=2671 (25.05.2019). doi: 10.15393/j9.art.2005.2671
- Козырев А. П. Парадоксы незавершенного трактата. К публикации перевода французской рукописи Владимира Соловьева «София» // Логос. — 1991. — № 2. — С. 152–170.
- Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. — Изд-е 2-е, испр. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 617 с.
- Мескин В. А. «Ощутительная форма добра и истины»: красота в теургической эстетике В. Соловьева // Мескин В. А. Грани русского символизма: В. Соловьев и Ф. Сологуб. — М.: РУДН, 2010. — С. 243–253.
- Пыхтина Ю. Г., Якимов П. А., Конова М. А. Модель типологического исследования пространства в художественном тексте // Вестник славянских культур. — 2018. — Т. 50. — С. 229–245.
- Топоров В. Н. «“Минус”-пространство Сигизмунда Кржижановского» // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Прогресс: Культура, 1995. — С. 476–575.
- Флоренский П. А. Иконостас. — М.: Искусство, 1994. — 256 с.
Дополнительные файлы
