Terrorism as a threat to the national security of the Russian Federation: political and legal support for countering
- Autores: Golik Y.V.1, Chernysheva Y.A.2
-
Afiliações:
- Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation
- Bunin Yelets State University
- Edição: Nº 8 (2024)
- Páginas: 163-171
- Seção: Strengthening of legality and struggle with criminality
- URL: https://bakhtiniada.ru/1026-9452/article/view/267603
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945224080168
- ID: 267603
Citar
Texto integral
Resumo
The article considers the means of combating terrorism: the expansion of cooperation with other states to counter terrorist acts, as well as the legislative activities of the state in the field of countering terrorism. In order to substantiate crimes that include the basics of terrorist activity, the legislation of the Russian Federation has been analyzed in the most detail. It is noted that a systematic approach is needed in the activities of public authorities aimed at developing and implementing comprehensive measures to effectively prevent terrorist crimes.
Texto integral
Не первое десятилетие вопросы о том, что такое идеология терроризма и противодействия этому явлению, – объект пристального внимания ученых и практиков. Однако, несмотря на длительную историю их изучения, наличия значительного объема соответствующей научной литературы, они по-прежнему остаются актуальными
Терроризм как идеология насилия расшатывает моральные устои общества, устанавливает препятствия гармоничному развитию личности. Терроризм – это не что иное, как выражение насилия, достижение политических задач с помощью насилия, хотя терроризм – это не только насилие, это не только идеология, но и практика воздействия на органы власти всех уровней с целью изменения их политики через устрашение населения, с целью посеять сомнения в возможностях власти и тем самым влиять на возможность изменения ее в интересах террористических групп, организаций. Говоря об идеологии, а терроризм – это идеология насилия, нужно говорить о совокупности крайне радикальных идейных установок, концепций, верований, догматов, которые направлены на применение насилия. Террористы готовят население к мысли, что насилие – это обычная норма для решения сложных социальных, политических и любых других вопросов. Данная идеология направлена на мобилизацию населения, в первую очередь молодежь, принимать участие в насилии. Когда говорим о терроризме – это не только сами совершаемые акты, но и угрозы данных актов. Как любая идеология, идеология терроризма может обладать способностью наделять определенным смыслом поступки тех, кто непосредственно участвует в террористической деятельности. Конкретно она может выражаться в идеях превосходства одной группы над другими, в оправдании нацизма, распространении информации, направленной на формирование в сознании людей агрессивного поведения, героизации террористов, популяризации деятельности, которая побуждает к актам агрессии.
Для всех государств терроризм является опасностью, так как дестабилизирует и разрушает государства. Такая опасность существует и внутри Российской Федерации, как многонационального и многоконфессионального государства.
Проблема создания действенной системы безопасности в последние годы приобретает большую значимость и актуальность, а также входит в число перспективных направлений государственной политики.
Уголовная политика и уголовное право приобретают особую значимость в обеспечении национальной безопасности, в том числе и в предотвращении преступлений террористической направленности. Безопасность как состояние защищенности государства от внешних и внутренних угроз нуждается в правовом обеспечении в целях гарантирования и соблюдения прав и свобод человека, обеспечения охраны основных институтов гражданского общества и государства. Уголовный кодекс РФ призван охранять наиболее важные общественные отношения от фактического причинения или угрозы причинения им существенного вреда посредством установления уголовно-правового запрета. Точность и ясность уголовно-правовых норм выступают важной гарантией эффективного их применения.
Терроризм – одна из наиболее острых проблем в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности, что обусловливает определение противодействия терроризму в качестве одного из приоритетов государственной политики, а снижения уровня террористической активности – как одного из приоритетных направлений правоохранительной деятельности. Принятие мер по противодействию терроризму названо среди основополагающих полномочий президента РФ в области обеспечения безопасности. Именно терроризм наряду с региональными конфликтами, распространением оружия массового уничтожения и киберпреступностью глава государства относит к общим для всего мира угрозам. На государственном уровне признано, что одним из основных внутренних факторов, детерминирующих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации, является, в частности, недостаточная эффективность правоохранительных, правовых и иных превентивных мер1. Последняя, в свою очередь, непосредственно связана с недостаточным осознанием сложности, глубины, масштабности и многомерности феномена терроризма и его проявлений в современной социальной действительности.
Преступления террористического характера имеют множество объектов, однако главным из них выступают общественные отношения, обеспечивающие безопасность общества и государства, охрану жизни, здоровья и интересов всего общества и органов государственной власти.
Объективная сторона преступления террористического характера выражена в ряде характеристик и элементов. Они могут включать в себя: подготовку и планирование теракта, включая сбор информации о потенциальных целях и рекрутирование участников; незаконное приобретение и хранение взрывчатых и иных материалов, которые могут быть использованы для совершения атаки; перемещение террористических группировок через границы с целью сокрытия их деятельности; финансирование террористической деятельности, включая сбор и распределение средств для подготовки и совершения атак; совершение самой террористической акции, включая взрывы, нападения, захват заложников и другие формы насилия с целью устрашения или демонстрации политических или идеологических убеждений; распространение пропаганды и вербовка новых членов в террористические группировки; сокрытие улик и участие в попытках избежать ареста после совершения террористического акта.
Объективная сторона преступления террористического характера может различаться в зависимости от конкретной ситуации и юрисдикции, но она обычно включает в себя описанные выше элементы.
Угрозой террористических действий, по определению К. С. Абисовой, называется «моральное или физическое воздействие на граждан в форме устрашения в виде прямого высказывания о намерении совершения убийства, взрыва, поджога с целью вызова чувства страха и бессилия у населения. Соответственно, действительность и истинность таких высказываний могут подтверждаться действиями преступников – например, запугиванием оружием, намеренной демонстрацией взрывчатых устройств и др.»2. При этом отметим, что угроза должна выражаться подлинно, вызвать у населения чувство страха и опасности. Для оконченного состава такого вида преступления достаточно лишь попытки устрашения населения, попытки совершения поджога или взрыва, что квалифицируется как террористический акт. Примером может служить тер-акт в концертном помещении «Крокус Сити Холла», который произошел 22 марта 2024 г. Четверо вооруженных террористов ворвались в помещение, устроили поджог, а также начали массовый расстрел людей. По статистике большинство преступлений террористического характера происходит именно в умышленной форме поджога или взрыва. Акт терроризма – это такое преступление, предотвратить которое чрезвычайно сложно главным образом потому, что оно не совершается спонтанно. Ему предшествует определенная подготовка.
Реальностью угроз характеризуются террористические акты в форме угрозы его совершения на основании норм ст. 207 УК РФ.
Стоит также обозначить, что тяжкими последствиями в ходе совершения террористического акта считаются: причинение физического или морального вреда потерпевшему; нарушение работы различных видов транспорта; провокация населения ввиду создания чувства страха и бессилия; дезориентация органов государственной власти; уничтожение средств связи и др.
В связи с обострившейся обстановкой, наличием локальных конфликтов и войн проблема терроризма давно стала актуальной. В целом можно говорить о весомых основаниях развития направлений по предупреждению терроризма как в России, так и в ряде иных государств, потому что индекс терроризма увеличился в последние годы во многих странах мира. Например, в России он поднялся с 4.54 баллов до 5.23, а в США с 5.26 до 6.07 баллов. Бессменными лидерами данного рейтинга являются такие страны, как Афганистан и Ирак3.
Терроризм не имеет рамок в виде границ отдельных государств, это проблема и угроза безопасности всего мирового сообщества, крайне сложное и негативное социально-политическое явление. Рассмотрим содержание уголовно-правовых мер противодействия преступлениям террористической направленности.
В связи с угрозой преступлений террористической направленности на территории Российской Федерации было принято множество правовых актов, связанных с мерами борьбы с этим общественно опасным деянием. Обращаясь к внутригосударственному аспекту, считаем важным уделить особое внимание изменениям уголовного законодательства, произошедшим в марте 2022 г. В связи с началом Российской Федерацией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР средства массовой информации, сеть Интернет, социальные сети захлестнула волна публикаций, целью которых являлась дискредитация действий Вооруженных Сил РФ. В связи с широким общественным резонансом, с целью противодействия распространения ложной информации об использовании ВС России был принят Федеральный закон от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 04.03.2022 № 32-ФЗ). В соответствии со ст. 1 указанного Закона Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 2073, предусматривающей ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, ст. 2803, устанавливающей ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также ст. 2842 – призывы к введению мер ограничительного характера в отношении России, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц.
Следовательно, когда мировая безопасность под угрозой, существует необходимость координации направлений предупреждения терроризма в России. Рассмотрим действующие на территории страны в данный момент направления в исследуемой области. Достижение целей предупреждения преступлений террористической направленности возможно при условии системного подхода, предполагающего постоянный мониторинг динамики совершения данных преступлений с учетом квалифицирующих деяние признаков, анализ правовых, социальных, политических, экономических предпосылок. Особенности отдельных видов терроризма и экстремизма порождают необходимость разработки мер по их противодействию исходя из таких особенностей. К примеру, в целях предупреждения религиозного экстремизма необходимым является пресечение финансирования исламских религиозных государств, в том числе из-за рубежа. Усиление контроля за порядком регистрации и деятельностью на территории Российской Федерации религиозных объединений также является необходимой мерой противодействия религиозно-экстремистским преступлениям. При проведении работы по противодействию религиозному экстремизму необходимо оценивать религиозную ситуацию в каждом субъекте Российской Федерации по отдельности, с учетом религиозной принадлежности отдельных групп населения и степени воздействия религии на организацию жизни населения.
Общим же вне зависимости от преобладающей религии при проведении предупредительной работы должен являться подход, обеспечивающий установление толерантной межконфессиональной системы.
Противодействие терроризму, на наш взгляд, невозможно без устранения социальной напряженности в обществе. Для достижения данной цели необходимо комплексное взаимодействие государства, правоохранительных органов с представителями различных социальных, идеологических, политических и иных групп и достижение ими взаимоприемлемых соглашений. Ограничение политической пропаганды экстремистского толка в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, также можно отнести к одному из действенных способов предупреждения терроризма. Наконец, мерами, позволяющими достигнуть эффективности при противодействии преступлениям террористической направленности, являются повышение правовой и политической культуры. Главной целевой аудиторией данной меры мы считаем молодежь. Тому есть несколько причин: во-первых, как ранее отмечалось, именно молодежь является наиболее подверженной социальной группой в качестве как жертв преступлений исследуемой группы, так и будущего соратника террористов; во-вторых, молодежь, как правило, не имеет четко сформированной позиции по отношению к событиям, происходящим в обществе, именно в этом возрасте происходит формирование личностных ценностей, взглядов и идей.
Несмотря на вышеизложенное, по нашему мнению, составить объективный портрет как преступника-террориста, так и его жертвы весьма затруднительно. Обусловлено это в первую очередь отсутствием четкой типологии личности террориста, поскольку каждой из разновидностей присущи свои характеристики. Предложенное разделение типов личности преступника на политический, идеологический, расовый, национальный и религиозный типы основано на определении причинно-мотивационной составляющей совершения преступлений террористической направленности. Определение характеристик жертв преступлений террористической направленности, на наш взгляд, также необходимо производить исходя из причинно-мотивационной составляющей совершения в их отношении преступлений. Второй причиной, ничуть не уступающей по своему значению, выступает высокая латентность рассматриваемых преступлений, причиной которых в большей мере является отсутствие желания пострадавших от действий террористов обращаться в правоохранительные органы по причине боязни мести со стороны преступников. Как отмечает С. А. Кокорин, ситуация в России ежегодно ухудшается в связи со скрытой пропагандой терроризма через социальные сети, воздействующие на умы молодого поколения4.
В рамках противодействия терроризму государственными органами власти была создана правовая база, которую следует рассмотреть более подробно.
Уголовное законодательство Российской Федерации включает комплекс правовых запретов и мер государственного принуждения (наказаний и иных мер уголовно-правового характера). В совокупности они образуют превентивные и охранительные («карательные») уголовно-правовые средства защиты безопасности общества и государства от посягательств террористического характера. Среди указанных правовых запретов и мер, направленных на ликвидацию совершения преступлений террористической направленности, особое внимание следует уделить рассмотрению норм Уголовного кодекса РФ.
Так, в законодательстве особое положение уделяется проведению мероприятий, направленных на борьбу с терроризмом 5 в рамках исполнения Федерального закона «О противодействии терроризму».
Указанные положения были созданы с целью преодоления кризиса общественного развития, когда в государстве может возникнуть противоправный порядок, связанный с деятельностью террористических групп, имеющих своей целью устрашение населения и насильственный захват органов государственной власти. По нашему мнению, такая позиция логична, поскольку она конкретизирует квалификацию террористических преступлений и устанавливает меры ответственности за терроризм как общественно опасное деяние.
Нормы Федерального закона «О противодействии терроризму» содержат в себе основы определения терроризма и террористического акта, что также наблюдается в диспозиции ст. 205 УК РФ. На основании этого стоит говорить о том, что объектом терроризма выступают общественные отношения и государственные интересы по обеспечению безопасности и правопорядка в обществе.
Однако, по мнению К. Ю. Егорова, здесь не стоит выделять второстепенный объект, который будет выступать лишним в определении уголовно-правовых мер противодействия терроризму. На наш взгляд, можно согласиться с мнением автора, поскольку выделение дополнительного объекта преступлений террористического характера в виде жизни и здоровья личности, а также имущественных отношений является лишней мерой6.
Состав дополнительных объектов указанного преступления находится в ч. 2 и 3 ст. 205 УК РФ, он включает причинение имущественного ущерба и иных тяжких последствий, а также умышленное причинение смерти человеку, что также может дополняться в зависимости от формы и рода преступления террористической направленности.
Существующие проблемы в обществе обусловливают необходимость создания дополнительных направлений предупреждения терроризма в современной России. Рассмотрим их более подробно.
- Совершенствование метода профайлинга. Анализ литературы показал, что первое упоминание об истоках зарождения криминалистического профиля, или профайлинга, большинство ученых традиционно связывает с внедрением особой технологии по вычислению потенциально опасных лиц на территории аэропорта «Тель-Авив» в Израиле. Впоследствии такая практика получила мировое распространение. Для более качественной реализации процедуры профайлинга необходимо организовать эффективные алгоритмы взаимодействия специалистов-психологов с субъектами, осуществляющими предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность в рамках террористической деятельности, а также дальнейшее совершенствование и научное обоснование методики профайлинга.
Необходимо развитие системы видеофиксации и распознавания лиц. Системы распознавания лиц используются для электронной идентификации людей, что, безусловно, повлияет на развитие процедуры составления профиля террориста. Важно в целом проводить обновление основных фондов в области следствия, потому что слабая техническая оснащенность создает множество проблем при раскрытии преступлений.
- Работа в области информационных угроз. Протесты, прошедшие в нашей стране в январе 2021 г., координировались через неконтролируемые СМИ новых видов, такие например как Telegram. Подобные Telegram-каналы с призывами к насилию влияют и на международную безопасность. Пользуясь тем, что Telegram-платформа еще не имеет достаточно четкого законодательного регулирования, объединившись, преступники ищут любые лазейки для реализации своих корыстных умыслов, тем самым проблема приобретает межнациональные масштабы. В таких каналах публикуют информацию о способах изготовления самодельного оружия, несанкционированных митингах и пр. Интернет и социальные сети являются основными распространителями идей терроризма и экстремизма, а молодые люди являются основным объектом информационного влияния с целью вовлечения в террористическую деятельность.
В рамках этого необходимо расширение круга антитеррористических знаний и практических навыков граждан путем проведения просветительских и пропагандистских мероприятий, информирования через СМИ о способах защиты от этого негативного социального явления. Формирование «антиэкстремистского правосознания». Внесение изменений в Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации», а именно в ст. 4, о «недопустимости злоупотребления свободой массовой информации» в отношении публикаций в мессенджерах типа Telegram. Модернизация ряда положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Возможная разработка отдельного закона «Об Интернет-СМИ». Дискуссии о необходимости регулирования Интернета на законных основаниях в России ведутся не первый год.
Важно юридическое оформление Telegram-каналов в качестве СМИ, что закрепит юридическую ответственность, а значит способность манипулировать и публиковать недостоверную информацию станет недоступной или снизится.
- Контроль миграции. Политика привлечения на работу мигрантов, а также упрощенная программа получения гражданства для соотечественников, безусловно, – гуманный шаг на пути к становлению демократического государства. Сегодня каждый россиянин видит, насколько миграционная проблема начинает влиять на страну. Это привносит множество террористических угроз.
- Необходимо создать определенную систему против террористических действий. Основное внимание необходимо направить на воспитательную работу, разъяснение молодежи роли государства в жизни общества, также необходима систематическая работа по подготовке кадров с целью работы с молодежью. Противостоять деструктивным идеологиям позволяет опора на традиционные ценности – те нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрение граждан России и передаются от поколения к поколению. В целях повышения качества профилактики терроризма и неонацизма в рамках воспитательной работы с обучающимися следует в первую очередь обратить внимание на планирование мероприятий по противодействию идеологии терроризма, которое должно осуществляться на основе проводимого в регионах, а также по линии Минобрнауки, Минпросвещения России, Росмолодежи и ФАДН России мониторингов молодежной среды.
Борьба с терроризмом включает предотвращение, выявление, пресечение и минимизацию последствий терроризма.
Таким образом, анализ уголовно-правовых мер противодействия терроризму позволяет сделать вывод о том, что в диспозиции нормы ст. 205 УК РФ наличествует значительное количество оценочных признаков. Именно оценочные признаки – одно из главных обстоятельств, препятствующих единообразному применению уголовного законодательства.
Контртеррористические операции – это специальные операции, направленные на пресечение террористического акта, обеспечение безопасности гражданского населения, обезвреживание террористов и минимизацию последствий теракта.
Вооруженные Силы РФ ведут борьбу с терроризмом на основе следующих правовых документов: Конституция РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму»7, международные договоры, указы президента РФ, постановления и директивы правительства РФ, а также директивы министра обороны РФ, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, главнокомандующих ВС России, командующих родами войск и командующих военными округами силы (флот).
При координации Национального антитеррористического комитета и при содействии Министерства внутренних дел РФ ФСБ выполняет функции органа по борьбе с терроризмом. Россия все чаще использовала свое антитеррористическое и антиэкстремистское законодательство против политической оппозиции, независимых СМИ и некоторых религиозных организаций для криминализации осуществления свободы религии или убеждений, выражения мнений и объединений.
Борьба с террористической деятельностью в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений национальной политики. Российское законодательство имеет довольно обширную базу в сфере борьбы с террористической деятельностью. Ее составляют как ратифицированные международные документы (Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, Европейская конвенция о пресечении терроризма и др.), так и внутренние акты, которые прямо или косвенно определяют основные положения борьбы с террористической деятельностью. Самый весомый нормативно-правовой акт в области правовой борьбы с проявлениями терроризма – Уголовный кодекс РФ. В нем непосредственно закреплена ответственность за преступления террористической направленности, в том числе ответственность за совершение террористического акта, предусмотренная ст. 205 УК РФ.
Правительства многих стран стараются противодействовать терроризму с помощью правоохранительных органов, армии, спецслужб либо комбинации всех силовых структур. Иными словами, государства применяют против террористов исключительно меры репрессивного характера. Хотя силовые методы могут быть частью решения проблемы, с их помощью невозможно остановить терроризм. Анализ состояния и структуры терроризма актуально начать со статистики преступлений в данной области. Уголовный кодекс РФ 8 содержит в своем тексте ранее упомянутую ст. 205 под названием «Террористический акт». Данная статья представлена в гл. 24 УК РФ в рамках преступлений против общественной безопасности. Наибольшее количество человек за последние четыре года по исследуемой статье осуждены в 2018 г. – 28, наименьшее – в 2020 г. – 23.
Интересен факт того, что количество преступлений, которые регистрируют МВД России, ФСБ, СК России в области ст. 205 УК РФ, непропорционально выше количества осужденных по данной статье. Так, например, по данным МВД России, число преступлений террористического характера, предварительное расследование которых было окончено в 2021 г., составило – 844 (+12.8%). Из них 124 (14.7%) расследовали органы внутренних дел (–31.1%), 332 – СК России (+32,8%). Остальные, как предполагают некоторые источники, расследовали органы ФСБ, т. е. 388 преступлений. Состояние преступности, которое отражается в сборниках статистики МВД России, освещается по исследуемой статье в неполной мере. Именно поэтому судить о реальной ситуации в исследуемой области крайне сложно. Скорее всего представленная статистика указана не только в ст. 205 УК РФ, но и в ст. 2051, 2052 УК РФ и пр.
Следует отметить, что в России проблема появления преступлений террористической направленности резко обострилась в 1980–1990 гг. и впоследствии терроризм начал приобретать характер серьезной угрозы для жизни общества и государства. На основании этого стоит говорить о том, что в настоящий момент существуют различные методы противодействия терроризму.
На основании положений Указа Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» важной угрозой нормальному функционированию общества и государства являются преступления террористической направленности, а также любая форма террористической деятельности, направленная на устрашение органов государственной власти и населения в целях достижения личных результатов террористов.
Как было отмечено ранее, основная база проведения политики, направленной на противодействие терроризму, содержится в нормах Федерального закона «О противодействии терроризму», в положениях которого закрепляется терминологический аппарат такого явления, как терроризм. Угроза дестабилизации российского государства вызывает наибольшее волнение на территории Украины и Кавказа. Нельзя не отметить, что ситуация обостряется в связи с появлением националистических взглядов, которые носят по большей части характер фашизма и сепаратизма.
На основании официальной статистики состояния преступлений террористической направленности на территории России, очаг преступной деятельности сосредоточен на территории Северного Кавказа, а также в Южно-Российском регионе и на территории крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. На основании вышесказанного стоит говорить о том, что в Российской Федерации очаги преступлений террористической направленности сосредоточены в узком списке регионов. Однако наибольшее распространение терроризма приходится на территории городов федерального назначения.
Как подчеркивалось ранее, терроризм для России является наиболее опасной угрозой национального характера, влекущей за собой дестабилизацию системы органов государственной власти, а также создание неоднозначной ситуации в обществе. Секретарь Совбеза России Н. Патрушев заявил, что нелегальная миграция остается питательной средой для терроризма и экстремизма. Поэтому нужно пресекать попытки формирования этнических анклавов. Преступления, совершенные мигрантами, от раза к разу становятся все более вопиющими, и агрессия, которую проявляют преступники, становится все более беспричинной, они вовлекаются в различные террористические ячейки. Чтобы навести порядок в миграционной политике, необходимо ликвидировать диаспоры в их нынешнем формате и ужесточить контроль за приезжающими трудовыми мигрантами.
С учетом положения России по отношению к другим странам существует необходимость создания криминологических мер противодействия терроризму. Следует отметить, что криминологическое предупреждение включает в себя комплекс мер противодействия терроризму, охватывающий все сферы общественной жизни.
В качестве примера рассмотрим степень влияния возможной диверсии на государственную безопасность Российской Федерации. Различить диверсионный и террористический акт достаточно сложно. В отечественной теории уголовного права принято считать, что диверсия посягает, как правило, на экономическую безопасность государства. Причем в большинстве случаев такой состав преступления представляет собой отдельную группу (вид) одноименных преступлений (против экономической безопасности). Наличие той или иной группы или видов преступлений внутри страны зависит от направленности и видов источников угроз. Подобные угрозы могут быть во внутренней, внешней, политической, экономической, информационной, оборонной и др. безопасности. Таким образом, диверсия остается по-прежнему единственным составом преступления рассматриваемого раздела Уголовного кодекса РФ и составляет отдельный вид преступлений – преступлений в сфере экономической безопасности. Однако, учитывая то обстоятельство, что экономическая безопасность в целом может подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам, можно предположить о ее пребывании в особом промежуточном положении. В то же время, проанализировав сущностные особенности такого явления, сделан вывод о том, что в большей степени его состояние формируют внутренние процессы (продовольственная, энергетическая, научно-технического, демографическая, экологическая политика государства и др.). То есть экономическая безопасность является производной от более объемной по форме и содержанию внутренней безопасности, и, соответственно, можно предположить, что диверсия посягает не столько на основы экономической, сколько на основы внутренней безопасности Российской Федерации, и может рассматриваться как террористический акт.
На наш взгляд, на основании этого положения следует говорить о том, что в настоящее время перед учеными-правоведами стоит главная задача, проявляющаяся в должном определении преступлений террористической направленности в рамках обоснования терминологии терроризма для включения его в действующее законодательство. В рамках осуществления мер по борьбе с терроризмом государство обязано руководствоваться единой конвенцией по установлению мер борьбы с преступлениями террористической направленности, что также является эффективным инструментом противодействия этому явлению.
Нельзя не отметить, что более полное обоснование мер противодействия терроризму было сформулировано в Федеральном законе «О противодействии терроризму». Однако проблематика определения терроризма как общественно опасного деяния является дискуссионным вопросом в рамках обоснования учебной и научной литературы.
Распространение преступлений террористической направленности является одной из самых серьезных угроз российского государства. Поэтому главной задачей правоохранительных органов является должное применение различных уголовно-правовых и криминологических средств противодействия преступлениям террористической направленности.
В рамках преодоления совершения преступлений террористической направленности требуется внедрить меры противодействия терроризму во все сферы общественной жизни, своевременно осуществлять воспитательные и профилактические меры. Законодательные меры борьбы с терроризмом имеют комплексный характер, а понимание их содержания возможно посредством проведения анализа норм действующего законодательства.
Более полная квалификация террористических преступлений указана в нормах Федерального закона «О противодействии терроризму», который также нуждается в некоторых дополнениях. В современных условиях методы противодействия преступлениям террористической направленности включают в себя комплекс уголовно-правовых и криминологических мер, основанных на принципах норм международного права по борьбе с терроризмом.
* * *
Таким образом, подводя итоги, можно заключить, что применение международного опыта и регламентация ответственности за преступления террористической направленности – главный метод борьбы с данным видом преступлений на территории Российской Федерации. Залогом успеха в борьбе с терроризмом является принцип коллективной ответственности в процессе взаимодействия органов государственной власти и общественных неполитических институтов9. Познание сущности террористической деятельности как специфического вида преступной деятельности, системного многообразия видов и форм ее осуществления, субъективных и объективных факторов детерминации, а также ее места и роли в динамике социального развития современного транзитивного общества позволит выработать методологические основы противодействия терроризму, обеспечить научно-практическую обоснованность политических, правовых, организационных и управленческих решений в области противодействия терроризму, будет способствовать созданию единого антитеррористического информационного пространства и эффективных механизмов противодействия терроризму на национальном и международном уровнях.
1 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400) // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. I), ст. 5351.
2 Абисова К. С. Детерминация и предупреждение террористической деятельности: дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2023.
3 См.: Репинская О. В. Формирование политической стратегии антитеррористической деятельности государственных институтов России: автореф. дис. … канд. полит. наук. Ростов н/Д., 2009.
4 См.: Кокорин С. А. Государственная политика России по борьбе с терроризмом: политологический анализ: автореф. … канд. полит. наук. Ставрополь, 2012.
5 См.: Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 01.03.1991 г.) // СЗ РФ. 2008. № 9, ст. 818.
6 См.: Егоров К. Ю. Политическое обеспечение борьбы с международным терроризмом как глобальной угрозой безопасности российского государства и общества: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2009. С. 18.
7 См.: Росс. газ. 2006. 10 марта.
8 См.: СЗ РФ. 1996. № 25, ст. 2954.
9 См.: Репинская О. В. Указ. соч.
Sobre autores
Yuri Golik
Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation
Autor responsável pela correspondência
Email: ygolik@list.ru
Doctor of Law, Professor
Rússia, MoscowYulia Chernysheva
Bunin Yelets State University
Email: lavytrans@mail.ru
PhD in Law, Associate Professor of Ermakov Department of Jurisprudence
Rússia, YeletsBibliografia
- Abasova K. S. Determination and prevention of terrorist activity: dis. … PhD in Law. Krasnodar, 2023 (in Russ.).
- Egorov K. Yu. Political support for the fight against international terrorism as a global threat to the security of the Russian state and society: abstract … Candidate of Political Sciences. M., 2009. P. 18 (in Russ.).
- Kokorin S. A. The state policy of Russia in the fight against terrorism: a political analysis: abstract … Candidate of Political Sciences. Stavropol, 2012 (in Russ.).
- Repinskaya O. V. Formation of a political strategy for anti-terrorist activities of Russian state institutions: abstract … Candidate of Political Sciences. Rostov-on-Don, 2009 (in Russ.).
Arquivos suplementares
