КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ 2020 ГОДА: ДВА ИХ НЕСОВЕРШЕНСТВА В СФЕРЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОСУДИЯ
- Авторы: Клеандров М.И.1
-
Учреждения:
- Институт государства и права Российской академии наук
- Выпуск: № 9 (2025)
- Страницы: 35-45
- Раздел: Суд, прокуратура, адвокатура, нотариат
- URL: https://bakhtiniada.ru/1026-9452/article/view/318307
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945225090038
- ID: 318307
Цитировать
Аннотация
На основе анализа двух введенных в 2020 г. в Конституцию РФ дополнений в статье обос- новывается вывод о серьезных несовершенствах (другого слова подобрать не удалось) двух звеньев современного организационно-правового механизма правосудия. Первое вытекает из текста ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, в которой перечисляются суды, составляющие судебную систему Российской Федерации, и где отсутствуют военные суды, что можно объяснить отнесением их тремя федеральными конституционными законами к судам общей юрисдикции. Однако в этом тексте названы арбитражные суды, которые в совокупности, как и военные, составляют две автономные несколько звенные специализированные судебные системы, замыкающиеся на соответствующие судебные коллегии Верховного Суда РФ; у них даже количество судебных органов примерно равно – около сотни. Получается, что ч. 3 ст. 118 Конституции РФ «пошла» вслед за названными тремя федеральными конституционными законами, а должно быть наоборот: в этом конституционном нововведении должны присутствовать и военные суды, после чего и в соответствии с чем названные федеральные конституционные законы подлежат адекватной корректировке. Второе вытекает из текстов п. «е.3» ст. 83 и п. «л» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, в соответствии с которыми Совет Федерации по представлению Президента РФ прекращает полномочия руководителей и судей Конституционного и Верховного судов РФ, а также кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими грубого проступка. Делается вывод, что этим разрушено единство статуса судей, поскольку здесь наступает конституционная ответственность судей, тогда как за такое же нарушение у остальной части судейского корпуса наступает дисциплинарная ответственность, а у Совета Федерации появились несвойственные законодательной власти полномочия «суда над судьями».
Об авторах
М. И. Клеандров
Институт государства и права Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: mklean@igpran.ru
г. Москва, ул. Знаменка, д. 10
Список литературы
- Виноградова Е. В. Грани современного российского конституционализма. М., 2021. С. 12.
- Виноградова Е. В., Виноградова П. А. Укрепление конституционных гарантий поправками в Конституцию Российской Федерации. М., 2020. С. 111, 125.
- Клеандров М. И. В защиту конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Росс. юстиция. 2015. № 6. С. 2–7.
- Клеандров М. И. Конституционная ответственность судьи – дело послезавтрашнего дня? // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 2 (26). С. 1–8.
- Клеандров М. И. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ или конституционные (уставные) советы: следовало ли упразднять эти суды // Росс. судья. 2023. № 10. С. 40–45.
- Клеандров М. И. Механизм этической ответственности судьи: проблемы формирования. М., 2017.
- Клеандров М. И. Ответственность судьи. М., 2011.
- Клеандров М. И. Проблемы судебной власти и академическая наука // Вестник РАН. 2014. Т. 84. № 9. С. 810–816.
- Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М., 2008.
- Клеандров М. И. Статус судьи: учеб. пособие. Новосибирск, 2000.
- Колосов Н. М. Конституционная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право. 1997. № 2. С. 90.
- Липинский Д. А., Мусаткина А. А. О санкциях конституционной ответственности и мерах защиты // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 15–18.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2020 (отд. издание). С. 43, 44.
Дополнительные файлы
