На пути к суверенной философии права России А. И. Бастрыкин, Р. Ф. Исмагилов, В. П. Сальников. Идея добра в творчестве Ф.М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского) / вступ. слово А. И. Александрова. Спб.: фонд «университет», 2021. – 380 с. (Серия «наука и общество»); С. И. Захарцев, Д. В. Масленников, В. П. Сальников. Логос права: Парменид – Гегель – Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права. М.: Юрлитинформ, 2019. – 376 c.

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья представляет собой рецензию на монографии А. И. Бастрыкина, Р. Ф. Исмагилова, В. П. Сальникова «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского)» (2021)1 и С. И. Захарцева, Д. В. Масленникова, В. П. Сальникова «Логос права: Парменид – Гегель – Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права» (2019)2 и посвящена вопросам становления философских оснований теории права, которые рассматриваются в общем контексте коллективной работы петербургских философов и юристов по разработке суверенной философии права под руководством проф. В.П. Cальникова.

Полный текст

1 2В среде петербургских ученых – философов и юристов – в течение последних лет активно обсуждается вопрос о путях разработки суверенной философии права, ее теоретических источниках и возможном содержании. В самом деле, подлинный суверенитет государства проблематичен, если его правовая идеология зависима от чужих идей: «действительный суверенитет государства имеет место лишь тогда, когда государство является субъектом мировой истории. Но это невозможно, если правовая система суверенного государства основана на принципах заимствованной философии права» (Логос права… с. 334). В этом контексте А. Д. Керимов и Д. В. Масленников справедливо обращали внимание на советский опыт, когда независимой «философско-правовой “матрицей” в нашей стране был марксизм. Это была теоретическая платформа, в своих основах совершенно независимая от либеральных идеологем Запада. Поэтому западная критика нашей демократии или нашего понимания прав человека гасилась уже на уровне идеологического противоборства, имела какое-то содержание лишь в конкуренции пропагандистских аппаратов. А значит, реальная правовая политика могла вырабатываться и осуществляться совершенно независимо от внешнего теоретико-правового дискурса, задаваемого научными идеями и самой семантикой чужой научной речи» 3. Но, разумеется, это – только аналогия. В настоящее время речь должна идти о философии права, базирующейся на гораздо более широких теоретических основаниях.

На этапе острого противостояния с блоком стран Запада, начавшемся в 2022 г., необходимость суверенной философии права, о которой ученые говорят уже более десяти лет, стала тем более очевидной. Эта философия должна опираться на многовековые духовные ценности народов России и в то же время должна быть соразмерна принципам и нормам международного права и в целом – мировым тенденциям развития права и правосознания.

Поэтому теоретическим основанием суверенной философии права петербургские авторы видели весь опыт развития классической философии от Платона до Канта и Гегеля, которая сегодня значима не столько интеллектуальным преломлением содержания различных локальных культур и эпох, к которым принадлежали создатели классической философии, сколько выражением смыслов права, имеющих всеобщее значение и в равной мере актуальных для всех народов многополярного мира. В то же время подчеркивалось значение русской традиции философско-правовой мысли, обращение к которой позволяет интерпретировать содержания классического наследия в свете национальных нравственно-правовых ценностей.

Теоретические и методологические условия реализации такого подхода связывались авторами рецензируемых монографий с идеей диалектического единства исторического и логического в развитии философии, когда результат этого развития, воплощенный прежде всего в учениях классиков немецкого идеализма, позволяет выявить, осмыслить и соединить воедино внутреннюю логику всего историко-философского процесса. Тем самым мы не связываем себя однозначно ни с одним конкретным учением, не становимся его апологетами и в то же время актуализируем основное содержание каждого философского учения, очищенное от исторической формы случайности. А значит, в этом понятийном дискурсе, возникающем на стыке логического и исторического, мы выявляем и принимаем истинный смысл всего философско-правового мышления, стыкующегося с классической философией.

О том, что в этом направлении петербургские ученые под руководством проф. В. П. Сальникова работают уже достаточно давно, свидетельствуют их работы, выпущенные в конце 1990-х годов 4. Позже были опубликованы философско-правовые исследования А. И. Александрова, С. И. Захарцева, Р. Ф. Исмагилова, Д. В. Масленникова, В. П. Сальникова 5, которые привлекли к себе внимание научной общественности 6.

Итогом авторских размышлений стала фундаментальная монография С. И. Захарцева, Д. В. Масленникова, В. П. Сальникова «Логос права: Парменид – Гегель – Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права» 7, которая вскоре была переведена на английский язык и издана также в Лондоне 8. В 2024 г. вышло ее второе, значительно расширенное, издание9.

В этой монографии авторы прежде всего четко обозначили свое понимание предмета философии права (или, как они предпочитали говорить в данном издании, метафизики права), опосредующего связь философского учения о всеобщем единстве мышления и бытия с правовой мыслью: «содержание философии права включает в себя дискурс перехода от philosophia prima (первой философии), изучающей всеобщие начала, к позитивной теории права» (Логос права… с. 4). Содержание этого философского «учения о началах», являю- щегося всеобщим основанием метафизики права, авторы раскрывают, обращаясь к наследию первых греческих философов, Платона и Аристотеля, а затем – к трудам Декарта, Канта, Фихте и Гегеля. При этом актуализируется и интерпретируется применительно к правовой проблематике та диалектика исторического и логического в философии, на которую мы указали выше.

Это выявление целостности, внутренней логики и смыслов историко-философского процесса дало авторам возможность раскрыть фундаментальные основания главных парадигм философско-правовой мысли: парадигмы естественного права, парадигмы общественного договора и парадигмы абсолютной свободы как сущности бытия человека, связывающей его со всеобщими смыслами мироздания. Формирование последней парадигмы авторы монографии видят в творчестве Канта, Фихте и Гегеля, которые на основе новоевропейской идеи субъективности восстанавливают христианское понимание мира и смысла существования в нем человека, общества, государства.

В рамках естественно-правовой парадигмы право понималось как форма данности человеку идеи абсолютного добра, как форма причастности человека этой идее. Идея абсолютного добра трактуется авторами в платоновском смысле: как одна из ипостасей абсолютной идеи бытия. Понятая таким образом эта идея может рассматриваться как «порождаю- щая модель» права. Тем самым авторы апеллируют к идее абсолютного в праве, от которой, кстати, решительно отказывается современная западная философия. Но здесь, как раз, авторы могут опереться на традиции русской философии права, например на позицию ее выдающегося представителя И. В. Михайловского: «Как общая философия стремится познать не только абсолютные первоосновы мира, но и тот порядок, в котором эти первоосновы проявляются, способ реализации их в мире, так и философия права должна показать те общие пути, те принципы, при помощи которых абсолютная идея права как часть общемирового этического порядка реализуется в окружающей нас среде и в истории культуры» 10.

Отношение права к этим «абсолютным первоосновам мира» опосредуется авторами через понятие ценностей, в свою очередь, отсылающих к идее блага, или иначе – к идее абсолютного добра. В самом деле, право лишь тогда может выступать как система регулирующих норм, когда оно коррелируется с традиционными нравственными ценностями и потому само признается человеком в качестве ценности. Тогда нет нужды прибегать к внешним по отношению к самому праву средствам обеспечения действенности его норм: к насилию или к манипулированию сознанием, т. е. к тому, что ограничивает свободу человека. Подчинение нормам права, а равно и нормам морали, человек должен признать благом самим по себе, следование этим нормам должно почитаться человеком священным долгом и одновременно способом его собственной социальной самореализации.

Авторы монографии постоянно подчеркивают, что истинные ценности права могут иметь только абсолютный характер: «Ведь, подчиняясь чему-то неабсолютному, а значит, обусловленному чем-либо, человек сам неизбежно обусловливается какими-то внешними ему обстоятельствами: волей государства, социальными условиями, общественной или собственной психологией, деятельностью практического или “комуникативного” разума и т. п. В таком случае невозможно различение добра и зла, которое может быть лишь свободным процессом, а значит невозможна нравственность (как содержание этого различения) и невозможно право (как форма этого различения)» (Логос права… с. 17).

Отсюда вполне логично следует переход авторов к проблеме конкретизация идеи абсолютного добра. Абсолютное бытие концентрируется в бытии человека, а бытие как абсолютное добро – в свободе как высшем даре Бога человеку. Исторически толчок к такой конкретизации дала полемика Отцов Церкви с гностическими ересями первых веков христианства. Отрицая дуализм гностиков, утверждавших равнозначность бытия и небытия, добра и зла, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Дамаскин, о которых идет речь в монографии (Логос права… с. 67, 72–74), говорили о единстве мироздания, воплощающем благую волю Бога, а значит, и об онтологической несостоятельности зла. Но если признать, что в бытии мира зла, по сути, нет, то это ставит перед философией особый вызов в познании сущности свободы человека, в силу этой своей свободы ответственного за появление в мире зла. Именно в рецензируемой монографии впервые в истории философии столь последовательно проводится линия от аргументов Парменида о немыслимости небытия к аргументам Отцов Церкви о небытии зла и, соответственно, к проблематике субъективности и свободы, формирующих высшую парадигму права 11.

Как итог, следует промежуточный авторский вывод: для обоснования высшего результата развития классической философии права, апеллирующей к идее «бытия как абсолютной свободы», философская мысль должна раскрыть не только внутреннее единство всеобщего бытия и абсолютного добра, которая знала уже античная философия, но она должна раскрыть значение этого единства для самого человека, его смысл, его ценность для человеческого бытия. Этот шаг в развитии философской мысли авторы связывают с именем Ф. М. Достоевского. В этом они следуют указанию П. И. Новгородцева, одного из крупнейших русских правоведов: «Освободить здоровую основу славянофильской идеологии от чужеродных примесей и представить русскую идею в ее подлинной сущности выпало на долю величайшему представителю русского духа – Достоевскому… В произведениях Достоевского мы находим отчетливейшее выражение русского мировоззрения, у него мы находим и глубочайшие основы русской философии права» 12.

Именно в творчестве Ф. М. Достоевского авторы рецензируемой монографии усматривают первую завязь синтеза классической метафизики права и русской философской традиции, интерпретирующей классическое философско-правовое наследие в духе христианских ценностей. Этой теме была посвящена специальная глава в «Логосе права…», в других публикациях последних лет, подготовленных петербургскими учеными школы В. П. Сальникова. В особенности здесь необходимо указать на опубликованный под редакцией проф. В. П. Сальникова цикл лекций Р. Ф. Исмагилова «Философское наследие Ф. М. Достоевского и его влияние на развитие философии права» 13.

Свое развернутое обсуждение тема творчества Достоевского как связующего моста классической и русской философии права, а значит, как действительной «точки сборки» суверенной философии права России получила в монографии А. И. Бастрыкина, Р. Ф. Исмагилова, В. П. Сальникова «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (К 200-летию Ф. М. Достоевского)» 14. Уже в 2023 г. после многочисленных положительных отзывов 15 она вышла вторым дополненным изданием 16. Здесь авторы на базе ранее опубликованных статей 17 систематически развивают тот вывод, к которому они пришли в своих более ранних произведениях: «традицию понимания гармонии мира как абсолютного добра – традицию, связующую между собой наследие античности с его идеей абсолютного добра, патристику с ее опытом теодицеи и философию субъективности Нового времени – как раз и продолжает великий русский писатель. При этом он заостряет ее до последнего возможного предела, ставя вопрос о значении и смысле гармонии абсолютного добра для каждого отдельного человека, для его субъективности и для утверждения его свободы» (Идея Добра… с. 322).

Понятие «абсолютного добра», как оно трактуется Достоевским, авторы монографии разрабатывают в пересечении таких фундаментальных категорий, как «бытие», «идея Бога», «свобода», «жизнь», «человек», «народ». Судя по полноте источников, приведенных в работе, авторы опираются буквально на весь корпус текстов Ф. М. Достоевского, включая «Дневник писателя», письма, записные книжки и подготовительные материалы. На этой базе они реконструируют понимание Достоевским сути и смысла абсолютного добра как высшей идеи бытия и одновременно как высшей идеи свободы 18.

В своем исследовании А. И. Бастрыкин, Р. Ф. Исмагилов и В. П. Сальников подводят читателя к пониманию того, что истину абсолютного добра философ связывал не с абстрактными рассуждениями, а с глубокой и искренней религиозной верой, ведущей человека ко Христу: «Вопрос о сущности и смысле бытия, по Достоевскому, не решается человеком вне отношения к Богу, отношения религиозного и аксиологического одновременно» (Идея Добра… с. 199). Здесь для Ф. М. Достоевского концентрируются важнейшие вопросы, на решении которых должна основываться и наша национальная философия права: о синтезе единого и многого в онтологическом и в этическом плане, о личной ответственности человека перед Богом за всех людей, о сочетании моральной и правовой ответственности, о преступлении и возможности последующего покаяния. А также связанные с ними более частные, «специальные», вопросы, которым посвящено немало страниц в текстах писателя: вопросы взаимосвязи греха и преступления, вопросы нравственной ответственности судьи и адвоката, вопросы личной вины преступника и искуп- ления этой вины в единстве с землей и с «миром».

Фундаментальное значение для их решения, как было показано в монографии, имела идея бессмертия души, актуа- лизирующая связь вечного и земного. Именно посредством связи с идеей бессмертия души в творчестве Ф. М. Достоевского сопрягалась идея абсолютного добра, идея сущностной свободы человека и идея права (Идея Добра… с. 222–235). «А высшая идея на земле лишь одна, – цитируют авторы монографии Ф. М. Достоевского, – и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные “высшие” идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают» 19. В трактовке авторов рецензируемой работы, опыт обоснования права, исходя из идеи бессмертия души и всеобщей взаимной ответственности людей, намеченный Ф. М. Достоевским, более глубок, перспективен и в конечном счете более истинен, чем социальный атомизм, лежащий в основе теории общественного договора Гоббса и ее последующих трансформаций в духе правового и политического либерализма.

Исходя из этих философских и в какой-то мере богословских предпосылок, в монографии было показано, что право и государство понимались Ф. М. Достоевским прежде всего как выражение высшей нравственной идеи, в конечном счете – все той же идеи абсолютного добра, истинный смысл которой, по мысли писателя, раскрывается только нравственным творчеством народа в течение его исторического бытия. Поэтому наследие Ф. М. Достоевского может составить исходную точку построения национальной суверенной философии права, с установкой на развитие понятия права из идеи абсолютного добра, сопряженной с идеей сущностной свободы человека: «именно идея блага, абсолютного добра, является тем, что опосредует связь абсолюта с личностью, правом и государством. Отныне любая философско-правовая и этическая теория, независимо от ее трактовки абсолюта, именно через идею блага вводит то абсолютное содержание, без которого невозможно помыслить право» (Идея Добра… с. 287).

Как представляется, авторы обеих рецензируемых работ выполнили ту задачу, которую они перед собой поставили. Не ошибусь, если скажу, что мы имеем дело с такими разработками философско-правовой проблематики, которые по своей глубине можно поставить в один ряд с трудами В. Н. Жукова, В. С. Нерсесянца, Д. А. Керимова, О. Э. Лейста, Е. А. Фроловой.

«Логос права…» и «Идея Добра…» по содержанию, по общетеоретическим и методологическим основаниям и самое главное – по своему композиционному единству являются единым философско-правовым трудом, результатом общей многолетней работы коллектива петербургских ученых, отраженной ранее в их многочисленных публикациях: книгах, учебниках, коллективных монографиях, лекционных курсах, статьях. Речь идет прежде всего о таких ученых, как С. И. Захарцев, Р. Ф. Исмагилов, Д. В. Масленников, которые осуществляли эти разработки при активном участии и руководстве известного ученого, философа и теоретика права, крупного организатора науки В. П. Сальникова. Значительный вклад в осмысление нравственных оснований права при подготовке второй части дилогии и предшествовавших ее публикации научных статей внес проф. А. И. Бастрыкин, с которым проф. В. П. Сальников вел совместную научную работу еще в период его работы в Санкт-Петербургском государственном университете и в других вузах северной столицы.

***

Таким образом, обе рецензируемые книги должны рассмат- риваться и изучаться как своего рода научная дилогия: «Логос права…» устанавливает общие теоретико-методологические начала суверенной философии права, «Идея Добра…» развивает эти начала на основе традиции осмысления религиозно-нравственных ценностей народов России. Идейно работы объединяет общая трактовка предмета философии, понимание роли нравственных традиций, веры, Русской Православной Церкви в укреплении государственного суверенитета и в развитии права в России.

На наш взгляд, труд авторского коллектива под руководством проф. В. П. Сальникова должен быть по достоинству оценен не только научным сообществом, но и государством, которое должно увидеть в нем теоретическое основание для разработки суверенной правовой идеологии России. Поэтому можно пожелать настоящим и будущим читателям этих книг вдумчивого и заинтересованного изучения, а авторам – продолжения их научной работы, столь же успешной, сколь же актуальной в современных условиях.

 

1 Далее по тексту – Логос права…

2 Далее по тексту – Идея Добра…

3 Керимов А. Д., Масленников Д. В. Научная работа петербургских правоведов в перспективе суверенной философии права // Мониторинг правоприменения. 2019. № 4 (33). С. 14.

4 См.: Русская философия права: философия веры и нравственности: антология / сост.: А. П. Альбов, Д. В. Масленников, А. И. Числов, С. В. Филиппова; предисл. А. А. Королькова. СПб., 1997; История философии права / отв. ред.: А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников. СПб., 1998.

5 См.: Александров А. И. Философия зла и философия преступности (вопросы философии права, уголовной политики и уголовного процесса). 2-е изд., перераб. и доп. / вступ. слово к 1-му изд. Д. А. Керимова. СПб., 2020; Захарцев С. И., Сальников В. П. Философия. Философия права. Юридическая наука. М., 2015; Их же. Философия и юридическая наука. М., 2019; Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Право и справедливость: исторические традиции и современные модели (Историко-правовой анализ теоретических исследований актуальных вопросов отношения идеи права и идеи справедливости в ХХ–ХХI вв.). СПб., 2017; Zakhartsev S. I., Salnikov V. P. The Philosophy of Law and Legal Science. Newcastle upon Tyne, 2018.

6 См.: Керимов А. Д., Масленников Д. В. Указ. соч. С. 14–18; Покровский И. Ф., Степашин С. В., Масленников Д. В. Идея справедливости как онтологическое основание права: новые исследования петербургских правоведов. Рец. на монографию: Р. Ф. Исмагилов, В. П. Сальников «Право и справедливость: исторические традиции и современные модели» (Историко-правовой анализ теоретических исследований актуальных вопросов отношения идеи права и идеи справедливости в ХХ–ХХI вв.). – СПб.: Фонд «Университет», 2017. 324 с. (Серия: «Наука и общество») // Юрид. наука: история и современность. 2017. № 3. С. 186–192; Степашин С. В., Масленников Д. В. Философия права и компрехендная теория права. Рец. на монографию С. И. Захарцева и В. П. Сальникова «Философия. Философия права. Юридическая наука» М.: Юрлитинформ, 2015. 264 с. // Юрид. наука. 2016. № 4. C. 177–179.

7 См.: Захарцев С. И., Масленников Д. В., Сальников В. П. Логос права: Парменид – Гегель – Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права. М., 2019.

8 См.: Zakhartsev S. I., Maslennikov D. V., Salnikov V. P. The logos of law: ParmenidesHegelDostoevsky. The speculative and logical foundations of the metaphysics of law. London, 2021.

9 См.: Логос права: Парменид – Гегель – Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях суверенной метафизики права. 2-е изд., испр. и доп. М., 2024.

10 Михайловский И. В. Очерки философии права. Томск, 1914. Т. 1. С. 32.

11 См.: Александров А. И., Богатырев Д. К. Истина философии и идея права: проблема единства // Государство и право. 2022. № 9. С. 22–39.

12 Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // История философии права / отв. ред.: А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников. С. 510.

13 Исмагилов Р. Ф. Философское наследие Ф. М. Достоевского и его влияние на развитие философии права: курс лекций / вступ. ст. В. П. Сальникова и Д. В. Масленникова. СПб., 2017 (Сер. «Наука и общество»).

14 Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского) / вступ. слово А. И. Александрова. СПб., 2021 (Сер. «Наука и общество»).

15 См.: Алиев Я. Л., Воронков К. И., Числов А. И. Идея добра в интерпретации Ф. М. Достоевского и в контексте философии права: презентация-рецензия монографии А. И. Бастрыкина, Р. Ф. Исмагилова, В. П. Сальникова «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права». – СПб.: Фонд «Университет», 2021. – 380 с. – (Серия: «Наука и общество») // Юрид. наука: история и современность. 2022. № 1. С. 186–193; Антонов И. А. Идеи добра и свободы, нравственности и права: рецензия на книгу А. И. Бастрыкина, Р. Ф. Исмагилова, В. П. Сальникова «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права». – СПб.: Фонд «Университет», 2021. – 380 с. // Правда и закон. 2022. № 1 (19). С. 77– 84; Денисова А. В., Гутман М. Ю., Игнатьева С. В. Принципиальное влияние идейного содержания произведений Ф. М. Достоевского на философию права. Рецензия-презентация монографии А. И. Бастрыкина, Р. Ф. Исмагилова, В. П. Сальникова «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права» (к 200-летию Ф. М. Достоевского) // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10 (214). С. 24–27; Захарцев С. И., Коваленко В. И., Старовойтова О. Э. Ф. М. Достоевский как философ права. Рецензия-размышление по поводу монографии: А. И. Бастрыкин, Р. Ф. Исмагилов, В. П. Сальников «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права» // Образование и право. 2022. № 10. С. 363–370; Зоир Дж.М., Содики Н. Н., Советов Д. И. Рец. на книгу Бастрыкина А. И., Исмагилова Р. Ф., Сальникова В. П. – Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского) // Юрид. вестник (Российско-Таджикский (славянский) университет. Душанбе). 2022. № 3 (11). С. 85–93; Игнатьева С. В., Кузнецов Э. В., Советов Д. И. Философские взгляды и вклад Ф. М. Достоевского в развитие политико-правовой мысли России: прошлое и настоящее. Рец. на книгу Бастрыкина А. И., Исмагилова Р. Ф., Сальникова В. П. «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права» (к 200-летию Ф. М. Достоевского) / вступ. слово А. И. Александрова; Следственный комитет Российской Федерации. – СПБ.: Фонд «Университет», 2021. – 380 с. (Серия: «Наука и общество») // Юрид. наука: история и современность. 2022. № 5. С. 188–195; Кийко А. Ю., Крижановская Г. Н., Хабибулин А. Г. Философия права Ф. М. Достоевского. Рец. на монографию А. И. Бастрыкина, Р. Ф. Исмагилова и В. П. Сальникова «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского) / вступ. ст. А. И. Александрова. – СПб.: Фонд «Университет», 2021. – 388 с. // Юрид. наука: история и современность. 2022. № 2. С. 187–194; Кириленко В. П., Мишальченко Ю. В., Довбуш Т. Н. Рец. на монографию «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского)» // Управленческое консультирование. 2022. № 8 (164). С. 161–165; Масленников Д. В., Жданов Ю. Н. Достоевский и философия права в России: идея Бога и идея свободы в Царстве Абсолютного Добра. Размышления над одной книгой // Русская философия. 2022. Вып. 1 (3). С. 83–93.

16 См.: Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского) / вступ. слово А. И. Александ- рова. 2-е изд., исп., доп. СПб., 2023 (Сер.: «Наука и общество»).

17 См.: Бастрыкин А. И., Сальников В. П. Идея человека в учении Ф. М. Достоевского о праве и государстве // Вестник Института права Башкирского гос. ун-та. 2021. № 4. С. 9–19; Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Взаимосвязь идеи абсолютного добра и свободы человека в философии права Ф. М. Достоевского // Юрид. наука: история и современность. 2021. № 6. С. 176–181; Их же. Идея абсолютного Добра в философии права Достоевского: ее актуальность в контексте конституционных реформ // Поправки к Конституции Российской Федерации и перспективы развития регионального законодательства: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 24 марта 2021 г.) / отв. ред. Н. В. Ямалетдинова. Уфа, 2021. С. 67–76; Их же. Идея права нового времени и философское наследие Ф. М. Достоевского: мировоззренческая оппозиция двух моделей // Правовое государство в современном мире: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 18 мая 2021 г.) / отв. ред. Н. В. Ямалетдинова. Уфа, 2021. С 74–85; Их же. Творческое наследие Ф. М. Достоевского в современной европейской философии: поиск путей преодоления духовного отчуждения человека // Юрид. наука: история и современность. 2020. № 6. С. 170–177; Их же. Философия права Ф. М. Достоевского и система нравственно-правовых ценностей народов России в XXI столетии // Юрид. наука: история и современность. 2020. № 9. С. 168–181; Их же. Человек и народ как высшие ценности в философии права Ф. М. Достоевского // Юрид. наука: история и современность. 2021. № 3. С. 165–172; Бастрыкин А. И., Сальников В. П., Захарцев С. И. Система нравственно-правовых ценностей в наследии Ф. М. Достоевского // Юрид. орбита. 2021. № 1. С. 32–37.

18 См.: Масленников Д. В., Жданов Ю. Н. Указ. соч. С. 83–93.

19 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 24. Дневник писателя за 1876 год. Ноябрь–декабрь. Л., 1982. С. 48.

×

Об авторах

Сергей Сергей Степашин

Ассоциация юристов России

Автор, ответственный за переписку.
Email: pravo@alrf.ru

доктор юридических наук, профессор, Председатель Императорского Православного Палестинского общества, Председатель Ассоциации юристов России

Россия, 101000 г. Москва, ул. Мясницкая, д. 24/7, стр. 1, под. 8

Список литературы

  1. Александров А. И. Философия зла и философия преступности (вопросы философии права, уголовной политики и уголовного процесса). 2-е изд., перераб. и доп. / вступ. слово к 1-му изд. Д. А. Керимова. СПб., 2020.
  2. Александров А. И., Богатырев Д. К. Истина философии и идея права: проблема единства // Государство и право. 2022. № 9. С. 22–39.
  3. Алиев Я. Л., Воронков К. И., Числов А. И. Идея добра в интерпретации Ф. М. Достоевского и в контексте философии права: презентация-рецензия монографии А. И. Бастрыкина, Р. Ф. Исмагилова, В. П. Сальникова «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права». – СПб.: Фонд «Университет», 2021. – 380 с. – (Серия: «Наука и общество») // Юрид. наука: история и современность. 2022. № 1. С. 186–193.
  4. Антонов И. А. Идеи добра и свободы, нравственности и права: рецензия на книгу А. И. Бастрыкина, Р. Ф. Исмагилова, В. П. Сальникова «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права». – СПб.: Фонд «Университет», 2021. – 380 с. // Правда и закон. 2022. № 1 (19). С. 77–84.
  5. Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Взаимосвязь идеи абсолютного добра и свободы человека в философии права Ф. М. Достоевского // Юрид. наука: история и современность. 2021. № 6. С. 176–181.
  6. Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Идея абсолютного Добра в философии права Достоевского: ее актуальность в контексте конституционных реформ // Поправки к Конституции Российской Федерации и перспективы развития регионального законодательства: сб. материалов Всеросс. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 24 марта 2021 г.) / отв. ред. Н. В. Ямалетдинова. Уфа, 2021. С. 67–76.
  7. Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского) / вступ. слово А. И. Александрова. СПб., 2021 (Сер.: «Наука и общество»). С. 199, 222–235, 287, 322.
  8. Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского) / вступ. слово А. И. Александрова. 2-е изд., исп., доп. СПб., 2023 (Сер.: «Наука и общество»).
  9. Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Идея права нового времени и философское наследие Ф. М. Достоевского: мировоззренческая оппозиция двух моделей // Правовое государство в современном мире: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 18 мая 2021 г.) / отв. ред. Н. В. Ямалетдинова. Уфа, 2021. С 74–85.
  10. Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Творческое наследие Ф. М. Достоевского в современной европейской философии: поиск путей преодоления духовного отчуждения человека // Юрид. наука: история и современность. 2020. № 6. С. 170–177.
  11. Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Философия права Ф. М. Достоевского и система нравственно-правовых ценностей народов России в XXI столетии // Юрид. наука: история и современность. 2020. № 9. С. 168–181.
  12. Бастрыкин А. И., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Человек и народ как высшие ценности в философии права Ф. М. Достоевского // Юрид. наука: история и современность. 2021. № 3. С. 165–172.
  13. Бастрыкин А. И., Сальников В. П. Идея человека в учении Ф. М. Достоевского о праве и государстве // Вестник Института права Башкирского гос. ун-та. 2021. № 4. С. 9–19.
  14. Бастрыкин А. И., Сальников В. П., Захарцев С. И. Система нравственно-правовых ценностей в наследии Ф. М. Достоевского // Юрид. орбита. 2021. № 1. С. 32–37.
  15. Денисова А. В., Гутман М. Ю., Игнатьева С. В. Принципиальное влияние идейного содержания произведений Ф. М. Достоевского на философию права. Рецензия-презентация монографии А. И. Бастрыкина, Р. Ф. Исмагилова, В. П. Сальникова «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права» (к 200-летию Ф. М. Достоевского) // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10 (214). С. 24–27.
  16. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 24. Дневник писателя за 1876 год. Ноябрь–декабрь. Л., 1982. С. 48.
  17. Захарцев С. И., Коваленко В. И., Старовойтова О. Э. Ф. М. Достоевский как философ права. Рецензия-размышление по поводу монографии: А. И. Бастрыкин, Р. Ф. Исмагилов, В. П. Сальников «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права» // Образование и право. 2022. № 10. С. 363–370.
  18. Захарцев С. И., Масленников Д. В., Сальников В. П. Логос права: Парменид – Гегель – Достоевский. К вопросу о спекулятивно-логических основаниях метафизики права. М., 2019. С. 4, 17, 67, 72–74.
  19. Захарцев С. И., Сальников В. П. Философия и юридическая наука. М., 2019.
  20. Захарцев С. И., Сальников В. П. Философия. Философия права. Юридическая наука. М., 2015.
  21. Зоир Дж. М., Содики Н. Н., Советов Д. И. Рец. на книгу Бастрыкина А. И., Исмагилова Р. Ф., Сальникова В. П. – Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского) // Юрид. вестник (Российско-Таджикский (славянский) университет. Душанбе). 2022. № 3 (11). С. 85–93.
  22. Игнатьева С. В., Кузнецов Э. В., Советов Д. И. Философские взгляды и вклад Ф. М. Достоевского в развитие политико-правовой мысли России: прошлое и настоящее. Рец. на книгу Бастрыкина А. И., Исмагилова Р. Ф., Сальникова В. П. «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права» (к 200-летию Ф. М. Достоевского) / вступ. слово А. И. Александрова; Следственный комитет Российской Федерации. – СПБ.: Фонд «Университет», 2021. – 380 с. (Серия: «Наука и общество») // Юрид. наука: история и современность. 2022. № 5. С. 188–195.
  23. Исмагилов Р. Ф. Философское наследие Ф. М. Достоевского и его влияние на развитие философии права: курс лекций / вступ. ст. В. П. Сальникова и Д. В. Масленникова. СПб., 2017 (Сер.: «Наука и общество»).
  24. Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Право и справедливость: исторические традиции и современные модели (Историко-правовой анализ теоретических исследований актуальных вопросов отношения идеи права и идеи справедливости в ХХ–ХХI вв.). СПб., 2017.
  25. История философии права / отв. ред.: А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников. СПб., 1998.
  26. Керимов А. Д., Масленников Д. В. Научная работа петербургских правоведов в перспективе суверенной философии права // Мониторинг правоприменения. 2019. № 4 (33). С. 14–18.
  27. Кийко А. Ю., Крижановская Г. Н., Хабибулин А. Г. Философия права Ф. М. Достоевского. Рец. на монографию А. И. Бастрыкина, Р. Ф. Исмагилова и В. П. Сальникова «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского) / вступ. ст. А. И. Александрова. – СПб.: Фонд «Университет», 2021. – 388 с. // Юрид. наука: история и современность. 2022. № 2. С. 187–194.
  28. Кириленко В. П., Мишальченко Ю. В., Довбуш Т. Н. Рец. на монографию «Идея Добра в творчестве Ф. М. Достоевского и ее влияние на развитие философии права (к 200-летию Ф. М. Достоевского)» // Управленческое консультирование. 2022. № 8 (164). С. 161–165.
  29. Масленников Д. В., Жданов Ю. Н. Достоевский и философия права в России: идея Бога и идея свободы в Царстве Абсолютного Добра. Размышления над одной книгой // Русская философия. 2022. Вып. 1 (3). С. 83–93.
  30. Михайловский И. В. Очерки философии права. Томск, 1914. Т. 1. С. 32.
  31. Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // История философии права / отв. ред.: А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников. СПб., 1998. С. 510.
  32. Покровский И. Ф., Степашин С. В., Масленников Д. В. Идея справедливости как онтологическое основание права: новые исследования петербургских правоведов. Рец. на монографию: Р. Ф. Исмагилов, В. П. Сальников «Право и справедливость: исторические традиции и современные модели» (Историко-правовой анализ теоретических исследований актуальных вопросов отношения идеи права и идеи справедливости в ХХ– ХХI вв.). – СПб.: Фонд «Университет», 2017. 324 с. (Серия: «Наука и общество») // Юрид. наука: история и современность. 2017. № 3. С. 186–192.
  33. Русская философия права: философия веры и нравственности: антология / сост.: А. П. Альбов, Д. В. Масленников, А. И. Числов, С. В. Филиппова; предисл. А. А. Королькова. СПб., 1997.
  34. Степашин С. В., Масленников Д. В. Философия права и компрехендная теория права. Рец. на монографию С. И. Захарцева и В. П. Сальникова «Философия. Философия права. Юридическая наука» М.: Юрлитинформ, 2015. 264 с. // Юрид. наука. 2016. № 4. C. 177–179.
  35. Zakhartsev S. I., Maslennikov D. V., Salnikov V. P. The logos of law: Parmenides – Hegel – Dostoevsky. The speculative and logical foundations of the metaphysics of law. London, 2021.
  36. Zakhartsev S. I., Salnikov V. P. The Philosophy of Law and Legal Science. Newcastle upon Tyne, 2018.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».