Два книдских фигурных сосуда II в. н.э. из собрания государственного исторического музея: технологические исследования
- Авторы: Журавлев Д.В.1,2, Гурьева П.В.2, Коваленко Е.С.2, Терещенко Е.Ю.2, Яцишина Е.Б.2
-
Учреждения:
- Государственный исторический музей
- Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 36-50
- Раздел: СТАТЬИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/0869-6063/article/view/267962
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869606324020039
- EDN: https://elibrary.ru/XKGVVU
- ID: 267962
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена двум хрестоматийно известным книдским фигурным сосудам из собрания Государственного исторического музея (г. Москва). Один из них – в виде фигуры барана – происходит из раскопок Н.И. Веселовского в Прикубанье, второй – лагинос с эротическими сценами на тулове – был найден И.И. Гущиной в позднескифском могильнике Бельбек IV в Юго-Западном Крыму. В рамках проекта изучения античных памятников из собрания ГИМ в НИЦ “Курчатовский институт” было проведено рентгенотомографическое исследование этих сосудов, позволившее уточнить технологию их изготовления.
Ключевые слова
Полный текст
В собрании Государственного исторического музея, наряду со многими античными коллекциями, хранится небольшая, но очень интересная группа фигурных сосудов, которым в свое время Н.П. Сорокина посвятила специальную монографию (1997). В рамках совместного проекта Исторического музея и НИЦ “Курчатовский институт” по исследованию античных памятников из собрания ГИМ нами было проведено рентгенотомографическое исследование двух фигурных сосудов римского времени из негреческих некрополей1, позволившее уточнить технологию их изготовления.
Фигурный сосуд в виде барана
Первый сосуд изготовлен в виде фигуры барана (рис. 1) и происходит из кургана № 9 у станицы Тифлисская, который был раскопан Н.И. Веселовским в 1902 г. (ГИМ 48478/1246 Оп. Б. 207/49).
Рис. 1. Фигурный сосуд в виде фигуры барана. Курган 9 у станицы Тифлисская. Раскопки Н.И. Веселовского. Первая половина II в. н.э. Фото И.А. Седенькова.
Fig. 1. The ram-shaped plastic vessel. Mound 9 near the village of Tiflisskaya. Excavations by N.I. Veselovsky. First half of the 2nd century AD. Photo by I.A. Sedenkov
Сосуд представляет собой фронтальную фигуру лежащего на постаменте барана с вытянутой вперед мордой с закрученными рогами. Ноги барана подогнуты под туловище. Шкура животного передана спиралевидными завитками. Голова барана увенчана цилиндрическим горлом, обрамленным венчиком. К задней части тулова и тыльной части головы прикреплена профилированная, овальная в сечении, ручка. Высота сосуда 27.5, длина 25, размеры постамента 9.8 × 19.3 × 6.7 см. Глина плотная, хорошо отмученная, розово-красная, с мелкими блестками. Лак красно-коричневый, пятнами более светлого и темного тонов. Сосуд склеен в ходе реставрации из нескольких фрагментов.
Сосуд многократно публиковался (Веселовский, 1904. С. 67. Рис. 136; Ростовцев, 1925. С. 574; Мелюкова, 1962. С. 201, 202; Лосева, 1950. С. 66–68; Кропоткин, 1970. С. 76. № 597. Рис. 39, 1; Гущина, Засецкая, 1994. С. 28. Рис. 9. С. 55. Кат. 227. С. 123. Табл. 24, 227; Сорокина, 1997. С. 73. № 4. Табл. III, 2; Симоненко, 1998. С. 76. Рис. 1, 1; Zhuravlev, 2002. P. 283. Fig. 28, 2; Marčenko, Limberis, 2008. S. 308. Kat. 46. Taf. 72, 2; Фирсов, 2010. С. 348. Рис. 45; Popa, 2013. Abb. 4, 5; Журавлев, в печати).
Появившись еще в эпоху бронзы, фигурные сосуды в виде барана известны в греческом искусстве эпохи архаики (Tierbilder aus vier Jahrtausenden, 1983. S. 95–96. Nr. 95bis; 96; Heldring, 1991. Р. 73–75; Сорокина, 1997. С. 30–32; Biers, 2010. Р. 51. Fig. 5). Среди них особо выделяются коринфские изделия (Böhm, 2014. S. 99–113. W1–W114. Abb. 514–752). Развитию этих форм фигурных сосудов посвящено много работ (см., например: Ebbinghaus, 2008. Р. 145–160; Taloni, 2012. Р. 371–397). В эллинистическое время популярностью пользовались фигурные сосуды в виде головы барана (Higgins, 1976. Р. 25. No. 66. Fig. 38; Sguaitamatti, Leibundgut Wieland, 2015. Р. 29. Pl. 1, A7–A8; Археология войны, 2005. С. 115. Кат. 226–227; Шедевры античного искусства, 2011. С. 336, 337. № 123, 1–2). В Центральной Галлии известна и серия глазурованных сосудов с изображением барана или схожего с ним животного (Lange, 2003. S. 264–266. Abb. 103–107).
Подробные сводки находок фигурных сосудов из Северного Причерноморья и сопредельных территорий уже не раз публиковались Н.П. Сорокиной (1997. С. 28–39. Рис. 19), А.В. Симоненко (1998. С. 68–78; 2011. С. 135–142; Simonenko, 2008. S. 28, 29) и А. Попа (Рора, 2010. S. 58–84; 2013. S. 219–229), что избавляет нас от их повтора.
Типология и хронология этих сосудов неоднократно становилась предметом исследования (Мелюкова, 1962. С. 201, 202; Прохорова, Гугуев, 1992. С. 158; Сорокина, 1997. С. 28–39; Симоненко, 1998. С. 68–78; Высотская, Жесткова, 1999. С. 34, 35. Рис. 4а; Popa, 2010. S. 60–67, Abb. 6–11; 2013. S. 219–229). Разделение этих сосудов на две группы в зависимости от размеров и абриса фигуры животного (Прохорова, Гугуев, 1992. С. 158; Симоненко, 1998. С. 73; ср.: Popa, 2013. S. 223) актуально до сих пор. Хронология группы сосудов-баранов (более крупные сосуды с реалистичной трактовкой фигуры животного), к которой относится кувшин из станицы Тифлисская (группа III по более дробной типологии Н.П. Сорокиной (1997. С. 32, 33. Рис. 19)) в целом ограничена концом I – началом II в. н.э., датировка фигурного сосуда в виде барана из станицы Тифлисской лежит в пределах первой половины II в. н.э. (см. обзор мнений: Журавлев, в печати).
Исследователи единодушны, что эти сосуды изготавливали в малоазийских мастерских (Кропоткин, 1970. С. 19; Гущина, Засецкая, 1994. С. 28). В последние годы удалось уточнить, что, по всей вероятности, этим центром был Книд (Kenrick, 1985. Р. 327, 333. B495. Fig. 62. Pl. XX; Steppengold, 2003. S. 160; Журавлев, 2017 (с литературой)).
Лагинос, увенчанный гротескной головой
Фигурный лагинос (рис. 2) происходит из погребения 233 некрополя Бельбек IV в Юго-Западном Крыму (раскопки И.И. Гущиной, 1984 г.) (ГИМ 106385. Оп. Б 1922/115).
Рис. 2. Лагинос из могильника Бельбек IV. Середина – вторая половина II в. н.э. Фото И.А. Седенькова. 1 – общий вид; 2–7 – декор на тулове.
Fig. 2. The lagynos from the Belbek IV burial ground. The middle – second half of the 2nd century AD. Photo by I.A. Sedenkov
Тулово сосуда имеет биконическую форму, с отчетливо выраженным ребром; тулово переходит в низкое горло, завершающееся гротескной мужской головой яйцевидной формы, увенчанной слегка скошенным воронковидным сливом, в основании подчеркнутым рельефным валиком. В центре лица находится крючковидный массивный нос, мясистые губы приоткрыты, миндалевидные глаза, обрамленные налепными валиками, широко раскрыты, над ними – высоко поднятые густые брови; уши большие, прижаты к голове, короткие усы и борода подчеркивают легкую небритость. На тыльной стороне головы закреплена плоская в сечении петлевидная ручка.
На плечах сосуда рельефно изображены три обнаженные пары (мужчина и женщина) в различных эротических позициях (symplegma). Каждая пара расположена на ложе – клине, покрытом широким покрывалом с многочисленными складками, а первая пара стоит перед ним. Все клине стоят на резных ножках и имеют различную форму; в одном случае – богато декорированное высокое изголовье.
Высота лагиноса 19.5 см, диаметр дна – 7.5 см. Сосуд сделан в четырех формах, места соединения частей заглажены, но легко различимы; нижняя часть тулова около ребра заглажена плохо. На лице часть изображения смазана. Отдельные детали (глаза, брови) вылеплены от руки, имеют следы стека. Глина на губах немного смазана. Лак оранжевый, с пятнами коричнево-черного оттенка, местами светло-коричневый; достаточно жидкий, сосуд покрыт им полностью, включая поддон, хотя на одной стороне в нижней части лагинос лаком не покрыт, и видны подтеки. На лаковой поверхности видны отпечатки пальцев мастера. На поддоне – очень слабые следы потертости. Нижняя часть сосуда украшена рельефным геометрическим декором.
Лагинос был многократно опубликован (Treister, 1994a; b. Fig. 3, 2; Гущина, Сорокина, 1995; Гущина, Журавлев, 1996. Рис. 1; 2016. С. 26–28. Табл. 159; Сорокина, 1997. Табл. V–VI; Журавлев, 1997. C. 206. Pис. 10; 2010. Табл.10; III; Кат. № 52; На краю ойкумены, 2002. C. 35, № 68; Любовь и Эрос, 2006. С. 122, 123, № 129; Евразия в скифо-сарматское время, 2012, оборот обложки; Журавлев, 2017. Рис. 2, 1; 2023).
Публикуемый лагинос относится к группе гротескных фигурных сосудов и является характерным примером книдской керамической продукции римского времени. Близкие по набору элементов сосуды хранятся в Каире (Ghali-Kahil, 1960. Р. 73–75. Fig. 1–2. Pl. V; Carandini, 1970. Р. 774. Fig. 50–53; Salomonson, 1980. Abb. 3a–c; Atlante 1, 1981. Р. 234. Tav. CXIX, 1) и Утрехте (Salomonson, 1980. Abb. 1). К этим сосудам можно добавить и лагинос из Принстона (Salomonson, 1980. S. 67. Abb. 5a–b), хотя форма головы имеет ряд отличий. Близкое изображение гротескной головы наблюдается в фигурном сосуде из Лувра (Ghali-Kahil, 1960. P. 78. Fig. 5; Atlante 1, 1981. P. 234. Tav. CXIX, 1), а голова от фигурного сосуда из музея в Карлсруэ оформлена в виде “канфара” (Mandel, 1988. Р187, Taf. 21). Фрагменты горл сосудов в виде близких гротескных мужских голов есть в музеях Лондона, Дрездена и Александрии (Salomonson, 1980. S. 67. Abb. 6a–с), а также в частной коллекции в Одессе (Алексеев, 2015. Рис. 1–2).
Несмотря на очень близкий облик, не все эти сосуды изготовлены в одном центре. Часть из них произведена в конце III – первой четверти IV в. н.э. не на Книде, а в Северной Африке, на территории современного Туниса. Несмотря на внешнее сходство с публикуемым сосудом, они являются лишь имитациями книдской продукции более раннего времени (Atlantе 1, 1981. P. 176–181; Bonifay, 2004. P. 431). Североафриканские лагиносы представлены многочисленными экземплярами из разных музеев мира (Salomonson, 1969. S. 88. Abb. 124; 1980. S. 114. Abb. 12; S. 115. Abb. 14; S. 116–117. Abb. 15–17; S. 119–120. Abb. 26–28; S. 122. Abb. 36; S. 130. Abb. 50; Atlante 1, 1981. P. 177. Tav. LXXXIX, 1–2; P. 180. Tav. XCII, 1ab; Римское искусство и культура, 1984. С. 88. Рис. 54).
Идентично трактованные эротические сцены на рельефных книдских лагиносах достаточно редки. По сути, прямые параллели ограничены двумя фрагментами из Никония (Малюкевич, 1991. С. 77. Рис. 5, 5) и из Иерусалима (Tchekhanovets, 2013). Другие же сцены эротического характера распространены шире (Greifenhagen, 1963. S. 66. Abb. 60–64; Atlante 1, 1981. P. 233. Tav. CXVIII, 4; Salomonson, 1980. S. 67. Abb. 4a–c; 5a–b; Mandel, 1988. Taf. 29, K198; Eros Grec, 1989, S.129, № 60; Dierichs, 1997. S. 108. Abb. 115; Любовь и Эрос, 2006. С. 123, 124. № 130).
Разные авторы датировали сосуд первой половиной I в. н.э. (Гущина, Сорокина, 1995. С. 372; ср.: Сорокина, 1997. С. 53), второй половиной I в. н.э. (Treister, 1994b. Р. 39) и серединой – второй половиной II в. н.э. (Журавлев, 2010. С. 34, 35). Последняя дата основана в том числе на датировке комплекса погребения в целом (Гущина, Журавлев, 2016. С. 172), с учетом отсутствия следов использования или потертостей на сосуде.
Рентгеновская томография фигурных сосудов проводилась в НИЦ “Курчатовский институт” на промышленном рентгеновском томографе X5000 (NSI). Теневые проекции регистрировались позиционно-чувствительным детектором рентгеновского излучения Perkin Elmer с размером матрицы 2048 × 2048 пикселей, размером пикселя 200 × 200 мкм, динамическим диапазоном 16 бит и сцинтиллятором на основе CsI:Tl. Томография проводилась на трубке закрытого типа с размером фокального пятна 400 мкм. Применялся медный фильтр толщиной 2.5 мм. Параметры измерения фигурного сосуда в виде барана: напряжение 350 кВ, ток 1300 мкА, шаг поворота относительно вертикальной оси 0.13°, время экспозиции одной проекции 0.25 с, усиление 0.25 пФ. Параметры измерения лагиноса: напряжение 300 кВ, ток 1300 мкА, шаг поворота относительно вертикальной оси 0.14°, время экспозиции одной проекции 0.25 с, усиление 0.25 пФ. Размер вокселя изображений для обоих сосудов составил 80 × 80 × 80 мкм. Для детализации конструкции фигурного сосуда в виде барана выполнена томография головы и области перехода тулова в постамент с помощью рентгеновской трубки открытого типа при размере фокального пятна 60 мкм. Применялся медный фильтр толщиной 0.6 мм. Параметры измерения двух областей фигурного сосуда в виде барана: напряжение 200 кВ, ток 300 мкА, время экспозиции одной проекции 0.5 с, усиление 0.5 пФ. Размер вокселя изображений головы и области перехода тулова в постамент составил 51 × 51 × 51 мкм и 55 × 55 × 55 мкм соответственно. Для визуализации трехмерной информации о строении объектов использовался программный пакет VGStudio.
Рис. 3. Объемное представление различных особенностей сосуда в виде фигуры барана по результатам рентгеновской томографии: А – расположение дефектов (пустот и трещин) в стенках сосуда, Б – модель внутренней поверхности сосуда для лицевой стороны, В – модель внутренней поверхности для оборотной стороны. 1 – трещины, 2 – вероятные следы заглаживания вертикального шва на тулове, 3 – внутренний валик в области контакта головы и горла.
Fig. 3. Three-dimensional representation of various features of the ram-shaped plastic vessel based on the results of X-ray tomography: a – the location of defects (cavities and cracks) in the vessel walls, б – model of the inner surface of the vessel for the front side, в – model of the inner surface for the back side. 1 – cracks, 2 – possible traces of smoothing of the vertical joint on the body, 3 – an internal cordon in the area of contact between the head and neck
На фигурном сосуде в виде барана методом рентгеновской томографии выявляется большое количество хаотично расположенных трещин до 1.5 мм шириной, проникающих на всю толщину стенок объекта (рис. 3А, 1; 4, 2). Трещины частично заполнены реставрационным составом. В левой нижней части постамента наблюдается область утраты материала размерами до 32 × 32 мм (рис. 4А, 1). Она имеет неправильную форму и заполнена реставрационным составом. На некоторых участках поверхности сосуда дифференцируется слой толщиной 100-300 мкм, вероятно, являющийся лаковым покрытием (рис. 4Б, 3). Толщина этого слоя максимальна в углублениях рельефа поверхности. Сложность трактовки данных томографии по этому сосуду связана с наложением технологических швов и следов реставрационных работ. Однако можно выделить следующие элементы конструкции сосуда: ручка, горло, тулово и дно.
Рис. 4. Рентгенотомографические сечения фигурного сосуда в виде фигуры барана: А – область утраты керамики в левой нижней части постамента, заполненная реставрационным составом; Б – фрагмент вертикального шва между правой и левой сторонами головы сосуда; В – выступ материала в зоне соприкосновения правой и левой частей тулова; Г – сечение, проходящее через дно сосуда. 1 – зона утраты керамики, 2 – трещины, 3 – поверхностное покрытие, 4 – полости в зонах соединения конструкционных деталей, 5 – выступ материала, 6 – область прикрепления дна к нижней части постамента.
Fig. 4. X-ray tomographic sections of the ram-shaped plastic vessel: a – an area of ceramic loss in the lower left part of the base filled with restoration composition; б – a fragment of a vertical joint between the right and left sides of the vessel head; в – protrusion of material in the contact area between the right and left parts of the body; г – cross-section cutting the bottom of the vessel. 1 – an area of ceramic loss, 2 – cracks, 3 – surface coating, 4 – cavities in the areas of joining structural parts, 5 – protrusion of material, 6 – an area of attachment of the bottom to the lower part of the base
Тулово сосуда состоит из двух частей (правой и левой), каждая из которых была изготовлена в форме. Толщина стенок тулова варьируется от 3 до 9 мм. Заглаженный шов между правой и левой сторонами тулова виден визуально на передней части фигуры и сзади на голове (рис. 1, 2, 3). По большей части положение шва не совпадает с трещинами, а значит, и с зонами реставрации. Вдоль вертикального шва на голове сосуда выявляются вытянутые полости до ~200 мкм шириной (рис. 4Б, 4). Изнутри шов в основном хорошо заглажен, но на модели внутренней поверхности просматриваются следы (бороздки от пальцев) заглаживания шва изнутри, которые наиболее заметны на лицевой и оборотной частях тулова, а также на носу (рис. 3Б, В, 2). На небольшом участке шва, проходящем через хвост барана, наблюдается ступенька материала высотой до 3.3 мм, возникшая, вероятно, при неполном совмещении правой и левой частей тулова (рис. 4В, 5). На постаменте в зоне вертикального шва (и на лицевой, и на задней сторонах) наблюдается небольшое (2-3 мм) утолщение стенки. Голова и постамент были изготовлены в единой форме с туловом, так как технологические швы в областях шеи и контакта низа тулова с постаментом не выявляются. Толщина стенок головы минимальна в области лба и составляет около 4 мм и максимальна в области носа – около 10.2 мм. В пользу предположения о едином выполнении тулова и постамента можно также привести способ изготовления хвоста, который не является налепом материала поверх тулова (рис. 4В) и частично заходит на постамент (рис. 1, 4).
Надо отметить, что сложная конфигурация сосуда могла быть реализована только при условии открытого дна. Видно, что дно прикреплялось к нижней части постамента (рис. 4Г, 6). Толщина дна на разных участках от 4.2 до 5.6 мм.
Рис. 5. Конструкция ручки и горла фигурного сосуда в виде фигуры барана по результатам рентгеновской томографии: А – крепление ручки сосуда к тулову; Б – крепление горла к тулову; В – томографическое сечение, проходящее через горло сосуда. 1 – внешняя деталь ручки; 2 – внутренняя деталь ручки; 3 – накладная, частично сохранившаяся деталь ручки; 4 – продольные полости внутри ручки; 5 – внутренний валик в области контакта головы и горла, 6 – полости в зонах соединения правой и левой частей горла.
Fig. 5. Construction of the handle and neck of the ram-shaped plastic vessel based on the results of X-ray tomography: a – attachment of the handle to the body; б – attachment of the neck to the body; в – tomographic section cutting the vessel neck. 1 – an external fragment of the handle; 2 – an internal fragment of the handle; 3 – a partially preserved overlaid fragment of the handle; 4 – longitudinal cavities inside the handle; 5 – an internal cordon in the area of joining the head and neck, 6 – cavities in the areas of joining the right and left parts of the neck
Ручка состоит из двух крупных профилированных деталей овального сечения: внешней и внутренней (рис. 5А). Внешняя деталь размерами 13.2 × 26.6 мм имеет три желобка, центральный из которых глубиной около 1.8 мм, а боковые – до 3.3 мм. Внешняя деталь одним концом закреплена на голове сосуда, а другим – на верхней части тулова (рис. 5А, 1). На внутреннюю деталь размерами 7.6 × 13.5 мм нанесены два желобка глубиной около 1.4 мм. Она одним концом соединена с внешней, другим – также с верхней частью тулова (рис. 5А, 2). Концы внутренней и внешней деталей, закрепленные на верхней части тулова, направлены в противоположенные стороны. Внутри каждой из этих деталей ручки различаются продольные полости шириной до 0.85 мм, которые могут возникать при изготовлении в технике “жгута” (рис. 5А, 4). С внешней стороны ручки располагается небольшая деталь овального сечения 4 × 9 мм, огибающая около трех четвертей периметра ручки и сохранившаяся лишь частично (рис. 5А, 3). Боковые части этой детали утрачены, на их месте сохранилась канавка глубиной около 3 мм.
Наличие внутреннего валика в области контакта головы и горла сосуда (рис. 3В, 3; 5Б, 5) может свидетельствовать об изготовлении их отдельно и соединении путем вставки стенок горла в отверстие в верхней части головы. Толщина стенок горла – от 4.2 до 8.2 мм. Горло, как и голова, было выполнено из двух частей, правой и левой, на стыке которых различаются узкие полости толщиной до ~130 мкм (рис. 5В, 6).
Максимальный объем жидкости, который может вместить сосуд в виде барана при заполнении до нижнего края горла, по данным рентгеновской томографии, оценивается в ~2.6 л.
Рис. 6. Результаты рентгеновской томографии лагиноса: А – расположение полостей внутри стенок сосуда; Б – крупные полости в местах крепления ручки и головы; В – область крепления головы на тулове с положением секущей плоскости; Г – крепление ручки сосуда к тулову. 1 – полости между верхней частью тулова и головой; 2 – ручка; 3 – задняя стенка головы; 4 – верхняя часть тулова; 5 – дополнительный клиновидный фрагмент керамической массы для фиксации ручки; 6 – полости между ручкой и головой; 7 – полость между клиновидным фрагментом керамики и ручкой; 8 – продольные полости внутри ручки.
Fig. 6. Results of X-ray tomography of the lagynos: a – the location of cavities inside the vessel walls; б – large cavities in the areas where the handle and head are attached; в – the area of the head attachment to the body showing the secant plane location; г – attachment of the handle to the body. 1 – cavities between the upper fragment of the body and the head; 2 – the handle; 3 – the back wall of the head; 4 – the upper part of the body; 5 – an additional wedge-shaped fragment of paste for the handle attachment; 6 – cavities between the handle and the head; 7 – a cavity between the wedge-shaped fragment and the handle; 8 – longitudinal cavities inside the handle
По томографическим данным, лагинос с рельефными изображениями на тулове имеет хорошую сохранность, следов восстановления не наблюдается. Материал сосуда в целом имеет однородную морфологию. Сосуд состоит из нескольких конструкционных элементов: тулова, ручки, головы и раструбообразного горла. Толщина стенок тулова – от 2 до 5 мм, головы – от 1.8 до 8.5 мм, горла – от 4.4 до 6.2 мм. В зонах крепления конструкционных элементов сосуда наблюдаются характерные вытянутые полости между неплотно прижатыми частями керамики (рис. 6А, Б). Голова оттиснута в двухстворчатой форме. Зона соединения двух частей головы (правой и левой) хорошо видна на внешней поверхности лицевой стороны в виде широкого шва. Кроме того, в зоне соединения просматривается выступ около 2.5 мм, который образовался на внутренней поверхности лицевой стороны головы в результате неполного совмещения двух частей (рис. 7, 1). Тонкая детализация черт лица (бороды, губ и глаз) позволяет предположить, что эта зона доработана стеком.
Рис. 7. Конструкция головы и горла лагиноса по результатам рентгеновской томографии: А, Б – области соединения двух частей головы (показано расположение секущих плоскостей); В – трехмерное представление внутренней поверхности лицевой части головы. 1 – выступ в зоне соединения правой и левой частей головы; 2 – внутренний валик в области контакта головы и горла сосуда.
Fig. 7. Construction of the lagynos head and neck based on the results of X-ray tomography: a-б – the area of joining two parts of the head (the location of the secant planes is shown); в – three-dimensional representation of the inner surface of the head front. 1 – a protrusion in the area of joining the right and left parts of the head; 2 – an internal cordon in the area of contact between the head and neck of the vessel
Для лагиноса наблюдается часть внутреннего валика в области контакта головы и горла сосуда, что может свидетельствовать об изготовлении их отдельно и соединении путем вставки стенок горла в отверстие в верхней части головы (рис. 7В, 2). Ручка лагиноса выполнена из полоски материала 10 × 19 мм, в месте присоединения которой к голове наблюдается узкая полость шириной до 1.3 мм (рис. 6Б, Г, 6). Внутри ручки различаются продольные полости шириной до 0.65 мм, которые могут возникать при изготовлении в технике “жгута” (рис. 6Б, 8). На тулове ручка дополнительно зафиксирована с помощью небольшого фрагмента керамической массы клиновидной формы (рис. 6Г, 5). Отверстие под голову в верхней части тулова пробивалось снаружи, поскольку вдоль внутреннего края отверстия наблюдается загиб материала высотой до ~ 6 мм (рис. 8А, Б, 2). Над отверстием присоединялись голова и ручка сосуда налепом поверх тулова. В области соединения головы и тулова наблюдаются узкие вытянутые полости шириной до 0.9 мм (рис. 6Б, В, 1) между конструкционными элементами сосуда.
Рис. 8. Конструкция тулова лагиноса по результатам рентгеновской томографии: шов между верхней и нижней частями тулова, показанный на томографическом сечении (А) и модели внутренней поверхности (Б); зоны крепления декоративных элементов на дне сосуда (В, Г), положение секущей плоскости показано на (Д) 1 – налеп в зоне соединения верхней и нижней частей тулова; 2 – загиб материала вокруг отверстия в верхней части тулова; 3 – вытянутые полости между частями декоративных элементов, расположенных на дне.
Fig. 8. Construction of the lagynos body based on the results of X-ray tomography: the joint between the upper and lower segments of the body shown in the tomographic section (a) and models of the internal surface (б); areas for attaching decorative elements at the bottom of the vessel (в–г), the position of the secant plane is shown in (д). 1 – coiling in the area of joining the upper and lower segments of the body; 2 – bending of material around the hole in the upper part of the body; 3 – elongated cavities between parts of decorative elements located on the bottom
Тулово сосуда выполнено из двух частей (верхней и нижней), состыкованных в горизонтальной плоскости примерно на середине высоты. В области соединения наблюдается налеп (рис. 8А, Б, 1). Между декоративными элементами на наружной стороне дна и туловом наблюдаются вытянутые полости до 1.4 мм шириной (рис. 8В, Г, 3). Вероятно, эти элементы были выполнены с помощью добавления материала и последующей доработки стеком.
Максимальный объем жидкости, который может вместить лагинос при заполнении до нижнего края горла, по данным рентгеновской томографии, оценивается в ~ 1.5 л.
Основной объединяющей особенностью данных сосудов, при всех их технико-технологических отличиях, является сравнительно высокое художественное и технологическое качество исполнения при их достаточно утилитарной функции. Античные фигурные сосуды – результат ремесленной работы, эта продукция предназначалась для массового потребителя.
Исследования выполнены при финансовой поддержке Российской Федерации в лице Минобрнауки России в рамках Соглашения о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии № 075-15-2023-010 от 21.02.2023 (15.СИН.21.0024).
1 Мы признательны К.Б. Фирсову (ГИМ) за помощь в работе.
Об авторах
Д. В. Журавлев
Государственный исторический музей; Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”
Автор, ответственный за переписку.
Email: denzhuravlev@mail.ru
Россия, Москва; Москва
П. В. Гурьева
Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”
Email: Gureva_PV@nrcki.ru
Россия, Москва
Е. С. Коваленко
Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”
Email: Kovalenko_ES@nrcki.ru
Россия, Москва
Е. Ю. Терещенко
Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”
Email: elenatereschenko@yandex.ru
Россия, Москва
Е. Б. Яцишина
Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”
Email: Yatsishina_eb@nrcki.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Алексеев В.П. Фигурная погребальная ваза с дионисийскими символами // Древние культы, обряды, ритуалы: памятники и практики: сб. науч. ст. Зимовники: Зимовниковский краевед. музей. 2015. С. 178–183.
- Археология войны. Возвращение из небытия: Реставрация и восстановление античных памятников, перемещенных в результате Великой Отечественной войны. М.: Художник и книга, 2005. 159 с.
- Веселовский Н.И. Отчет о раскопках в Кубанской области в 1902 г. // Отчет Археологической комиссии за 1902 г. СПб.: Имп. археолог. комис., 1904. С. 65–91.
- Высотская Т.Н., Жесткова Г.И. Рельефная краснолаковая керамика из могильника “Совхоз № 10” // Херсонесский сборник. X. Севастополь, 1999. С. 31–38.
- Гущина И.И., Журавлев Д.В. Римский импорт из могильника Бельбек IV в Юго-Западном Крыму // Тезисы докладов Отчетной сессии Государственного Исторического музея по итогам полевых археологических исследований и новых поступлений в 1991–1995 гг. М., 1996. С. 45–50.
- Гущина И.И., Журавлев Д.В. Некрополь римского времени Бельбек IV в Юго-Западном Крыму. Т. I–II. М.: Гос. ист. музей, 2016 (Тр. Гос. ист. музея; вып. 205). 2 т. (272 + 320 с.)
- Гущина И.И., Засецкая И.П. “Золотое кладбище” Римской эпохи в Прикубанье. СПб.: Фарн, 1994. 172 с.
- Гущина И.И., Сорокина Н.П. Фигурный кувшин-лягинос из могильника Бельбек IV в Крыму // Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. М.: Гос. ист. музей, 1995 (Тр. Гос. ист. музея; вып. 87). С. 370–373.
- Евразия в скифо-сарматское время: памяти Ирины Ивановны Гущиной. М.: Гос. ист. музей, 2012 (Тр. Гос. ист. музея; вып. 191). 284 с.
- Журавлев Д.В. Коллекции из Херсонеса в собрании Государственного Исторического музея // Вестник древней истории. 1997. № 3. С. 194–207.
- Журавлев Д.В. Краснолаковая керамика Юго-Западного Крыма первых веков н.э. (по материалам позднескифских некрополей Бельбекской долины). Симферополь: Крымское отд. Ин-та востоковедения им. А.Е. Крымского Нац. акад. наук Украины: Благотворительный фонд “Деметра”, 2010 (Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии; supplementum 9). 320 с.
- Журавлев Д.В. Книдский импорт рельефной керамики в Северном Причерноморье в римское время // XVIII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Торговля: пути – товары – отношения: материалы междунар. науч. конф. Симферополь; Керчь: Науч.-исслед. центр истории и археологии Крыма Крымского федер. ун-та им. В.И. Вернадского: Благотворительный фонд “Деметра”, 2017. С. 116–126.
- Журавлев Д.В. О нескольких античных фигурных сосудах из собрания Исторического музея // Причерноморье в античное и раннесредневековое время. Вып. 3. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. ун-та. 2023. (В печати.)
- Кропоткин В.В. Римские импортные изделия в Восточной Европе (II в. до н.э. –V в. н.э.). М.: Наука, 1970 (Археология СССР. Свод археологических источников; вып. Д1-27). 280 с.
- Лосева Н.М. Краснолаковая керамика Боспора I в до н.э. – IV в. н.э. [Рукопись]: дис. … канд. ист. наук // Архив Института археологии РАН. Р-2. 1038. М., 1950. 136 л.
- Любовь и Эрос в античной культуре: выставка в Гос. ист. музее 28 декабря 2006 г. – 20 апреля 2007 г. М.: Художник и книга, 2006. 168 с.
- Малюкевич А.Е. О торговых контактах поселений Нижнего Поднестровья в первые века н.э. // Северо-Западное Причерноморье – контактная зона древних культур. Киев: Наукова думка, 1991. С. 71–82.
- Мелюкова А.И. Сарматское погребение из кургана у с. Олонешты (Молдавская ССР) // Советская археология. 1962. № 1. С. 195–208.
- Mandel U. Kleinasiatische Reliefkeramik der mittleren Kaiserzeit: Die “Oinophorengruppe” und Verwandtes. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1988 (Pergamenische Forschungen; Bd. 5). XIII, 270 S.
- На краю ойкумены. Греки и варвары на северном берегу Понта Эвксинского: выставка в Гос. ист. музее 30 мая – 15 августа 2002. М.: Гос. ист. музей, 2002. 144 с.
- Прохорова Т.А., Гугуев В.К. Богатое сарматское погребение в кургане 10 Кобяковского могильника // Советская археология. 1992. № 1. С. 142–161.
- Римское искусство и культура: выставка Римско-германского Музея города Кëльна в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Москва и в Государственном Эрмитаже, Ленинград. Кëльн: Римско-германский музей города Кёльна, 1984. 176 с.
- Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Л., 1925. 621 с.
- Симоненко А.В. Фигурные сосуды в виде барана в сарматских погребениях // Античная цивилизация и варварский мир: материалы 6-го археолог. семинара. Краснодар, 1998. С. 68–78.
- Симоненко А.В. Римский импорт у сарматов Северного Причерноморья. СПб.: Нестор-История, 2011. 272 с.
- Сорокина Н.П. Религия и коропластика в античности (фигурные сосуды из собрания Государственного исторического музея). М.: Восточная литература, 1997 (Тр. Гос. ист. музея; вып. 91). 88 с.
- Фирсов К.Б. Памятники скифо-сарматского времени и раннего средневековья из Прикубанья // Античное наследие Кубани. Т. 3. М.: Наука, 2010. С. 328–352.
- Шедевры античного искусства: из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. М.: Гос. музей изобразит. искусств им. А.С. Пушкина, 2011. 478 с.
- Atlante delle forme ceramiche. I. Ceramica fine romana nel bacino Mediterraneo (medio e tardo Imperio). Roma: Istituto della Enciclopedia Italiana, 1981. 270 p.
- Biers W.R. Greek “Plastic” Vases. A Brief Summary // MUSE. Annual of the Museum of Art and Archaeology, University of Missouri. 2012. Vol. 44–45 (2010–2011). P. 49–58.
- Böhm S. Korinthische Figurenvasen. Düfte, Gaben und Symbolen. Regensburg, 2014. 392 S.
- Bonifay M. Etudes sur la céramique romaine tardive d’Afrique. Oxford: Archeopress, 2004 (British Archaeological Reports. International Series; 1301). VIII, 525 p.
- Carandini A. Ampullae oleariae, appunti sulla produzione e il commercio della ceramica Africana in età imperial // Mélanges d’archéologie et d’histoire. 82. Paris; Rome: École Française de Rome, 1970. P. 753–785.
- Dierichs A. Erotik in der Römischen Kunst. Mainz: Philipp von Zabern, 1997. 144 S.
- Ebbinghaus S. Of Rams, Women, and Orientals: A Brief History of Attic Plastic Vases // Special Techniques in Athenian Vases. Los Angeles: Getty Publications, 2008. P. 145–160.
- Eros Grec. Amour des Dieux et des Hommes. Galeries Nationales du Grand Palais, 6 novembre 1989 – 5 février 1990. Athènes, 5 mars – 5 mai 1990. Athènes, 1989. 183 p.
- Ghali-Kahil L. Un lagynos au musée du Caire // Monumentts et mémoires publiés par l’Académie des inscriptions et belles-lettres. 51. Paris: Académie des inscriptions et belles-lettres, 1960. P. 73–91.
- Greifenhagen A. Beiträge zur antiken Reliefkeramik. Berlin: De Gruyter, 1963 (Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts; 21. Ergänzungsheft). VIII, 87 S.
- Heldring B.H.M. A Ram-askos from Liopari, and Other Sicilian Plastic Vases // Stips Votiva: Papers presented to C.M. Stibbe. Amsterdam: Allard Pierson Museum, 1991. P. 73–75.
- Higgins R. Magenta Ware // British Museum Yearbook. 1. London, 1976. P. 1–32.
- Kenrick P.M. The Fine Pottery, Excavations at Sidi Khrebish, Benghazi (Berenice). Vol. III, pt. 1. Tripoli: Department of Antiquities, in collaboration with the Society for Libyan Studies, 1985. 516 p.
- Lange H. Bleiglasierte figürliche Balsamarien aus Mittelgallien. Typen, Vorbilder, Technik, Werkstätten, Produktionszeit und Verwendung // Kölner Jahrbuch. 2003. 36. S. 207–295.
- Marčenko I.I., Limberis N.Ju. Römische Importe in sarmatischen und maiotischen Denkmälern des Kubangebietes // Simonenko A.V., Marčenko I.I., Limberis N.Ju. Römische Importe in sarmatischen und maiotischen Gräbern zwischen Unterer Donau und Kuban. Mainz: P. von Zabern, 2008 (Archäologie in Eurasien; Bd. 25). S. 265–626.
- Popa A. Einige Bemerkungen zu den provinzial-römischen Gefässen aus dem keiserzeitlichen Grabkomplex von Olăneşti in der Republik Moldau // Arheologia între ştiinţă, politică şi economia de piaţă. Chişinău: Pontos, 2010. S. 58–84.
- Popa A. Widderförmiges Kännchen aus Olbia im Akademischen Kunstmuseum Bonn und seine Entsprechungen: neue Untersuchungen über eine altbekannte Gefässgruppe // The Bosporus: Gateway between the Ancient West and East (1st Millenium BC – 5th Century AD): Proceedings of the Fourth International Congress on Black Sea Antiquities (Istanbul, 14th–18th September 2009). Oxford: Archaeopress, 2013 (British Archaeological Reports. International Series; 2517). S. 219–229.
- Salomonson J.W. Spätrömische rote Tonware mit Reliefverzierung aus nordafrikanischen Werkstätten // Bulletin antieke beschaving. Annual Papers on Classical Archaeology. 1969. 44. S. 4–109.
- Salomonson J.W. Der Trunkenbolb und die Trunkene Alte: Untersuchungen zur Herkunft, Bedeutung und Wanderung einigen plastischer Gefässtypen der römischen Kaiserzeit // Bulletin antieke beschaving. Annual Papers on Classical Archaeology. 1980. 55. S. 65–135.
- Sguaitamatti M., Leibundgut Wieland D. Le sanglier et le satyre: vases plastiques hellénistiques de Grande Grèce et de Sicile. Vol. 1. Vases plastiques en forme d’animaux. Zürich: Akanthus, 2015. 232 p.
- Steppengold. Grabschätze der Skythen und Sarmaten am unteren Don: Archäologisches Museum Frankfurt (11. October 2003 – 1. Februar 2004). Frankfurt am Main: Archäologisches Museum, 2003. 175 S.
- Taloni M. Ram-Headed Oinochoai // Il bestiario fantastic di età orientalizzante nella penisola Itsliana. Trento: Tangram Edizioni Scientifiche, 2012 (Aristonothos: Scritti per il Mediterraneo antico. Quaderni; № 1). P. 371–397.
- Tchekhanovets Y. A Roman Vessel Fragment with a Figurative Scene // Jerusalem: Excavations in the Tyropoeon Valley (Givati Parking Lot). Vol. I. Jerusalem: Israel Antiquities Authority, 2013 (Israel Antiquities Authority Reports; 52). P. 345–346.
- Tierbilder aus vier Jahrtausenden: Antiken der Sammlung Mildenberg. Mainz: Philipp von Zabern, 1983. 227 S.
- Treister M.Yu. New Finds of a Relief Lagynos from Asia Minor in South-West Crimea // Colloquenda Pontica. 1994a. 1. P. 32–35.
- Treister M.Yu. Italic and provincial–roman mirrors in Eastern Europe // Akten der 10. Tagung über antike Bronses (Freiburg, 18–22 Juli 1988). Stuttgart: Theiss, 1994b. S. 417–427.
- Zhuravlev D. Terra sigillata and Red Slip Pottery in the Northern Pontic region (a short bibliographical survey) // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2002. Vol. 8, № 3–4. P. 237–309.
Дополнительные файлы
