Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

№ 1 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Статьи

Социальная травма и особенности памяти

Шнирельман В.А.

Аннотация

История России наполнена трагедиями и, безусловно, травматична, причем эти трагедии относятся к разным хронологическим периодам, связаны с различными крайне болезненными процессами и затрагивают очень разные группы населения. Эта тематика раскрывается на примерах судеб людей, угнанных в Германию во время Второй мировой войны, депортированных калмыков и бывших обитателей Валаамского монастыря. Также обсуждается память народов Северного Кавказа о Кавказской войне и своеобразная казачья историческая память. В тематический блок вошли статьи Э.-Б.М. Гучиновой, Е.А. Захариной и Е.Ф. Кринко, Е.А. Мельниковой, В.А. Танайловой, В.А. Шнирельмана.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):5-10
pages 5-10 views

Травматический опыт остарбайтеров и способы его преодоления в советской и постсоветской культуре памяти

Захарина Е.А., Кринко Е.Ф.

Аннотация

Долгое время остарбайтеры или “восточные рабочие” оставались своеобразной фигурой умолчания в поле исторической памяти и не могли открыто говорить о трагических событиях своего прошлого. В данной статье рассмотрены особенности преодоления травматического опыта бывшими “восточными рабочими” в советский и постсоветский периоды. Авторы обратились к широкому кругу источников, которые с разных сторон помогают взглянуть на данную проблему. Внимание обращено на то, какое место занимали бывшие остарбайтеры в официальном нарративе о Великой Отечественной войне и в мемориальном пространстве. На материалах литературы и кинематографа был прослежен генезис и развитие художественных образов “восточных рабочих”. Отдельно рассмотрены проблемы взаимодействия остовцев с другой группой жертв национал-социализма - узниками концентрационных лагерей. На материалах интервью проанализированы характерные варианты нарративов остовцев и их стратегии повествования о своем прошлом.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):11-29
pages 11-29 views

Память о депортации калмыков “поколения 1,5”: конструирование нарратива

Гучинова Э.М.

Аннотация

Память о депортации калмыков как о травматическом событии неоднородна. Женщины и мужчины, высланные подростками либо взрослыми, или рожденные спецпереселенцами калмыцкие дети имели разный опыт выселения и выживания и по-разному помнят эти годы. Собранные мной устные истории показывают память сообщества через личные нарративы, открывая многообразие персональных стратегий выживания и сопротивления. В этой публикации я хотела бы на примере одного интервью показать особенности социальной памяти о депортации калмыков и специфику нарратива об этом “поколения 1,5”. Основная исследовательская задача состояла в том, чтобы проанализировать сюжеты, образы, оценки, с помощью которых формируется нарратив о депортации калмыков у “детей Сибири”. Другие задачи публикации: выяснить как работает язык травмы в повествовании о депортации калмыков, показать возможности комментария как научного жанра. Статья состоит из трех частей: введения, фрагментов текста спонтанного интервью и комментариев к ним. В исследовании использованы метод дискурсивного анализа и поколенческая теория. Полевой материал представлен в виде транскрибированного текста интервью, записанного автором в 2006 г. Дискурсивные стратегии нарратива говорят о его позитивном характере.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):30-44
pages 30-44 views

Разломы валаамской памяти: мемориальное сообщество Валаама в поисках утраченного острова

Мельникова Е.А.

Аннотация

Статья посвящена мемориальному сообществу Валаама, сложившемуся после того, как сооружения Валаамского монастыря были переданы Русской православной церкви и местные жители были вынуждены покинуть остров. Я обращаюсь к анализу различных типов воспоминаний и разных форм включения истории архипелага в личные биографии его недавних обитателей. Рассматривая Валаам как важное место памяти в судьбах его бывших жителей, я пытаюсь ответить на вопрос о том, почему в отличие от других мигрантов, возвращающихся на родину в поисках следов своего прошлого, переселенцы с Валаама отказываются приезжать сюда, предпочитая говорить об острове как утраченном и недоступном. В статье дается краткая история послевоенного заселения архипелага, формирования сообщества “хранителей” в 1970-1980-е годы и прослеживается несколько биографий местных жителей, чья молодость была связана с жизнью и работой на острове. Опираясь на исследования, посвященные воспоминаниям мигрантов, я показываю специфику современной памяти об архипелаге как территории фантомной боли, обусловленной не только вынужденным переселением людей, но и утратой ими статуса экспертов и защитников исторического и культурного наследия Валаама. В статье использованы полевые материалы 2020-2021 гг.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):45-66
pages 45-66 views

“Медали, которыми нельзя гордиться...” Память о Кавказской войне в социальных сетях

Танайлова В.А.

Аннотация

В статье рассматривается память о Кавказской войне в пространстве социальных сетей (ВКонтакте, Telegram и др.) и возможности ее использования в качестве символического ресурса в процессе радикализации местных кавказских обществ. Суммарно количество подписчиков исследованных сообществ, каналов и страниц около 300 тыс. человек. Концептуальной основой работы выступает реляционный подход к понятию радикализации. Кроме того, автор рассматривает память, как один из символических ресурсов, определяющих процесс радикализации того или иного сообщества, и ссылается на таких исследователей, как Л.-Э. Сидерман, Дж. Гудвин, М. Сейджман. В работе исследуется не просто память о Кавказской войне, представленная в поле социальных сетей, а несколько национальных образов Кавказской войны, которые в этом поле сформировались.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):67-83
pages 67-83 views

Травматическая память и возрождение казачества

Шнирельман В.А.

Аннотация

Травматическая память, как правило, включает два компонента: воспоминания о недавней трагедии и представления об утраченном золотом веке, т.е. виктимизация сочетается с глорификацией, призванной компенсировать утрату с помощью символических образов. Эта двойственность рассматривается на примере казачества, в памяти которого отложились как трагические события гражданской войны, в особенности выселение казаков, так и апелляция к ранней истории, связанной с автохтонными предками и мечтами о своей собственной государственности. Однако казачья версия истории входила в конфликт с образами истории у северокавказских народов, которые также подпитывались травматической памятью. Сшибка разных памятей провоцировала территориальный конфликт. Показано, как построения казачьих историков-эмигрантов влияли на постсоветских казачьих историков.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):84-101
pages 84-101 views

Материнство в миграции: стратегии, выбираемые женщинами-мигрантками из стран Средней Азии

Деминцева Е.Б.

Аннотация

В статье анализируется миграционный опыт матерей, уезжающих на заработки из стран Средней Азии в Россию. На основании интервью рассматриваются ситуации, когда женщины вынуждены оставлять детей на попечении родственников на родине и когда они имеют возможность привозить детей в Россию. Делается вывод, что основными проблемами, препятствующими совместному проживанию с детьми в миграции, являются не только низкий заработок мигрантов и невозможность на первых порах снимать отдельное жилье в России, но и ограниченный доступ к социальным институтам, таким как детские сады или школы, запись ребенка в которые сопряжена с большими сложностями. При планировании жизни в другой стране с ребенком для женщины также важно, сможет ли она заботиться о нем при ненормированном графике работы и обеспечить для него безопасное пребывание в России.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):102-122
pages 102-122 views

Формирование “китайского” сегмента уйгурcкой общины Казахстана в контексте адаптации переселенцев из Китая в СССР в 1950-1960-е годы

Каримова Р.-.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности процесса адаптации мигрантов из Китая в СССР в 1950-1960-е годы на примере уйгуров Казахстана, миграция которых была инициирована “сверху”, т.е. согласована правительствами двух стран и осуществлялась планово, в рамках проводимой советским правительством репатриационной политики. Этот миграционный процесс был напрямую связан с кампанией освоения целинных и залежных земель Казахстана и должен был решить проблему нехватки рабочей силы. Адаптация мигрантов проходила по-разному для каждого этноса. Одним из важных последствий адаптации уйгуров в советской среде стало формирование “китайского” сегмента уйгурской общины Казахстана.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):123-140
pages 123-140 views

“Этнические мигранты” и начало их этнографического изучения в Центральной Европе

Лозовюк П.

Аннотация

“Этнических мигрантов” можно рассматривать как участников специфического типа миграции, для которого характерно институциональное и материальное упрощение принимающей страной условий миграционного движения исключительно на основе этнического происхождения мигрантов. При этом заявленное такими мигрантами этническое происхождение, как правило, совпадает с этническим происхождением титульной нации, находящейся в принимающей стране. Цель данной статьи - отобразить способ реализации и методологические предпосылки одной из первых попыток этнографического анализа так наз. этнических мигрантов и передать, как тематические и методологические направления вышеупомянутого научного подхода привели к теоретическим инновациям немецкоязычной этнологии послевоенного периода. В качестве примера будут представлены исследования исчезающих этнографических феноменов, проведенные среди бессарабских переселенцев немецкого происхождения на территории тогдашнего протектората Богемии и Моравии.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):141-157
pages 141-157 views

Рудольф Вирхов и эпидемиологическое благополучие как антропоэкологическое понятие

Шевченко С.Ю.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается антропоэкологическое понимание санитарно-эпидемиологического благополучия и предпринимаются шаги по выстраиванию генеалогии такого понимания. Работы немецкого врача Рудольфа Вирхова о культурных, административных, биологических и географических факторах развития пандемии тифа рассматриваются как антропоэкологические тексты. Такое истолкование его работ позволяет подчеркнуть два существенных аспекта антропоэкологического понимания эпидемиологического благополучия. Во-первых, его отличие от понимания благополучия как отсутствия рисков, сепарации человеческой популяции от инфекционных агентов. Во-вторых, миссия ученого и врача по достижению эпидемиологического благополучия предполагает участие не только в санитарных мероприятиях, но прежде всего в указании путей к достижению экологической устойчивости определенного культурного сообщества.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):158-174
pages 158-174 views

Туризм на археологических местах среднего Зауралья: переосмысление статуса ландшафта и режимы наследия

Корандей Ф.С., Агапов М.Г.

Аннотация

В статье исследуется феномен туристической коммодификации археологических мест среднего Зауралья. Превращение зауральского Притоболья в профессиональный ландшафт археологической науки, связанной с городскими центрами региона, а также попытки создания в регионе инфраструктуры внутреннего туризма, направляемые как государственной, так и частной инициативой, вовлекают в городскую экономику отдаленные ландшафты, хранящие память о глубокой древности. Эта экспансия описывается нами с точки зрения нарративов и практик, связанных с переосмыслением статуса ландшафта, объявляемого ресурсом нового типа. В процесс прояснения позиций по поводу этого вопроса вовлекаются все социальные группы, претендующие на место в ландшафте, а также сам ландшафт, видоизменяющийся в соответствии с групповыми представлениями об археологическом наследии (режимами наследия) и с вызовами, порождаемыми межгрупповым взаимодействием. На материале полевых исследований в Курганской области и на юге Тюменской области мы описываем группы, активно декларирующие свое мнение по поводу целей популяризации археологического наследия, а также практики совместной модификации археологических мест, порождающие характерную материальность переосмысляемых ландшафтов.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):175-198
pages 175-198 views

Воспроизводство титульных языков республик Поволжья и Приуралья: единство индивидуальных и коллективных практик

Низамова Л.Р.

Аннотация

На материалах конкретно-социологических исследований 2012-2021 гг. (массовых опросов и интервью с лидерами мнения) раскрывается сложносоставный характер языковых практик жителей Республики Татарстан и других национальных республик Поволжья и Приуралья, в которых язык титульной национальности является родным для большинства ее представителей и государственным наряду с русским. В статье оцениваются соотношение индивидуального и коллективного в языковом репертуаре граждан, значение языка как маркера этнического в условиях растущей индивидуализации, размывания этнической приверженности и формирования множественных идентичностей. C позиций соотношения свободы речевых предпочтений и воспроизводства языка и культуры этнической общности автор отдельное внимание уделяет восприятию лидерами мнения республик Волго-Уралья (национальной интеллигенцией, работниками СМИ и представителями общественных организаций) изменений в преподавании родных языков, инициированных федеральными органами власти в 2017-2018 гг.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):199-216
pages 199-216 views

Донские казаки-духоборцы в архангельской ссылке

Иникова С.А.

Аннотация

Статья посвящена истории пребывания казаков-духоборцев в ссылке в Архангельской губернии в 1778-1802 и 1812-1818 гг. На основе впервые введенных в научный оборот архивных материалов показаны жизнь группы ссыльных, отступивших от православной церкви, в экстремальных условиях Севера России, попытка создания ими религиозной общины с привлечением местных жителей, выбранная тактика поведения в общении с государственными чиновниками разных уровней. Автор рассматривает проявление духоборческой ментальности в условиях ссылки. В статье на конкретном материале показана политика светской власти в отношении вероотступников.
Этнографическое обозрение. 2023;(1):217-237
pages 217-237 views
pages 238-242 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».