Fairytale sociologists and tangible fiction

Capa

Citar

Texto integral

Texto integral

"Что здесь происходит?" — именно такой реакции мы ожидаем от человека, который впервые взял этот номер в руки. От нечитаемой обложки и редакторов-социологов до текстов, которые не пытаются задушить читателя потоком остроумных словечек, и сопровождающих их иллюстраций — будем честны, конвенционального в этом номере мало. Спешим успокоить: так и задумано. И чтобы ответить на ваш вопрос, мы переформулируем его в привычное нам самим гофмановское What’s going on here? — почему это, здесь и сейчас, а самое главное — как?

Да, редакторы «Выдумок» — социологи, а не философы, как это обычно принято в «Логосе». Вначале мы и вовсе задумывали ограничить номер исключительно социологической тематикой. Однако с каждым новым текстом, что нам присылали коллеги, дисциплинарные и теоретические рамки размывались все сильнее. Социологических текстов все еще большинство, но в конечном счете нам удалось воплотить классическую модель studies, поставив в центр номера объект — fiction, — а не теоретическую рамку. Собранные под обложкой тексты — это наглядные примеры того, как мыслить о выдумках академически, опираясь на годы развития гуманитарных дисциплин и социально-философской мысли.

Правда где-то посередине

Автономность современной научной сферы диктует довольно жесткое разделение между наукой («мы тут вообще-то мир спасаем») и культурой («эти ваши мультики»). На поле серьезных академических баталий и в стерильных лабораториях совсем не осталось места для творчества, игры и выдумок. Иначе выверенная годами академическая система рухнет словно Вавилонская башня.

Где-то посередине между наукой и культурой поселилось особое племя людей, которое, словно переговорщики или дипломаты, обеспечивает коммуникацию между двумя сферами. С одной стороны, у нас есть популяризаторы науки, вольные эксперты и предприимчивые продюсеры. Они выступают на конференциях, консультируют режиссеров1 и, занимаясь качественной журналистикой, импортируют научные знания в культуру. С другой стороны, гораздо медленнее и избирательнее протекает обратный процесс, в котором художники и писатели вдохновляют нелюдимых ученых на революционные открытия. Знаковые произведения искусства, которые «что-то изменили», можно пересчитать по пальцам — большинство из них вы найдете в соседней библиотеке в разделе «научная фантастика». Даже в контексте авторов-визионеров описание идеи в книге или фильме занимает сильно меньше времени, чем ее реализация в повседневном мире. Произведение Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» о способном погружаться под воду стальном корабле Наутилусе и первую подводную лодку «Аргонавт» разделяет 27 лет. Айзек Азимов описал самоуправляемые машины еще в 1960-х годах, но даже спустя полвека мы продолжаем тратить время в пробках, сидя за рулем. Как ни прискорбно, с каждым годом мы все реже обращаемся к художественным произведениям, как будто с их помощью невозможно сказать о мире что-то новое или точное.

Хочется верить, что гуманитарные ученые, не в обиду им будет сказано, гораздо более склонны к подобному теоретизированию, чем наши коллеги из естественных наук. В конце концов, мы часто работаем с абстрактными и идеальными моделями, с концептами, которые давно отошли от всяких позитивистских стандартов. Наш язык описания и его морфология искусно сконструированы и настолько отдалены от бытовой речи, что не прошедшему четыре года подготовки бойцу зачастую будет сложно нас понять. Многие философские и социальные статьи для аутсайдера настолько же (не)понятны и неприменимы, как и лонгриды с глубокой аналитикой вселенных «Властелина колец» и Warhammer 40000.

Уникальность этого номера «Логоса» не ограничивается его предметом. В гуманитарных науках существует такое поле, как «исследования фикшена», то есть — исследования выдумок. Однако такие исследования либо пытаются найти какую-то общую структуру в этих выдумках (Владимир Пропп, Джозеф Кэмпбелл), либо эпистемологически анализируют создаваемые нереальные миры, используя их как средства для размышлений о природе и структуре реальности (Квентин Мейясу).

Мы же предлагаем принять за правду то, что происходит в наших любимых выдуманных мирах, и тем самым создать принципиально иной подход к исследованиям фикшена. Давайте ненадолго поверим в происходящее на страницах романов. Давайте разберемся, как живут персонажи внутри этих историй, как если бы это были наши личные знакомые. Не ждите на страницах этого номера тезисов в духе «персонаж этого знакового для культуры X произведения глубоко рефлексирует явление Y, характерное для общества эпохи Z». Взамен мы поведаем, как поговорить с инопланетянами, органично вписаться в социальную структуру толпы зомби (настоящих, а не метафорических) и выжить при встрече с Морозко.

Мы придерживаемся простой позиции, которая характерна для анализа научных текстов: все, что написано в тексте, — это функционирующая живая система; возможно, она небезупречна, и в ней можно найти проблематику, более того — давайте это сделаем. Но сделаем это с уважением и доверием к тексту. Давайте не будем переходить на личности, выходить за рамки авторского высказывания и обвинять теоретика в сумасшествии и некомпетентности. Давайте поймем, как работают эти текст и мир, который он создает, ведь там столько всего увлекательного!

В добрый путь

В общем, да, вы держите в руках что-то очень странное, но очень интересное. Пока собирали этот номер, мы ожидаемо узнали несколько новых социальных теорий и посмотрели свежим взглядом на до боли знакомые концепции. Но не одним академическим прогрессом богаты: согласитесь, иногда нам всем нужно немного отдохнуть и совместить полезное с приятным? Поэтому здесь вы также откроете для себя много качественного фикшена. Статьи из этого номера будто открывают принципиально новый способ воспринимать художественные произведения — и мы очень благодарны за это нашим прекрасным авторам.

Чтобы полюбить «Выдумки», вам вовсе не обязательно быть философом или социологом. Вам не нужно вырабатывать иммунитет к — как это обычно бывает в академии — топорному языку, присущей академическим текстам надменности и, будем честны, иногда и скуке. И нет, заранее смотреть исследуемые произведения тоже необязательно. Мы очень много работали над тем, чтобы этим номером журнала хотелось делиться. Чтобы у читателя была возможность показать номер своим близким, друзьям или родственникам. Потому что здесь собрано все то, за что мы так любим часами напролет читать близких сердцу классиков. Все авторы и редакторы с особой кропотливостью подошли к тому, чтобы номер было приятно читать, что ни в коем случае не повлияло на глубину представленных текстов. Никакой воды, никаких шаблонов и заученных в школе введений — только самое важное, прямо здесь и сейчас.

Весь номер поделен на пять тематических блоков. Отдельное внимание хочется уделить «Повседневности нереального» — наверное, самому важному разделу журнала, который не просто так вынесен в самое начало. Открывающий текст Светланы Бардиной, посвященный искусству выживания в условиях встречи со сказочным всемогущим персонажем, — наш главный «хук», который лучше всего отражает общее настроение «Выдумок». Остальные два текста за авторством социологов Марии Ерофеевой и Алины Лихаческой носят более фундаментальный характер и в теории способны в корне изменить ваше представление о научной фантастике.

Остальные четыре раздела можно читать в любом порядке, какой только вздумается нашему извращенному читателю. В них вы узнаете о том, как выдуманные персонажи переживают отчаяние; как в территорию выдумок проникают нечеловеческие сущности; как на сказочных улицах легитимизируется насилие и, наконец, как в мире фантазий выглядят настоящие монстры. Остальные подробности мы прибережем ради вашего же любопытства.

А, и еще кое-что! Каждый из текстов номера проиллюстрирован одним из шестнадцати очень талантливых художников. Любой ребенок знает бесспорную истину: книжка без картинок — это не книжка. Мы солидарны с этой позицией. Иллюстрации необходимы, чтобы на уровне фантазии и ассоциации заранее погрузиться в мир текста, встав с его персонажами лицом к лицу. В то же время кто знает, быть может именно иллюстрация сподвигнет вас прочитать конкретный текст и обзавестись новым любимым автором. В конце концов, это просто стильно.

Выдумки реальнее, чем мы думаем. На страницах великих книг и между монтажными склейками культовых кинокартин находятся целые миры, полные загадок и приключений. Напоследок, дорогой читатель, мы желаем тебе почаще отправляться в безумные путешествия по этим мирам и давать волю внутреннему исследователю. Au revoir!

 

1 Например, можно вспомнить забавную байку, которой астрофизик Нил Деграсс Тайсон поделился в подкасте Джо Рогана. Однажды его друг, Сет Макфарлейн, позвонил Нилу и попросил карту звездного неба над Бостоном в 1985 году. Присланная карта была использована для воссоздания фактически верного неба в одном из эпизодов фильма «Третий лишний» (2012). Конечно, в похабной комедии для взрослых о дружбе между человеком и плюшевым медведем столь скрупулезный подход выглядит неожиданно.

×

Sobre autores

M. Belov

Moscow School of Social and Economic Sciences (MSSES); National Research University Higher School of Economics (HSE)

Autor responsável pela correspondência
Email: mikaelbelov@gmail.com
Rússia, Moscow; Moscow

I. Novikov

Moscow School of Social and Economic Sciences (MSSES)

Email: bulvionn@gmail.com
Rússia, Moscow

Bibliografia

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Logos Philosophical Literary Journal, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».