Роль факторов риска в формировании здоровья преподавателей вузов
- Авторы: Полунина Н.В.1, Солтамакова Л.С.1, Буслаева Г.Н.1, Полунин В.С.1
-
Учреждения:
- Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова
- Выпуск: Том 27, № 5 (2021)
- Страницы: 423-432
- Раздел: Организация здравоохранения и общественное здоровье
- URL: https://bakhtiniada.ru/0869-2106/article/view/108911
- DOI: https://doi.org/10.17816/0869-2106-2021-27-5-423-432
- ID: 108911
Цитировать
Аннотация
Обоснование. Синдром эмоционального выгорания описан в исторической литературе, у современных педагогов, по данным различных авторов, он развивается в среднем в 50٪ случаев, однако в настоящее время недостаточно изучена факторная обусловленность этого синдрома и его влияние на формирование здоровья преподавателей вузов.
Цель исследования: провести анализ и выявить особенности влияния факторов риска на здоровье преподавателей вузов.
Материалы и методы. Проведено анонимное анкетирование 1417 преподавателей гуманитарных высших учебных заведений г. Москвы, изучены результаты их медицинского осмотра.
Результаты. Изучена распространенность нарушений здоровья у преподавателей вузов и факторы риска, их вызывающие, на основе комплексной оценки эмоционального состояния, по отдельным заболеваниям, проанализирована социально-гигиеническая характеристика обследованных преподавателей. Определены направления коррекции состояния здоровья преподавателей вузов.
Заключение. Более половины преподавателей высших учебных заведений имеют нарушения здоровья, связанные с воздействием неблагоприятных факторов профессиональной деятельности и морально-психологического климата на работе и дома на фоне неудовлетворительных показателей здоровья и социально-гигиенической активности, коррекция которых должна предусматривать оздоровительные технологии и обеспечение оптимальных условий профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Валентиновна Полунина
Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова
Email: nvpol@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-8772-4631
д.м.н., профессор, академик Российской академии наук
Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1Лиана Солтамаковна Солтамакова
Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова
Email: 06doctor06@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2488-1127
Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1
Галина Николаевна Буслаева
Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова
Email: bus2107@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7129-9378
д.м.н.
Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1Валерий Сократович Полунин
Российский национальный исследовательский университет им. Н.И. Пирогова
Автор, ответственный за переписку.
Email: lunapol@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2681-8527
д.м.н., профессор
Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1Список литературы
- Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14–25. doi: 10.31857/s013216250004949-6
- Чернышова М.Д. Профессиональное здоровье педагога // Научный лидер. 2021. № 15. С. 65–72.
- Багнетова Е.А., Шарифуллина Е.Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 27–31.
- Рябова Т.В., Петрова Р.Г. Психическое здоровье преподавателей вузов в условиях пандемии: факторы риска и способы их преодоления // Неврологический вестник. 2021. Т. 53, № 1. С. 23–27. doi: 10.17816/nb58190
- Микерова М.С. Здоровье преподавателей медицинских вузов и факторы, его определяющие: дис. ... канд. мед. наук. Москва, 2007.
- Лисняк М.А., Горбач Н.А. Здоровье профессорско-преподавательского состава вузов // Сибирское медицинское обозрение. 2012. № 2. С. 39–44.
- Артюхов И.П., Горбач Н.А., Лисняк М.А. Здоровье профессорско-преподавательского состава вузов: проблемы и возможности управления (экспертная оценка) // Здравоохранение Российской Федерации. 2015. Т. 59, № 4. С. 44–48.
- Агибалова А.А., Устименко О.А., Байрамова Б.Ф. Профессиональное выгорание преподавателей вуза (на примере медицинского университета) // Международный журнал экспериментального образования. 2021. № 2. С. 52–58.
- Богдан Н.Н., Самсонова Е.А. Эмоциональное выгорание у преподавателей ВУЗов: способы выявления и предупреждения // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6. С. 170-175. doi: 10.17513/mjeo.12026
- Петрова Н.Г., Мурзенко О.В. Синдром эмоционального выгорания у медиков и преподавателей высшей школы // Наука и инновации в медицине. 2018. Т. 3, № 2. С. 26–29. doi: 10.35693/2500-1388-2018-0-2-26-29
- Орел В.Е. Синдром выгорания в современной психологии: состояние, проблемы, перспективы. Курск, 2008. 383 с.
- Freudenberger H.J. Staff Burn-Out // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30, N 1. P. 159–165. doi: 10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x
- Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annu Rev Psychol. 2001. Vol. 52, N. P. 397–422. doi: 10.1146/annurev.psych.52.1.397
- Чердымова Е.И., Чернышова Е.Л., Мачнев В.Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста: Монография. Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. 124 с.
- Сорокин Г.А., Суслов В.Л., Гребеньков С.В., Чистяков Н.Д. Синдром профессионального выгорания. ФБУН Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья, 2017. 52 с.
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 170 от 27 мая 1997 г. «О переходе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации на международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем Х пересмотра». Режим доступа: https://base.garant.ru/4120268/ Дата обращения: 14.02.2022.
- medicalxpress.com [интернет]. Psychology & Psychiatry. Burn-out’ is an ‘occupational phenomenon’ not disease: WHO (Update). May 27, 2019 [доступ от: 14.02.2022]. Доступно по ссылке: https://medicalxpress.com/news/2019-05-recognises-burn-out-medical-condition.html
- Джейранова М.О., Жданова Д.Р., Рубизова А.А., Богданова Т.М. Синдром эмоционального выгорания у преподавателей медицинских вузов. Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 58.
Дополнительные файлы
