The Green Party of the United States: Establishment and Entry into Big Politics

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article considers the long and complicated history of the Green Party in the United States (from 1984 to 2001), as well as its further political role as a «third party» – up to the establishment of the Green New Deal as its main ideological and election platform for the 2012 presidential elections. This topic is of interest due to the fact that, amid the global relevance of «green» political and economic agenda in the 21st century, the environmental parties are meant to play a special role – let alone in the country that claims leadership in the field of environmental (primarily, climate) policy. In this context, the situation that the Green Party in the United States is in a secondary position and does not have a decisive influence on real politics, looks all the more illogical. The specifics of the American Greens’ political strategy and tactics are analyzed, which allowed to reach a new level of political struggle as an alternative and oppositional political force towards both establishment parties – the Democratic Party and the Republican Party. Nevertheless, the Democrats led by President J. Biden have intercepted the Green Party’s preelection program and won the 2020 elections with it. This testifies to strategic mistakes made by the American Greens and casts doubt on their future political fate.

Толық мәтін

Рассмотрен долгий и сложный процесс становления в США единой «Зеленой партии» (с 1984 по 2001 г.), а также ее дальнейшая политическая судьба в роли «третьей партии»1 вплоть до утверждения к президентским выборам 2012 г. «Нового зеленого курса» как главной идеологической и предвыборной платформы. Цель исследования – выявить особенности политической стратегии и тактики американских «Зеленых», результатом которых стал их выход на новый уровень политической борьбы в роли альтернативной оппозиционной политической силы по отношению к обеим партиям американского истеблишмента – Демократической и Республиканской. Тема особенно актуальна, поскольку в США демократы во главе с президентом Дж. Байденом полностью перехватили «зеленую» повестку и присвоили себе предвыборную программу «Зеленой партии».

 

Сегодня, в условиях актуализации «зеленой» политической и экономической повестки во всем мире, существенно возрастает значение экологических партий. Заметные политические успехи ряда «зеленых» партий в странах Западной Европы (особенно в Германии) заставляют задуматься о судьбе экологической партии в самой крупной и влиятельной стране Запада – США, тем более что в настоящее время именно Соединенные Штаты претендуют на ведущую роль в борьбе с глобальным потеплением и стремятся возглавить глобальный процесс «зеленого транзита» (переход к низкоуглеродной/безуглеродной энергетике путем отказа от ископаемого топлива2).

Исторически американское экологическое движение действовало в рамках некоммерческих неправительственных организаций (НКО), и лишь в 1980-е гг. возникло первое партийное объединение «Зеленых». Здесь будет рассмотрено растянувшееся на несколько десятилетий становление единой американской «Зеленой партии», проблемы и сложности на этом пути.

Цель исследования – выявить особенности политической стратегии и тактики американских «Зеленых», результатом которых стал их выход в большую политику в роли «третьей партии». Это имеет ключевое значение для понимания характера и степени влияния «Зеленой партии» на политическую жизнь США в наши дни.

Политическая траектория ранних «Зеленых» в США: борьба за единство

До появления собственно экологических партий в Соединенных Штатах существовало Зеленое движение – гражданские группы активистов и неправительственных организаций, которые не принимали участия в реальной политике, действуя в рамках охранительно-консервационистского движения3. С конца XIX в. вплоть до 1970-х гг. государственная природоохранная политика в США также следовала духу консервационизма: это подразумевало в первую очередь сохранение в нетронутом виде дикой природы (лесов, вод и почв), регулирование охоты и рыболовства. В 1970–1980-е гг. вопросы сохранения окружающей среды находились в ведении обеих партий истеблишмента – Демократической и Республиканской. Политическая ситуация резко изменилась с приходом к власти в 1981 г. президента-республиканца Р. Рейгана: с этого времени представители Республиканской партии во власти демонстрировали сугубо прагматический подход к охране окружающей среды, руководствуясь прежде всего экономическими интересами. При Рейгане на ключевые для экологической политики государственные посты были назначены убежденные антиэкологисты4. Назначения вызвали негативную реакцию значительной части гражданского общества, поскольку идеи экологизма были весьма популярны, и это дало толчок формированию «зеленых» политических сил.

В 1984 г. по инициативе представителей американского антиатомного движения возникла первая экологическая партия на уровне штата – «Зеленая партия Мэна» (Maine Green Party). Попытки сформировать экологическую партию национального масштаба продолжались много лет параллельно с усилиями по концептуализации «зеленой» политики. Вдохновляющими примерами послужили недавно образованные экологические партии ФРГ, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Особую роль сыграла партия «Зеленых» Западной Германии (Die Grünen), которая в 1983 г. впервые прошла в Бундестаг. Основатель и идеолог немецких «Зеленых» Петра К. Келли, долгое время жившая и учившаяся в США, успешно применила опыт американских социальных движений для создания альтернативной «зеленой» партии в Западной Германии, а затем благословила создание аналогичной партии в самих Соединенных Штатах. В отзыве на вышедший в марте 1984 г. труд калифорнийских ученых «Зеленая политика: глобальное обещание» [Spretnak, Capra 1984], посвященный истории создания немецкой экологической партии, Келли обратилась «к американским читателям, которые хотят понять, что именно находится в сердце альтернативной политики Зеленой партии»5. Уже в августе 1984 г. в г. Сент-Поль (Миннесота) состоялась конференция, где было основано движение «Зеленая политика» (Green Politics movement) и приняты его первые документы. Первоначально его называли «Комитетами по переписке» (Committees of Correspondence, CoC) – в честь патриотических гражданских групп, активных со времен Войны за независимость США. В 1989 г. национальный «Зеленый съезд» сменил это название на «Зеленые комитеты по переписке» (Green Committees of Correspondence, GCoC), которое сохранялось до августа 1991 г.6

На первой конференции 1984 г. был также утвержден документ «10 ключевых целей» новой организации. Цели после изменений и дополнений приняли следующий вид: «демократия снизу» (Grassroots Democracy), «социальная справедливость и равные возможности» (Social Justice & Equal Opportunity), «экологическая мудрость» (Ecological Wisdom), «ненасилие»(Non-Violence), децентрализация (Decentralization), «экономика местного уровня» (Community-Based Economics), «феминизм и равенство полов» (Feminism & Gender Equality), «уважение к разнообразию» (Respect For Diversity), «личная и глобальная ответственность» (Personal & Global Responsibility), «фокус на будущем и устойчивость» (Future Focus & Sustainability)7. Эти цели были сформулированы под влиянием четырех принципов немецких «зеленых» (экология, социальная справедливость, демократия снизу и ненасилие), зафиксированных в их программе 1980 г.8, и стали квинтэссенцией политической философии американских «зеленых». Именно «10 целей» стали основой для последующего объединения локальных организаций в единую национальную партию.

Первый общенациональный Зеленый съезд состоялся в июле 1987 г. (г. Амхерст, Массачусетс) под лозунгом «Создание Зеленого движения – национальная конференция для новой политики». Он стал площадкой для знакомства и обмена опытом между «Зелеными» и представителями других общественных движений по всей стране. В августе того же года в г. Канзас состоялось заседание Межрегионального комитета «зеленых», посвященное определению их политической стратегии: здесь был начат процесс «Стратегические и политические подходы в ключевых областях» (Strategy and Policy Approaches in Key Areas, SPAKA) – коллективная выработка общей «Зеленой программы» на демократической основе, с вовлечением в нее максимально возможного количества низовых организаций и активистов. В последующие два года от представителей гражданского общества поступило 190 предложений, которые были разделены на 19 тематических областей: энергетика, лес и лесное хозяйство, формы жизни, использование материалов и обращение с отходами, вода, качество воздуха, общий экономический анализ, финансы, землепользование, политика, социальная справедливость, экофилософия, духовность, образование, продовольствие и сельское хозяйство, здравоохранение, мир и ненасилие, организация сообществ, стратегия. Целью проекта было создать политическую платформу будущей партии. Он дал толчок образованию множества местных «зеленых» групп по всей стране. Второй общенациональный «Зеленый съезд» в июне 1989 г. (г. Юджин, Орегон) был посвящен непосредственно разработке политической (и электоральной) платформы на основе собранных с помощью SPAKA предложений. Важным итогом этой работы стало утверждение политической стратегии: достижение победы значительного количества «зеленых» кандидатов прежде всего на местном уровне и лишь после этого – выход на уровень штата и федеральный уровень9.

В то же время внутри «зеленого» сообщества происходила борьба между сторонниками создания полноценной политической партии (party first) и приверженцами концепции антипартии, которые выступали за сохранение локального характера «Зеленого движения», против его выхода в большую политику в качестве политической партии (movement first).

В течение последующих лет сторонники партийно-политического будущего «Зеленых» вели активную борьбу за голоса избирателей, которая в ряде случаев увенчалась успехом уже в начале 1990-х гг. Эта борьба строилась на противопоставлении политической программы «Зеленых» бездействию двух основных политических партий США в вопросах не только охраны окружающей среды как таковой, но и ее воздействия на жизнь и здоровье людей. «Зеленые» предложили общественности свои «10 ключевых целей» как свод прогрессивных идей, которые не фигурировали в программах традиционных партий и стали новым словом в политике и общественном устройстве10. Если в 1985–1989 гг. на местном уровне баллотировались 25 «зеленых» кандидатов (в основном в сельской местности в отдельных штатах) и семь из них были избраны, то в 1990–1991 гг. в выборах по всей стране участвовало уже 37 кандидатов от «зеленых» и 17 одержали победу11.

На начало 1990-х гг. приходятся и более серьезные успехи. Так, в 1990 г. Аляска стала первым штатом, где «Зеленые» попали в избирательный бюллетень12, и их кандидат Дж. Сайкс получил 3,4% голосов на выборах губернатора штата. М. Лоренц от «Зеленой партии Калифорнии» (Green Party of California, GPCA) стала первым зарегистрированным «зеленым» кандидатом в Конгресс США и получила 1% поддержки в округах Вентура/Санта-Барбара (что для молодой партии местного уровня было значительным успехом). В 1991 г. на Аляске К. Уиверлинг от «Зеленых» была избрана мэром г. Кордова13.

Внутри объединения не утихала идеологическая борьба вокруг его статуса – политической партии или же общественного движения. Имели место также острые структурные противоречия: в частности, руководство проекта SPAKA, работавшее над созданием единой платформы будущей партии, подвергалось резкой критике со стороны «Левой зеленой сети» (Left Green Network, LGN) во главе с Х. Хокинсом и других групп.

В августе 1991 г. на четвертом национальном «Зеленом съезде» (г. Элкинс, Западная Вирджиния) дебаты в русле «партия против движения» развернулись с новой силой. В результате «Зеленые комитеты по переписке» были реорганизованы: «Зеленое движение» и «Зеленая партия» теперь действовали как части единой организации. Новое объединение получило название «Зеленые/Зеленая партия США» (The Greens/Green Party USA, G/GPUSA), хотя в реальности оно не стало консолидирующей структурой для действовавших в стране экологический партий. Несогласная с этим часть «Зеленых» в 1992 г. сформировала альтернативную организацию – «Зеленую политическую сеть» (Green Politics Network, GPN), одной из целей которой было создать Конфедерацию независимых зеленых партий штатов. Каждая из созданных структур претендовала на роль будущей единой национальной «Зеленой партии» США. При этом новые экологические партии, формировавшиеся на уровне штатов, не выражали заинтересованности в объединении, где они не были представлены.

В 1992 г. впервые большое количество кандидатов от «зеленых» участвовало в выборах по всей стране – 93 кандидата в 13 штатах (из них особенно много в Калифорнии – 44); 12 кандидатов одержали победу (из них 11 в Калифорнии). В частности, на Гавайях Л. Мартин получила 13,7% голосов на выборах в Сенат США (этот рекорд до сих пор не побит ни одним «зеленым» кандидатом)14.

В течение 1992 г. еще четыре «зеленые» партии штатов получили избирательный статус (ballot status) – в Аризоне, Калифорнии, Нью- Мексико и на Гавайях, а в 1993 г. – в Колорадо15. В феврале 1993 г. в г. Санта-Моника (Калифорния) состоялась встреча «зеленых» партий Запада, организованная шестью успешными партиями. Стало очевидно, что во многих штатах «зеленые» партии предпочитали действовать независимо от формирующихся общенациональных «зеленых» объединений, самостоятельно участвуя в выборах16.

1995 год считается водоразделом в истории американских «зеленых», поскольку тогда два течения внутри «Зеленого движения» сумели объединиться для формирования национальной структуры нового типа, к которой за короткое время примкнули многие экологические партии штатов.

«Зеленая политическая сеть» занялась организацией совместных встреч «третьих партий» США. В июне 1995 г. состоялась первая Конференция «третьих партий» в Вашингтоне (округ Колумбия), где участвовали 27 партий (включая «зеленых»). По итогам Конференции была принята «Общая базовая декларация» (Common Ground Declaration), ставшая своего рода коллективным манифестом и стратегией американских «третьих партий»: в частности, подписанты выступили за систему пропорционального представительства партий в органах власти, финансовую реформу для обеспечения всем партиям равных условий на выборах, свободный и честный доступ граждан к голосованию. Несколько пунктов декларации были посвящены вопросам экологической и экономической устойчивости (Ecological and Economic Sustainability)17.

В июле того же 1995 г. «Зеленая партия Нью-Мексико» организовала Национальный съезд «зеленых» в г. Альбукерке с целью поделиться опытом своей успешной избирательной кампании 1994 г., которую широко освещали в прессе. Ее кандидат К. Мур был избран в городской совет г. Санта-Фе. На выборах губернатора/вице-губернатора штата Нью-Мексико 1994 г. кандидаты от «зеленых» Р. Мондрагон и С. Шмидт получили 10,4% голосов и оказались на третьем месте после кандидатов от Республиканской и Демократической партий. Л. Гарсиа завоевал 32% голосов в борьбе за пост казначея штата18. По итогам выборов «Зеленая партия Нью-Мексико» стала первой «крупной партией» (major party) из независимых партий, а ее избирательная кампания была признана одной из наиболее эффективных в США за десятилетия. Примечательно, что «Зеленая партия США» (GPUSA) была приглашена на съезд на равных с остальными экологическими партиями, и это полностью нивелировало ее претензии на роль объединяющей структуры. Еще до начала мероприятия С. Шмидт подготовил «Организационный план для 40 штатов» (40-State Green Organizing Plan), который был поддержан съездом. План был посвящен объединению усилий экологических партий по формированию «зеленой» альтернативной политической силы, которая смогла бы заполнить вакуум, образовавшийся в результате неолиберального крена администрации Б. Клинтона.

В 1996 г. «зеленые» впервые приняли участие в президентских выборах. Их кандидатом в нескольких штатах стал популярный адвокат и прогрессист19 Р. Нейдер (который не был членом какой-либо экологической партии страны). Кандидатом в вице-президенты Нейдер выбрал известную экоактивистку индейского происхождения В. ЛаДьюк. Нейдер и ЛаДьюк были номинированы для участия в президентских выборах на первом в истории США «Зеленом съезде по выдвижению кандидата в президенты» (август 1996 г., г. Лос-Анджелес). На выборах пара Нейдер–ЛаДьюк набрала около 700 тыс. (0,7%) голосов избирателей в 22 штатах. Это послужило стимулом для дальнейшего развития «зеленых» партий штатов и их участия в выборах. По итогу 1996 г., выборы выиграли 24 «зеленых» кандидата из 82 по всей стране. Кроме того, в г. Арката (Калифорния) был создан первый в мире «Зеленый городской совет»20.

В ноябре 1996 г. была основана «Ассоциация зеленых партий штатов» (Association of State Green Parties, ASGP), объединившая партии 13 штатов. Ее целью было содействие развитию экологических партий штатов и их последующему объединению в национальную «Зеленую партию». Одновременно с Ассоциацией был создан информационный бюллетень «Зеленые страницы» («Green Pages»21) – официальное издание партии и сегодня.

С 1997 по 1999 г., по мере формирования новых «зеленых» партий штатов, возникла серьезная конкуренция между первоначальным объединением G/GPUSA и новой ASGP за новые партии. Однако достаточно быстро стало очевидно, что бóльшая часть партий штатов предпочитала Ассоциацию; росло количество «зеленых», поддерживающих создание полноценной общенациональной партии. К лету 1999 г. членами ASGP уже были партии 32 штатов. Попытки сотрудничества и объединения двух противоборствующих структур не увенчались успехом.

В 2000 г. «Ассоциация зеленых партий штатов» снова выдвинула Р. Нейдера и В. ЛаДьюк для участия в президентских выборах. На съезде в г. Денвер (Колорадо) в июне 2000 г. была одобрена первая национальная платформа «Зеленой партии»22 (впоследствии она стала основополагающей платформой единой партии), которая базировалась на «10 ключевых целях». Этот документ сыграл решающую роль в плане значительного расширения электората «зеленых», послужив для широкой общественности своего рода презентацией партии как новой жизнеспособной альтернативы двум крупнейшим партиям страны.

В 1999–2000 гг. США захлестнули массовые уличные протесты: так называемая Битва за Сиэтл (Battle for Seattle) против встречи Всемирной торговой организации в Сиэтле (ноябрь–декабрь 1999 г.)23, демонстрации A16 против Всемирного банка и Международного валютного фонда в Вашингтоне (апрель 2000 г.), выступления R2K[24] и D2K[25] за гражданские права во время спонсируемых крупными корпорациями национальных съездов Республиканской и Демократической партий в Филадельфии и Лос-Анджелесе (август–сентябрь 2000 г.)26. Протесты придали предвыборной кампании Р. Нейдера и В. ЛаДьюк дополнительный импульс, поскольку представители «зеленых» принимали в них активное участие. В ноябре 2000 г. их имена появились в 44 избирательных бюллетенях штатов, в итоге кандидаты набрали 2883105 (2,74%) голосов31. Именно эти голоса не позволили победить демократическому кандидату-инвайронменталисту А. Гору27. Всего в выборах по стране участвовало рекордное количество «зеленых» кандидатов – 281, из которых 48 одержали победу. Выборы 2000 г. легитимизировали американских «зеленых» как новую серьезную политическую силу и способствовали укреплению партии путем дальнейшего объединения.

На встрече ASGP в июле 2001 г. (г. Санта Барбара, Калифорния) Ассоциация проголосовала за изменение своего названия на «Зеленую партию Соединенных Штатов» (Green Party of the United States, GPUS). Благодаря организованной пресс-конференции это долгожданное событие получило широкое освещение в прессе.

8 ноября 2001 г. Федеральная избирательная комиссия США признала за GPUS статус национального комитета (National Committee status) «Зеленой партии», который был ей официально присвоен позднее в том же году и сохраняется за ней по настоящее время. Это событие считается официальным началом политической жизни общенациональной «Зеленой партии» в США как экосоциальной партии.

Таким образом, американские «зеленые» (сторонники партийно-политического пути развития «Зеленого движения») 17 лет боролись за создание единой партии, что позволило им выйти на новый уровень политической борьбы. Менее многочисленное крыло, выступавшее за сохранение формата движения, проиграло внутрипартийную борьбу и перестало оказывать серьезное влияние на дальнейшую судьбу объединения.

«Зеленые» США в роли «третьей партии»

Формирование единой общенациональной партии кардинально изменило положение «зеленых» в американской политической системе, превратив их в одну из значимых «третьих партий» (по отношению к двум крупнейшим). Этот статус не только открывал новые возможности политического продвижения, но и ставил более высокую планку, требовал новых подходов.

С точки зрения структуры «Зеленая партия» отличается от других общенациональных партий США тем, что не избирает одного председателя: руководящий комитет состоит из семи сопредседателей, казначея и секретаря28.

Особенность американской электоральной системы состоит в том, что, хотя «третьи партии» не могут составить реальную политическую конкуренцию двум крупнейшим партиям, они способны оттянуть голоса от одной из них, и это в случае острой борьбы решает исход выборов в пользу другой. Поскольку «Зеленая партия» относится к левым и идеологически ближе Демократической партии, она может оттянуть на себя часть ее электората, что играет на руку Республиканской партии.

В течение первых двух десятилетий ХХI в. электоральная активность «зеленых» поддерживалась на высоком уровне, хотя и с некоторыми колебаниями. Кандидаты от объединенной «Зеленой партии» и аффилированных с ней «зеленых партий» штатов ежегодно выигрывали выборы различного уровня: в 2001 г. – 63 (из 283 кандидатов), 2002 г. – 82 (из 506), 2003 г. – 65 (из 277), 2004 г. – 76 (из 432 г.), 2005 г. – 56 (из 203), 2006 г. – 72 (из 384), 2007 г. – 43 (из 154), 2008 г. – 56 (из 305), 2009 г. – 53 (из 151), 2010 г. – 53 (из 363), 2011 г. – 28 (из 112), 2012 г. – 48 (из 309), 2013 г. – 54 (из 147), 2014 г. – 50 (из 281), 2015 г. – 43 (из 130), 2016 г. – 49 (из 317), 2017 г. – 76 (из 211), 2018 г. – 38 (из 314), 2019 г. – 49 (из 151), 2020 г. – 42 (из 238), 2021 г. – 56 (из 120), 2022 г. – 37 (из 159), 2023 г. – 25 (из 57)29.

За это время кандидатов от «зеленых» избирали на должности мэра (Mayor), выборного окружного администратора (County Commissioner), городского модератора (Town Moderator)30, мирового судьи (Justice of the Peace), окружного судьи (Circuit Court Judge), судебного пристава (Constable), окружного клерка (County Clerk)31, муниципального клерка (Township Clerk), инспектора по выборам (Inspector of Election, Judge of Elections), члена городского управления (Selectman), городского аудитора (City Auditor), налогового инспектора (Tax Assessor-Collector), заместителя апелляционного совета по зонированию (Zoning Board of Appeals Alternate) и ряд других32.

Среди местных органов управления, куда избирали представителей «зеленых» после объединения партии, – природоохранные, территориальные, финансовые, образовательные и многие другие структуры, в том числе: Палата представителей штата (State House of Representatives), управляющий совет (Governing Board), городской совет (City/Town/Common/Borough Council), городское управление (Select Board), городское собрание (Town Meeting), управление образования (Education Board), комитет по образованию (School Committee), окружной попечительский совет по образованию (School District Board of Trustees), местный совет по образованию (Local School Council), бюджетный комитет (Budget Committee), комиcсия по бюджету и налогообложению (Board of Estimate and Taxation), апелляционная комиссия комитета по налогообложению (Board of Assessment Appeals), бюджетный консультативный комитет (Budget Advisory Committee), окружной наблюдательный совет (County Board of Supervisors), районный совет (Neighborhood Council), консультативная районная комиссия (Advisory Neighborhood Commission), поселковое попечительское правление (Village Board of Trustees), группа планирования (Planning Group), бюро регистрации избирателей (Registrar of Voters), управление водными ресурсами (Water Board), совет директоров водохозяйственного окружного управления (Water District Board of Directors), пожарный округ (Fire Protection District)33, библиотечный совет (Library Board), агентство общественного транспорта (Transportation District), мелиоративный округ (Soil and Water Conservation District)34, управление парками и зонами отдыха (Parks and Recreation Board), парковая комиссия (Park Commission), конгресс по охране природы (Conservation Congress) и др.35 Таким образом, кандидаты от «Зеленой партии» претендовали и избирались на должности и в органы управления далеко не только экологического профиля согласно выработанной ранее стратегии продвижения «по восходящей» (от более низкого к более высокому уровню). До сегодняшнего дня представители «зеленых» еще ни разу не были избраны в высший законодательный орган власти США (Конгресс). Однако отдельные кандидаты от партии в Палату представителей Конгресса и в Сенат получали значительную долю голосов избирателей (31,35% в Палату представителей в 2016 г.36 и 81,4% в Сенат в 2012 г.37).

Значимые успехи новой объединенной партии на выборах были достигнуты уже в первые годы после ее создания. Так, в 2002 г. кандидат от «Зеленой партии Мэна» Дж. Эдер получил рекордные 65% голосов и был избран в палату представителей штата Мэн, а в 2004 г. – переизбран на второй срок. В тот период он был самым высокопоставленным выборным должностным лицом от «зеленых» в США, и в 2003 г. читатели издания Portland Phoenix назвали его лучшим политиком Портленда38. В 2003 г. член Генеральной ассамблеи штата Нью-Джерси М. Ахерн, избранный в 2002 г. от Демократической партии, перешел в «Зеленую партию», став, таким образом, еще одним ее высокопоставленным представителем в органах власти39.

2004 год – год президентских выборов – стал для объединенных «зеленых» серьезным вызовом. Годом ранее в партии начались дебаты о предвыборной стратегии, причем «зеленые» и их потенциальный кандидат Р. Нейдер («герой» 2000 г.) испытывали давление со стороны заинтересованных групп, добивавшихся их неучастия в президентских выборах. В ответ на это летом 2003 г. была опубликована декларация «Зеленые и растущие: 2004 в перспективе» Green & Growing: 2004 in Perspective»), которая, хотя и не была официальным документом партии, отражала точку зрения ее большинства. В декларации утверждалось, что предвыборная кампания 2004 г. начинается в условиях кризиса: за восемь лет администрация Клинтона–Гора (1993–2001 гг.) учредила региональные и глобальные фонды «нового корпоративного превосходства» (NAFTA40, FTA41 и WTO42). В результате наступила глобальная экономическая рецессия; окончание холодной войны ознаменовало начало военной агрессии США по всему миру (Панама, Ирак, Гаити, Сомали, Судан, Югославия, Колумбия, Афганистан, Филиппины); глобальное потепление и разрушение окружающей среды стали характерными чертами конца ХХ в., в то время как мировое сообщество продолжает смягчать стандарты снижения выбросов парниковых газов в атмосферу и сохранения биоразнообразия. В итоге единственная (оставшаяся после развала СССР. Прим. авт.) супердержава оказалась в эпицентре нарастающего глобального кризиса, возникшего в результате действий и бездействия двух ее системообразующих политических партий. Текущий момент, говорилось в декларации, требует появления лидера в лице оппозиционной партии, что отвечает чаяниям миллионов американцев и жителей планеты. В связи с этим «Зеленая партия Соединенных Штатов» считала себя обязанной на выборах 2004 г. пойти гораздо дальше и взять на себя роль активной оппозиции по отношению к двум партиям истеблишмента и интересам, которым они служат43.

Тем не менее Р. Нейдер в этот раз выступил как независимый кандидат. Кандидатом в президенты от «зеленых» стал Д. Кобб (адвокат из Техаса и юрисконсульт GPUS). По итогам выборов он получил 119 859 (0,1%) голосов в 41 штате, в то время как независимый теперь кандидат Р. Нейдер – 465 650 (0,38%) голосов в 47 штатах44. Таким образом, дебют объединенной «Зеленой партии» на президентских выборах оказался неудачным.

Однако на локальном уровне ситуация складывалась более благоприятно. Так, в 2006 г. кандидат от «зеленых» Р. Уитни набрал 11% голосов на выборах губернатора штата Иллинойс; Т. Келли получил 21% голосов в округе штата Колорадо на выборах в Палату представителей США; член «Зеленого городского совета» г. Ричмонд (Калифорния) Г. МакЛафлин была избрана на пост мэра45.

Создавая платформу для будущих президентских выборов 2008 г., «зеленые» выступили с требованием вывести американские войска из Ирака, за что в 2006 г. в общей сложности проголосовали около 8,7 млн американцев. Кандидаты от партии подчеркивали, что «зеленые» являются единственной политической силой, предложившей антивоенную платформу, тогда как демократы, за которых голосовали избиратели – противники войны, в Конгрессе не будут пытаться изменить агрессивную внешнюю политику президента-республиканца Дж. Буша-младшего46.

В 2008 г. «Зеленая партия Соединенных Штатов» выдвинула в качестве кандидата на пост президента С. МакКинни (до в 2007 г. – член Демократической партии, а также член Палаты представителей от штата Джорджия в течение шести созывов – 12 лет). Кандидатом в вице-президенты стала общественная активистка и независимая журналистка Р. Клементе. Р. Нейдер объявил о намерении баллотироваться на президентских выборах в четвертый раз, в этом случае в паре с М. Гонсалесом (адвокат из Сан-Франциско, член «Зеленой партии»), однако не получил одобрения «зеленых» как официальный кандидат от партии. По результатам выборов МакКинни поддержали 161797 (0,12%) избирателей в 32 штатах47, что лишь незначительно улучшило результат партии по сравнению с 2004 г.

Несмотря на то что демократы традиционно рассматривали «зеленых» как основных конкурентов за левый электорат, «зеленые» положительно восприняли победу Б. Обамы – первого в истории страны президента афроамериканского происхождения (тем более что оба кандидата от «зеленых» также были афроамериканцами). Вместе с тем тогдашний сопредседатель партии Дж. Буссьер подчеркнула, что «зеленый» императив, о котором на протяжении всей предвыборной кампании говорили кандидаты партии, лишь усилится при новой демократической администрации, поскольку за обещанные Обамой реальные перемены в стране нужно серьезно бороться, чтобы они не остались лишь предвыборными обещаниями. «Зеленые» объявили о том, что будут продолжать работу в направлении обозначенных ими приоритетов: мир (peace), здравоохранение (healthcare), справедливость (justice), демократия и достоинство (democracy and dignity) в стране и за рубежом, несмотря на то что политическая ситуация ухудшается (демократическое большинство в Конгрессе оказывало поддержку военным кампаниям предыдущей республиканской администрации Дж. Буша-мл., частным банкам на деньги налогоплательщиков, незаконной слежке за гражданами через системы коммуникации, действуя не в интересах американского народа)48.

Во время президентской кампании 2008 г. экологическая тематика имела особое значение: демократ Б. Обама получил кредит доверия от «зеленых», и их поддержка способствовала его победе над соперником – республиканцем Дж. Маккейном [Peele, Bailey, Cain, Guy Peters 2010]. Однако именно поддержка «зелеными» кандидата от Демократической партии, которая должна была служить продвижению экологической повестки в большой политике, политическому консенсусу и повышению авторитета «Зеленой партии», стала главной стратегической и тактической ошибкой американских «зеленых».

Оба срока президентства Б. Обамы (2009–2017 гг.) характеризовались повышенным вниманием к «зеленой» повестке и рядом конкретных шагов в области государственной экологической политики. В этот же период окончательно оформилась политическая платформа и базовая стратегия «Зеленой партии» под названием «Новый зеленый курс» (Green New Deal), с которой кандидат от «зеленых» Дж. Стайн выходила на президентские выборы 2012 и 2016 гг.49. После небольшого временнóго промежутка – четырехлетнего пребывания у власти республиканской администрации Д. Трампа (2017–2021 гг.) – Демократическая партия взялась за «зеленую повестку» с удвоенной силой и к очередным президентским выборам 2020 г. представила собственную версию «Нового зеленого курса», тем самым полностью перехватив разработанную «зелеными» программу и поставив под вопрос их будущее как политической партии.

Идеологическое противостояние «зеленых» и демократов, постепенно нараставшее с президентской кампании 2012 г. и вступившее в критическую фазу в 2019 г. в связи с вышеописанными событиями, находится за рамками данной работы и требует отдельного исследования. Однако проведенный анализ политического развития американской «Зеленой партии» позволяет сделать ряд выводов, объясняющих ее положение как «третьей партии», альтернативной и оппозиционной политической силы.

***

Будучи изначально разрозненным, американское «Зеленое движение» прошло долгий и сложный путь к единству, и лишь с 2001 г. выступает в формате не только отдельных «зеленых» партий штатов, но и единой структуры – официально действующей «Зеленой партии Соединенных Штатов». С 1990 г. «зеленые» принимают участие в выборах мэров городов, губернаторов штатов и в Палату представителей Конгресса, с 1992 г. – в Сенат, с 1996 г. – в президентских кампаниях. Кандидаты от «зеленых» неоднократно избирались на различные должности на местном уровне (в частности, мэров городов), но ни разу за свою историю не проходили в Конгресс (Палату представителей и Сенат). Максимального результата на президентских выборах «зеленый» кандидат Р. Нейдер достиг в 2000 г. (этот рекорд не побит до сегодняшнего дня), что способствовало объединению участников «Зеленого движения» в общенациональную партию в 2001 г.

Несмотря на серьезные внутренние противоречия («партия vs движение»), «зеленые» сумели создать единую политическую структуру, которая стала второй по значению из «третьих партий» США (после Либертарианской) и выступила в качестве альтернативной оппозиционной политической силы против двух партий американского истеблишмента. (При этом «зеленые» партии штатов сохраняют определенную свободу и могут действовать на местных выборах от собственного лица.)

Стремление к объединению, безусловно, способствовало выходу американских экологических объединений на новый уровень политической борьбы. Выработанная стратегия движения по восходящей (переход на более высокие уровни электоральной борьбы лишь после победы значительного количества «зеленых» кандидатов на более низких уровнях) быстро дала свои плоды и обеспечила существенное влияние «зеленых» партий в отдельных штатах (Калифорния, Нью-Мексико, Мэн и др.). Однако объединение не обеспечило представительство «зеленых» на федеральном уровне власти – в Конгрессе США. Став одной из влиятельных «третьих партий», «Зеленая партия Соединенных Штатов» разделила их судьбу: ни одной из них пока не удавалось составить реальную конкуренцию двум крупнейшим партиям страны на самом высоком уровне. Вместе с тем статус «третьей партии» позволяет влиять на результаты выборов вплоть до президентских за счет оттягивания части электората, что в некоторых случаях непосредственно определяет исход голосования.

Несмотря на эффективную стратегию политического продвижения, единая «Зеленая партия» совершила серьезную ошибку, поддержав на выборах 2008 г. «прозеленого» демократического кандидата Б. Обаму: активная экологическая политика его администрации, с одной стороны, способствовала популяризации экологических идей и превращению «зеленой» идеологии в политический мейнстрим, но, с другой, привела к тому, что Демократическая партия впоследствии присвоила себе программу «Зеленой партии» и выиграла с ней президентские выборы 2020 г. Эта ситуация отражает основное противоречие, с которым сталкиваются «зеленые» политические силы во всем мире: продвижение «зеленой» идеологии любой ценой и второстепенное внимание к практической составляющей политической борьбы (заботе о собственной политической судьбе) может в конечном итоге подорвать политические позиции «Зеленой партии» в США и отбросить ее обратно на уровень общественного движения.

 

1 «Третьей партией» в США называют любую зарегистрированную политическую партию, кроме двух основных – Демократической и Республиканской.

2 Ископаемые виды топлива (уголь, нефть и природный газ) дают при использовании в качестве источников энергии выбросы парниковых газов (углекислого газа, метана и др.) в атмосферу Земли, что считается ведущим антропогенным фактором в процессе изменения климата.

3 Зеленое движение» (Green Movement) в США возникло приблизительно в середине XIX в., объединив представителей основных течений американского экологизма (инвайронментализма) – консервационистов (Conservationist Movement), охранителей (Preservationism) и экологистов (Greenism). Консервационисты выступали за сохранение природных ресурсов ради нынешнего и будущих поколений (антропоцентрический подход), в то время как охранители – за сохранение природы ради самой природы, независимо от потребностей людей (биоцентрический подход); экологисты предлагали компромиссную модель взаимодействия общества и природы с учетом объективных естественно-научных закономерностей.

4 Джеймс Г. Ватт – на пост министра внутренних дел, Э. Горсач – на должность руководителя Агентства по охране окружающей среды (U.S. Environmental Protection Agency

5 Rensenbrink J. Early History of the United States Green Party, 1984–2001. May 15, 2017. (https://www.greenpolicy360.net/mw/images/Early-History-of-the-US-Green-Party-by-JR.pdf).

6 Rensenbrink J. Early History of the United States Green Party, 1984–2001. May 15, 2017. (https://www.greenpolicy360.net/mw/images/Early-History-of-the-US-Green-Party-by-JR.pdf).

7 Our 10 Key Values. Green Party US. (https://www.gp.org/ten_key_values).

8 Das Bundesprogramm. Die Grünen. (https://web.archive.org/web/20120122061907/http://www.boell.de/downloads/stiftung/1980_Bundesprogramm.pdf).

9 Rensenbrink J. Early History of the United States Green Party, 1984–2001. May 15, 2017. (https://www.greenpolicy360.net/mw/images/Early-History-of-the-US-Green-Party-by-JR.pdf).

10 Mindy Lorenz – Green Candidate for U.S. Congress (1990). YouTube. 05.07.2007. (https://www.youtube.com/watch?v=snLIUHDXdfc).

11 Rensenbrink J. Early History of the United States Green Party, 1984–2001. May 15, 2017. (https://www.greenpolicy360.net/mw/images/Early-History-of-the-US-Green-Party-by-JR.pdf).

12 History. Green Party. Ballotpedia. (ballotpedia.org/Green_Party).

13 Rensenbrink J. Early History of the United States Green Party, 1984–2001. May 15, 2017. (https://www.greenpolicy360.net/mw/images/Early-History-of-the-US-Green-Party-by-JR.pdf).

14 Rensenbrink J. Early History of the United States Green Party, 1984–2001. May 15, 2017. (https://www.greenpolicy360.net/mw/images/Early-History-of-the-US-Green-Party-by-JR.pdf).

15 Ранее (с 1990 г.) этим статусом располагала только «Зеленая партия Аляски».

16 Rensenbrink J. Early History of the United States Green Party, 1984–2001. May 15, 2017. (https://www.greenpolicy360.net/mw/images/Early-History-of-the-US-Green-Party-by-JR.pdf).

17 The Common Ground Declaration. (https://www.ibiblio.org/spc/tp96/cgd.html).

18 Election Results. Green Candidates. (https://web.archive.org/web/20021113225512/http://www206.pair.com/calgreen/elections/races.php?race Id=1424).

19 Прогрессивизм в США – реформаторское движение начала ХХ в., ставшее ответной реакцией на модернизацию экономики и общества, в частности, на появление крупных корпораций и коррупцию в политике. К ХХI в. прогрессивизм приобрел черты экологизма (инвайронментализма) и движения за социальную справедливость [Progressivism. The Columbia Encyclopedia. 6th ed. (https://web.archive.org/web/20080629030845/)].

20 Rensenbrink J. Early History of the United States Green Party, 1984–2001. May 15, 2017. (https://www.greenpolicy360.net/mw/images/Early-History-of-the-US-Green-Party-by-JR.pdf).

21 Green Pages. Green Party of the United States. (https://gpus.org/committees/green- pages/).

22 2000 Platform. Green Party of the United States. (https://gpus.org/committees/platform/2000-platform/).

23 От 30 до 50 тыс. демонстрантов добились закрытия встречи ВТО в Сиэтле, выступив против глобальных соглашений о свободной торговле. В протестах приняли участие более 300 различных организаций под руководством «Сети прямого действия» (Direct Action Network) [Rosenberg P. From the “Battle in Seattle” to Donald Trump: Remember when the anti-globalists were left-wing radicals? Salon. 11.12.2016. (https://www.salon.com/2016/12/11/from-the-battle- in-seattle-to-donald-trump-remember-when-the-anti-globalists-were-left-wing-radicals/)].

24 Порядка 12 тыс. участников «Марша единства 2000» (Unity 2000 March) в Филадельфии выступили за нарушаемое Республиканской партией право на аборты. В марше приняли участие члены «Зеленой партии», феминистки, представители меньшинств и др. [Unity 2000 March Brings 12,000 to Philadelphia. Feminist Majority Foundation. (https://feminist.org/news/unity-2000-march-brings-12000-to-philadelphia/)].

25 Более 10 тыс. демонстрантов провели «Марш мумий» (Mumia March) в знак протеста против политики Демократической партии в отношении многочисленных экологических проблем, расовой и экономической справедливости [Cooper L. (2000) Los-Angeles: Assessing D2K Protests // Against the Current (a Socialist Journal). No. 89 (November/December). (https://againstthecurrent.org/atc089/p1568/)].

26 Обе демонстрации организовала «Коалиция R2D2K» (R2D2K Coalition), в которую входили «Сеть R2K» (R2K Network) и «Сеть D2K» (D2K Network) [Montgomery D. GOP to Get an Earful of Opposing Views. Washington Post, 21.07.2000. (https://www.washingtonpost.com/archive/politics/2000/07/21/gop-to-get-an-earful-of-opposing- views/39321d5c-a219-40c8-9cc7-04ea456aab3b/)].

27 2000 Presidential General Election Results. (https://uselectionatlas.org/RESULTS/national.php?year=2000).

28 Green Party. Leadership. Ballotpedia. (https://ballotpedia.org/Green_Party).

29 Summary of Green Candidates. View Races by Year. GPUS Elections Database. (https://www.gpelections.org/?t=2000).

30 Должностное лицо, председательствующее на городском собрании, а в некоторых случаях – на других муниципальных собраниях.

31 Отвечает за проведение выборов, ведет регистрацию смертей, браков, рождений, выдавая соответствующие документы. В небольших округах с небольшим штатом чиновников – основное должностное лицо.

32 Victories. GPUS Elections Database. (https://www.gpelections.org/election- history/victories/).

33 Районное ведомство пожарной охраны.

34 Общественная организация, занимающаяся охраной, рациональным использованием и развитием земельных и водных ресурсов.

35 Victories. GPUS Elections Database. (https://www.gpelections.org/election- history/victories/).

36 Top Results – US House, two-way races. GPUS Elections Database. (https://www.gpelections.org/election-history/top-results-us-house-two-way-races/).

37 Office: Federal U.S. Senate. GPUS Elections Database. (https://www.gpelections.org/offices/federal-us-senate/); Joseph DeMare Runs for U.S. Senate, 2012. GPUS Elections Database. (https://www.gpelections.org/races/joseph- demare-runs-for-u-s-senate-2012/).

38 John Eder. Green Politics. (https://greenpolitics.fandom.com/wiki/John_Eder#2002_election_to_Maine_House_of_Representatives).

39 Green Assemblyman Matt Ahearn Vows Fight for Campaign Finance Reform. The Green Party of New Jersey. March 28, 2003. (https://web.archive.org/web/20070928002329/http://www.gpnj.org/press%20releases/03_01_26%20Ahea rn.htm).

40 North American Free Trade Association (Североамериканская зона свободной торговли).

41 The Free Trade Area of the Americas (Зона свободной торговли Америки).

42 World Trade Organization (Всемирная торговая организация).

43 “Green & Growing: 2004 in Perspective”. (http://www.greens.org/s- r/greengrow2004.htm).

44 Federal Elections 2004. Federal Election Commission. P. 5. (https://www.fec.gov/resources/cms-content/documents/federalelections2004.pdf).

45 Greens Advance on November 7, Prepare for 2008 National Run. Green Party of the United States. ( https://web.archive.org/web/20080605080335/http://www.gp.org/press/pr_2006_11_09.shtml).

46 Там же.

47 FEC releases official popular vote count from 2008 presidential election. Independent Political Report. 09.08.2009. (http://independentpoliticalreport.com/2009/08/fec-releases-official- popular-vote-count-from-2008-presidential-election/).

48 McKinney’08. Campaign News. (https://web.archive.org/web/20081126225639/http://runcynthiarun.org/).

49 Первым американским политиком, вышедшим на выборы c «Новым зеленым курсом», был один из основателей «Зеленой партии» Х. Хокинс, баллотировавшийся на пост губернатора штата Нью-Йорк в 2010 г.

×

Авторлар туралы

Tatiana Rovinskaya

Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: mirtania@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4939-3653

Candidate of Sciences (Political Science), Senior Research Fellow

Ресей, Moscow

Әдебиет тізімі

  1. Peele G., Bailey C.J., Cain B., Guy Peters B. (2010) Developments in American Politics 6. New York, Palgrave Macmillan. 328 p.
  2. Spretnak Ch., Capra F. (1984) Green Politics: The Global Promise. New York, E.P. Dutton. 244 p.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

© Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».