PT-symmetry and radiation structure of high-power laser diodes
- Autores: Rzhanov A.G.1
-
Afiliações:
- Lomonosov Moscow State University
- Edição: Volume 88, Nº 1 (2024)
- Páginas: 35-39
- Seção: Wave Phenomena: Physics and Applications
- URL: https://bakhtiniada.ru/0367-6765/article/view/264541
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0367676524010068
- EDN: https://elibrary.ru/SBCOEH
- ID: 264541
Citar
Texto integral
Resumo
Possible conditions for the application of the quantum formalism of PT-symmetry in solving the wave equation in systems with pseudo-Hermitian Hamiltonian for determining the structure of the optical field and radiation spectra of modern high-power laser diodes are considered. The physical mechanisms affecting the spatial and spectral separation of radiation into separate generation channels are discussed.
Palavras-chave
Texto integral
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проводились работы по исследованию излучения мощных лазерных диодов (МЛД) с широким контактом (ШК) и квантовой ямой (КЯ) [1–4], в которых исследовалась их деградация с течением времени наработки [5–12]. Было установлено, что определить ресурс конкретного МЛД и необходимость его замены на новый лазер можно по спектру, поляризации и когерентности его излучения [9, 10]. На этом основана возможная диагностика качества МЛД. Спектр излучения МЛД связан с пространственной структурой излучения прибора в ближнем поле. При этом он (спектр) медленно меняется со временем в процессе работы МЛД. Периодическое измерение и анализ спектра излучения приборов дают информацию о перспективах дальнейшей их работоспособности. Для этого требуется понимание того, как формируется распределение излучения в пределах лазерного резонатора МЛД. Следует учесть, что даже в идеальной структуре МЛД с ШК более 50 мкм при длине когерентности излучения в несколько сантиметров [13, 14] происходит распад излучения на каналы генерации (самоорганизация), не связанные между собой по фазе [15–19].
В данной работе мы обсуждаем возможности использования формализма РТ-симметрии для решения волноводной задачи (уравнения Гельмгольца) в лазерном планарном резонаторе со сложной структурой распределения комплексной диэлектрической проницаемости å(y) по латеральной оси резонатора (ось y). Это распределение при непрерывной генерации лазера определяется прежде всего нелинейной рефракцией и усилением в резонаторе. Вызвано это явление пространственным “выжиганием” неравновесных носителей N(y) посредством вынужденного излучения (лазерный эффект). В простейшем случае зависимость ε(N(y) имеет вид [11, 15, 18, 19]:
(1)
где ε0, F — действительная и мнимая части эффективной диэлектрической проницаемости лазерного волновода без накачки, Анл, Внл — дифференциальные коэффициенты нелинейной рефракции и усиления. Отметим, что здесь рассматривается эффективная диэлектрическая проницаемость расширенного волновода МЛД, рассчитанная для фундаментальной трансверсальной моды (по оси x), перпендикулярной слоям лазерной структуры [1], методом эффективного показателя преломления [20].
РТ-СИММЕТРИЯ В ЛАЗЕРНОМ РЕЗОНАТОРЕ
Рассмотрение РТ-симметричных структур в оптике изложено в обзорах [21–23] и в ссылках к ним. В силу того, что МЛД с ШК в процессе генерации есть самоорганизующаяся оптическая система с компенсированными потерями, то в нем при определенных условиях также должны возникать РТ-симметричные пространственные моды.
Переход от квантово-механической задачи с одномерным стационарным уравнением Шредингера с PT-симметричным гамильтонианом происходит следующим образом. PT-симметричный псевдоэрмитовый гамильтониан имеет вид [21]:
(2)
где — импульс, — координаты частицы.
Для PT-симметричного гамильтониана частицы в потенциальном поле справедливо в частности:
(3)
(4)
где V() — потенциальная энергия частицы.
При переходе к оптической задаче осуществляется замена соответствующих переменных и операторов: p2/2m → д2/ дy2, V(y) → (ω/c)2 · ε(y), E → β2, где E — энергия частицы, β — продольная постоянная распространения оптического поля, c — скорость света в вакууме, ω — частота моды оптического излучения.
В волноводной и лазерной оптике для определения вида модовой структуры излучения используется одномерное уравнение Гельмгольца [9]:
(5)
где — латеральные собственные функции (СФ), j — номер латеральной моды. Для МЛД с ШК данное уравнение можно использовать в пространственных рамках отдельного когерентного канала генерации [16, 19].
Уравнение (5) в случае волноводной задачи (нижний индекс w) совпадает с одномерным стационарным уравнением Шредингера с гамильтонианом (3, 4):
(6)
и c собственными значениями (СЗ):
(7)
Решения уравнения (5) для модели параболического волновода применительно к каналу генерации МЛД были рассмотрены, например, в работе [18].
В случае решения лазерной (резонаторной) задачи (нижний индекс r) СЗ являются комплексные частоты ωj. В этом случае для того, чтобы свести задачу (5) к аналогу уравнения Шредингера, необходимо сделать несколько предположений, которые выполняются в реальных устройствах МЛД практически всегда:
- , где ω0 — средняя частота излучения в канале генерации.
С учетом указанных допущений уравнение (5) примет вид:
(8)
а гамильтониан Hr(y) и СЗ Erj:
(9)
(10)
Таким образом, не частота генерации, а величина отклонения частоты δωj от некоторой средней величины ω0 при расчетах будет играть роль СЗ. При непрерывной стационарной генерации МЛД величины Re(δωj) будут задавать дискретный спектр поперечных мод в оптическом канале, а Im(δωj) = 0. Кроме того, гамильтониан (9) по сравнению с (6) оказывается другим, что позволяет его варьировать (перенормировать) в определенном интервале значений координаты и частоты для локального выполнения условий РТ-симметрии.
Величина постоянной распространения β0 в резонаторе МЛД для продольной моды с номером M хорошо описывается выражением [15, 19, 20]:
(11)
где L — длина лазерного резонатора, R1 и R2 — коэффициенты отражения зеркал по мощности, M — номер центральной продольной моды в спектре канала излучения МЛД. При этом величина внутренних потерь αвнутр является определяющей для средней длины когерентности излучения Lког и ширины канала генерации w0 [15].
Для подробного рассмотрения всего спектра продольных мод надо принять тот факт, что каждая продольная мода с номером М в отдельном канале генерации имеет очень близко распределенные по пространству СФ (латеральные моды) по отношению к модам с другими значениями индекса М, а число таких мод (пиков тонкой структуры спектра МЛД в одном канале) невелико и составляет всего несколько десятков в зависимости от конкретной реализации МЛД. Например, если спектральная ширина канала излучения равна 1.4 нм [9], а спектральный интервал между модами Фабри-Перо при длине резонатора L = 2 мм равен ∆λФП = 0.064 нм, то это дает 22–23 продольные моды. Такие значения соответствуют экспериментальным данным и аналитическим оценкам [6, 9, 19].
Остановимся подробнее на том, как могут быть реализованы РТ-симметричные структуры поля в МЛД с ШК и КЯ. Основное положение теории РТ-симметричных оптических структур гласит [21], что при условии антисимметрии (нечетности) мнимой части функции диэлектрической проницаемости по латеральной координате волновода МЛД решения уравнения Гельмгольца имеют только дискретный и ограниченный спектр СЗ. Это условие аналогично (4) и записывается как [21]:
(12)
Такая реализация стационарного значения диэлектрической проницаемости волновода получается в результате решения самосогласованной задачи, рассмотренной, например, в [15].
Однако стационарное решение уравнения (8) не может быть точно реализовано в реальных структурах МЛД в рамках одного канала генерации даже с помощью компьютерного моделирования. Это происходит потому, что в реальных устройствах в силу сильной нелинейности, присутствия шумов и неустойчивости активной среды резонатора обязательно возникают динамические процессы, которые постоянно нарушают состояние РТ-симметрии в системе. В том числе вполне вероятно возникновение ограниченных хаотических колебаний. В результате мы можем говорить только о каком-то среднем состоянии системы, рассматривая только решения уравнения (8) и приписывая их стационарному случаю, но подразумевая возможность наличия динамики.
Поэтому в данных рассмотрениях мы всегда обязаны помнить, что модель, коей является данный подход к описанию поля в МЛД, является грубой моделью, так как не учитывает обязательного присутствия стохастической нелинейной динамики поля в лазере и рассматривает только основные закономерности поведения сложной системы.
Более точный расчет, который был сделан в свое время для лазеров с узкой пространственной областью генерации [15, 24], приводит к выводу о том, что он имеет смысл до некоторого предела точности коэффициентов структуры МЛД, характеризующих лазер. Увеличение точности и уменьшение шага сетки не приводит к адекватному улучшению модели в силу неустойчивости среды и в конце концов к невыполнению условий устойчивости расчетного алгоритма по Раусу-Гурвицу при компьютерной реализации модели. Поэтому при любой точности коэффициентов модель всегда остается качественной, несмотря на улучшение методов расчета. Соответствие модели и эксперимента становится возможным только в результате сравнения и пошаговой корректировки результатов. Мы приводим в соответствие исходные данные модели и экспериментальные кривые. Если корректировка незначительная и подтверждается неоднократно, то модель считается адекватной и может быть основой для расчета целого класса структур полупроводниковых лазеров.
В силу изложенного мы останавливаемся только на качественном рассмотрении идеализированной модели МЛД и хотим привлечь к решению задачи те же соображения, которые возникли в результате исследования квантово-механических систем с компенсацией затухания усилением. На языке моделирования полупроводниковых лазеров это означает, что мы оставляем в стороне точное решение кинетических (скоростных) уравнений [15], описывающих динамику плотности неравновесных носителей N(y) в активной области и плотности фотонов S в каждой пространственной моде излучения МЛД. При этом мы ищем такие формы распределения ε(y) и N(y), которые бы давали действительное значение СЗ уравнения (8). В простейшем случае фундаментальной латеральной моды такое значение будет единственным для каждого канала генерации.
ПРИМЕР ПЕРИОДИЧЕСКОЙ РТ-СИММЕТРИИ В МЛД
В уравнениях (8–10), описывающих систему резонаторного типа, СЗ Eкj пропорциональны действительным частотам Re(dωj), образующим измеряемый спектр ЛД. Как было отмечено выше, в реальных МЛД обязательно присутствуют шумовые и динамические процессы, обусловленные локальной неустойчивостью активного резонатора лазера, тепловыми фононами и спонтанным излучением активной среды. При этом стационарная генерация на поперечной моде Ψj(y) в канале присутствует в среднем на временах, существенно больших, чем время жизни фотонов в лазерном резонаторе. Таким образом, фазовый переход второго рода между РТ-симметричными и несимметричными модами в активном резонаторе происходит постоянно в двух направлениях. Это означает присутствие состояния динамического равновесия в системе. Поэтому решение уравнения (8) с действительными СЗ (9) будет адекватным для описания стационарного состояния канала генерации МЛД.
В качестве примера рассмотрим мнимую часть вариации эффективной диэлектрической проницаемости (1) лазерного волновода Im(δε(y), вызванную действием инжекции носителей, как гармоническую функцию координаты: Im(δε(y) ∼ sin(2πy / w0), где w0 — ширина канала генерации. Каждый канал генерации мы подразумеваем состоящим из двух пространственных областей: с потерями и с усилением. В пределах одного канала генерации автоматически должно выполняться условие (12). Вместо синуса можно взять любую ограниченную нечетную функцию. На рис. 1 для примера схематически изображены профили действительной и мнимой частей ε(y) эффективной диэлектрической проницаемости лазерного волновода, соответствующие им профили N(y) концентрации носителей и |Ψ(y)|2 поперечных мод нулевого порядка (j=0). Для моделирования структуры можно пользоваться профилями, для которых существуют аналитические решения задачи (5). Часто в расчетах волноводных структур в оптике используют профиль Эпштейна при котором уравнение (5) имеет аналитическое решение. По своим свойствам этот профиль аналогичен потенциалу Пешля-Теллера в квантовой механике. Данные соображения годятся и для расчета модовой структуры отдельных каналов МЛД. При этом расчет полной структуры оптического поля МЛД с ШК с учетом самосогласованности процессов через общую для всех каналов структуру накачки лазера и с учетом отсутствия когерентной фазировки полей между каналами генерации представляет собой нетривиальную задачу.
Рис. 1. Периодические профили |Ψ(y)|2 волноводных мод нулевого порядка, N(y) — концентрации неравновесных носителей и распределение действительной и мнимой частей ε(y) эффективной диэлектрической проницаемости лазерного волновода, W — ширина активной области МЛД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе формулируется задача для расчета оптического поля в канале МЛД с ШК при стационарной генерации с использованием понятия РТ-симметричных оптических структур. Определены условия и рамки постановки задачи, обсуждены возможности применения модели.
Sobre autores
A. Rzhanov
Lomonosov Moscow State University
Autor responsável pela correspondência
Email: rjanov@mail.ru
Faculty of Physics
Rússia, MoscowBibliografia
- Тарасов И.С. // Квант. электрон. 2010. Т. 40. № 8. С. 661; Tarasov I.S. // Quantum Electron. 2010. V. 40. No. 8. P. 661.
- Слипченко С.О., Веселов Д.А., Золотарев В.В. и др. // Квант. электрон. 2022. Т. 52. № 12. С. 1152; Slipchenko S.O., Veselov D.A., Zolotarev V.V. et al. // Quantum Electron. 2022. V. 52. No. 12. P. 1152.
- Шашкин И.С., Лешко А.Ю., Николаев Д.Н. и др. // ФТП. 2020. Т. 54. № 4. С. 408; Shashkin I.S., Leshko A.Yu., Nikolaev D.N. et al. // Semiconductors. 2020. V. 54. No. 4. P. 484.
- Асрян Л.В., Зубов Ф.И., Крыжановская Н.В. и др. // ФТП. 2016. Т. 50. № 10. С. 1380; Asryan L.V., Zubov F.I., Kryzhanovskaya N.V. et al. // Semiconductors. 2016. V. 50. No. 10. P. 1362.
- Близнюк В.В., Паршин В.А., Ржанов А.Г., Тарасов А.Е. // Изв. РАН. Сер. физ. 2021. Т. 85. № 2. С. 255; Bliznyuk V.V., Parshin V.A., Rzhanov A.G., Tarasov A.E. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2021. V. 85. No. 2. P. 184.
- Близнюк В.В., Коваль О.И., Паршин В.А. и др. // Изв. РАН. Сер. физ. 2020. Т. 84. № 2. С. 225; Bliznyuk V.V., Koval O.I., Parshin V.A. et al. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2020. V. 84. No. 2. P. 173.
- Сидоров В.Г., Шмидт Н.М. // Научн.-техн. вед. СПбГПУ. Физ.-мат. науки. 2013. № 2 (170). С. 71.
- Гаркавенко А.С., Мокрицкий В.А., Маслов О.В. и др. // Наука и техника. 2020. Т. 19. № 4. С. 311.
- Близнюк В.В., Березовская Н.В., Паршин В.А. и др. // Изв. РАН. Сер. физ. 2015. Т. 79. № 12. С. 1660; Bliznyuk V.V., Berezovskaya N.V., Parshin V.A. et al. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2015. V. 79. No. 12. P. 1453.
- Близнюк В.В., Коваль О.И., Паршин В.А. и др. // Учен. зап. физ. фак-та Моск. ун-та. 2018. № 6. С. 1860501-1.
- Близнюк В.В., Березовская Н.В., Брит М.А. и др. // Учен. зап. физ. фак-та Моск. ун-та. 2016. № 5. С. 165303-1.
- Koval O.I., Rzhanov A.G., Solovyev G.A. // Phys. Wave Phenom. 2013. V. 21. No. 4. P. 287.
- http://www.holography.ru/files/holmich.htm#top.
- Адамов А.А., Баранов М.С., Храмов В.Н. // Научн.-техн. вестн. ИТМО. 2018. Т. 18. № 3. С. 356.
- Ржанов А.Г. // Изв. РАН. Сер. физ. 2018. Т. 82. № 1. С. 6; Rzhanov A.G. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2018. V. 82. No. 1. P. 1.
- Rzhanov A.G. // EPJ Web Conf. 2019. V. 220. Art. No. 02013.
- Ржанов А.Г. // Изв. РАН. Сер. физ. 2018. Т. 82. № 11. С. 1508; Rzhanov A.G. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2018. V. 82. No. 11. P. 1371.
- Ржанов А.Г. // Изв. РАН. Сер. физ. 2021. Т. 85. № 2. С. 250; Rzhanov A.G. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2021. V. 85. No. 2. P. 180.
- Ржанов А.Г. // Изв. РАН. Сер. физ. 2020. Т. 84. № 2. С. 220; Rzhanov A.G. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2020. V. 84. No. 2. P. 169.
- Тамир Т. Волноводная оптоэлектроника. М.: Мир, 1991. 575 c.
- Зябловский А.А., Виноградов А.П., Пухов А.А. и др. // УФН. 2014. Т. 184. № 11. С. 1177; Zyablovsky A.A., Vinogradov A.P., Pukhov A.A. et al. // Phys. Usp. 2014. V. 57. No. 11. P. 1063.
- Midya Parto, Yuzhou G.N. Liu, Babak Bahari et al. // Nanophotonics. 2020. V. 9. No. 1. P. 403.
- Han Zh., Liang Feng. // National. Sci. Rev. 2018. V. 5. P. 183.
- Близнюк В.В., Брит М.А., Гадаев И.С. и др. // Изв. РАН. Сер. физ. 2015. Т. 79. № 12. С. 1666; Bliznyuk V.V., Brit M.A., Gadaev I.S. et al. // Bull. Russ. Acad. Sci. Phys. 2015. V. 79. No. 12. P. 1458.
Arquivos suplementares
