“African Lysistrata” – the Woman Who Stopped the War
- Авторлар: Ksenofontova N.A.1
-
Мекемелер:
- Центр социологических и политологических исследований, Институт Африки РАН
- Шығарылым: № 1 (2024)
- Беттер: 76-81
- Бөлім: Articles
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-5075/article/view/255677
- DOI: https://doi.org/10.31857/S032150750029647-3
- ID: 255677
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
Толық мәтін
ВВЕДЕНИЕ «Африканская Лисистрата» – так окрестили журналисты известную либерийскую активистку и правозащитницу Лейму Роберту Гбови, которая своей решимостью, неравнодушным отношением к происходящим вокруг событиям и неординарным поведением сумела заставить противоборствующие в Либерии в гражданской войне стороны в 2003 г. сесть за стол переговоров и заключить мир, который длится до сих пор. Эта общественная деятельница не снизила свою энергию и в мирное время, продолжая вносить посильный вклад в построение гражданского демократического общества в Либерии, отстаивая права человека и гражданина, выступая против всех форм насилия и несправедливости. Л.Р.Гбови по праву можно назвать неординарной личностью. Она настоящий лидер. «СЕКСУАЛЬНАЯ ЗАБАСТОВКА» Шел 2003 год. В Либерии уже 14 лет длится кровопролитная гражданская война, унесшая жизни более 500 тыс. человек и искалечившая миллионы судеб [1, с. 24]. Поскольку мужчины выступали зачинщиками и основными участниками этих действий, африканки были людьми, которые несли на себе бремя последствий этой бессмысленной бойни, поэтому последние как никто другой бурно протестовали против этого. За годы войны либерийские женщины «должны были вынести боль, наблюдая, как их маленьких сыновей насильно вербовали в армию. Через несколько дней эти молодые люди возвращались в ту же деревню, накачанные наркотиками: их заставляли казнить членов собственных семей. Женщинам приходилось терпеть боль от того, что их маленьких дочерей… использовали в качестве сексуальных рабынь ночью и в качестве боевиков в течение дня… женщинам приходилось сидеть и смотреть, как их мужья забирают их отцов. В большинстве случаев они мужчин разрубали на куски»1. Не в силах больше терпеть издевательства и убийства, небольшая группа либерийских женщин приняла решение, которое в конечном итоге изменило страну. Эти женщины развернули кампанию, призывающую к отказу от насилия и с требованием установления мира. Их лидер, Лейма Гбови, провозгласила, что они возьмут судьбу Либерии в свои руки. Эта правозащитница и руководимые ею либерийки заставили президента Ч.Тейлора (у власти с 1997 по 2003 г.) начать переговоры с оппозиционерами, которые проходили в Гане. Туда же отправилась и делегация этих активисток, чтобы оказать давление на враждующие группировки во время мирного диалога. Они пригрозили своим мужьям, что если те не заключат мир, то их жены откажутся выполнять свой супружеский долг. Но обсуждение проблемы зашло в тупик. Тогда 200 женщин, одетых во всё белое (как символ миролюбия), окружили комнату, где велись переговоры, и стали вмешиваться в этот процесс, но участникимужчины стремились покинуть помещение, пытаясь даже выпрыгнуть из окон, чтобы избежать разговоров. За пределами президентского дворца, где происходило событие, тоже были тысячи негодующих женщин, которые заблокировали все окна и двери и не позволили никому покинуть помещение без их разрешения. Полиция припугнула митингующих арестом. И тогда Л.Гбови и сопровождавшие её женщины пригрозили, что снимут с себя всю одежду и выйдут на площадь голыми, что в западноафриканской традиционной культуре рассматривается как высшее выражение проклятия. И военные отступили, а переговорщики, осознав, что терпение народа дошло до предела, наконец-то заключили мир, который длится в Либерии уже 20 лет. Так женщины этой страны проявили себя мощной политической силой, а журналисты назвали это событие «сексуальной забастовкой»2 [6], сравнив Л.Гбови с древнегреческой героиней комедиографа V–IV вв. до н.э. Аристофана – с Лисистратой. Этот драматург в своих комедиях «Город женщин» и «Лисистрата» вывел героиню, оказавшую сопротивление мужской доминанте и агрессии, показав через те- ло (этот феномен феминистские теоретики называют так: «тело – как политическое», т.е. общественно значимое) [2, с. 351–352] свою большую роль в социуме и в разрешении создаваемых в нём критических ситуаций. Героиня Лисистрата, не имея в обществе политических прав, рискнула выступить против маскулинной власти, критикуя войны и любое насилие, объявив «сексуальную забастовку». Как считают исследователи, впервые в истории женщина использовала свое тело в качестве политической манифестации в 1040 г. в средневековой Англии, когда англосаксонская графиня леди Годива, согласно легенде, проехала на лошади обнаженной по улицам Ковентри, чтобы её супруг снизил налоги со своих подданных [3]. И в современной жизни стран Востока, Африки и Латинской Америки наблюдалось подобное. Так, в 2006 г. в одном из колумбийских городов местные жительницы с целью борьбы с бандитизмом отказывали всем мужчинам в интимных отношениях до тех пор, пока не закончатся их криминальные разборки. Другой необычный случай произошел в том же году в Саудовской Аравии, где пять женщин, устав от мужского гнета и притеснений, сделали в зарубежной клинике операцию по смене пола [2, с. 353]. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРАВОЗАЩИТНИЦЫ ЧЕРЕЗ БОЛЬ И СТРАДАНИЯ О жизненном пути и становлении общественной деятельницы мы узнаем из книги мемуаров Л.Гбови, опубликованной в США в 2011 г., «Да будут велики наши силы: как сестричество, молитва и секс изменили нацию во время войны» (см. [7]), получившей Дейтоновскую литературную премию мира. Лейма Роберта Гбови родилась в 1972 г. в бедной многодетной семье в Монровии. Еще учась в школе, она проявила незаурядные организаторские способности и характер лидера, входя в состав школьного самоуправления. Она была очень дружна со своими сестрами, которых объединяло взаимопонимание, единство взглядов. Не раз на жизненном пути они помогали ей в трудные минуты её общественной деятельности, воспитывая её детей, когда она занималась спасением чужих жизней и душ. Окончание школы в 17 лет стало для Леймы радостным событием; она мечтала поступить в медицинский колледж. Но все её планы были разрушены, т.к. началась гражданская война. Стрельба и кровавая бойня оставили в сердце девушки глубокие следы и положили начало её миротворческой практике. Она записалась на курсы ЮНИСЕФ по программе помощи детям, либо пострадавшим от военных действий, либо непосредственно участвовавшим в них. Став волонтером лютеранской церкви и работая с подростками, пострадавшими от насилия, Гбови прониклась полным состраданием к невинным жертвам и пришла к выводу, что только матерям под силу понять эту боль и добиться изменений в обществе по искоренению данного зла. Это был её первый опыт в качестве активистки, которая воочию на конкретных примерах глазами очевидца увидела и прочувствовала весь ужас войны, насилия и их последствий. Она осознала, что должна посвятить свою деятельность борьбе за искоренение этой беды и несправедливости. Но вскоре нагрянула Вторая гражданская война (1999–2003) [4], и Гбови пришлось оставить учебу и бежать с родины в Гану, где она с малолетними детьми нашла приют в лагере беженцев, испытав многое: голод и нищету, страх и отчаяние, скитания и отчужденность, боль и потери. Лейма видела, как женщины прячут своих мужей и сыновей от разъяренных солдат, а родственники вынуждены убивать друг друга. Она сама едва не стала жертвой карательного отряда – неделю пролежала на полу в больничном коридоре с новорожденным ребенком, потому что денег у неё не было, а помочь ей было некому. На всю жизнь Лейма запомнила, как голодающий сын просил дать хоть корочку хлеба, а у неё не было ничего, потому что пришедшие солдаты забрали все съестное. МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Когда опасность стала ослабевать, Л.Гбови вернулась на родину. Ей удалось получить образование психолога, и она присоединилась к «Программе исцеления травм и примирения», которую проводили священнослужители Либерии, пытавшиеся остановить кровопролитие. Сначала Лейма призывала женщин своего прихода перестать терпеть и бездействовать. Она обходила и другие церкви, убеждая африканок в том, что нельзя жить так дальше в атмосфере вражды, насилия, нарушения общечеловеческих прав. Пережитое ею и её соотечественниками горе не сломило активистку, а наоборот, придавало ей больше сил. После всего увиденного Л.Гбови дала себе клятву посвятить жизнь борьбе против всех видов насилия. Так началась её деятельность в отстаивании достоинства и прав человека, кем бы он ни был – мужчиной или женщиной, принадлежал ли к разным этносам и вероисповеданиям. Свою идейную и гражданскую позицию Л.Гбови изложила в книге мемуаров «Да будут велики наши силы»: «Мы с вами живем в то время, когда слово “справедливость” – это чаще всего просто слово. Модные понятия и тренды заполнили социум и эфир, однако что стоит за ними? Чаще всего немалые деньги и тонны лицемерия. А желание помочь ближнему, спасти его… Это есть далеко не у всех. В прошлом мы были безмолвны, но убийствами, изнасилованиями, бесчеловечным обращением, болезнями и уничтожением наших детей и семей война нас научила тому, что будущее стоит за словами: “НЕТ” насилию и “ДА” миру! Мы не отступим, пока мир не восторжествует»3. Однако мужественность и активная жизненная позиция вкупе с благородным сердцем сделали её ярой противницей любого радикализма и насилия. Гбови никогда не призывала сторонников проявлять агрессию или взять в руки оружие, чтобы противостоять злу. Её способы и методы были иными. Комуто они могли показаться наивными, но на практике они работали. Гбови вместе со своими последователями пропагандировала совсем непопулярные вещи: терпимость к любой религии, уважение женщин в обществе, равенство полов, отсутствие конфликтов и войн. Она призывала адептов разных церквей перестать терпеть зло и бездействовать. Сначала они в белых футболках (символе мира) выходили на площади и молились, затем стали посылать петиции властям всех уровней вплоть до самых высоких. Еще в 2002 г. этой активистке удалось вместе с Кристал Ро Гаудинг и Комфортой Фримен организовать в Либерии движение «Женщины в построении мира». Так начался её долгий путь в борьбе за мир, против насилия всех видов. Это движение охватило тысячи африканок и за пределами Либерии. Л.Гбови становится его идейным вдохновителем и пресс-секретарем. Другими лидерами движения были Этведа Купер, Вайба Фломо, Асату Ба Кеннет, объединившая на борьбу мусульманок Либерии. Организованные ими демонстрации, пикеты и митинги, несмотря на запрет в стране публичных акций, ежедневно провозглашали требования и ультиматумы президенту, правительству и оппозиции. Одну из подобных акций осветила журналистка Джанет Джонсон Брайант, сделав передачу на радио, что позволило жителям всей страны узнать о массовом движении женщин и об их требованиях. Это способствовало значительному увеличению рядов протестующих. Неоспорим тот факт, что успех любого протестного движения определяется и достигается не только его массовостью и удачно выбранной стратегией, но и, прежде всего, значительностью и авторитетностью его лидера. Перед нами тот самый случай. Лейма Роберта Гбови, обладая незаурядными организаторскими способностями и получив отличное образование (по профессии она психолог, имеет степень магистра гуманитарных наук по специальности «разрешение конфликтов», присвоенную в Восточном Меннонитском Университете в Вирджинии, степень бакалавра в области социальной работы, диплом Колледжа медицинских наук имени Матери Патерн, обучалась конфликтологии в Учебном институте ООН, в Центре исцеления жертв военных травм в Камеруне и в Центре ненасильственного воспитания в Либерии), будучи человеком с твердой жизненной позицией, умеющая четко формулировать идеи и добиваться их претворения в жизнь, смогла объединить вместе со своими соратницами многих женщин (христианок и мусульманок), которые различными методами ненасильственных действий заставили враждующие стороны в Либерии прекратить гражданскую войну, провести переговоры, заключить мир в 2003 г. Обанкротившийся президент будет изгнан, а в стране временное правительство назначит всеобщие демократические выборы президента и парламента [5, с. 7–66]. МИРНАЯ ЖИЗНЬ. УЧАСТИЕ ЖЕНСКИХ НПО В ПОСТРОЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Лейма Гбови провела большую работу по поддержке Элен Джонсон-Серлиф в продвижении её на пост президента Либерии, которая, став первой женщиной, возглавившей эту страну (2006–2018) сделала немало для расширения прав и возможностей африканок во всех сферах жизни. Учитывая заслуги этих двух выдающихся либериек, Нобелевский комитет присудил им в 2011 г. премию мира «за ненасильственную борьбу и безопасность женщин и за права женщин на полноценное участие в миротвор- ческой деятельности». Один из либерийских политиков назвал Л.Гбови «символом мира, достоинства и единства»4. И в мирное время эта активистка не прекращает свою миротворческую деятельность. Она принимает участие в создании и деятельности различных объединений, борющихся за построение в стране гражданского общества. В борьбе с различного рода конфликтными ситуациями в странах Африки и с насильственными действиями по отношению к отдельным людям и народам особенно радикально и эффективно проявляют себя женские неправительственные организации (НПО), действующие в городских и сельских районах по всему континенту и завоевавшие авторитет как на родине, так и за пределами континента. Л.Гбови имеет к их функционированию самое прямое отношение. В 2012 г. при её участии из многих правозащитных организаций страны создана Коалиция за справедливость в Либерии для защиты гражданских прав и кампании по выявлению военных преступников – инициаторов насильственных действий во время гражданской войны, за создание военного трибунала для судебного преследования этих лиц. Она была назначена комиссаром либерийской комиссии по установлению истины и примирения. Деятельность Л.Гбови принимает всеафриканские масштабы. В 2006 г. вместе с соратницами она становится основательницей Панафриканской неправительственной организации «Женская сеть мира и безопасность – Африка», базирующейся в Гане и имеющей представительства в Кот-д’Ивуаре, Либерии, Сьерра-Леоне и Нигерии. Цель её деятельности – поощрять участие африканок в решении вопросов мира, безопасности и управления. Она ведет общественную и политическую работу по обеспечению условий для построения демократического общества, свободного от всех форм насилия в Либерии. Л.Гбови участвует в ряде образовательных проектов для девочек и женщин, в выборных кампаниях. В то же время она продолжает занимать твердую идейную позицию в плане борьбы с любой несправедливостью и нарушением прав человека. В частности, Гбови во время президентства Джонсон-Серлиф открыто выступала с критикой её политики, обвиняя её в коррупции и кумовстве, в неспособности ликвидировать такие негативные явления в обществе, как гендерное насилие, жестокое обращение с детьми. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ. НАГРАДЫ И ПРЕМИИ Несмотря на то, что Лейма Гбови – многодетная мать (шестеро детей), пишет книги и ведет полнокровную общественную работу в Либерии, она находит в себе силы участвовать во многих международных движениях, проектах, акциях, за что получила широкую известность и признание в мировом масштабе. Вот некоторые, далеко не все, её обязанности. С 2012 г. она является основателем и президентом Африканского фонда мира Л.Гбови. В 2013–2015 гг. Лейма работала научным сотрудником в частном женском колледже Бернард Колумбийского университета, передавая студентам свой опыт борца-миротворца. С 2012 по 2014 г. эта активистка входила в состав Целевой группы высокого уровня Международной конференции по народонаселению и развитию. В 2016 г. она приняла участие в марше протеста под эгидой организации «Женщины за мир». Гбови также является членом некоммерческой организации «Новое измерение надежды», которая на свои деньги строит школы по всей Либерии. В 2019 г. она вместе с другими лауреатами Нобелевской премии провела саммит, посвященный борьбе с распространением наркотиков5. В 2008 г. американские кинематографисты (режиссер Джени Ретикер) сняли о ней документальный фильм «Загнать молитвой черта в ад», рассказывающий о трагических событиях в Либерии во время Второй гражданской войны, о героической борьбе женщин этой страны во главе с Л.Гбови с несправедливостью и насилием. Лента, повествующая о мирных акциях, в дальнейшем использовалась в качестве пропагандистского материала в различных постконфликтных регионах континента, таких, например, как Судан и Зимбабве, мобилизуя жительниц этих стран к активным действиям в процессе борьбы за мир и безопасность6. Помимо Нобелевской премии мира (2011), Лейме Роберте Гбови было присуждено несколько престижных международных наград. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог яркой, полнокровной, насыщенной трагическими и славными событиями жизни всемирно известной миротворицы Леймы Гбови, можно поражаться её энергии и беззаветному служению идее построения у себя на родине справедливого гражданского общества. И в настоящее время в свои почти 52 года она поражает неуспокоенностью и стремлением осуждать все те негативные явления, которые имеют место в окружающем мире. В 2023 г. она активно включилась в избирательную президентскую и парламентскую кампанию, критикуя президента Дж.Веа, который препятствовал активному участию женщин в политической жизни. Она связывает эти выборы с кампанией борьбы против насилия. В интервью ведущему программы ВВС Newsday она призвала молодежь не брать денег у соперничающих на выборах партий, которые пропагандируют насильственные действия. Эта правозащитница считает, что Веа завел страну в экономический и политический тупик, выход из которого может найти только Джозеф Боакай – представитель Партии единства, способный обеспечить правильный политический выбор для либерийского народа. И это предвидение оправдалось: Дж.Боакай был избран президентом Либерии 15 ноября 2023 г. Необходимо подчеркнуть, что если внимательно просмотреть современную историю стран Африки, то в каждой из них можно найти немало выдающихся женщин, подобных Лейме Роберте Гбови. 1 См.: Массовые действия женщин в Либерии за мир. https://alphapedia.ru/w/Wonen_of_Liberia_Mass_Action_for_Peace (accessed 28.06.2023) 2 Лейма Гбови: «остановившая войну», правозащитница из Либерии, лауреат Нобелевской премии мира. 25.10.2022. htpps://dzen.ru/a/YI/YkeQakYOxxEOT (accessed 22.08.2023) 3 Либерия: Лейма Гбови. «Да пребудет с нами сила». https://fem-books.livejournal.com/937458html (accessed 24.10.2023) 4 Liberia: “Retire Boakai from Politics”. Leymah Gbowee Tells UP. 17.01.2023. htpps://www.liberianobserver.com/liberia-boakaipolitics-leymah-gbowee-tells (accessed 24.10.2023) 5 Нобелевские лауреаты призвали изменить меры борьбы с наркотиками. 22.09.2019. https://ren.tv/news/v-mire/460434nobelevskie-laureaty-prizvali-izmenit-mery-borby-s-narkomaniei (accessed 28.07.2023) 6 Массовые действия женщин в Либерии…Авторлар туралы
Natalia Ksenofontova
Центр социологических и политологических исследований, Институт Африки РАН
Email: natalia28xenofontova@yandex.ru
PhD (History), Senior Re- search Fellow, Center of Sociological and Politological Studies, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences Moscow, Russia
Әдебиет тізімі
- Nemchenko V. 2004. Liberia: will the civil war go down in history? Asia and Africa today. № 2 (559). P. 24. (In Russ.)
- Ksenofontova N.A. 2015. We are the two hands of a single cross. The anthropology of gender. M. (In Russ.)
- Izmaylov I. 2012. The Naked Truth of Lady Godiva. Gala. Biography. № 12. M. (In Russ.)
- Shipilov A.Y. 2019. The political crisis in Liberia 1979-2003 in the memoirs of the President of the country Ellen Johnson Sirleaf. New and modern history. № 5. Pp. 185–194. Moscow. (In Russ.)
- Denisova T.S. 2023. Liberia: stages of political development. Liberia: 200 years of independence. Moscow. Pp. 7–66. (In Russ.)
- Vdovenko Andrey. From a plea for peace to sexy revolution: how Liberia’s women stopped the civil war. https://knife.media/liberia-women/ (In Russ.) (accessed 19.09.2023)
- Gbowee Leymah, Metzers Karol. 2011. Mighty Be Our Powers: How Sisterhood, Prayer, and Sex Changed a Nation at War. N.Y.: Beast Books, 256 p. https://fem-books.livejournal.com/937458.html (accessed 28.06.2023)
Қосымша файлдар
