Разработка методики нормирования маршрутного расхода топлива автобуса ЛИАЗ-5256.57 в эксплуатации
- Авторы: Болоев П.А.1, Петров Н.В.2, Скрыбыкин Ф.А.3
-
Учреждения:
- Бурятский государственный университет
- Октемский филиал Арктического государственного агротехнологического университета
- Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова
- Выпуск: Том 88, № 6 (2021)
- Страницы: 90-98
- Раздел: Экономика, организация и технология производства
- URL: https://bakhtiniada.ru/0321-4443/article/view/95643
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-2021-6-90-98
- ID: 95643
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются пригородные автобусные перевозки по конкретным маршрутам в Республике Саха (Якутия). Для экспериментального исследования был выбран маршрут 101 Якутск – Табага общей протяженностью 31 км. Приведено расписание движения автобусов МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания» (ЯПАК) на пригородном маршруте. Изучены основные технические данные автобуса ЛиАЗ-5256.57. В соответствии с международными правилами для автобусов определение количества топлива, расход и удельные выбросы нормированных токсичных компонентов осуществляется с использованием ездового цикла на работающих барабанах. Для расчета расхода топлива используется методика моделирования показателей работы двигателя, обеспечивающих изменение тягово-скоростных характеристик автомобиля в соответствии с используемым установленным ездовым циклом. Результаты расчетного расхода топлива для ездового цикла NEDC сравниваются с экспериментальными данными. В качестве сравнения расчетных и теоретических данных о расходе топлива с практическими данными рассматривается двигатель Cummins типа CG 250. Двигатель внутреннего сгорания установлен на автобусе ЛиАЗ-5256.57. Экспериментальные данные по расходу топлива этого автобуса на 100 километра пробега (км) показал 49 нм3, а теоретические расчеты расхода топлива автобуса на 100 км по предлагаемому способу показал 48 нм3.
Таким образом, для оценки тягово-скоростных характеристик автобуса может быть использован предложенный комбинированный метод, позволяющий получить расчет расхода топлива, более близкий к экспериментальным данным по ездовому циклу. По исходным данным автомобиля оцениваются эффективные показатели работы двигателя. Предложен расчетный метод моделирования испытаний и экспериментальный ездовой цикл автомобильного транспорта общей массой более пяти тонн.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Петр Антонович Болоев
Бурятский государственный университет
Email: petnikvad1988@mail.ru
д.т.н.
Россия, Улан-УдэНиколай Вадимович Петров
Октемский филиал Арктического государственного агротехнологического университета
Email: petnikvad1988@mail.ru
к.т.н.
Россия, ЯкутскФилипп Александрович Скрыбыкин
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова
Автор, ответственный за переписку.
Email: petnikvad1988@mail.ru
Россия, Якутск
Список литературы
- Туренко А.Н., Абрамчук Ф.И., Пойда А.Н. [и др.] Автоматизированный стенд для исследования и доводки газового малолитражного быстроходного двигателя внутреннего сгорания // Автомобильный транспорт. 2009. № 23. С. 89−94.
- Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В., Яшина М.В. Автотранспортные потоки и окружающая среда: [учеб. пособие для ВУЗов]. М.: ИНФРА-М, 1998. 408 с.
- Каніло П.М., Бей І.С., Ровенський О.І. Автомобіль та навколишнє середовище. Х.: Прапор, 2000. 304 с.
- Гаспарянц Г.А. Конструкция, основы теории и расчета автомобиля. М.: Машиностроение, 1978.
- Абрамчук Ф.И., Кабанов А.Н., Кузьменко А.П., Липинский М.С. Многокритериальная оптимизация параметров процесса сгорания малолитражного автомобильного газового двигателя // Двигатели внутреннего сгорания. Харьков: НТУ «ХПИ», 2011. № 2. С. 8−13.
- Глаголев Н.М. Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания. Киев: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1950. 480 с.
- Андрюхіна О.С. Розробка спрощеного випробувального циклу для перевірки технічного стану бензинових двигунів легкових автомобілів в умовах експлуатації: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.20. Київ, 2006. 171 с.
- Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта // Итоги науки и техники. М.: ВИНИТИ, 1996.
- Филипковский А.И. Совершенствование рабочего процесса дизелей типа ЧН 32/32 на основе физического и математического моделирования: дис. ... канд. техн. наук: 05.04.02. Х., 1988. 193 с.
- Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта // Итоги науки и техники. М.: ВИНИТИ, Т. 19: Автомобильный и городской транспорт. 1996. С. 90−110.
- Кульчицкий А.И. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей: учеб. пособие / Владим. гос. ун-т. Владимир, 2000. 256 с.
- http://www.autoopt.ru/auto/encyclopedia/bus/liaz/mark/liaz-5256/
Дополнительные файлы
