Оценка возможности применения искусственных нейронных сетей для самодиагностики двигателя внутреннего сгорания с отключением цилиндров

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Системы управления двигателями и автомобилями должны иметь средства объективного контроля в виде самодиагностики. В особенности это актуально для новых конструкций и технологий управления бензиновым двигателем внутреннего сгорания, таких как отключение цилиндров на режиме частичной нагрузки. В работе дана оценка возможности самодиагностики отключения цилиндров в автомобильном бесшатунном двигателе с кривошипно-кулисным механизмом с помощью искусственных нейронных сетей.

Целью являлось определение возможности создания искусственной нейронной сети, распознающей по характеру изменения сигналов с датчиков, установленных на опорах двигателя: какие цилиндры в данный момент находятся в работе, а какие отключены независимо от частоты вращения коленчатого вала.

Методы. В исследовании рассматривались искусственные нейронные сети топологии LSTM и BiLSTM. Для получения сигналов датчиков использовалась имитационная модель двигателя, выполненная в Simulink. Проведенные численные эксперименты позволили получить данные, имитирующие показания датчиков, и обучить искусственные нейронные сети для определения номеров и количества отключенных цилиндров. Численные эксперименты проводились на основе полнофакторного планирования. Для обучения и тестирования искусственных нейронных сетей использовались различные планы, что позволило тестировать сеть на данных, существенно отличающихся от данных обучения. Тестирование проходило на большом количестве случайных последовательностей режимов отключения цилиндров.

Результаты. Полученные результаты показывают высокую степень распознавания номеров отключенных цилиндров уже за несколько десятков градусов поворота коленчатого вала при переходе на соответствующий режим. Для сети LSTM точность определения режима составила выше 99% как в режиме передачи последовательности данных, так и в потоковом режиме. Топология BiLSTM показала точность при определении режима в виде последовательности выше 99,9%, но при потоковой передаче данных она существенно снижалась.

Заключение. Применение рассмотренных типов сетей перспективно в системах управления двигателей и автомобилей.

Об авторах

Аркадий Васильевич Химченко

Автомобильно-дорожный институт ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: himch.arkady@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9340-4252
SPIN-код: 4568-1757

доцент, к.т.н., доцент кафедры автомобильного транспорта, начальник научно-исследовательской части

Донецкая Народная Республика, Горловка

Николай Иванович Мищенко

Автомобильно-дорожный институт ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»

Email: mim2802@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0390-1563
SPIN-код: 6604-8459

профессор, д.т.н., заведующий кафедрой автомобильного транспорта

Донецкая Народная Республика, Горловка

Олег Вячеславович Савчук

Автомобильно-дорожный институт ГОУВПО «Донецкий национальный технический университет»

Email: piligrimx2@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7295-4407
SPIN-код: 4178-1038

бакалавр, магистрант

Донецкая Народная Республика, Горловка

Список литературы

  1. Мищенко Н.И., Химченко А.В., Крамарь С.Н., Супрун В.Л. Влияние силового механизма на работу двухтактного двигателя с кривошипно-камерной продувкой при регулировании степени сжатия // Двигатели внутреннего сгорания. 2004. № 1. С. 56–60.
  2. Ying L., Kuznetsov A.G. The Effect of Cylinder Deactivation on Engine Performance. Proceedings of the 2020 International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies (FarEastCon)2020. 2020 October 06-09; Vladivostok, Russia. IEEE, 2020, pp. 1–5. doi: 10.1109/fareastcon50210.2020.9271303
  3. Мищенко Н.И., Шляхов В.С., Супрун В.Л., и др. Автомобильные двигатели с отключением цилиндров, конструкции, анализ // BICHИK СЕВНТУ. 2011. № 122. С. 163–166.
  4. Марков В.А., Варченко Ф.Б., Лотфуллин Ш.Р. Метод улучшения эксплуатационных показателей автомобильного газового двигателя // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2018. № 705. С. 38–44. doi: 10.18698/0536-1044-2018-12-38-44
  5. Мищенко Н.И., Химченко А.В., Юрченко Ю.В., и др. Новый бесшатунный двигатель для автомобиля // 8-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса; Январь 31, 2019; Москва. МАДИ, 2019, С. 383–396.
  6. Химченко А.В., Мищенко Н.И., Дрючин Д.А., и др. Предварительная оценка возможности использования системы смазки серийного двигателя для питания гидропривода механизма остановки поршня // Вести Автомобильно-дорожного института. 2021. № 1. C. 15–26.
  7. Ren J., Man Y., Shen W., Dong L. Applications of Artificial Intelligence in Process Systems Engineering. Elsevier, 2021.
  8. Chigateri K.B., Suryavamshi S., Rajendra S. System for detecting car models based on machine learning // Materials Today: Proceedings. 2022. Vol. 52. P. 1697–1701. doi: 10.1016/j.matpr.2021.11.335
  9. Altun O., Zhang D., Siqueira R., et al. Identification of dynamic loads on structural component with artificial neural networks // Procedia Manufacturing. 2020. Vol. 52. P. 181–186. doi: 10.1016/j.promfg.2020.11.032
  10. Ghoniem M., Awad T., Mokhiamar O. Control of a new low-cost semi-active vehicle suspension system using artificial neural networks // Alexandria Engineering Journal. 2020. Vol. 59, N 5. P. 4013–4025. doi: 10.1016/j.aej.2020.07.007
  11. Gonera J., Vrublevskyi O., Napiórkowski J. Modelling of floorpan wear in passenger vehicles using artificial neural networks // Engineering Failure Analysis. 2021. Vol. 127. doi: 10.1016/j.engfailanal.2021.105482
  12. Bonfitto A., Feraco S., Tonoli A., Amati N. Combined regression and classification artificial neural networks for sideslip angle estimation and road condition identification // Vehicle System Dynamics. 2019. Vol. 58, N 11. P. 1766–1787. doi: 10.1080/00423114.2019.1645860
  13. Velten K., Reinicke R., Friedrich K. Wear volume prediction with artificial neural networks // Tribology International. 2000. Vol. 33, N 10. P. 731–736. doi: 10.1016/s0301-679x(00)00115-8
  14. Jones S.P., Jansen R., Fusaro R.L. Preliminary Investigation of Neural Network Techniques to Predict Tribological Properties // Tribology Transactions. 1997. Vol. 40, N 2. P. 312–320. doi: 10.1080/10402009708983660
  15. Химченко А.В., Мищенко Н.И. Воздействие сил инерции на кузов автомобиля при отключении цилиндров остановкой поршня в экспериментальном двигателе // 9-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса: сборник докладов Международной научно-технической конференции; Январь 29, 2021; Москва. МАДИ, 2021, С. 442–456.
  16. Химченко А.В., Мищенко Н.И., Петров А.И., и др. Модель четырехцилиндрового бесшатунного двигателя для исследования вибрации при отключении цилиндров // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса 2020»; Май 29, 2020; Горловка. АДИ ГОУ ВПО «ДОННТУ», 2020, С. 72–77.
  17. Химченко А. В., Мищенко Н. И. Составление ездового цикла автомобиля путем аппроксимации отфильтрованных экспериментальных данных с помощью нейронных сетей // Вести Автомобильно-дорожного института. 2018. № 4. C. 3–13.
  18. Химченко А.В., Мищенко Н.И., Пузаков А.В., Петров А.И. Методика уравновешивания бесшатунного двигателя на этапе проектирования с использованием имитационного моделирования // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса 2021»; Май 25, 2021; Горловка. АДИ ГОУ ВПО «ДОННТУ», 2021, С. 89-94.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Графики сил, действующих на кузов автомобиля в жестких опорах двигателя, при частоте вращения коленчатого вала n = 4000 мин-1.

Скачать (207KB)
3. Рис. 2. Пример изменения графика силы, действующей на кузов автомобиля в одной из опор, при отключении цилиндров и частоте вращения коленчатого вала n = 4000 мин-1.

Скачать (165KB)
4. Рис. 3. Диаграмма рассеивания факторов в плане эксперимента.

Скачать (156KB)
5. Рис. 4. Архитектура сравниваемых сетей.

Скачать (179KB)
6. Рис. 5. Тестовая диагностика отключения цилиндров при разных частотах вращения коленчатого вала при оценке сигнала LSTM сетью.

Скачать (334KB)
7. Рис. 6. Пример ошибок при диагностике отключения цилиндров.

Скачать (207KB)
8. Рис. 7. Тестовая диагностика отключения цилиндров при разных частотах вращения коленчатого вала при оценке BiLSTM сетью сигнала в виде последовательности.

Скачать (318KB)
9. Рис. 8. Тестовая диагностика отключения цилиндров при разных частотах вращения коленчатого вала при потоковой оценке сигнала BiLSTM сетью.

Скачать (358KB)

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».