Исследование акустической заметности транспортных средств, движущихся с постоянной скоростью

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Представлены результаты экспериментов по оценке субъективных показателей акустической заметности приближающегося с постоянной скоростью транспортного средства. Субъективные показатели заметности определялись экспертами как расстояние между транспортным средством и экспертом в тот момент, когда эксперт услышал (зафиксировал) звук приближающегося автомобиля, а также как время подъезда автомобиля к эксперту в этот момент. Субъективные показатели заметности сопоставляются с измеренными по методике из правил ООН № 138 объективными параметрами шума от автомобиля — уровнем звукового давления, его частотной характеристикой, а также уровнем звука. Исследование представляется актуальным в связи с проблемой безопасности движения электрифицированных транспортных средств, обладающих малой шумностью, к которым относятся, в частности, электромобили, электроскутеры и электросамокаты. Приведены первые результаты исследования проблемы увеличения заметности для пешеходов малошумных транспортных средств без нанесения ущерба акустической экологии городов и пригородов.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

А. О. Субботкин

Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук; Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук; ООО “Кар Системс”

Автор, ответственный за переписку.
Email: subov-an@yandex.ru
Россия, Москва; Москва; Москва

Г. Н. Кузнецов

Институт общей физики им. А.М. Прохорова Российской академии наук

Email: subov-an@yandex.ru
Россия, Москва

Е. В. Талачев

ООО “Кар Системс”

Email: subov-an@yandex.ru
Россия, Москва

Г. А. Романенко

ООО “Девесофт Рус”

Email: subov-an@yandex.ru
Россия, Москва

А. С. Тюрин

Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук; ООО “Кар Системс”

Email: subov-an@yandex.ru
Россия, Москва; Москва

Список литературы

  1. Zhang E.L., Peng Z.L., Li Z.J., Lin Y.B., Zhuo J.M. Four-Channel Active Noise Control Modeling and Offline Simulation for Electric Bus Sound Quality Based on Two FxLMS Algorithms // Acoust. Phys. 2024. V. 70. № 1. P. 143-152.
  2. Правила ЕЭК ООН № 138. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения бесшумных автотранспортных средств в отношении их пониженной слышимости. 05 октября 2016. 43 с.
  3. ГОСТ Р 53188.1-2019. Государственная система обеспечения единства измерений. ШУМОМЕРЫ. Часть 1. Технические требования.
  4. Римская-Корсакова Л.К., Пятаков П.А., Шуляпов С.А. Оценки раздражающего действия шума // Акуст. журн. 2022. Т. 68. № 5. С. 550–561.
  5. Цвикер Э., Фельдкеллер Р. Ухо как приемник информации. Изд. 2. 1971.
  6. Вахитов Я.Ш. Слух и речь. Л.: ЛИКИ. 1973. Т. 124.
  7. Sakamoto I., Tanaka T., Sekine M., Morita K., Masayuki S., Takeshi K. and Yoshiike A. Reviews on countermeasure to safety risk associated with quietness of hybrid or electric vehicles in Japan // Proc. Inter-noise 2010. 2010. 8 p.
  8. Guideline for the Approaching Vehicle Audible System. Ministry of Land, Infrastructure, Transport and Tourism (MLIT), 2010. (in Japanese)
  9. Proposal for guidelines on measures ensuring the audibility of hybrid and electric vehicles. Consolidated Resolution on the Construction of Vehicles (R.E.3), Annex 2, ECE/TRANS/WP.29. Geneva, Swizerland, 2011.
  10. On the sound level of motor vehicles and of replacement silencing systems: Regulation (EU) No 540/2014 of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014, amending Directive 2007/46/EC and repealing Directive 70/157/ EEC // Official Journal of the European Union 158. 2014. P. 131–195.
  11. Quieter Cars and the Safety of Blind Pedestrians: The NHTSA Research Plan, April 2009. www.regulations.gov (Docket No. NHTSA-2008-0108-0025)
  12. Garay-Vega, et al. Quieter Cars and the Safety of Blind Pedestrians: Phase I, Report No. DOT HS811 304, U.S. Dept. of Transportation, Washington, DC. 2010.
  13. Garay-Vega et al. Quieter Cars and the Safety of Blind Pedestrians, Phase 2: Development of Potential Specifications for Vehicle Countermeasure Sounds, Report No. DOT HS811 496. Dept. of Transportation, Washington, DC. 2011.
  14. Evans L.R. and Harris J.R. Quieter Vehicle Performance Test Development Research Report, Report No. DOT HS810, Dept. of Transportation, Washington, DC.
  15. Hastings A., Guthy C. and Pollard J.K. Research on Minimum Sound Specifications for Hybrid and Electric Vehicles, Report No. DOT HS810, Dept. of Transportation, Washington, DC.
  16. Проект рекомендаций по глобальным техническим правилам, касающимся систем звукового оповещения о наличии транспортного средства для бесшумных автотранспортных средств, ECE/TRANS/WP.29/GRB, 56 сессия, Женева, 3–5 сентября 2012 г.
  17. Moore, et al. A model for the prediction of thresholds, loudness, and partial loudness // J. Audio Eng. Soc. 1997. V. 45(5).
  18. Federal Motor Vehicle Safety Standards; Minimum Sound Requirements for Hybrid and Electric Vehicles; Notice of proposed rulemaking, Dept. of Transportation, Washington, DC, Federal Register. V. 78. No. 9. January 14, 2013. P. 2798–2868.
  19. Pedestrian Safety Enhancement Act of 2010, Public Law No: Public Law No. 111–373 (01/04/2011).
  20. GB/T 37153-2018. Acoustic vehicle alerting system of electric vehicles running at low speed, State Administration for Market Regulation; Standardization Administration of the People's Republic of China. December 2018.
  21. Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 018 / 2011 “О безопасности колесных транспортных средств”.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Схема измерительной площадки

Скачать (77KB)
3. Рис. 2. Схема части площадки для измерений

Скачать (81KB)
4. Рис. 3. Результаты измерения времени фиксации для 27 проездов Tesla Model 3 с постоянной скоростью 40 км/ч

Скачать (85KB)
5. Рис. 4. Медианные значения результатов оценки всеми экспертами (а) — времени и (б) — расстояния подъезда для транспортных средств без включенной AVAS системы

Скачать (153KB)
6. Рис. 5. Результаты измерений по методике [2] (а) — максимального уровня звука и (б) — максимального уровня звукового давления

Скачать (133KB)
7. Рис. 6. Результаты измерений по методике [2] частотных характеристик максимальных значений уровня звукового давления в 1/3 октавных полосах для скоростей (а) — 10 и (б) — 20 км/ч

Скачать (170KB)
8. Рис. 7. Медианные значения результатов оценки всеми экспертами времени подъезда для электрифицированных транспортных средств с работающей AVAS-системой в сравнении со значениями для выключенной AVAS-системы

Скачать (82KB)
9. Рис. 8. Результаты измерений по методике [2] максимального уровня звука для электрифицированных транспортных средств с работающей AVAS-системой в сравнении со значениями для выключенной AVAS-системы

Скачать (87KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».