Влияние представлений о природе человека на отношение к благотворительности в консерватизме

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В настоящей статье анализируются подходы к проблеме благотворительности и природы человека, которые сложились внутри консервативной политической философии. Проводится анализ философских и религиозных предпосылок, на основании которых сформировались категориально-понятийный аппарат и ключевые ценности консерватизма. Также представлен обзор исторического контекста и организационных принципов в благотворительности. Исследование опирается на тексты представителей консервативной политической философии XIX–XX веков, анализ благотворительных практик, анализ институтов в сфере социальной политики. В различных странах формировались разные традиции консервативной философии, и для их классификации целесообразен анализ отношения к «социальному вопросу» и благотворительности. Консервативная политическая философия в большинстве случаев поощряет благотворительность, но из-за различного восприятия природы человека в консерватизме возникают расхождения между мыслителями. Первая группа противоречий связана с восприятием личности получателя помощи. Некоторые консерваторы, вслед за протестантским богословием, воспринимают бедность как проблему, требующую решения, и связывают с пороками характера. Другие авторы перенимают из католицизма представление об «экономике спасения», когда бедные отплачивали богатым молитвами за помощь, и видят бедность как форму социального служения и, следовательно, вариант полноты развития личности. Вторая группа противоречий связана с проблемой роли личности в организации благотворительности. В патерналистском прочтении благотворительность считается адресным служением и формой закрепления иерархических отношений. В либеральном консерватизме внимание уделяется проблеме склонности человека ко злу, и, следовательно, вопросу организации благотворительности с помощью механизмов, что минимизировало бы произвол. Консерваторы преследуют в первую очередь защиту порядка и собственности и отличаются как от либерализма, который говорит о свободе договорных отношений между автономными индивидами, так и от социализма, который ожидает, что изменение отношений собственности изменит характер проявлений человеческой природы и устранит необходимость в частной благотворительности.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Вадим Андреевич Подольский

Институт философии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: deomniscibili@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1659-9025

кандидат политических наук, научный сотрудник сектора истории политической философии

Россия, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1

Список литературы

  1. Петрова А.В. Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие: Теория и история процесса: дис. ... кандидата социологических наук. Екатеринбург: Уральский гос. университет им. А.М. Горького, 2003.
  2. Petrova A.V. Blagotvoritel’nost’ kak sotsial’no-rolevoe vzaimodeistvie: Teoriya i istoriya protsessa: dis. ... kandidata sotsiologicheskikh nauk [Charity as Social Role Interaction: Theory and History of the Process: Diss. … CSc, Sociology]. Yekaterinburg: Ural State University Publ., 2003.
  3. Дмитриева М.Г. Социально-философский анализ влияния благотворительности на процесс становления личностной идентичности: дис. ... кандидата философских наук. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. университет, 2016.
  4. Dmitriyeva M.G. Sotsial’no-filosofskii analiz vliyaniya blagotvoritel’nosti na protsess stanovleniya lichnostnoi identichnosti: dis. ... kandidata filosofskikh nauk [Social and Philosophical Analysis of the Influence of Charity on the Development of the Personal Identity: Diss. … CSc, philosophy]. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publ., 2016.
  5. Смирнов С.Н. Благотворительность в обществе потребления: пример России // Социальные новации и социальные науки. 2023. № 2. С. 60–75.
  6. Smirnov S.N. Blagotvoritel’nost’ v obshchestve potrebleniya: primer Rossii [Charity in the Consumer Society: the Russia’s Case]. Sotsial’nye novatsii i sotsial’nye nauki [Social Innovations and Social Sciences]. 2023. N 2. P. 60–75.
  7. Татаренко О.В. Мотивационные компоненты благотворительной активности субъекта: дис. ... кандидата психологических наук. М., 2006.
  8. Tatarenko O.V. Motivatsionnye komponenty blagotvoritel’noi aktivnosti sub”ekta: dis. ... kandidata psikhologicheskikh nauk [Motivational Components of the Charitable Activity of an Actor: Diss. … CSc, psychology]. Moscow, 2006.
  9. Blois de L., Spek van der R.J. An Introduction to the Ancient World, transl. from Dutch by S. Mellor. New York: Routledge, 1997.
  10. Bonald de L.G.A. Theorie du pouvoir politique er religieux. En 3 t. T. 3. Paris: Impremerie D’Adrien Le Clere, 1843.
  11. Brundage A. The English Poor Laws, 1700–1930. New York: Palgrave Macmillan, 2002.
  12. Burke E. Thoughts and Details on Scarcity. The Works of Edmund Burke. New York: George Dearborn, 1836.
  13. Chateaubriand R.F. The Genius of Christianity. Baltimore: John Murphy, 1871.
  14. Cohen M.R. Poverty and charity in the Jewish community of medieval Egypt. Princeton: Princeton University Press, 2005.
  15. Die sozialen Lehren des Freiherrn Karl von Vogelsang. Grundzüge einer christlichen Gesellschafts- und Volkswirtschaftslehre nach Vogelsangs Schriften. Hg. W. Klopp. Sankt Polten: Franz Chamra, 1894.
  16. Disraeli B. Sybil, or the Two Nations. London: Henry Colburn, 1845.
  17. Eccleshall R. English Conservatism since the Restoration. An introduction and anthology. London: Unwin Hyman, 1990.
  18. Freeman R. The Wayward Welfare State. Stanford: Hoover Institution Press, 1981.
  19. Friedman M.H. The making of a Tory humanist: William Wordsworth and the idea of community. New York: Columbia University Press, 1979.
  20. Gilder G. Wealth & Poverty. New York: Bantam Books, 1981.
  21. Gingrich N. To Renew America. New York: Harper Collins, 1995.
  22. Giving USA: The Annual Report on Philanthropy. McLean: Giving USA Foundation, 2023.
  23. Glazer N. The limits of social policy. Cambridge: Harvard University Press, 1988.
  24. Goldwater B. The Conscience of a conservative. Hawthorne: BN Publishing, 2007.
  25. Green J.A. Edmund Burke’s German Readers at the End of Enlightenment, 1790–1815. PhD Diss. Cambridge: Cambridge University, 2017.
  26. Grimm H.J. Luther’s Contributions to Sixteenth-Century Organization of Poor Relief. Archive for Reformation History. 1970. Vol. 61. P. 222–234.
  27. Haller von C.L.D. Ristaurazione della Scienza Politica. In 3 vols. Vol. 1. Napoli: Stabilimento Tipografico Del Tramatea, 1850.
  28. Hazlitt H.S. The Conquest of poverty. Irvington-on-Hudson: The Foundation for Economic Education, Inc., 1996.
  29. Himmelfarb G. The De-Moralization of Society: From Victorian Virtues to Modern Values. New York: Vintage Books, 1995.
  30. Hogan W.E. The Development of Bishop Wilhelm Emmanuel von Ketteler’s Interpretation of the social Problem. PhD Diss. Washington: The Catholic University of America Press, 1946.
  31. Holman S.R. God Knows There’s Need: Christian Responses to Poverty. New York: Oxford University Press, 2009.
  32. Huntington S.P. Conservatism as an Ideology. American Political Science Review. 1957. Vol. 51, N 2. P. 454–473.
  33. James R. Natural philanthropy: a new evolutionary framework explaining diverse experimental results and informing fundraising practice. Palgrave Communications. 2017. Vol. 3. doi: 10.1057/palcomms.2017.50
  34. Ketteler von W.E. Die Arbeitenfrage und das Christentum. Mainz: F. Kirchheim, 1864.
  35. Kristol I. Neoconservatism. The autobiography of an idea. Chicago: Elephant Paperback, 1999.
  36. Morrow J. Thomas Carlyle. London: Hambledon Continuum, 2006.
  37. Muller A.H. Von der Notwendigkeit einer theologischen Grundlage der gesamten Staatswissenschaften und der Staatswirtschaft insbesondere. Leipzig: Friedrich Christoph Wilhelm Bogel, 1819.
  38. Rothbard M.N. Man, Economy, and State. Auburn: Ludwig von Mises Institute, 2009.
  39. Southey R. Sir Thomas Moore, or Colloquies on society. In 2 vols. Vol. 1. London: C. Roworth, 1829.
  40. Trattner W.I. From poor law to welfare state: a history of social welfare in America. 5th ed. New York: The Free Press, 1994.
  41. Tullock G. The Economics of Income Redistribution. Boston: Kluwer-Nijhoff Publishing, 1983.
  42. Turnbull R. Shaftesbury: The great reformer. Oxford: Lion Hudson, 2010.
  43. Watson S. On hospitals. Welfare, law and Christianity in Western Europe, 400-1320. Oxford: Oxford University Press, 2020.
  44. Wordsworth C. Memoirs of W. Wordsworth. Boston: Ticknor, Reed, and Fields, 1851.
  45. Zelinka I. Der autoritäre Sozialstaat: Machtgewinn durch Mitgefühl in der Genese staatlicher Fürsorge. Münster: LIT Verlag, 2005.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».