Пути совершенствования экономических механизмов развития сферы услуг (на примере Узбекистана)
- Авторы: Мардонов Б.1
-
Учреждения:
- Самаркандсий институт экономики и сервиса
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 5-12
- Раздел: ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/0207-3676/article/view/257831
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0207367624030011
- ID: 257831
Полный текст
Аннотация
В статье широко освещается значение экономического механизма в формировании современного общества. Указываются пути совершенствования сферы услуг и ее элементов. Автор предлагает экономический механизм ускоренного развития сферы услуг и подробно рассматривает проблемы связи между основными и вспомогательными элементами хозяйственного механизма.
Полный текст
Введение. Развитие общества – сложный и многогранный процесс, требующий разрешения различных проблем [1]. Эти проблемы возникают в процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В течение долгого времени человеческая мысль была сосредоточена на жизнеобеспечении – производстве еды, одежды, предметов домашнего обихода и различных услуг. При этом на всех этапах развития общества целью экономической деятельности человека, как известно, является максимально полное удовлетворение различных потребностей общества и всех его членов. В ходе своей экономической деятельности человек непосредственно воздействует на средства производства: во-первых, он производит нужные ему вещи, оказывает услуги и потребляет их; во-вторых, он мобилизует другие экономические ресурсы и вовлекает их в процессы воспроизводства. В этом случае обеспечивается занятость поставщиков сырья, увеличивается их доход и т. д.
Таким образом, экономические механизмы играют важную роль в формировании человеческого общества.
На современном этапе развития современной цивилизации сфера услуг является основной отраслью народного хозяйства большинства стран мира. По данным Всемирного банка, в настоящее время «в развитых странах доля ВВП сферы услуг составляет 74% и 90–95% общего количества предприятий, обеспечивая 70–75% общей занятости населения [2]. В результате широкомасштабных системных реформ, проведенных в Узбекистане, доля сферы услуг в ВВП за 1990–2020 гг. увеличилась с 33,8 до 38,8%, а доля работников, занятых в сфере услуг, в общей численности экономически активного населения увеличилась с 35,6 до 50,5% [3]. В своем обращении к Олий Мажлису Президент Ш.М. Мирзиёев подчеркнул, что сфера услуг выполняет очень важные задачи в решении социальных проблем, такие как сокращение безработицы, повышение доходов населения, сокращение бедности [4]. В связи с этим тщательное изучение экономического механизма развития сферы услуг, анализ его элементов, выявление и устранение имеющихся недостатков относятся к числу важных задач современности.
Обзор литературы. Сущность и содержание хозяйственного механизма, функции, их структурные элементы, виды, значение в рыночной экономике и необходимость их совершенствования в Узбекистане описаны в учебниках М.Р. Расулова и [5] Д. Таджибоева [6]. Научные основы исследования проблем, связанных с элементами экономических механизмов, с методами регулирования и с путями развития сферы услуг, были рассмотрены в исследованиях В. Крастева, С. Пьянковой, О. Эргуновой [7]. В целях совершенствования экономических механизмов развития сферы услуг С.А. Ильина рассмотрела вопрос о более широком внедрении функции налогового стимулирования в отрасли, о непосредственной поддержке отрасли государством, о поощрении участия экономических субъектов, работающих в отрасли в системе госзаказа, и о внедрении рыночных механизмов [8]. С.Р. Кривко также заявил в своей работе, что стратегии и принципы управления в секторе услуг важны для совершенствования экономических механизмов [9]. М.М. Мухаммедов высказывает мнение, что развитие общества, его переход из одного состояния в другое, его постепенное и революционное развитие находятся в полной зависимости от отношений, связанных с производительными силами и реформированием производительных сил [10]. А развитием сферы услуг в процессе глобализации, являющейся основным сектором экономики, А. Каменева [11] объяснила изменения в области отображения и его влияния на экономические механизмы.
Методология исследования. Диалектико-системный, статистический подход, сравнительно-сопоставительный анализ и методы группировки применялись для методологического изучения проблем развития сферы услуг и совершенствования ее экономических механизмов, а также классификации экономических элементов отрасли.
Анализ и результаты. На ранних этапах развития общества экономические отношения осуществлялись через определенные механизмы и совершенствовались на протяжении веков. Мы хотели бы высказать некоторые свои мысли по этому поводу. Например, аграрным обществом движут такие экономические категории, как труд, занятость, спрос, рабочая сила и оплата труда (рис. 1).
Рис. 1. Роль экономических механизмов в развитии общества
Источник: Мардонов Б.Б. Хизмат соҳасини ривожланишида иқтисодий механизмларни токомиллаштириш йўллари // Сервис илмий-амалий журнали. № 2. 2023.
Позднее потребность в средствах жизнедеятельности, необходимых для выживания и развития человека, для развития человечества в целом, порождает потребность в новых экономических категориях, таких как, например, имущество, бизнес, налоги, кредит и т. д. Они занимают важное место в общественной жизни людей и влияют на формирование индустриального общества.
В аграрном обществе граждане обеспечиваются работой только для производства товаров, а в индустриальном обществе они занимаются определенной трудовой деятельностью в целях не только производства товаров, но и ради получения прибыли, создания валового продукта, увеличения частной собственности и т. д. На наш взгляд, модели занятости в постиндустриальном обществе полностью изменились. Например, в постиндустриальном обществе уделяется внимание созданию рабочих мест, обеспечиваются возможности заниматься не только трудом по выбору, но и другой общественно-полезной деятельностью.
Оплата труда также занимает особое место на каждом этапе. Если в аграрном обществе оплата труда выполняет такие задачи, как увеличение объема производства, регулирование и управление, то в индустриальном обществе она играет важную роль в увеличении доходов производителей и повышении уровня жизни. В постиндустриальном обществе изменяются формы оплаты труда, методы ее расчета, правила организации. Например, заработная плата ученых и исследователей определяется их вкладом в ВВП на душу населения. Меняются задачи, принципы, методы управления остальными экономическими категориями, такими как занятость и др.
Перемены в мировой экономике, в том числе возникновение мирового финансово-экономического кризиса, естественное изменение климата, распространение коронавирусной инфекции (пандемии) в стране и в глобальном масштабе не позволили экономическим механизмам работать стабильно. Столь резкие изменения в мировой экономике оказали влияние на баланс национального хозяйства стран. Выполнение задач, возникающих перед сферой услуг в любой сложной ситуации, требует более эффективного использования ее потенциала. Это важное условие быстрого развития сферы услуг, подъема ее на более высокие уровни, смягчение влияния негативных изменений в стране или мире на макроэкономические показатели, восстановление ситуации в отрасли. Поэтому важно детально изучить экономические механизмы развития сферы услуг.
Экономические механизмы в сфере услуг очень важны с точки зрения социально-экономического развития общества, но в то же время они очень сложны, комплексны, и поэтому экономисты еще не смогли объединить ее элементы в единую целостную систему. Рост цен, развитие монополии, расслоение населения по доходам и тому подобные изменения, часто происходящие в условиях рыночной экономики, оказывают сильное влияние на экономический механизм сферы услуг. Поэтому доходов от деятельности некоторых видов услуг, в том числе культурных, туристических, служб общественной безопасности, недостаточно для покрытия их расходов. В некоторых регионах из-за расслоения населения по доходам нет возможности развивать сферу услуг, а также ограничены возможности обеспечения занятости. Поэтому необходимо совершенствовать действующий хозяйственный механизм таким образом, чтобы он обеспечивал непрерывное, стабильное развитие отрасли и создание новых рабочих мест.
Ускорение интеграционных процессов в мировом хозяйстве, усиление глобализации требуют структурных изменений в секторах и отраслях народного хозяйства. Эти процессы непосредственно связаны с совершенствованием хозяйственных механизмов. Независимо от характера экономической системы в каждой стране, международные экономические изменения оказывают сильное влияние на экономику страны, в том числе и на сферу услуг.
Экономические механизмы развития сферы услуг, разработанные экономистами и исследователями и сегодня используемые в экономике, не лишены ряда серьезных недостатков [12]. Их основной недостаток в том, что они не позволяют создавать новые рабочие места в отрасли, эффективно использовать имеющиеся экономические ресурсы, а значит, определять дальнейшие перспективы.
На наш взгляд, для совершенствования экономического механизма развития сферы услуг особое внимание следует уделить следующим аспектам отрасли:
- желательно наличие в национальной экономике регулируемых государством секторов, наряду со свободно функционирующими секторами сферы услуг;
- в сфере услуг субъект, предоставляющий услугу, и субъект, потребляющий ее, должны быть взаимосвязаны;
- развитие сферы услуг во многом зависит от роста доходов населения и др.
Учитывая это, мы предложили совершенствовать экономические механизмы развития сферы услуг следующим образом (табл. 1).
Таблица 1. Экономические механизмы развития сферы услуг
Экономические механизмы | Характеристика |
Стимулирование занятости в отрасли |
|
Обеспечение применения рыночных механизмов в отрасли |
|
Расширение функции налоговых льгот |
|
Инвестиции в сферу |
|
Оказание услуг населению за счет кредита (кредитование услуг) |
|
Развитие предпринимательства в сфере услуг |
|
Оказание услуг отдельным категориям граждан за счет бюджетных средств |
|
Источник: Мардонов Б.Б. Хизмат соҳасини ривожланишида иқтисодий механизмларни токомиллаштириш йўллари // Сервис илмий-амалий журнали. № 2. 2023.
Экономические механизмы, которые мы предлагаем, важны, поскольку они учитывают интересы обеих сторон, т.е. поставщиков услуг и пользователей услуг (потребителей). Например, оказание услуг населению за счет кредита. В настоящее время в стране разрешено использовать кредиты только на строительство и ремонт жилья, а также на образовательные услуги. Однако потребность в таких услугах, как здравоохранение, отдых (туризм) возрастает с каждым днем. Но эта потребность пока что не выявлена хозяйствующими субъектами, которые предоставляют соответствующие услуги в кредит. Поэтому доля этих видов услуг в ВВП страны невелика. Если доступ к кредитам будет предоставлен здравоохранению, туристическим и образовательным организациям, то увеличится возможность создания дополнительных новых рабочих мест в этих секторах.
Заключение и рекомендации. В результате теоретических исследований мы сочли необходимым разделить структуру экономических механизмов развития сферы услуг на основные и вспомогательные элементы, поскольку процесс создания услуг, доведение его конечных результатов до потребителей и коррекция функционирования данной сферы в целом требуют времени.
Этот фактор состоит из совокупности конкретных отношений, социальных методов и приемов, возникающих между различными социально-экономическими явлениями и используемых при регулировании данной сферы. По этой причине нецелесообразно обобщать структуру экономических механизмов развития сферы услуг. Исходя из этого, мы предложили разделить структуру экономических механизмов развития сферы услуг на основные и вспомогательные элементы.
Также разделение на основные и вспомогательные элементы позволяет эффективно использовать финансовые и трудовые ресурсы, создавать новые рабочие места, увеличивать виды услуг и повышать их качество.
В центре экономического механизма любой отрасли находится «ядро», связывающее вокруг себя вспомогательные элементы. В нашем исследовании (рис. 2) было сочтено целесообразным поместить элемент «занятость» в «ядро» экономического механизма развития сферы услуг; по периметру мы расположили экономические элементы рынка (налоги, бюджет, инвестиции, кредит, оплату труда, расходы и предпринимательство); наконец, во внешнем периметре находятся элементы организационно-правового характера. Мы исходили из того, что благосостояние человека, удовлетворенность жизнью, процессом производства, его конечными результатами, а также отношениями обмена и распределения, экономической деятельностью человека в целом экономисты связывают в первую очередь с занятостью. Работа экономического механизма развития сферы услуг, представленная и реализуемая в таком порядке, во многом будет способствовать трудоустройству населения и совершенствованию организационного механизма отрасли.
Рис. 2. Структура экономического механизма развития сферы услуг
Источник: Мардонов Б.Б. Хизмат соҳасини ривожланишида иқтисодий механизмларни токомиллаштириш йўллари // Сервис илмий-амалий журнали. № 2. 2023.
Об авторах
Баходир Мардонов
Самаркандсий институт экономики и сервиса
Автор, ответственный за переписку.
Email: boxodir82@mail.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Цифровая экономика»
Узбекистан, г. СамаркандСписок литературы
- Сафаров А.И., Ризаев И.И. Свободное общество: синергетический подход // Социально-экономическое развитие региона: опыт, проблемы, инновации: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Смоленск, 31.05.2022 г. Смоленск: Маджента. 2022. С. 242–246.
- Данные Всемирного банка. URL: http://data.worldbank.org/indicator
- Ўзбекистон Республикаси иқтисодий-ижтимоий тараққиётининг мустақиллик йилларидаги асосий тенденция ва кўрсаткичлари ҳамда 2011–2015 йилларга мўлжалланган прогнозлари. Статистик тўплам. // Т.: Ўзбекистон. 2011. Б. 49; Ўзбекистон рақамларда. Статистик тўплам. Т.: 2021. Б. 38.
- Послание Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева Олий Мажлису от 28.12.2018 г. URL: www.president.uz
- Расулов М.Р. Бозор иқтисодиёти асослари. Дарслик. Т.: «Ўзбекистон». 1998. Б. 380.
- Тожибоева Д. Иқтисодиёт назарияси. Тўлдирилган 2-нашри. Ўқув қўлланмаси. Т.: ТМИ. 2005. Б. 438.
- Krastev V., Pyankova S., Ergunova O. Formation of organizational and economic mechanisms for innovative development of service sector industries: Russian and foreign experience. December 2020, 3. P. E3S Web of Conferences 208: 1–10. DOI.10.1051/e3sconf202020803007
- Ilyina S.A. Improving the organizational and economic mechanism for the commercialization of innovations in small and medium-sized enterprises. Cond. Economic Dissertations. 08.00.05. 2016.
- Кривко С.Р. Экономический механизм государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 3. С. 71–75.
- Мухаммедов М.М. Ўзбекистон иқтисодиётининг тарихи. Т.: «Fan va texnologiyalar nashriyot-matbaa uyi». 2021. Б. 14.
- Каменева Е.А. Методология и стратегия финансового обеспечения развития жилищно-коммунального хозяйство России: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук // Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2009. С. 21–22.
- Аликулов С.А., Ризаев И.И. Значимость повышения финансовой грамотности населения Узбекистана // Вестник Прикамского социального института. 2022. №. 2 (92). С. 60–64.




