Укрепление экономических связей между Беларусью и Россией: перспективы и вызовы

Обложка

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассмотрены перспективы и препятствия, стоящие перед Республикой Беларусь и РФ на пути к укреплению экономических связей. На сегодняшний день углубление сотрудничества играет стратегическую роль для обеих стран в контексте сложившихся глобальных вызовов. Целью исследования является анализ потенциала укрепления экономических связей между Беларусью и Россией для определения перспектив развития, а также идентификации возможных факторов, препятствующих этому процессу. Научная значимость данного исследования состоит в возможности расширения знаний о международных экономических операциях и их влиянии на региональную экономику. Практическая важность работы заключается в том, что в ней дается оценка современного состояния отношений между Беларусью и Россией. Методология данной работы включает в себя изучение политических и торговых отношений, а также анализ таких экономических данных, как объем экспорта и импорта. Для достижения цели были использованы данные с официального веб-ресурса ФТС России, Национального статистического комитета РБ «Белстат». Сведения об основных экспортируемых и импортируемых товарах были получены с сайта «Ru-Stat». Основные результаты и выводы подчеркивают важность углубления экономических отношений между Беларусью и Россией, а также выявляют потенциальные препятствия для данного процесса. Настоящая работа может способствовать более глубокому пониманию динамики экономического сотрудничества между Беларусью и Россией. Концептуальный подход авторов к углублению экономических отношений обеспечивает ключевое понимание динамики сотрудничества.

Полный текст

В условиях глобализации в экономической системе наблюдаются процессы разнообразного взаимодействия между участниками мирового сообщества. В современном мире все больше стран находят векторы для сотрудничества, в связи с чем интеграция становится одним из распространенных процессов.

В наиболее общем смысле интеграция означает слияние различных элементов в единую систему. Отражение значения данного понятия можно найти у разных авторов, которые в своих подходах подчеркивают объединение и взаимодействие для достижения более эффективного результата. Так, С.Н. Растворцев, А.О. Лебедев определяют интеграцию как «новую форму межгосударственного взаимодействия, нацеленную на повышение конкурентоспособности» [1. С. 16]. Бобылев Д.С. в своем исследовании представляет интеграцию как процесс сотрудничества для достижения заданной цели [2. С. 24]. Он описывает интеграцию как систему сотрудничества экономических агентов, основанную на корпоративных принципах, взаимной зависимости, взаимовыгодности. Как отмечает Г.Д. Боуш, объединение усилий ведет к улучшению общего социально-экономического прогресса, что означает получение более выгодных результатов по сравнению с теми, которые могли бы быть достигнуты в случае изоляции участников [3. С. 68]. В своей работе он также подчеркивает, что экономическое взаимодействие опирается на ряд основных принципов. Эти принципы включают концентрацию усилий, что позволяет достичь большего объема производства и услуг; специализацию, которая способствует повышению качества и эффективности; кооперирование, обеспечивающее взаимовыгодное сотрудничество; комбинирование, позволяющее интегрировать различные ресурсы для достижения цели.

На основе вышеизложенных интерпретаций процесса интеграции можно выделить ключевые аспекты, характерные для данного процесса (рис. 1).

 

Рис. 1. Ключевые аспекты интеграции

Источник: составлено авторами.

 

Интеграция является одним из важных элементов экономических отношений, которые на международном уровне образуют сеть связей, включающую в себя научно-техническое, производственное и коммерческое взаимодействие, а также финансовые и валютные отношения. Эти связи определяют позицию страны в мировой экономике и оказывают влияние на ее прогресс.

На примере государств постсоветского пространства можно видеть, что расположение страны на геополитической карте мира также является важным фактором, влияющим на развитие ее внешнеэкономических связей.

В период, когда экономические и политические интересы республик решались централизованно, это способствовало тесному взаимодействию всех промышленных предприятий, вне зависимости от их местоположения. В результате возникла взаимная зависимость экономик стран, которая продолжает влиять на их развитие и в настоящее время [4. С. 7].

В условиях геополитической напряженности Россия начинает сотрудничать в различных областях со странами Востока, Африки, Латинской Америки и др. Однако важными в стратегическом и экономическом плане для РФ остаются страны постсоветского пространства. Историческое прошлое объединяет все страны бывшего СССР в различных областях и направлениях, но более подробно стоит остановиться на анализе экономической интеграции России и Республики Беларусь.

Сотрудничество России и Беларуси, несмотря на общие исторические и культурные связи, сталкивается с определенными трудностями, в частности с различиями в экономическом управлении. Беларусь предпочитает централизованный подход к экономике, в то время как Россия делает акцент на либерализации, рыночных реформах. Эти отличия в стратегиях способны стать источником трений и осложнений в процессе интеграции, создавая предпосылки для экономического неравенства и потенциальных конфликтов интересов в рамках совместных инициатив и программ [5. С. 122].

Однако, несмотря на внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на сотрудничество двух стран за последние два десятилетия, взаимозависимость России и Беларуси увеличилась, что видно из табл. 1.

 

Таблица 1

Экономическое взаимодействие РФ и РБ

Период

Характеристика

Период трансформации

  • Формирование новых экономических связей после распада СССР;
  • Подписание Договора о создании Союзного государства (1999 г.);
  • Разные представления о реализации целей Союзного государства;
  • Товарооборот к 2010 г. составил около 23 млрд долл.;
  • Экономический кризис 2014 г.: отток капитала, усиление недоверия между странами.

Период углубленной интеграции

  • Усиление экономических взаимосвязей;
  • Товарооборот к 2023 г. 53 млрд долл.;
  • Продвижение интеграционных процессов, в том числе в сфере энергетики, сельского хозяйства, промышленности и т. д.;
  • Активное развитие импортозамещения;
  • Политические факторы (уступки в суверенитете) отходят на второй план перед необходимостью обеспечить экономическую безопасность;
  • Договор о создании Союзного государства на 2024–2026 г., подтверждающий намерение углубить интеграцию.

Источник: составлено авторами на основе данных ресурсов [6. С. 206], [14].

 

В современном мире углубление и укрепление экономических отношений между Беларусью и Россией является стратегически значимым в сложившейся геополитической ситуации, именно поэтому направления сотрудничества представляют интерес как для российских, так и для зарубежных экспертов и исследователей.

В рамках осуществления Специальной военной операции (СВО) РФ на территории Украины происходит трансформация экономической ситуации. Сложившиеся условия оказывают влияние на динамику интеграционных процессов между Россией и Беларусью, которые приобретают все более очевидный характер. Рост изоляции от западного мира и усиление санкционного давления на обе страны заставляют их переосмыслить свои стратегии. Сегодня перед ними стоит не только задача углубить экономическое сотрудничество, но и разработать эффективные инструменты, которые помогут минимизировать негативные последствия финансово-экономических ограничений, наложенных Западом [7. С. 3]. Обеим странам необходима и адаптация к новым условиям, и поиск инновационных подходов к развитию экономики и финансовой системы в будущем.

Исследование перспектив и препятствий на пути развития экономических отношений между этими двумя странами представляет значительный интерес для понимания динамики исходной конфигурации и потенциала дальнейшего развития.

Сегодня Республика Беларусь занимает одно из главных мест среди партнеров Российской Федерации в сфере торговли, что подчеркивает особую значимость их сотрудничества. Российская Федерация и Республика Беларусь представляют уникальный экономической союз, где первая страна занимает, несомненно, доминирующее положение среди торговых партнеров второй, что особенно ярко проявляется в том, что ее доля в общем объеме внешнеторговых операций Белоруссии превышает, по официальным данным, отметку в 50% [8]. Не менее важно отметить, что Беларусь также вносит значительный вклад в экономическое сотрудничество с Россией, занимая четвертую позицию в мировом рейтинге торговых партнеров России и лидируя среди стран Содружества Независимых Государств (СНГ) [9].

Экономическая интеграция между этими двумя государствами опирается на прочный юридический фундамент, зафиксированный в Договоре о формировании Союзного государства, принятом 8 декабря 1999 г. Кроме того, этот договор дополняется целым рядом других нормативных актов, которые детализируют и конкретизируют ключевые задачи и цели, стоящие перед двумя странами в рамках их экономического взаимодействия. Среди этих задач особое место занимает цель создания и укрепления единого экономического и таможенного пространства, а также необходимость согласования национальных законодательных актов в экономической сфере. Не менее важными являются задачи по подготовке к переходу на единую валюту и формированию совместных энергетических и транспортных систем, что является основой для дальнейшего развития и укрепления экономических связей между двумя странами [10. С. 64].

В качестве основных направлений сотрудничества необходимо проанализировать торговую и финансовую сферу.

В последние годы наблюдается рост объема товарооборота между странами. Так, согласно статистике, в 2019 г. этот показатель составлял 33,9 млрд долл., в то время как к 2022 г. он вырос до 43,4 млрд долл., что свидетельствует об экономической связанности и взаимной выгоде для обеих сторон (табл. 2).

 

Таблица 2

Динамика товарооборота РБ и РФ в 2020–2022 гг. (долл. США)

Показатель

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Товарооборот

33,9 млрд

30,1 млрд

40,1 млрд

43,4 млрд

Экспорт из РФ

20,8 млрд

16,4 млрд

23,7 млрд

21,3 млрд

Импорт из РБ

13,1 млрд

12,6 млрд

16,4 млрд

22 млрд

Источник: данные веб-ресурса ФТС России [11].

 

Анализируя данные 2022 г., следует отметить, что экспорт товаров из России в Беларусь показал снижение на 7,7%, достигнув отметки в 21,3 млрд долл. В то же время поставки товаров из Беларуси в Россию выросли на 41,2%, достигнув отметки в 22 млрд долл. Этот дисбаланс привел к избытку экспорта товаров в связи с уменьшением объема импорта в Минск. Согласно заявлению министра экономического развития РФ М.Г. Решетникова, Москва оказала поддержку столице Республики Беларусь в организации альтернативных путей транзита товаров, используя собственную транспортную сеть [12].

Республика Беларусь поддерживает внешнюю политику РФ в отношении западных стран как в стратегическом, так и в тактическом плане. Поскольку Россия и Беларусь являются союзниками, экономические ограничения, применяемые против РФ, также деструктивны и для Республики Беларусь.

Специалисты констатируют, что в свете Специальной военной операции (СВО) на Украине произошли существенные изменения в динамике экономических связей между странами Запада, Беларусью и Россией. Подчеркивается развитие отраслей, ориентированных на внутренний рынок и требования внутренней логистики в тот период, когда внимание к экспортно-ориентированным отраслям снизилось. В таком контексте увеличилась значимость Союзного государства как ведущей платформы для российско-белорусской кооперации [13. С. 105].

В 2023 г. торговый оборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, который всегда был и остается одним из важнейших показателей экономического сотрудничества, вырос на 6%, а общий объем торговли достиг впечатляющего уровня в 53 млрд долл. США.

В нынешнем году состоялось такое мероприятие, как бизнес-форум «Беларусь–Башкортостан», участие в котором принял премьер-министр Республики Беларусь Р.А. Головченко. В ходе своего выступления он подчеркнул, что достигнутые показатели двустороннего товарооборота России и Беларуси являются результатом плодотворного сотрудничества и взаимовыгодных экономических отношений, которые были заложены на долгие годы вперед. Премьер-министр также выразил уверенность в том, что в будущем объемы торговли между данными странами будут продолжать расти, что, безусловно, будет способствовать дальнейшему укреплению экономической стабильности и прогресса [14].

В 2022 г. объем экспорта из Беларуси в денежном эквиваленте опередил уровень докризисного 2019 г., достигнув отметки в 37,56 млрд долл. США. Это на 1,55 млрд долл. меньше, чем в период восстановления экономики в 2021 г., когда объем составил 39,1 млрд долл. Тем не менее, осуществить подробный анализ не представляется возможным из-за ограничений в публикации данных со стороны Национального статистического комитета Беларуси, обусловленных необходимостью защиты национальных интересов [15. С. 24].

По последним данным, зафиксированным на заседании Межведомственной рабочей группы по наблюдению за поставками в Российскую Федерацию, можно отметить значительный рост объема экспорта товаров из Беларуси в Россию. Официальная статистика подтверждает, что экспорт в 2023 г. увеличился на 9,1%, что привело к достижению исторического показателя в 25 млрд долл. в эквиваленте. Эти важные цифры были представлены белорусским послом в России, который отметил положительную динамику в торговых отношениях между двумя странами.

Санкционные меры, наложенные на Беларусь, оказались менее ощутимыми по сравнению с теми, что были направлены против России. Подразделения банковской сферы Беларуси подверглись меньшим испытаниям и многие транснациональные корпорации продолжают свою деятельность на местном рынке, – за исключением украинских предприятий, которые занимали второе место после России среди торговых партнёров страны и объявили о закрытии или приостановке своих операций (например, АО «Фармак» и ООО «Эргопак»).

Экономические ограничения, наложенные на обе страны, заметно повлияли на укрепление внутреннего потенциала Беларуси и России, направленного на создание совместной продукции в рамках процесса замещения импорта. Это очевидно подтверждается текущими событиями: активно развиваются совместные предприятия, реализуются инновационные инициативы и научные исследования, торгово-экономические отношения становятся более простыми и эффективными, а корпоративные связи укрепляются в различных секторах, включая образование, культуру, промышленность и аграрный сектор [16. С. 4].

Экспортно-импортные операции Беларуси сократились на 40%, особенно в отношении торговли с ЕС и Украиной, при этом импорт также снизился на аналогичную величину [17. С. 13].

Ассортимент товаров, которые поставляются из Беларуси в Россию, довольно широк. Их большая часть приходится на продукты животного происхождения, транспортные средства, техническое оборудование, каучук и резину, продукты питания, металлы и изделия из них (рис. 2).

 

Рис. 2. Основные товары, экспортируемые в Россию из Беларуси, %

Источник: данные «Ru-Stat», экспорт и импорт России по товарам и странам [18].

 

Более 85% всего объема белорусского экспорта молочной продукции направляется в Россию. Помимо этого, из России в Беларусь экспортируется готовая продукция с высокой добавленной стоимостью: изделия из черных металлов, шины, а также машиностроительное оборудование, в т. ч. сельскохозяйственные машины (рис. 3).

 

Рис. 3. Основные товары, экспортируемые из России в Беларусь, %

Источник: данные «Ru-Stat», экспорт и импорт России по товарам и странам [18].

 

США и Европейский союз приняли решение объявить о ряде санкций в отношении Беларуси, направленных на сферу финансов, оборонной промышленности и высоких технологий. В перечень запретов попали товары и инновационные разработки, потенциально имеющие двойное назначение. Поддержав эти действия, Всемирный банк объявил о своем решении прекратить финансирование всех проектов в стране [19].

В ответ на эти меры Беларусь и Россия начали отказываться от использования валют США и Еврозоны в рамках своих торговых операций. Это решение приобрело актуальность, когда стало ясно, что зависимость от западных валют представляет реальную угрозу. Замораживание активов России в западных странах подорвало доверие к доллару и евро, что привело к утрате их прежнего положения в качестве резервных средств в Союзном государстве. Этот процесс стимулировал Беларусь к поиску альтернативных валютных стратегий, в результате чего страна начала сокращать долю доллара и евро в своих золотовалютных резервах, отдавая предпочтение российскому рублю и китайскому юаню.

В современной экономической ситуации банковская система Союзного государства эффективно справляется с западными санкциями, используя сложившуюся обстановку для укрепления торговых связей. Более 80% внешнеторговых операций в Союзном государстве проводятся с использованием российского и белорусского рубля, а оставшиеся 20% осуществляются с применением валют партнерских стран.

Отказ от западных финансовых инструментов вынудил Союзное государство разработать собственную финансово-экономическую систему [13. С. 105].

Внедрение российского рубля в торгово-экономические отношения между Россией и Беларусью оказалось стратегическим шагом, существенно повысившим эффективность обмена. Этот ход помог обеим странам снизить воздействие изменения валютного курса доллара, а также уменьшить зависимость обеих стран от международных платежных систем. Благодаря этому удалось успешно реализовать союзные программы и укрепить сотрудничество между странами в финансовой области. Такой подход способствует укреплению экономической стабильности и независимости государств, что важно для обеспечения устойчивого развития и процветания на долгосрочную перспективу.

Как итог совместных действий по согласованию законодательства в финансовой сфере, было осуществлено около 90% от 28 союзных программ в рамках Союзного государства. Результаты внедрения этих стратегических инициатив были одобрены в ходе заседания Высшего государственного совета, состоявшегося в конце января 2023 г. в Санкт-Петербурге.

Конфликт с Западом проявляется не только в информационной плоскости, но имеет и идеологические корни. Обеими странами ведется активная работа по легитимации своей политики как в рамках международного права, так и вне его пределов. РФ и РБ следует укрепить двусторонние отношения, особенно в аспекте анализа применения международно-правовых норм к системе международных связей, включая военные и политические аспекты [16. С. 6].

Для России союзнические отношения с Беларусью имеют стратегическое значение прежде всего на геополитическом уровне. Партнерство с Беларусью значительно снижает затраты на формирование мощной сдерживающей оборонительной системы на западном рубеже. Одним из ключевых элементов этого взаимодействия является установка систем противовоздушной обороны на белорусской земле, что гарантирует защиту всего пространства, объединяющего Россию и Беларусь.

Военная кооперация сегодня играет решающую роль в создании системы безопасности на постсоветском пространстве. В контексте Союзного государства разработаны Военная доктрина и соглашение о формировании Единой региональной системы ПВО. Вдобавок совместно осуществляется подготовка специалистов, укрепление пограничной инфраструктуры и таможенное развитие. Эти шаги подчеркивают прочное и взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Беларусью в сфере обороны [21. С. 99].

В 2023 г. силовые структуры Беларуси и России эффективно начали реализацию новых программ, направленных на укрепление Союзного государства. В их число входит «Развитие пограничной безопасности Союзного государства» (2023–2027 г.) [22].

Таким образом, за короткое время достигнуто многое. Введены в действие совместные системы отслеживания продукции животного и растительного происхождения, система маркировки товаров QR-кодами, система налоговой отчетности, которая напрямую защищает рынок и потребителей от нелегальных и опасных товаров, а также способствует повышению прозрачности ценообразования. В контексте унифицированного экономического пространства Союзного государства уже реализован принцип свободы торговли как товарами, так и услугами, с соблюдением общих технических стандартов, регулирующих процессы производства, хранения, транспортировки, продажи и утилизации продукции. С 31 января 2023 г. запущена уникальная интегрированная система управления косвенными налогами (ИСА КН), которая включает в себя данные о плательщиках НДС и проводимых сделках. Эти шаги способствуют не только стандартизации и унификации косвенного налогообложения, но и создают равноправные условия для торговли и формирования цен. По данным белорусских специалистов, ИСА КН уже привела к увеличению доходов бюджета Республики Беларусь на несколько десятков миллионов белорусских рублей [20].

Заключение

В то время как связи между Россией и Беларусью укрепляются, обе страны сталкиваются с определенными препятствиями. Государства не смогли завершить некоторые из 28 запланированных совместных проектов. Ключевыми препятствиями являются: различия между Россией и Беларусью в управлении экономикой; начальное несоответствие масштабов экономического влияния России и Беларуси на международной арене; особая роль России для Беларуси в контексте безопасности.

Введенные Западом санкции способствуют разработке и применению новых методов стимулирования социально-экономического прогресса, а также помогают определить ключевые направления для совместной деятельности. Можно утверждать, что укрепление социально-экономической интеграции между Россией и Беларусью является основой для дальнейшего сотрудничества.

Одна из основных задач интеграции России и Белоруссии заключается в достижении экономической независимости на фоне усиливающейся международной конкуренции. На экспертном уровне важно развивать концепцию экономического суверенитета Союзного государства, что позволит достичь максимальной степени независимости. России и Беларуси необходим целый ряд мер, охватывающих институциональные, организационные и экономические аспекты, направленных на уменьшение неопределенности в системе межгосударственных отношений.

В современных обстоятельствах санкционного давления и неопределенности в геополитической сфере интеграция происходит не только на экономическом направлении, но и на других, затрагивающих как Россию, так и Белорусь.

В теории интеграционные процессы дают странам возможность гибко реагировать на перемены в мировой экономике, способствуя созданию более прочных и взаимоприемлемых экономических отношений. Экономическая взаимозависимость Беларуси и России открывает двери для коллективного противостояния внешним трудностям и поддержания экономической стабильности в период неопределенности.

За три года (с 2021 по 2023 г.), благодаря достижению успеха в реализации большей части 28 программ, удалось значительно ускорить процесс создания единой социально-экономической зоны между двумя государствами.

В числе ключевых достижений стоит выделить значительный рост объемов взаимной торговли, который достиг рекордных значений в истории двусторонних отношений. Кроме того, следует отметить успешную достройку Белорусской атомной электростанции, что стало важным шагом в обеспечении энергетической безопасности страны. Также достигнуто согласование российского и белорусского законодательства, установлены правовые и организационные основы для общего экономического пространства. Совместные усилия России и Беларуси направлены на снижение ущерба от западных ограничений.

Переход на новый уровень интеграционных программ в виде декрета «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы» свидетельствует о готовности обеих стран продолжить совершенствование их сотрудничества, а также об укреплении уже существующих и создании новых взаимовыгодных связей [23]. Основными направлениями стали промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и логистика, а также информационные технологии (рис. 4) [24].

 

Рис. 4. Направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 гг.

Источник: документ «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы» [25].

 

По словам первого заместителя премьер-министра Республики Беларусь Н.Г. Снопкова, приоритетной составляющей стало обеспечение технологической самостоятельности, включая анализ импортозамещения. Этот подход направлен на укрепление экономики через сотрудничество в различных отраслях, включая микроэлектронику, станкостроение, космос и авиастроение [26].

Вторым ключевым элементом является создание единой цифровой среды. Такой шаг существен в процессе цифровой трансформации экономики и достижении мировой конкурентоспособности, начиная с признания белорусской электронной подписи.

Следующий аспект новой программы заключается в снятии оставшихся препятствий и ограничений. Цель заключается в ускорении процесса интеграции и развитии межрегиональных проектов, чтобы избежать дефицита продукции и услуг. Главное внимание уделяется потребностям простых людей, которым важны доступные и качественные товары и услуги.

Таким образом, изучив взаимодействие Беларуси и России в укреплении экономических отношений, можно отметить заметные достижения, которые были осуществлены за последнее время. Совместная работа над формированием единой экономической системы и решительный отказ от доллара и евро в торговле способствовали снижению влияния внешних экономических санкций и рыночных колебаний.

Внедрение общих методов контроля за продукцией, систем маркировки и налогового учета стало фундаментальным для обеспечения открытости и защиты рыночных интересов и прав потребителей. Эти инициативы улучшают надзор за качеством продукции и её безопасностью, укрепляя взаимное доверие между двумя государствами.

Тем не менее, несмотря на положительные сдвиги, Беларуси и России предстоит преодолеть новые препятствия. Переход к независимой экономической системе требует дополнительных усилий по её улучшению и адаптации к текущим глобальным экономическим трендам, также важно искать новые пути сотрудничества, чтобы гарантировать стабильное экономическое будущее обеих стран.

Сотрудничая и устанавливая стратегическое партнерство, эти две страны способны эффективно справляться с экономическими трудностями и двигаться в направлении совместного развития и благосостояния своих граждан.

×

Об авторах

Наталья Корж

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalya.korzh@mail.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры Института экономики и управления 

Россия, г. Пенза

Алёна Василенко

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Email: vasilenko.alena-58@yandex.ru

студент специалитета, Институт экономики и управления 

Россия, г. Пенза

Список литературы

  1. Растворцева С.Н., Лебедев А.О. Развитие методов оценки факторов и форм межрегиональной экономической интеграции: Монография. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. С. 213.
  2. Бобылев Д.С. Интеграция как результат эволюции производительных сил и производственных отношений в рыночных условиях хозяйствования // Аграрный вестник Урала. 2009. Т. 57. № 3. С. 23–25.
  3. Боуш Г.Д. Изменение роли интеграционных структур в современной экономике / Г. Д. Боуш, Д. И. Мадгазин, С. С. Павлюкович // Интеграция России в мировую экономику: новые парадигмы экономической культуры: материалы V Международной научно-практической конференции: в 4-х ч. Екатеринбург: УрФУ, 2011. Ч. 1. С. 65–74.
  4. Аттокурова Н.С. Современные внешнеэкономические связи. Монография // Вестник КРСУ. 2013. С. 102.
  5. Ху Юйчао. Статус, факторы влияния и перспективы союза России и Беларуси // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Т. 11. № 2А. С. 115–124.
  6. Красильников К.Е. Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе / К. Е. Красильников, А. А. Зиатдинова // Молодой ученый. 2023. Т. 448. № 1. С. 205–207.
  7. Жуков Д.С. СВО открыла новый этап российской и мировой истории / Специальная военная операция: влияние на Россию и мир. Аналитический центр РОП, 2023. С. 2–8.
  8. Соколова М.А. Доля России во внешнеторговом обороте Белоруссии составляет 50%, сообщили в Минпромторге // Парламентская газета 28.01.2020. URL: ttps://www.pnp.ru/economics/dolya-rossii-vo-vneshnetorgovom-oborote-belorussii-sostavlyaet-50-soobshhili-v-minpromtorge.html.
  9. Официальный сайт Посольства России в Республике Беларусь. Торгово-экономическое сотрудничество. URL: https://belarus.mid.ru/
  10. Бобков В.А. Союзное государство: модель интеграции и стратегия развития // Беларуская думка. 2022. № 6. С. 62–68.
  11. Официальный сайт ФТС. URL: https://limited.customs.gov.ru/statistic /
  12. Экспорт белорусских нефтепродуктов в третьи страны через РФ в 2022 году составил более 3 млн т // БЕЛТА 19.12.2022. URL: https://www.belta.by/economics/view/eksport-belorusskih-nefteproduktov-v-tretji-strany-cherez-rf-v-2023-godu-sostavil-bolee-3-mln-t-540800-2022 /.
  13. Астахова С.В. Белоруссия: Сотрудничество с Россией в условиях санкций // Белоруссия: геополитическое будущее. 2023. №2. С. 103–111.
  14. Головченко: двусторонний товарооборот Беларуси и России в 2023 году составил около 53 млрд долл. // БЕЛТА 9.02.2024. URL: https://www.belta.by/economics/view/golovchenko-dvustoronnij-tovarooborot-belarusi-i-rossii-v-2023-godu-sostavil-okolo-53-mlrd-614527-2024 /.
  15. Приходько А.А. Экспорт Белоруссии в условиях внешних ограничений // Белоруссия: геополитическое будущее. 2023. С. 22–37.
  16. Российско-белорусские отношения в 2022 г.: союзные программы, новые вызовы и направления интеграции: Аналитический доклад. М.: Ассоциация внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко. Институт Европы РАН, 2022. С. 20.
  17. Сипаро К.А. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Республики Беларусь // Региональные проблемы преобразования экономики. 2023. № 2. С. 7–14.
  18. Ru-stat. База данных экспорта и импорта России (ВЭД). URL: https://ru-stat.su/analytics/9318.
  19. Ходасевич А. Белорусские товары попали под санкции ЕС // Независимая газета. 03.03.2022. URL: https://www.ng.ru/cis/2022-03-03/1_8385_belorussia.
  20. Замглавы МЭР Вольвач: Товарооборот между РФ и Беларусью может превысить 4 трлн рублей // Пресс-служба 12.03.2024. URL: https://www.economy.gov.ru/material/press/stati_i_intervyu/zamglavy.
  21. Борисова О.А., Кравченко К.В. 2024. Дорожная карта в контексте развития Союзного государства Беларуси и России (2022–2023 годы) // Геоэкономика энергетики. 2024. № 1 (25). С. 96–110.
  22. Щеткина М.А. Оборона и безопасность Союзного государства – важнейший фактор стабильности // Информационно-аналитический портал Союзного государства 17.11.2024. URL: https://soyuz.by/novosti-soyuznogo-gosudarstva/shchetkina-oborona-i-bezopasnost-soyuznogo-gosudarstva-vazhneyshiy-faktor-stabilnosti.
  23. Декрет от 29 января 2024 г. № 2 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы». URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url / (accessed 05.03.2024).
  24. МИД России: Путин и Лукашенко утвердят новые программы интеграции на 2024–2026 годы // ТАСС 28.01.2023. URL: https://tass.ru/politika/19837677.
  25. «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы». Утверждены Декретом Высшего государственного совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2. URL: https://docs.yandex.ru/docs/
  26. Снопков назвал важнейшие направления развития Союзного государства на 2024–2026 годы // БЕЛТА 28.06.2023. URL: https://www.belta.by/economics/view/snopkov-nazval-vazhnejshie-napravlenija-razvitija-sojuznogo-gosudarstva-na-2024-2026-gody-574223-2023 /

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».