О стратегии развития фармацевтической промышленности и формировании технологического суверенитета России в контексте перспектив евразийского партнерства

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье анализируется влияние санкций на развитие фармацевтической отрасли России и возможные риски на перспективу в контексте развития евразийской интеграции. Проанализированы результаты реализации стратегий развития фармацевтической промышленности «Фарма-2020» и первого года «Фарма-2030» на основе оценки основных показателей, характеризующих происходящие трансформации в фармацевтической отрасли. Показано, что Россия может достичь технологического суверенитета благодаря ускорению модернизации существующих производственных мощностей, созданию современных фармацевтических предприятий полного цикла и использованию научно-технического потенциала для разработки собственных инновационных лекарств. Отмечается, что, для того чтобы повысить свою конкурентоспособность и стать лидером в технологиях, России следует укрепить взаимодействие в рамках региональных интеграционных объединений на всем Евразийском континенте. Предполагается, что определенные аспекты нормативно-правовой базы ЕАЭС будут способствовать активному стимулированию развития фармацевтической индустрии. В работе также представлен обзор достижений России и стран-участниц ЕАЭС в этой сфере.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Валентина Доржиева

ФГБУН Институт экономики РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: vvdorzhieva@inecon.ru

кандидат экономических наук, доцент, заведующий Центром инновационной экономики и промышленной политики

Россия, Москва

Список литературы

  1. Экономика России в условиях новых вызовов: от адаптации к развитию. Доклад. М.: Институт экономики РАН, 2023. 132 c.
  2. Доржиева В.В. Фармацевтическая промышленность: последствия влияния международных санкций и результаты перезагрузки на технологическую независимость // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 12. С. 5595–5604. https://doi.org/10.18334/epp.13.12.120006
  3. Доржиева В.В. Государственная политика импортозамещения как фактор развития фармацевтической промышленности России: влияние санкций и шаги к успеху // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 68–78. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_6_68_78
  4. Фармацевтический рынок России 2023 / DSM Group. URL: https://dsm.ru/news-reports/?category=13 (дата обращения: 22.06.2024).
  5. Фармацевтический рынок России 2022 / DSM Group. URL: https://dsm.ru/news-reports/?category=13 (дата обращения: 22.06.2024).
  6. Доржиева В.В. Развитие сектора исследований и разработок фармацевтической промышленности в условиях международных антироссийских санкций // Вопросы инновационной экономики. 2023. Т. 13. № 4. С. 2269–2282. https://doi.org/10.18334/vinec. 13.4.119770
  7. Акаева С.А. Стратегия «Фарма-2020» как пример успешной и плодотворной отраслевой программы среднесрочного развития // Экономические стратегии. 2018. № 2. С. 218–227.
  8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2023 № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_444820/ (дата обращения: 22.06.2024).
  9. Доржиева В.В. Стратегия новой индустриализации фармацевтической промышленности: национальные приоритеты и новые вызовы // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. № 2 (240). С. 198–215. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2023-240-2-198-215
  10. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94066/c50c8e04fc20b142c896bee42b5e3cf279f47baa/ (дата обращения: 22.06.2024).
  11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 305 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие фармацевтической и медицинской промышленности”». / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162187/336467dab1f1234d50196039885ded30d580e5c5/#dst7410 (дата обращения: 22.06.2024).
  12. Промышленное производство в России / Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13225 (дата обращения: 22.06.2024).
  13. Распоряжение Правительства РФ от 07.06.2023 № 1495-р «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449976/ (дата обращения: 22.06.2024).
  14. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335635/a80818c7d9593b31dbd0d3418aec02298bd57d6d/ (дата обращения: 22.06.2024).
  15. Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189815/ (дата обращения: 22.06.2024).
  16. Иващенко А. Стратегия «Фарма-2030» требует более амбициозных целей для обеспечения технологического суверенитета / ХИМРАР. 14.06.2024. URL: https://chemrar.ru/andrej-ivashhenko-strategiya-farma-2030-trebuet-bolee-ambicioznyx-celej/ (дата обращения: 22.06.2024).
  17. «Фарма-2030» – шанс для дальнейшего развития отечественной фармы в интересах пациентов / PHARMEDU. 20.06.2023. URL: https://pharmedu.ru/publication/farma-2030-shans-dlya-dal-nejshego-razvitiya-otechestvennoj-farmy-v-interesah-pacientov (дата обращения: 22.06.2024).
  18. Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2024 № 753-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» / КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_474377/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 22.06.2024).
  19. Батенева Т. «Фарма-2020» дала импульс к развитию отечественной фарминдустрии / Российская газета. 07.10.2018. URL: https://rg.ru/2018/10/07/farma-2020-dala-impuls-k-razvitiiu-otechestvennoj-farmindustrii.html (дата обращения: 22.06.2024).
  20. Гусев А.Б., Юревич М.А. Фармацевтический суверенитет России: проблемы и пути достижения // Terra Economicus. 2023. Т. 21. № 3. С. 17–31. https://doi.org/10.18522/2073-6606-2023-21-3-17-31
  21. Волгина Н.А. «Звеньевая» реструктуризация глобальных фармацевтических цепочек под влиянием пандемии COVID-19 // Вестник МГИМО Университета. 2022. № 15 (1). С. 126–142. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-1-82-126-142
  22. IQVIA. Россия и СНГ / IQVIA Inc. URL: https://www.iqvia.com/ru-ru/locations/russia (дата обращения: 22.06.2024).
  23. Trade statistics for international business development / International Trade Centre (ITC). URL: https://www.trademap.org/Index.aspx (дата обращения: 22.06.2024).
  24. Статистика внешней и взаимной торговли / Евразийская экономическая комиссия. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/ (дата обращения: 22.06.2024).
  25. Статистика ЕАЭС / Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx (дата обращения: 22.06.2024).
  26. Формирование общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий / ЕЭК. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/deptexreg/formirovanie-obshchikh-rynkov/ (дата обращения: 22.06.2024).
  27. Шахназаров Б.А. Фармакопея ЕАЭС как гармонизирующая основа требований к качеству лекарственных средств в ЕАЭС и за его пределами // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 11. С.183–193. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.144.11.183-193
  28. Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23.12.2014 г. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172765/ (дата обращения: 22.06.2024).
  29. О приоритетах и долгосрочном прогнозе научно-технического развития Евразийского экономического союза. Аналитический доклад. М.: Коллегия Евразийской экономической комиссии. 2022. 58 с. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/clcr/doklad_8.2.1.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
  30. Широкова И. Экспорт как точка роста отечественной фарминдустрии // Ремендиум. 2019. № 7–8 (268–269). С. 79–81. URL: https://remedium-journal.ru/journal/article/view/1119 (дата обращения: 22.06.2024).
  31. О состоянии рынка фармацевтических субстанций Евразийского экономического союза. Аналитический доклад. М.: Евразийская экономическая комиссия. 2021. 44 с. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/iblock/b16/Analyz_substancii_2020.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
  32. Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени: доклад № 84 / 2023 [А.В. Точин, Т.М. Алиев, Е.С. Чимирис, А.Э. Безруков, К.С. Кузьмичев, Н.С. Пыжиков, Е.В. Стоянова; под ред. Е.О. Карпинской, Ю.Ю. Мельниковой, А.П. Александрова, С.М. Гавриловой]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2023. 78 с.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».