Цифровое самоповреждение у подростков: обзор отечественных и зарубежных исследований
- Авторы: Волкова Е.Н.1, Орлова А.А.1
-
Учреждения:
- ФГБНУ “Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований”
- Выпуск: Том 46, № 4 (2025)
- Страницы: 49-59
- Раздел: Психология и интернет
- URL: https://bakhtiniada.ru/0205-9592/article/view/309369
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959225040051
- ID: 309369
Цитировать
Аннотация
В статье представлен теоретический обзор российских и зарубежных исследований о феномене цифрового самоповреждающего поведения среди подростков, выполненный с целью проведения анализа указанного явления и описания основных тенденций его существования, выражения и развития, в том числе описание возможной типологии его форм. Цифровое самоповреждение (ЦСП) – новый феномен цифровой социализации подростков, трактуется как нанесение себе вреда посредством использования различных цифровых платформ. Явление было впервые описано в 2012 году, обнаруживается у 6–15% подростковой выборки, имеет тенденцию к росту. В общий список обзора публикаций включены 43 российских и зарубежных работы. Содержание отобранных публикаций позволяет дать определение феномену цифрового самоповреждения, предположить типологию его форм, а также заявить о его взаимосвязи с другими типами аутодеструктивного онлайн-поведения. Изучение указанного явления у подростков является новым направлением исследований и имеет недостаточное количество публикаций, при этом цифровое самоповреждение может выступать маркером серьезного ограничения в позитивном функционировании и служить фактором нарушения психического здоровья и благополучия у представителей подрастающего поколения.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Н. Волкова
ФГБНУ “Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований”
Автор, ответственный за переписку.
Email: envolkova@yandex.ru
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Россия
А. А. Орлова
ФГБНУ “Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований”
Email: ao_23@mail.ru
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Россия
Список литературы
- Бабурин В.В., Черемнова Н.А. Травля в информационном пространстве, кибербуллинг и виктимность малолетних и несовершеннолетних лиц // Алтайский юридический вестник. 2022. № 3 (39). С. 54–59.
- Богатырев К.М. Угрозы медиабезопасности в цифровой среде: систематизация и анализ // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 7. С. 136–142.
- Богданович Н.В., Делибалт В.В. Девиантное онлайн-поведение: от классификации видов к анализу программ и технологий помощи // Психология и право. 2024. Т. 14. № 2. C. 45–66.
- Волков Р.С., Сачкова М.Е. Актуальные направления зарубежных исследований идентичности подростков // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 2. C. 122–130.
- Голополосов Е.Ю. Аутодеструктивный контент в социальных сетях // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: Сб. мат-лов IV Международной научно-практич. конф., Тула, 12 октября 2022 года / МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ, ФГБОУ ВО “Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого”, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, Гродненский областной институт развития образования, Барановичский государственный университет. Чебоксары: Среда, 2022. С. 365–367.
- Камалова М.Р., Хакимзянов Р.Н. Предотвращение и профилактика вовлеченности учащихся в деструктивные интернет-сообщества депрессивной направленности // Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодежи: Сб. мат-лов Всеросс. научно-практич. конф. с международным участием, Севастополь, 14–15 октября 2022 года. Севастополь: ФГБНУ “Институт природно-технических систем”, 2022. С. 394–399.
- Коханая О.Е. Цифровые медиа как фактор, провоцирующий девиантное поведение несовершеннолетних // Науч. тр. Москов. гуманит. ун-та. 2022. № 1. С. 30–38.
- Кулькова Ж.Г. Психологическая безопасность детей и подростков в интернет-пространстве // Образование в цифровую эпоху: психологические аспекты: Мат-лы XI Всеросс. форума “Обучение. Воспитание. Развитие – 2017”, г. Сочи, 10–19 октября 2017 г. 2017. № 4 (53). С. 35–37.
- Лановая А.М., Фадеева Е.В. Распространенность проблемного использования электронных средств связи среди подростков и молодежи в Российской Федерации // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021. Т. 21. № 2. С. 96–104.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Макарова Е.А. Самоповреждающее поведение детей и подростков в сети Интернет // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2023. № 1(37). С. 49–55.
- Маркина Л.В., Буданова М.А. Речевая аутоагрессия в интернет-коммуникации и ее гендерные особенности // Вестник МГПУ. Серия “Филология. Теория языка. Языковое образование”. 2024. № 3 (55). С. 95–109.
- Мухаметзянов И.Ш. Предупреждение девиантного поведения и насилия в семье // Семейные ценности и ценностное отношение к семье: методология и позитивный опыт: монография. М.: МАКС Пресс, 2024. С. 363–378.
- Польская Н.А. Факторы риска и направления профилактики самоповреждающего поведения подростков // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 1–20.
- Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 156–174.
- Привалова М.В., Загайнов И.А. Теоретический анализ киберагрессивного поведения подростков // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика: Сб. ст. по мат-лам XIV Всеросс. научно-практич. конф. Йошкар-Ола, 30 июля 2024 года. Йошкар-Ола: Межрегиональный открытый социальный институт, 2024. С. 105–113.
- Сидорова М.Ю., Мацепуро Д.Г., Гайбуллаев А.З. Киберсамоубийство и цифровой селфхарм: общая проблематика и компьютерные решения. Часть 1 // Социальная и клиническая психиатрия. 2018. Т. 28. № 3. С. 92–104.
- Синицын Ю.Н., Синицына Е.Ю. Деструктивные проявления у обучающихся в цифровой среде // Цифровизация в системе образования: теоретические и прикладные аспекты: Мат-лы III ежегод. Всеросс. научно-практич. конф., Краснодар, 25 марта 2022 года. М.: Мир науки, 2022. С. 172–175.
- Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивное поведение подростков и молодежи в Интернете: анализ кейсов // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сб. науч. ст. и мат-лов III международной конференции, Коломна, 12–14 февраля 2020 года. Коломна: ГОУ ВО Моск. обл. “Государственный социально-гуманитарный университет”, 2020. С. 371–376.
- Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29. № 1. С. 66–91.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. № 3. C. 11–30.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журн. 2020. № 2 (38). С. 3–20.
- Солдатова Г.У., Ярмин А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 17–31.
- Фотекова Т.А., Власова Е.Н., Митрухина С.В., Монгуш Ч.Н. Выраженность тревожно-депрессивных состояний и соматизации у подростков и молодежи Тувы с разными вариантами онлайн-поведения // Новые исследования Тувы. 2024. № 3. С. 136–158.
- Харькина Т.В., Бабиева Н.С. Саногенный и патогенный эффект использования социальных сетей у подростков с аутоагрессивным поведением // Актуальные проблемы клинической психологии и практика их решения: Мат-лы Всеросс. научно-практ. конф., Ростов-на-Дону, 23–24 ноября 2023 года. М.: Кредо, 2023. С. 281–286.
- Хентонен А.Г. Профилактика деструктивного поведения школьников в условиях цифровой среды // Цифровизация в системе образования: передовой опыт и практика внедрения: IV ежегод. Всеросс. научно-практ. конф. Краснодар, 15 декабря 2023 года. Краснодар: Новация, 2024. С. 109–113.
- Dekel D., Marchant A., Smith T. et al. #BeSeen: understanding young people’s views of the motivation and impacts of sharing self-harm imagery online and use of their social media data for research-a UK participatory arts-led qualitative study // BMJ Open. 2024. V. 14. № 7: e076981.
- Deslandes S.F., Coutinho T. The intensive use of the internet by children and adolescents in the context of COVID-19 and the risks for self-inflicted violence // Cien Saude Colet. 2020. V. 25. № 11: 4641.
- Englander E. Digital Self-Harm: Frequency, Type, Motivations, and Outcomes // In MARC Research Reports. 2012. Paper 5.
- Erreygers S., Symons M., Vandebosch H., Pabian S. Fictitious online victimization: Exploration and creation of a measurement instrument // New Media & Society. 2020. V. 24. № 1. P. 156–177.
- Gonсalves A.F., Avanci J.Q., Njaine K. “As giletes sempre falam mais alto”: o tema da automutilação em comunidades online // Cadernos de Saúde Pública. 2023. № 39: e00197122.
- Kar S.K., Arafat S.Y. Digital self-harm in adolescents: Strategies of Prevention // Journ. of Indian Association for Child and Adolescent Mental Health. 2021. V. 17. № 1. P. 137–141.
- Kostyrka-Allchorne K., Stoilova M., Bourgaize J., Rahali M., Livingstone S., Sonuga-Barke E. Review: Digital experiences and their impact on the lives of adolescents with pre-existing anxiety, depression, eating and nonsuicidal self-injury conditions – a systematic review // Child Adolesc Ment Health. 2023. V. 28. № 1. P. 22–32.
- Lavis A., Winter R. #Online harms or benefits? An ethnographic analysis of the positives and negatives of peer-support around self-harm on social media // Journ. of child psychology and psychiatry. 2020. V. 61. № 8. P. 842–854.
- Livingstone S., Stoilova M. The impact of digital experiences on adolescents with mental health vulnerabilities // Parenting for a Digital Future. 2021.
- Loes C.N. The Influence of Family Conflict on Adolescent Digital Self-Harm // Journ. of Child and Family Studies. 2025. P. 1–10.
- Loes C.N. Parental attachment and digital self-harm // Deviant Behavior. 2023. V. 44. № 8. P. 1135–1148.
- Mancinelli E., Ruocco E., Napolitano S., Salcuni S. A network analysis on self-harming and problematic smartphone use - the role of self-control, internalizing and externalizing problems in a sample of self-harming adolescents // Comprehensive psychiatry. 2022. № 112:152285.
- Marchant A., Hawton R., Stewart K. et al. A systematic review of the relationship between internet use, self-harm and suicidal behaviour in young people: The good, the bad and the unknown // PLOS ONE. 2017. V. 12. № 8. P. 24–26.
- Meldrum R.C., Patchin J.W., Young J.T.N., Hinduja S. Bullying Victimization, Negative Emotions, and Digital Self-Harm: Testing a Theoretical Model of Indirect Effects // Deviant Behavior. 2020. V. 43. № 3. P. 303–321.
- Meldrum R.C., Kevorkian S.S., Lehmann P.S. Childhood adversity, depression, and digital self-harm // The Social Science Journ. 2023.
- Memon A.M., Sharma S.G., Mohite S.S., Jain S. The role of online social networking on deliberate self-harm and suicidality in adolescents: A systematized review of literature // Indian Journ. of psychiatry. 2018. V. 60. № 4. P. 384–392.
- Moss C., Wibberley C., Witham G. Assessing the impact of Instagram use and deliberate self-harm in adolescents: A scoping review // International Journ. of mental health nursing. 2023. V. 32. № 1. P. 14–29.
- Nesi J., Burke T.A., Lawrence H.R., MacPherson H.A., Spirito A., Wolff J.C. Online Self-Injury Activities among Psychiatrically Hospitalized Adolescents: Prevalence, Functions, and Perceived Consequences // Res Child Adolesc Psychopathol. 2021. V. 49. № 4. P. 519–531.
- Pacheco E., Melhuish N., Fiske J. Digital Self-Harm: Prevalence, Motivations and Outcomes for Teens Who Cyberbully Themselves. 2019.
- Park J., Lediaeva I., Lopez M. et al. How affordances and social norms shape the discussion of harmful social media challenges on reddit // Human Factors in Healthcare. 2023. V. 3:100042.
- Patchin J.W., Hinduja S., Meldrum R.C. Digital self-harm and suicidality among adolescents // Child and adolescent mental health. 2023. V. 28. № 1. P. 52–59.
- Patchin J.W., Hinduja S. Digital Self-Harm Among Adolescents // Journ. of Adolescent Health. 2017. V. 61. № 6. P. 761–766.
- Patchin J.W., Hinduja S. Adolescent Digital Self-Harm Over Time: Prevalence and Perspectives // Journ. of School Violence. 2024. V. 23. № 4. P. 542–554.
- Seko Y., Kidd S.A., Wiljer D., McKenzie K.J. On the Creative Edge: Exploring Motivations for Creating Non-Suicidal Self-Injury Content Online // Qual Health Res. 2015. V. 10. P. 1334–1346.
- Semenza D.C., Meldrum R.C., Testa A., Jackson D.B. Sleep duration, depressive symptoms, and digital self-harm among adolescents // Child and adolescent mental health. 2021. V. 27. № 2. P. 103–110.
- Soengkoeng R., Moustafa A.A. Digital self-harm: An examination of the current literature with recommendations for future research // Discover Psychology. 2022. V. 2. № 1. P. 19.
- Stänicke L.I. “I chose the bad”: Youth’s meaning making of being involved in self-harm content online during adolescence // Child & Family Social Work. 2023. V. 28. № 1. P. 160–170.
- Tan W.K., Chiang M.H. Readers’ perceptions of self-harm messages on social media // Computers in Human Behavior. 2022. V. 131:107209.
- Xu M., Mei S., Li J. et al. Development and validation of digital self-harm: population-based study of adolescent in China // Research Square. 2023. P. 14.
Дополнительные файлы
