ПСИХОФИЗИКА СЕГОДНЯ В РАЗВИТИИ ТРУДОВ К.В. БАРДИНА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Отражены современные исследования, развивающие идеи К.В. Бардина. Конкретизирован субъектный подход в психофизике как субъектно-деятельностный. Показано, что активность наблюдателя выступает его сенсорной деятельностью, а ее стратегии — психологическим механизмом вклада индивидуальности в исполнение. Исследования принятия решения в сенсорных задачах выявили неосознанное предвосхищение будущих решений, сомнения как внутренний механизм задержки ошибок. Сформулирован субъектно-поведенческий подход к изучению поведения животного. В зрительных задачах выявлены индивидуально-типологические группы рептилий по параметру импульсивности. При эмоциональном стрессе обнаружена сниженная успешность зрительного различения: чувствительности и строгости критерия принятия решения при повышении времени решения. Прием антистрессового гомеопатического препарата привел к улучшению этих характеристик до уровня нормы, по ним выделены группы наблюдателей, различающиеся по стрессоустойчивости, что указывает на диагностическое значение использованного психофизического метода для ее оценки. Зрительная чувствительность лиц с тяжелыми соматическими заболеваниями (онкология, ДЦП, аллергодерматозы) зависела от вида патологии и была ниже либо выше, чем у здоровых. Строгость критерия снижалась у всех групп больных, но психологическое содержание этой стратегии как механизма компенсации их дискомфортных состояний для решения сенсорной задачи было различным при разных патологиях. У дошкольников оценены зрительные, слуховые и тактильные пороги. Для выяснения их взаимосвязей с проявлениями нейрокогнитивного развития детей проведены нейропсихологические пробы и оценена функциональная асимметрия полушарий мозга. В исследованных ведущих сенсорных системах установлены различные структурно-функциональные взаимосвязи пороговых величин с графомоторными нейропсихологическими характеристиками и индексами асимметрии.

Об авторах

И. Г. Скотникова

ФГБУН Институт психологии РАН; Тульский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: iris236@yandex.ru
129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1, Россия.; 300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 92, Россия.

Т. А. Забродина

Тульский государственный университет

Email: tatzab53@mail.ru
300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 92, Россия.

А. С. Сорокин

Тульский государственный университет

Email: tatzab53@mail.ru
300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 92, Россия.

А. С. Алексеева

Уральский федеральный университет

Email: a.s.alexeeva@urfu.ru
620062, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19, Россия.

О. В. Ломтатидзе

Уральский федеральный университет

Email: olga.lomtatidze@urfu.ru
620062, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19, Россия.

Список литературы

  1. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга. Иркутск: ИГМУ, 2014.
  2. Алексеева А.С., Ломтатидзе О.В., Скотникова И.Г. Половозрастные и деятельностные факторы формирования порогов зрительного восприятия у младших подростков // История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук: материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 50-летию создания Института психологии РАН, 16–18 ноября 2022 г. / Отв. ред. Д.В. Ушаков и др. М.: Изд-во“ Институт психологии РАН”, 2022. С. 194–195.
  3. Аткинсон Р.К., Бауэр Г.Х., Кротерс Э.Дж. Введение в теорию математического обучения. Нью-Йорк: Wiley, 1965.
  4. Бардин К.В. Исследование сенсорной памяти и различительной чувствительности к цвету у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1960. № 2. С. 107–117.
  5. Бардин К.В. О цветоразличении у умственно-отсталых детей // Доклады АПН РСФСР. 1962. № 4. С. 119–122.
  6. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.: Наука, 1976.
  7. Бардин К.В., Забродин Ю.М., Иваницкий А.М., Матвеева Л.В. Особенности регуляции сенсорно-перцептивного процесса при некоторых психических расстройствах // Психофизика сенсорных систем. М.: Наука. 1979. С. 153–189.
  8. Бардин К.В., Забродина Т.А. Изменения сенсорной чувствительности при решении мыслительных задач // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 149–154.
  9. Бардин К.В., Индлин Ю.А. Начала субъектной психофизики. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1993.
  10. Бардин К.В., Михалевская М.Б., Скотникова И.Г. Сравнительный анализ методов средней ошибки и вынужденного выбора // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 99–110.
  11. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5–7 лет // Новые исследования. 2008. № 1. С. 13–26.
  12. Гусев А.Н. От психофизики чистых ощущений к психофизике сенсорных задач: системно-деятельностный подход в психофизике // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 143–155.
  13. Забродина Т.А., Сорокин А.С. Различение зрительных сигналов в условиях стресса // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 222–226.
  14. Забродина Т.А., Сорокин А.С. Сенсорная чувствительность у людей с хроническими заболеваниями // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 1545–1548.
  15. Затолока П.А. Методы исследования слуха. Минск: БГМУ, 2009.
  16. Иванова М.К., Панкова Е.А., Скрынская О.А. Влияние стресса на эффективность обучения // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2024. Т. 1. С. 357–360.
  17. Корж Н.Н., Вайткявичус Г.Г. О механизме сенсорных процессов при обнаружении сигналов у больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1972. Т. 72. № 11. С. 1689–1694.
  18. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976.
  19. Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С. Особенности зрительного восприятия младших школьников с трудностями в обучении // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2018. Т. 16. № 1. С. 91.
  20. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет: коллективная монография / Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева и др.; под ред. Т.В. Ахутиной. М.: В. Секачев, 2016.
  21. Скотникова И.Г. Вклад К.В. Бардина в развитие психофизики // Психологический журнал. 2000. Т. 23. № 6. С. 77–82.
  22. Скотникова И.Г. Проблемы субъектной психофизики. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.
  23. Скотникова И.Г. Принятие решения — ключевое звено психической деятельности // Разработка понятий в современной психологии. Т. 3 / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенковой, Г.А. Виленской. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021. С. 162–200.
  24. Скотникова И.Г., Желанкин Р.В. Активность и индивидуальность рептилий в процессе принятия решения: субъектно-поведенческий подход // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности: сборник научных трудов / Под ред. В.В. Знакова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. С. 1169–1180.
  25. Толмачева Е.А., Максименко М.Ю. Зрительная иллюзия Мюллера-Лайера у детей младшего школьного возраста в норме и при задержке психического развития // Актуальные проблемы современного образования. 2019. Т. 26. С. 166–177.
  26. Bechtereva N.P., Shemyakina N.V. Error detection mecha-nisms of the brain: Background and prospects // International Journal of Psychophysiology. 2005. Т. 58. № 2–3. P. 227–234.
  27. The SAGE Handbook of Cognitive and Systems Neuroscience. V. 1. Part YI. Ch. 39 / Ed. G.J. Boyl et al. SAGE Publications Ltd (UK), 2023.
  28. Terekhova S.F., Grechenko T.N. Regulation of the neuronal functional state by ultralow doses of different biologically active substances. Nonspecific effect // Radiats Biology Radioecology. 2003. May–June. V. 43. № 3. P. 315–319.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».