Русскоязычная версия “Опросника привязанности к родителям и сверстникам” Г. Армсдена и М. Гринберга

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Представлены результаты адаптации методики Г. Армсдена и М. Гринберга “Опросник привязанности к родителям и сверстникам”. Выборку стандартизации составили студенты российских вузов (n=747) в возрасте 16–21 года (M=18.72; SD=0.97), женщины – 71%. Доказана конструктная валидность методики – обоснована факторная структура, проведена оценка конвергентной и дискриминантной валидности; обоснована надёжность опросника; представлена описательная статистика (нормы) по тесту. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о пригодности данного теста для использования в исследовательских целях на российской выборке.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Н. В. Сабельникова

Алтайский государственный педагогический университет

Email: psy.journ@yandex.ru

доцент кафедры психологии образования Института психологии и педагогики

Россия, Барнаул

Дмитрий Валерьевич Каширский

Российский государственный социальный университет; Алтайский государственный университет

Email: psy.journ@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8251-2653

профессор факультета психологии РГСУ, профессор юридического института АлтГУ

Россия, Москва

Татьяна Юрьевна Садовникова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: psy.journ@yandex.ru

доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии

Россия, Москва

Список литературы

  1. Айвазова Д.Г., Горлова Е.Л., Каширский Д.В., Сабельникова Н.В. Валидизация опросника “Шкала диадической согласованности” Г.Б. Спэньера (DAS) на российской выборке // Психологический журн. 2020. Т. 41. № 1. С. 112–131.
  2. Лифинцев Д.В., Лифинцева А.А. Помогающие отношения и диагностика привязанности: психометрические свойства опросника IPPA // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 11. С. 67–72.
  3. Молчанов С.В., Алмазова О.В. Близкие межличностные отношения с родителями и сверстниками в подростковом возрасте как фактор обращения к моральному самооправданию // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 3. С. 124–136.
  4. Сабельникова Н.В., Липовая Е.С. Роль качества близких отношений с родителями в динамике привязанности в подростковом возрасте // Подросток на пороге взросления: Сборник тезисов участников третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2011. С. 50–51.
  5. Садовникова Т.Ю., Дзукаева В.П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект // Национальный психологический журн. 2014. Т. 4. № 16. С. 52–63.
  6. Armsden G.C., Greenberg M.T. The Inventory of Parent and Peer Attachment: Relationships to well-being in adolescence // Journ. of Youth and Adolescence. 1987. V. 16. № 5. P. 427–454.
  7. Bartley M., Head J., Stansfeld S. Is attachment style a source of resilience against health inequalities at work? // Soc Sci Med. 2007. V. 64. № 4. P. 765–775.
  8. Bolat N., Odacı H. High School Final Year Students’ Career Decision-Making Self Efficacy. Attachment Styles and Gender Role Orientations // Current Psychology. 2016. V. 36. № 2. P. 252–259.
  9. Cassidy J., Shaver Ph. (Eds.). Handbook of Attachment: Theory, Research, and Clinical Implications. (3d ed.). N.Y.: The Gulford Press, 2018.
  10. Diener M.L., Diener-McGavran M.B. What makes people happy? A developmental approach to the literature on family relationships and well-being // The science of subjective well-being. Eds. M. Eid, R.J. Larsen. N.Y.: The Guilford Press, 2008. P. 347–375.
  11. Eby L.T.D.T., Allen T.D. (Eds.). Personal Relationships: The Effect on Employee Attitudes, Behavior, and Well-being (1st ed.). Routledge, 2012.
  12. Fraley R.C., Heffernan M.E., Vicary A.M., Brumbaugh C.C. The experiences in close relationships—Relationship Structures Questionnaire: A method for assessing attachment orientations across relationships // Psychological Assessment. 2011. V. 23. № 3. P. 615–625.
  13. Gallarin M., Alonso-Arbiol I. Dimensionality of the Inventory of Parent and Peer Attachment: Evaluation with the Spanish Version // The Spanish Journ. of Psychology. 2013. V. 16. E55.
  14. Guarnieri S., Ponti L. & Tani F. The Inventory of Parent and Peer Attachment (IPPA): A study on the validity of styles of adolescent attachment to parents and peers in an Italian sample // TPM-Testing, Psychometrics, Methodology in Applied Psychology. 2010. V. 17. № 3. P.103–130.
  15. Kocayörük E.A. Turkish adaptation of the inventory of parent and peer attachment: The reliability and validity study // Eğitim Araştırmaları-Eurasian Journal of Educational Research. 2010. V. 40. P. 133–151.
  16. Leondari A., Kiosseoglou G. The Relationship of Parental Attachment and Psychological Separation to the Psychological Functioning of Young Adults // The Journ. of Social Psychology. 2000. V. 140. № 4. P. 451–464.
  17. Rice K.G., FitzGerald D.P., Whaley T.J., Gibbs C.L. Cross-Sectional and Longitudinal Examination of Attachment, Separation-Individuation, and College Student Adjustment // Journ. of Counseling and Development. 1995. V. 73. P. 463–474.
  18. Sadovnikova T.Yu., Dzukaeva V.P. Attachment to Mother as a Factor of Adolescents’ Separation from Parents: Cross-Cultural Study // International Attachment Conference (29th June – 1st July 2017). Book of Abstracts. London: Institute of Education, 2017. р. 197.
  19. Slatcher R.B., Selcuk E.A. Social Psychological Perspective on the Links Between Close Relationships and Health // Current Directions in Psychological Science. 2017. V. 6. P. 6–21.
  20. Schwartz J.P., Buboltz W.C. The Relationship Between Attachment to Parents and Psychological Separation in College Students // Journ. of College Student Development. 2004. V. 45. № 5. P. 566–577.
  21. Vignoli E. & Mallet P. Validation of a brief measure of adolescents’ parent attachment based on Armsden and Greenberg’s three-dimension model // Revue Européenne de Psychologie Appliquée. 2004. V. 54, P. 251–260.
  22. Wilson J., Wilkinson R. The Self-Report Assessment of Adolescent Attachment: A Systematic Review and Critique // Journ. of Relationships Research. 2012. V. 3. P. 81–94.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Психологический журнал, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».