Russian-Language Adaptation of the Methodology of Diagnosing the Motives for Online Dating Servicesusage

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the psychological aspects of online dating services usage and tools to study the motives of such services users. A theoretical analysis of Russian and foreign studies of online dating services users was carried out. The analysis showed that the general research interest is related to the personal characteristics of users and their self-presentation strategies in such services. Among foreign researchers, it is common to study the characteristics of sexual behavior and motivation of users as well as their perception of the confidentiality of data provided to such services. There were no Russian-language works on the problem of motives for online dating services using. Due to the lack of Russian-language tools the Tinder Motives Scale methodology developed by E. Timmermans, E. de Kaluwe was selected for adaptation. A Russian-language adaptation and verification of the psychometric properties of the technique was made on a sample of 3540 (2255 male, aged 18 to 60+). This allowed us to offer a valid and reliable, shortened (from 58 to 22 points) and modified Russian-language version of the methodology for diagnosing the motives for online dating services using. The scale “Material motivation” was added. Scales “Flirting / communication skills development”, “Travel” “Belonging to a group”, “Pressure of friends”, “Search for people with the same sexual orientation”, “Distraction from business” and “Curiosity” were not confirmed. 

Full Text

Пандемия COVID-19 стала фактором, ускорившим цифровизацию ряда услуг в России (торговля, доставка, психологическое консультирование и психотерапия и др.). По данным исследования банка “Русский стандарт” (2020–2021 гг.) в период пандемии россияне (особенно женщины) увеличили объем своих расходов на онлайн-знакомства [11].

Онлайн-знакомства могут осуществляться как с помощью специализированных сервисов (сайтов, приложений), так и на общих коммуникативных площадках (социальные сети, форумы, чаты многопользовательских онлайн игр). Среди специализированных сервисов можно выделить как массовые (Mamba, Tinder, Badoo и др.), так и ориентированные на конкретные социальные группы (религиозные (Прихожане.ру, Nikah.su и др.), этнические (Anaem и др.), социально-экономические (Luxy и др.) и др.) [9].

В работах российских авторов онлайн-знакомства рассматриваются как новый способ реализации поиска брачного партнера [3; 5; 7; 8], анализируются личностные характеристики (самооценка [1]), характеристики внешнего облика, представленные в профиле [6] и ритуалы общения [4] пользователей.

В зарубежной литературе можно найти немало исследований пользователей сервисов онлайн-знакомств, преимущественно Tinder, как наиболее популярного в настоящее время [16; 23]. Особенностью данного сервиса стали минимум текста в профиле, акцент на фотографиях, поиск людей по геолокации, возможность переписки только в случае взаимной симпатии (выраженной пользователем смахиванием анкеты понравившегося человека вправо). Зарубежные исследования сервисов онлайн-знакомств сосредоточены на анализе изменения сексуального поведения их пользователей [20; 27], их личностных характеристиках (поиск ощущений, тревожность, одиночество, нарциссизм, самооценка, чувствительность к отвержению и др.) [18; 21; 28; 29; 34; 36; 41], мотивации пользования такими сервисами [25; 35; 42], восприятии конфиденциальности своих данных [29], обмане в самопрезентации [22; 26; 38; 39; 40].

Как и ряд других цифровых практик, приложение Tinder в общественном дискурсе оценивается как фактор, изменяющий поведение пользователей, в частности, популяризирующий быстрые знакомства, не ориентированные на длительные отношения [33], однако, научные исследования показывают, что пользователи руководствуются целым спектром мотивов, среди которых называют: поиск любви, случайного секса, легкость коммуникации (по сравнению с другими способами знакомств), подтверждение собственной ценности в глазах других людей [30], поиск ощущений [2], следование моде [35], поиск партнера с той же сексуальной ориентацией [15; 19; 31; 32], развитие навыков флирта, знакомства в другой стране, желание забыть прошлые отношения, влияние ближайшего окружения, желание занять чем-то свободное время [37], желание получить психологическую поддержку, реализовать свои субличности, улучшить материальное положение [5]. Часть из этих мотивов систематизированы авторами на категории, часть – собраны путем глубинных интервью с пользователями и не подвергались последующему анализу. Так С.Р. Самтер (Sumter) и Л. Ванденбош (Vandenbosch) выделяют мотивы отношений (секс и любовь), внутриличностные мотивы (легкость коммуникации, поддержка самооценки) и развлекательные (поиск ощущений, влияние окружения) [36].

Зарубежными исследователями разработано несколько методик для изучения мотивации пользования сервисами онлайн-знакомств: Tinder Motivation (6 шкал: 46 пунктов) [35], Tinder Motives Scale (13 шкал: 57 пунктов) [37], Dating App Motivation Scale (6 шкал: 24 пункта) [36], Tinder Use Motivations Scale (4 шкалы: 16 пунктов) [30]. Из них для русскоязычной адаптации нами была выбрана самая объемная по количеству представленных мотивов методика - Tinder Motives Scale [37]. Несмотря на свое название, она может быть применена к любым сервисам онлайн-знакомств, к чему призывают сами авторы методики. Примером также служит модификация методики Tinder Motivation в методику Dating App Motivation Scale с сокращением объема и сохранением шкал для изучения пользователей Grindr, Happn, Scruff [36]. Также было выявлено отсутствие различий в мотивации между пользователями приложений и сайтов для знакомств [24].

Цель: выполнить русскоязычную адаптацию методики для диагностики мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств.

Задача: создать максимально компактную валидную и надежную русскоязычную версию методики диагностики мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств.

Задача компактности была сформулирована нами, исходя из современных тенденций к сокращению объема исследовательского инструментария, с учетом доминирования онлайн-исследований, приводящих к более быстрому, по сравнению с очным форматом, утомлению респондентов и демотивации продолжения участия в исследовании.

МЕТОДИКА

Участники исследования и способ сбора данных Общий объем выборки адаптации составил 3540 человек.

Выборка 1 этапа адаптации составила 3340 респондентов (мужчин 2180 и 1160 женщин) (подробно состав выборки см. в табл. 1).

 

Таблица 1. Выборка первого этапа исследования (количество человек)

Возраст

Пол

Всего

 

Мужской

Женский

 

18–29 лет

71

40

111

30–39 лет

915

313

1228

40–49 лет

820

453

1273

50–59 лет

323

284

607

60 лет и старше

51

70

121

Всего

2180

1160

3340

 

Был проведен онлайн-опрос с использованием платформы SurveyMonkey на случайной выборке. Была предусмотрена ротация утверждений, т.е. пункты предъявлялись в случайной последовательности. Приглашение к участию в опросе демонстрировалось вновь зарегистрированным пользователям российского сервиса онлайн-знакомств (по условиям сотрудничества мы не можем указать название данного сервиса). За участие в опросе респонденты получали небольшое вознаграждение в условных монетах, которые они могли использовать только внутри данного сервиса знакомств для покупки дополнительных услуг.

Массив данных, полученный в результате опроса вновь зарегистрированных пользователей сервиса онлайн-знакомств, был очищен от незавершенных анкет и анкет, содержащих пропуски.

Выборка 2 этапа адаптации составила 200 человек (125 женщин и 75 мужчин) в возрасте от 18 до 60 лет и старше. Из них 100 человек активных пользователей сервисов онлайн-знакомств и 100 человек неактивных пользователей.

Для проверки тест-ретестовой надежности были повторно опрошены 30 человек (23 женщины и 7 мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и старше) из этих 200 через 3 недели после первого заполнения.

Онлайн-опрос проводился с использованием платформы Anketolog на панельной выборке. Была предусмотрена ротация утверждений, т.е. пункты предъявлялись в случайной последовательности. Приглашение к участию в опросе демонстрировалось респондентам-пользователям данного сервиса. За участие в опросе респонденты получали небольшое вознаграждение – 80 руб.

Т.к. на данном этапе исследования участвовали респонденты с разным опытом пользования сервисами знакомств, инструкция к методике была изменена следующим образом: “Я пользуюсь / пользовался / мог бы пользоваться сайтами или приложениями для знакомств”. Респонденты отвечали, исходя из своего статуса пользователя.

Использованные методики. Для формирования групп сравнения использовался вопрос “Пользовались ли Вы когда-либо сайтами или приложениями для знакомств?”. Ответы “Активно пользовался в течение последнего года” и “Неактивно пользовался в течение последнего года” были отнесены к группе “Активные пользователи”, а ответы “Пользовался более года назад” и “Никогда не пользовался” были отнесены к группе “Неактивные пользователи”.

Tinder Motives Scale [37] состоит из 58 пунктов, образующих 13 шкал (социальное признание, поиск отношений, секс, флирт / социальные навыки, путешествия, бывший, принадлежность, давление друзей, социализация, сексуальная ориентация, провести время / развлечься, отвлечься, любопытство).

Текст методики был подвергнут прямому и обратному переводу. Прямой перевод был выполнен авторами данной статьи и затем проверен кандидатом филологических наук, преподавателем академического английского языка. Обратный перевод (британская версия английского языка) был выполнен носителем языка, сотрудником бюро переводов Translated. Результаты приведены в приложении 1.

Далее для проверки соответствия формулировок пунктов методики специфике русского языка и культуры было проведено интервью методом think-aloud с 5 респондентами разного пола и возраста: 3 мужчин в возрасте 21 год, 38 и 47 лет, а также 2 женщины в возрасте 19 лет и 31 года. Двое из 5 участников интервью отметили чрезмерность общего объема методики, 3 из 5 респондентов испытывали затруднение при ответе на пункты, относящиеся к шкале “сексуальная ориентация”, т.к. идентифицировали себя как гетеросексуальных людей, а формулировки данных пунктов предполагали использование сервиса онлайн-знакомств для поиска людей с более редко встречающейся сексуальной ориентацией (около 10% населения). Несмотря на это нами было решено оставить хотя бы 1 пункт из данной шкалы для апробации, чтобы не сокращать количество шкал. Однако, уже на этом этапе можно предполагать, что шкала “сексуальная ориентация” не выделится на российской выборке, т.к. люди с негетеросексуальной ориентацией являются труднодоступной выборкой [12] и пользуются специализированными, а не массовыми сервисами онлайн-знакомств, чтобы минимизировать общение с людьми, имеющими предубеждения [10].

В результате из текста методики были исключены пункты, которые оценивались участниками интервью как непонятные или дублирующие по смыслу другие пункты, а именно: 19, 21, 23–26, 28, 31–34, 36, 38, 40, 42, 44–48, 51, 52, 54–56, 58. С нашей точки зрения, сохранение данных пунктов в полном объеме негативно сказалось бы на очевидной валидности методики и раздражало бы респондентов.

С учетом культурных особенностей российской выборки пользователей сервисов онлайн-знакомств [5] в методику были добавлены 5 вопросов, которые с нашей точки зрения отражали “материальную” мотивацию пользователей. Таким образом, получилась методика, состоящая из 37 пунктов, образующих 14 шкал (см. приложение 2).

Статистическая обработка данных. Статистическая обработка проводилась с использованием IBM SPSS Statistics 23 и Jamovi 2.2.5 solid.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Проверка факторной валидности и надёжности методики. Ответы на методику мотивации использования сервиса онлайн-знакомств, состоящую из 37 пунктов, были подвергнуты факторному анализу по методу главных компонент (вращение Varimax нормализованное), который позволил выделить 7 факторов, объясняющих 59% дисперсии.

Был выполнен корреляционный анализ ответов на методику мотивации использования сервиса онлайн-знакомств, в результате которого из анализа были исключены вопросы, не имеющие сильных (более 0.5) статистически значимых корреляций ни с одним вопросом, и были оставлены имеющие сильные статистически значимые корреляции с членами своего фактора и слабые статистически незначимые корреляции с членами любого другого фактора. Таким образом, в методике осталось 28 пунктов.

Повторный факторный анализ по методу главных компонент (вращение Varimax нормализованное) оставшихся вопросов методики мотивации использования сервиса онлайн-знакомств позволил выделить 7 факторов, объясняющих 68% дисперсии, которые были интерпретированы как шкалы методики диагностики мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств: “Социальное признание” (фактор 1), “Поиск серьезных отношений” (фактор 3), “Секс” (фактор 2), “Расставание с бывшими” (фактор 7), “Расширение круга знакомств” (фактор 4), “Развлечение” (фактор 5), “Материальная мотивация” (фактор 6).

Был выполнен анализ надежности этих шкал, а также анализ дискриминативности, в результате которого были удалены вопросы, снижающие надежность и дискриминативность шкал. Таким образом, в методике осталось 26 пунктов.

Вновь выполненный факторный анализ по методу главных компонент (вращение Varimax нормализованное) оставшихся вопросов методики мотивации использования сервиса онлайн-знакомств также дал 7-факторное решение, объясняющее 70% дисперсии.

С целью дальнейшего сокращения объема методики мотивации использования сервиса онлайн-знакомств из шкал “Социальное признание” и “Секс” было исключено еще несколько пунктов без ущерба для надежности этих шкал, с сохранением 7-факторной структуры (см. табл. 2) и повышением объясняемой дисперсии (до 72.7%).

 

Таблица 2. Результаты факторного анализа 22 пунктов методики по методу главных компонент (вращение Varimax нормализованное) (жирным выделены самые большие факторные нагрузки)

 

Факторы

 

1

2

3

4

5

6

7

чтобы повысить самооценку

0.809

0.006

0.099

0.129

0.089

0.139

0.152

чтобы самоутвердиться

0.721

-0.014

0.088

0.167

0.141

0.173

0.223

чтобы узнать, насколько я нравлюсь другим

0.714

0.089

0.306

0.152

0.123

0.092

0.042

чтобы лучше оценить свою собственную привлекательность

0.783

0.062

0.221

0.157

0.107

0.074

0.123

чтобы найти серьезные отношения

0.024

0.91

0.064

-0.130

-0.164

0.036

0.032

чтобы найти свою любовь

0.056

0.91

0.089

-0.123

-0.093

0.079

0.025

чтобы встретить будущего(ую) супруга(у)

0.036

0.907

0.038

-0.118

-0.147

0.063

0.045

чтобы расширить свой сексуальный опыт

0.199

-0.133

0.167

0.113

0.827

0.079

0.052

чтобы реализовать свои сексуальные фантазии

0.154

-0.162

0.128

0.099

0.85

0.052

0.058

чтобы найти любовника / любовницу

0.051

-0.121

0.151

0.14

0.796

0.025

0.034

чтобы расширить опыт общения

0.320

0.011

0.665

0.161

0.138

0.066

0.013

чтобы во время путешествий находить компанию, с которой можно повеселиться

0.094

0.041

0.587

0.119

0.201

0.156

0.231

чтобы забыть своего бывшего / свою бывшую

0.168

0.095

0.094

0.087

0.062

0.896

0.121

чтобы отвлечься от мыслей о бывшем / бывшей

0.203

0.082

0.113

0.125

0.069

0.879

0.111

чтобы найти новых друзей

0.145

0.062

0.838

0.096

-0.002

0.04

0.029

чтобы завести новые знакомства

0.117

0.077

0.755

0.074

0.189

0.021

-0.044

от нечего делать

0.064

-0.091

0.053

0.834

0.005

0.027

0.071

ради развлечения

0.094

-0.205

0.175

0.716

0.31

0.015

0.027

чтобы отвлечься на учебе / работе

0.197

-0.097

0.170

0.593

0.126

0.205

0.129

из любопытства

0.254

-0.061

0.093

0.746

0.066

0.055

0.046

чтобы улучшить свое материальное положение

0.206

0.075

0.087

0.064

-0.002

0.102

0.85

чтобы получить выгоду

0.194

0.018

0.035

0.139

0.118

0.118

0.833

 

Дальнейшие попытки сокращения объема методики мотивации использования сервиса онлайн-знакомств приводили к нарушению 7-факторной структуры в сторону уменьшения числа факторов и снижения объясняемой дисперсии. В связи с этим было решено остановиться на 7 шкалах, содержащих от 2 до 4 вопросов (итого 22 вопроса в методике). Результаты приведены в приложении 3. Описательные статистики по шкалам приведены в табл. 3.

 

Таблица 3. Описательные статистики по шкалам опросника.

Шкала

Альфа Кронбаха

M

SD

Асимметрия

Эксцесс

Социальное признание (повышение самооценки)

0.84

2.8

1.69

0.79

-0.31

Поиск серьезных отношений

0.93

4.99

2.12

-0.69

-0.94

Секс

0.85

3.73

2.08

0.15

-1.32

Расширение круга знакомств

0.76

4.3

1.65

-0.17

-0.82

Развлечение

0.78

2.89

1.64

0.64

-0.48

Расставание с бывшими

0.86

2.1

1.75

1.6

1.28

Материальная мотивация

0.74

1.65

1.3

2.36

5.31

 

для всей методики 0.85

    

 

Данная структура была дополнительно подвергнута конфирматорному факторному анализу, который показал, что 7-факторная модель из 22 переменных мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств обладает приемлемыми критериями согласия: CFI=0.949, TLI=0.938, RMSEA=0.0531 (см. табл. 4).

 

Таблица 4. Результаты сравнения пригодности моделей в ходе структурного моделирования.

 

Тестируемые модели

2

df

2/df (<3)

CFI (≥0.9)

TLI (≥0.95)

RMSEA (≤0.08)

SRMR (≤0.08)

На выборке 1 этапа (3340 чел)

14-факторная модель на 37 пунктах

7426

544

13.65

0.882

0.855

0.0615

0.078

 

7-факторная модель на 22 пунктах

1961

188

10.43

0.949

0.938

0.0531

0.0441

На выборке 2 этапа (200 чел)

7-факторная модель на 22 пунктах

296

169

1.75

0.954

0.938

0.0613

0.0491

 

Проверка критериальной валидности методики. Массив данных, собранных для проверки критериальной валидности, был подвергнут анализу различий между контрастными группами (t-test для независимых выборок). Не было обнаружено статистически значимых различий по шкалам “Секс” (различия значимы на уровне тенденции), “Развлечение”, “Расставание с бывшими” в ответах активных и неактивных пользователей сервисов онлайн-знакомств (см. табл. 5). Поиск секса, развлечения и пр. – это репрезентация массовых представлений о том, зачем люди пользуются сервисами онлайн-знакомств [4; 33], поэтому по данным шкалам ответы активных и неактивных пользователей не отличаются.

 

Таблица 5. Различия мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств у активных и неактивных пользователей

Шкала

Средние

T

p

 

Активные пользователи

Неактивные пользователи

  

Социальное признание

16.24

12.55

-3.611

0.000

Поиск серьезных отношений

14.65

10.37

-4.849

0.000

Секс

9.06

7.64

-1.704

0.09*

Расширение круга знакомств

19.12

15.22

-4.041

0.000

Развлечение

15.38

14.25

-1.155

0.2

Расставание с бывшими

6.2

5.82

-0.649

0.5

Материальная мотивация

4.32

3.16

-3.019

0.003

* различия значимы на уровне статистической тенденции (p<0.1).

 

Проверка тест-ретестовой надёжности. Массив данных, собранных для проверки тест-ретестовой надежности, был подвергнут корреляционному анализу (критерий Спирмана). Были получены средние и слабые корреляционные связи (см. табл. 6), что с нашей точки зрения объясняется не слишком высокой стабильностью измеряемого конструкта, т.к. пользователи не всегда знают, чего конкретно ожидать от сервисов знакомств, а их предпочтения характеризуются динамичностью [13].

 

Таблица 6. Результаты корреляции теста и ретеста

Шкала

R

p

Социальное признание

0.542

0.002

Поиск серьезных отношений

0.580

0.001

Секс

0.633

0.000

Расширение круга знакомств

0.795

0.000

Развлечение

0.475

0.008

Расставание с бывшими

0.334

0.07*

Материальная мотивация

0.512

0.004

* корреляция значима на уровне статистической тенденции (p<0.1).

 

При этом обращает на себя внимание, что самая низкая корреляция по шкале “Расставание с бывшими”. Т.к. между первым и вторым замером прошло 3 недели, можно предположить, что за это время актуальность потребности отвлечься от негативных переживаний, связанных с завершением предыдущих отношений, снизилась. Еще одной невысокой корреляцией характеризуется шкала “Развлечение”, что также можно интерпретировать как пресыщение пользователей данным способом проведения досуга спустя 3 недели.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Выполненная русскоязычная адаптация методики мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств восполняет существующий в российской психологии методический пробел и позволяет расширить спектр исследований пользователей сервисов онлайн-знакомств, в том числе, кросс-культурных. Недостатком предложенной адаптации можно считать редукцию ряда шкал оригинальной методики (“Флирт / развитие навыков общения”, “Путешествия”, “Принадлежность к группе”, “Давление друзей”, “Поиск людей с той же сексуальной ориентацией”, “Отвлечение от дел”, “Любопытство”). Достоинством предложенной адаптации можно считать учет культурной специфики русскоязычной популяции (в том числе добавление шкалы “Материальная мотивация”) и хорошие показатели репрезентативности, надежности, валидности.

Итоговая версия методики мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств была использована для исследования типов российских пользователей данных сервисов на представительной выборке (6747 чел. в возрасте 18–59 лет) и позволила выделить 8 мужских и 9 женских типов пользователей [14]. Полученные в этом исследовании данные соотносятся с результатами зарубежных исследований о различиях в мотивации пользования приложениями для знакомств мужчин и женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В зарубежной литературе удалось обнаружить большее количество и разнообразие исследований психологических характеристик пользователей сервисов онлайн-знакомств, чем в российской литературе. При этом в русскоязычных источниках не было обнаружено исследований мотивации пользователей подобных сервисов.

На большой выборке российских пользователей сервисов онлайн-знакомств удалось адаптировать валидную и надежную методику Э. Тиммерманс (Timmermans) и Э. де Калуве (De Caluwé), которая может быть полезна как для академических, так и прикладных задач.

К мотивам, измеряемым данной методикой у российских пользователей сервисов онлайн-знакомств, относятся: социальное признание (повышение самооценки), поиск серьезных отношений, секс, расширение круга знакомств, развлечение, расставание с бывшими, материальная мотивация. Среди них универсальными для разных культур являются мотивы: повышения самооценки, поиска серьезных отношений, секса, развлечения. Таким образом, мотивы, связанные с легкостью коммуникации и влиянием ближайшего окружения, являются характерными только для западных пользователей, а материальная мотивация характерна только для российских пользователей.

С нашей точки зрения представляет интерес исследование мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств в контексте дружеских, сексуальных, семейных и т.п. отношений и их трансформации в современном обществе (феномен “жидкая” любовь (liquid love) по З. Бауману (Bauman) [17]). Перспективным для дальнейших исследований может быть анализ динамики мотивов пользователей в зависимости от продолжительности пользования каким-либо сервисом онлайн-знакомств, удовлетворенности результатами пользования и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Перевод методики

 Прямой переводОбратный перевод

Оригинал

 Я использую Тиндер, чтобы…I use Tinder to...

I use Tinder...

1

Чтобы повысить самооценку

To boost self-esteem

To get an “ego-boost”.

2

Чтобы самоутвердиться

To assert myself

To get self-validation from others.

3

Чтобы узнать, насколько я нравлюсь другим

To find out how much others like me

To see how desirable I am.

4

Чтобы собрать комплименты

To collect compliments

To get compliments.

5

Чтобы лучше оценить свою собственную привлекательность

To better assess my own attractiveness

To be able to better estimate my own attractiveness.

6

Чтобы получить внимание

To get attention

To get attention.

7

Чтобы найти серьезные отношения

To find a serious relationship

To find someone for a serious relationship.

8

Чтобы найти свою любовь

To find my love

To fall in love.

9

Чтобы встретить будущего супруга(у)

To meet my future spouse

To meet a future husband or wife.

10

Чтобы найти родственную душу

To find my soul mate

To build an emotional connection with someone.

11

Чтобы сходить с кем-то на свидание

To go on a date with someone

To seek out someone to date.

12

Чтобы найти постоянный секс (партнера для регулярного секса)

To find regular sex (a partner for regular sex)

To find a friend-with-benefits/fuckbuddy.

13

Чтобы найти разовый секс

To find one-time sex

To find a one-night-stand.

14

Чтобы посмотреть, насколько легко найти сексуального партнера

To see how easy I can find a sexual partner

To see how easy it is to find a sex partner.

15

Чтобы увеличить сексуальный опыт

To enhance the sexual experience

To increase my sexual experience.

16

Чтобы реализовать свои сексуальные фантазии

To realize my sexual fantasies

To live out a sexual fantasy.

17

Чтобы найти любовника / любовницу

To find a lover

To find a lover/mistress.

18

Чтобы научиться флиртовать

To learn how to flirt

To learn to flirt.

19

Чтобы набраться опыта общения

To gain experience in communication

To improve my social skills.

20

Чтобы флиртовать больше

To flirt more

To increase my flirting experience.

21

Чтобы стать более уверенным в своих навыках общения с людьми

To become more confident in my communication skills

To gain more self-confidence in my social skills.

22

Потому, что мне трудно общаться с людьми в реальной жизни

Because it's hard for me to communicate with people in real life

Because it is hard to talk to people in real life.

23

Чтобы комфортнее сделать первый шаг

To make it more comfortable to take the first step

Because it is a more enjoyable to make the first move.

24

Чтобы получать советы от местных жителей (о ресторанах, шопинге, вечеринках) во время путешествий

To get tips from locals (about restaurants, shopping, parties) when travelling

To get tips from locals (in restaurants, shopping, party,…) when travelling.

25

Чтобы во время путешествий знакомиться с другими туристами и местными жителями

To meet other tourists and locals while travelling

To meet other travelers/locals when in a foreign country.

26

Чтобы во время путешествий узнавать у местных точки доступа в интернет

To find out Internet access points from locals when travelling

To learn about hotspots in foreign countries through locals.

27

Чтобы во время путешествий легко находить компанию, с которой можно повеселиться

To easily find a group of people to have fun with while travelling

To easily find people that are willing to party when in a foreign country.

28

Чтобы во время путешествий завязать новые знакомства

To make new acquaintances while travelling

To broaden my social network when on an abroad / exchange experience.

29

Чтобы забыть своего бывшего / свою бывшую

To get over my ex-boyfriend / ex-girlfriend

To get over my ex.

30

Чтобы отвлечься от мыслей о бывшем / бывшей

To take my mind off my ex-girlfriend / ex-boyfriend

To think less about my ex.

31

Чтобы больше не обращать внимание на своего бывшего / свою бывшую

To no longer pay attention to my ex-boyfriend / ex-girlfriend

So that I do not focus my attention on my ex anymore.

32

Потому, что хочу быть в тренде

Because I want to be trendy

Because I want to be trendy.

33

Потому, что это круто

Because it's cool.

To be cool.

34

Потому, что это сейчас модно

Because it's fashionably now

Because it is a fad.

35

Потому, что все им пользуются

Because everyone uses it

Because everyone uses Tinder.

36

Потому, что друзья сказали, что мне обязательно надо зарегистрироваться

Because my friends said that I definitely need to register

Because my friends thought I should use Tinder.

37

Потому, что друзья порекомендовали

Because my friends recommended it

As suggested by friends.

38

Потому, что мне просто создали профиль

Because they just created a profile for me

Because someone else made me a Tinder profile.

39

Чтобы найти новых друзей

To find new friends

To make new friends.

40

Чтобы расширить круг знакомств

To expand my circle of acquaintances

To broaden my social network.

41

Чтобы встретить новых людей

To meet new people

To meet new people.

42

Чтобы общаться не только с теми, кого я знаю лично

To communicate not only with those I know personally

To talk to people I don’t know personally.

43

Чтобы найти людей с такой же сексуальной ориентацией

To find people with the same sexual orientation

To connect with other people with the same sexual orientation.

44

Чтобы знакомиться с людьми с такой же сексуальной ориентацией

To meet people of the same sexual orientation

To get to know people with the same sexual orientation.

45

Чтобы найти свободных партнеров с той же сексуальной ориентацией, что и у меня

To find free partners with the same sexual orientation as mine

To meet singles with a similar sexual orientation.

46

Чтобы приятно провести время

To have a good time

To pass time.

47

От скуки

Out of boredom

Because it passes time when I’m bored.

48

Чтобы занять чем-то время

To occupy my time

To occupy my time.

49

от нечего делать

for lack of anything better to do

When I have nothing better to do.

50

ради развлечения

for fun

For fun.

51

ради интереса

for the sake of interest

Because it is entertaining.

52

Чтобы отдохнуть

To relax

To relax.

53

В качестве перерыва на учебе / работе

As a break from study / work

As a break at work or during a study period.

54

Чтобы прокрастинировать вместо работы / учебы

To procrastinate instead of working / studying

To procrastinate things I should be doing (working, studying,…).

55

Чтобы побороть скуку на учебе / работе

To overcome boredom when studying / working

To combat boredom when working or studying.

56

Чтобы узнать, что это такое

To find out what it is

To see what the application is about.

57

из любопытства

out of curiosity

Out of curiosity.

58

На пробу

To try it out

For trial

 

Приложение 2. Русскоязычная версия методики мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств для валидизации

Отметьте свою степень согласия со следующими утверждениями, используя шкалу от 1 – совсем не согласен, до 7 – полностью согласен.

Я планирую использовать сервис онлайн-знакомств …

1

чтобы повысить самооценку

1 2 3 4 5 6 7

2

чтобы самоутвердиться

1 2 3 4 5 6 7

3

чтобы узнать, насколько я нравлюсь другим

1 2 3 4 5 6 7

4

чтобы собрать комплименты

1 2 3 4 5 6 7

5

чтобы лучше оценить свою собственную привлекательность

1 2 3 4 5 6 7

6

чтобы получить внимание

1 2 3 4 5 6 7

7

чтобы найти серьезные отношения

1 2 3 4 5 6 7

8

чтобы найти свою любовь

1 2 3 4 5 6 7

9

чтобы встретить будущего(ую) супруга(у)

1 2 3 4 5 6 7

10

чтобы найти родственную душу

1 2 3 4 5 6 7

11

чтобы сходить с кем-то на свидание

1 2 3 4 5 6 7

12

чтобы найти партнера для постоянного секса

1 2 3 4 5 6 7

13

чтобы найти партнера для разового секса

1 2 3 4 5 6 7

14

чтобы посмотреть, насколько мне легко найти сексуального партнера

1 2 3 4 5 6 7

15

чтобы расширить свой сексуальный опыт

1 2 3 4 5 6 7

16

чтобы реализовать свои сексуальные фантазии

1 2 3 4 5 6 7

17

чтобы найти любовника / любовницу

1 2 3 4 5 6 7

18

чтобы научиться флиртовать

1 2 3 4 5 6 7

19

чтобы расширить опыт общения

1 2 3 4 5 6 7

20

потому, что мне трудно общаться с людьми в реальной жизни

1 2 3 4 5 6 7

21

чтобы во время путешествий находить компанию, с которой можно повеселиться

1 2 3 4 5 6 7

22

чтобы забыть своего бывшего / свою бывшую

1 2 3 4 5 6 7

23

чтобы отвлечься от мыслей о бывшем / бывшей

1 2 3 4 5 6 7

24

потому, что все им пользуются

1 2 3 4 5 6 7

25

потому, что друзья порекомендовали

1 2 3 4 5 6 7

26

чтобы найти новых друзей

1 2 3 4 5 6 7

27

чтобы завести новые знакомства

1 2 3 4 5 6 7

28

чтобы найти людей с такой же сексуальной ориентацией

1 2 3 4 5 6 7

29

от нечего делать

1 2 3 4 5 6 7

30

ради развлечения

1 2 3 4 5 6 7

31

чтобы отвлечься на учебе / работе

1 2 3 4 5 6 7

32

из любопытства

1 2 3 4 5 6 7

33

чтобы улучшить свое материальное положение

1 2 3 4 5 6 7

34

чтобы познакомиться с людьми с более высоким социальным статусом

1 2 3 4 5 6 7

35

чтобы получить выгоду

1 2 3 4 5 6 7

36

чтобы найти человека, готового разделить со мной расходы на жилье и домашнее хозяйство

1 2 3 4 5 6 7

37

чтобы найти человека, который помогал бы мне растить детей

1 2 3 4 5 6 7

Шкалы (все пункты прямые):

Социальное признание (повышение самооценки): 1–6

Поиск серьезных отношений: 7–11

Секс: 12–17

Флирт / развитие навыков общения: 18–20

Путешествия: 21

Расставание с бывшими: 22–23

Принадлежность к группе (быть как все): 24

Давление друзей (референтная группа): 25

Расширение круга знакомств: 26–27

Поиск людей с той же сексуальной ориентацией: 28

Развлечение: 29, 30

Отвлечение от дел: 31

Любопытство: 32

Материальная мотивация: 33–37

 

Приложение 3. Итоговая русскоязычная версия методики мотивов пользования сервисами онлайн-знакомств (Э. Тиммерманс (Timmermans), Э. де Калуве (De Caluwé) в адаптации А.Е. Воробьевой, Д.А. Шмидт, Т.А. Нестика)

Отметьте свою степень согласия со следующими утверждениями, используя шкалу от 1 – совсем не согласен, до 7 – полностью согласен.

Я планирую использовать сервис онлайн-знакомств …

1

чтобы повысить самооценку

1 2 3 4 5 6 7

2

чтобы самоутвердиться

1 2 3 4 5 6 7

3

чтобы узнать, насколько я нравлюсь другим

1 2 3 4 5 6 7

4

чтобы лучше оценить свою собственную привлекательность

1 2 3 4 5 6 7

5

чтобы найти серьезные отношения

1 2 3 4 5 6 7

6

чтобы найти свою любовь

1 2 3 4 5 6 7

7

чтобы встретить будущего(ую) супруга(у)

1 2 3 4 5 6 7

8

чтобы расширить свой сексуальный опыт

1 2 3 4 5 6 7

9

чтобы реализовать свои сексуальные фантазии

1 2 3 4 5 6 7

10

чтобы найти любовника / любовницу

1 2 3 4 5 6 7

11

чтобы расширить опыт общения

1 2 3 4 5 6 7

12

чтобы во время путешествий находить компанию, с которой можно повеселиться

1 2 3 4 5 6 7

13

чтобы найти новых друзей

1 2 3 4 5 6 7

14

чтобы завести новые знакомства

1 2 3 4 5 6 7

15

от нечего делать

1 2 3 4 5 6 7

16

ради развлечения

1 2 3 4 5 6 7

17

чтобы отвлечься на учебе / работе

1 2 3 4 5 6 7

18

из любопытства

1 2 3 4 5 6 7

19

чтобы забыть своего бывшего / свою бывшую

1 2 3 4 5 6 7

20

чтобы отвлечься от мыслей о бывшем / бывшей

1 2 3 4 5 6 7

21

чтобы улучшить свое материальное положение

1 2 3 4 5 6 7

22

чтобы получить выгоду

1 2 3 4 5 6 7

Шкалы (все пункты прямые):

Социальное признание (повышение самооценки): 1–4

Поиск серьезных отношений: 5–7

Секс: 8–10

Расширение круга знакомств: 11–14

Развлечение: 15–18

Расставание с бывшими: 19–20

Материальная мотивация: 21–22

×

About the authors

А. Е. Vorobieva

Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences

Email: psy.journ@yandex.ru

Senior Researcher at the Laboratory of Social and Economic Psychology

Russian Federation, Moscow

D. A. Shmidt

Email: psy.journ@yandex.ru

Self-Employed Entrepreneur, Research Psychologist

Russian Federation, Moscow

T. A. Nestik

Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: psy.journ@yandex.ru

head of the laboratory of social and economic psychology

Russian Federation, Moscow

References

  1. Beketova E.A., Kolesnikova V.O. Osobennosti samoocenki u ljudej, osushhestvljajushhih znakomstvo v internet-prostranstve i real'noj zhizni. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016. № 11 (chast' 4). P. 691–693. (In Russian)
  2. Demenchuk A.V. Mobil'nye prilozhenija dlja znakomstv: transformacija intimnosti. Social'naja real'nost' virtual'nogo prostranstva. Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 20–23 sentjabrja 2019 g., Irkutsk. Eds. O.A. Poljushkevich, G.V. Druzhinin. Irkutsk: Izd-vo Irkutskij gosudarstvennyj universitet, 2019. P. 157–160. (In Russian)
  3. Kashtanova O.V. Strategicheskie i takticheskie priemy brachnogo vybora. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. 2017. V. 6. № 2 (19). P. 315–318. (In Russian)
  4. Matanceva D.A. Stereotipy i narushenie social'nyh ritualov obshhenija na sajtah znakomstv (Badoo). Sociologicheskij narrativ 2020. Obshhestvo v jepohu turbulentnosti: poiski, ugrozy i perspektivy. Sbornik statej po materialam XIX Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov i aspirantov. Ed. R.I. Anisimov. Moscow: Izd-vo Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, 2020. P. 214–223. (In Russian)
  5. Matveenko V.V. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii kak sociokul'turnaja praktika znakomstv. Monitoring obshhestvennogo mnenija. 2011. № 5 (105). P. 96–102. (In Russian)
  6. Meleshnikov A.A. Rol' interpretacii i ocenki fizicheskogo oblika pri obshhenii na sajtah znakomstv. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika 2009. V. 15. № 4. P. 166–170. (In Russian)
  7. Mironova Ju.G. Al'ternativnaja forma matrimonial'nogo povedenija: internet-znakomstva. Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravlenija. 2016. № 2. P. 157–164. (In Russian)
  8. Mironova Ju.G., Tyrnova N.A. Internet-znakomstva kak forma brachnogo vybora sovremennoj molodezhi: sociologicheskij analiz. Sociologija. 2017. № 4. P. 32–35. (In Russian)
  9. Pankratova L.S. Jeticheskie problemy i politika regulirovanija vnedrenija tehnologij iskusstvennogo intellekta v servisy onlajn znakomstv. Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie. 2019. V. 8. № 4 (29). P. 47–50. (In Russian)
  10. Pipija K. “Nevidimoe men'shinstvo”: k probleme gomofobii v Rossii. Levada-centr . URL: https:/www.levada.ru/2015/05/05/nevidimoe-menshinstvo-k-probleme-gomofobii-v-rossii/ (data obrashhenija 09.10.2022). (In Russian)
  11. Rossijane v pandemiju stali bol'she tratit' na onlajn-znakomstva. RIA Novosti. 31.10.2021. URL: https:/ria.ru/20211031/onlayn-znakomstva-1757059955.html (data obrashhenija 30.11.2021). (In Russian)
  12. Tolkachev D.S. Osobennosti issledovanij seksual'noj orientacii: demograficheskie harakteristiki rossijskih gomoseksualov. Demograficheskoe obozrenie. 2021. V. 8. № 3. P. 74–95. (In Russian)
  13. Urusova E.A., Husjainov T.M. Nesluchajnye vstrechi: kak tehnologizirujutsja znakomstva i otnoshenija v uslovijah obshhestva postmoderna. Logos et Rraxis. 2018. V. 17. № 4. P. 31–40. (In Russian)
  14. Shmidt D.A., Vorob'eva A.E. Tipy rossijskih pol'zovatelej servisov internet-znakomstv: motivacija i lichnostnye cherty. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaja psihologija i psihologija truda. 2022. V. 7. № 2. P. 119–139. (In Russian)
  15. Ansari A. Modern Romance. London: Allen Lane, 2015.
  16. Ayers C. Tinder: The app that’s setting the dating scene on fire. 2014. URL: http:/www.theaustralian.com.au/life/weekend-australian-magazine/tinder-the-app-thatssetting-the-dating-scene-on-fire/story-e6frg8h6-1226933263450 (дата обращения 21.09.2015).
  17. Bauman Z. Liquid Love: On the Frailty of Human Bonds. Cambridge: Polity, 2003.
  18. Blackhart G.C., Fitzpatrick J., Williamson J. Dispositional factors predicting use of online dating sites and behaviors related to online dating. Computers in Human Behavior. 2014. № 33. P. 113–118.
  19. Blackwell C., Birnholz J., Abbott C. Seeing and Being Seen: Co-situation and Impression Formation using Grindr, a Location-aware Gay Dating App. New Media & Society. 2015. V. 7. № 17. P. 1117–1136.
  20. Botnen E.O., Bendixen M., Grøntvedt T.V., Kennair L.E.O. Individual differences in sociosexuality predict picture-based mobile dating app use. Personality and Individual Differences. 2018. № 131. P. 67–73.
  21. Chan L.S. Who uses dating apps? Exploring the relationships among trust, sensation-seeking, smartphone use, and the intent to use dating apps based on the integrative model. Computers in Human Behavior. 2017. № 72. P. 246–258.
  22. Ellison N.B., Hancock J.T., Toma C.L. Profile as promise: A framework for conceptualizing veracity in online dating self-presentations. New Media and Society. 2012. № 14. P. 45–62.
  23. Freier A. Tinder mobile app statistics and revenue. 2015. URL: http:/www.businessofapps.com/tinder-mobile-app-statistics-and-revenue/ (дата обращения 22.09.2015)
  24. Gatter K., Hodkinson K. On the differences between Tinder versus online dating agencies: Questioning a myth. An exploratory study. Cogent Psychology. 2016. V. 1. № 3.
  25. Gudeluna D. There’s an app for that: The uses and gratifications of online social networks for gay men. Sexuality & Culture. 2012. V. 4. № 16. P. 347–365.
  26. Hall J.A., Park N., Song H., Cody M.J. Strategic misrepresentation in online dating: The effects of gender, self-monitoring, and personality traits/ Journal of Social and Personal Relationships. 2010. №27. P. 117–135.
  27. Jankowiak W., et al. Teasing with Sex, Hunting for a Relationship: What a Popular Adult Dating/Sex Site Can Tell Us About 21st Century USA Female Sexual Behavior. URL: https:/www.binghamton.edu/evos/evos/wp-content/uploads/2009/08/Teasing-with-Sex.pdf (дата обращения 14.11.2020)
  28. Korchmaros J.D., Ybarra M.L., Mitchell K.J. Adolescent online romantic relationship initiation: differences by sexual and gender identification. Journal of Adolescence. 2015. № 40. P. 54–64.
  29. Lutz C., Ranzini G. Where Dating Meets Data: Investigating Social and Institutional Privacy Concerns on Tinder. Social Media + Society. 2017. V. 3. № 1.
  30. Orosz G., et al. The personality, motivational, and need-based background of problematic Tinder use. Journal of Behavioral Addictions. 2018. № 7. P. 301–316.
  31. Race K. Speculative Pragmatism and Intimate Arrangements: Online Hook-up Devices in Gay Life/ Culture, Health and Sexuality. 2015. V. 4. № 17. P. 496–511.
  32. Rosenfeld M.J., Thomas R.J. Searching for a Mate: The Rise of the Internet as a Social Intermediary. American Sociological Review. 2012. V. 4. № 77. P. 523–547.
  33. Sales N.J. Tinder and the dawn of the “Dating apocalypse”. URL: http:/www.vanityfair.com/culture/2015/08/tinder-hook-up-culture-end-of-dating (дата обращения 30.08.2022)
  34. Stevens S.B., Morris T.L. College dating and social anxiety: using the Internet as a means of connecting to others. CyberPsychology & Behavior. 2007. V. 5. № 10. P. 680–688.
  35. Sumter S., Vandenbosch L., Ligtenberg L. Love me Tinder: Untangling emerging adults’ motivations for using the dating application Tinder. Telematics and Informatics. 2016. V. 1. №34. P. 67–78.
  36. Sumter S.R., Vandenbosch L. Dating gone mobile: Demographic and personality-based correlates of using smartphone-based dating applications among emerging adults. New media & Society. 2019. V. 3. № 21. P. 655–673.
  37. Timmermans E., De Caluwé E. Development and Validation of the Tinder Motives Scale (TMS). Computers in Human Behavior. 2017. № 70. P. 341–350.
  38. Toma C.L., Hancock J.T. Looks and lies: The role of physical attractiveness in online dating self-presentation and deception. Communication Research. 2010. № 37. P. 335–351.
  39. Toma C.L., Hancock J.T. What lies beneath: The linguistic traces of deception in online dating profiles. Journal of Communication. 2012. №62. P. 78–97.
  40. Toma C.L., Hancock J.T., Ellison N.B. Separating fact from fiction: An examination of deceptive self-presentation in online dating profiles. Personality and Social Psychology Bulletin. 2008. № 34. P. 1023–1036.
  41. Valkenburg P.M., Peter J. Who visits online dating sites? Exploring some characteristics of online daters. CyberPsychology & Behavior. 2007. V. 6. № 10. P. 849–852.
  42. Van De Wiele C., Tong S.T. Breaking boundaries: The uses & gratifications of grindr. Proceedings of the 2014 ACM International Joint Conference on Pervasive and Ubiquitous Computing. 2014. P. 619–630.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Psikhologicheskii zhurnal

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».