УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
- Авторы: Грязева-Добшинская В.Г.1, Дмитриева Ю.А.1, Коробова С.Ю.1, Глухова В.А.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО “Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)”
- Выпуск: Том 46, № 4 (2025)
- Страницы: 36-48
- Раздел: Когнитивная психология
- URL: https://bakhtiniada.ru/0205-9592/article/view/309368
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959225040046
- ID: 309368
Цитировать
Аннотация
Современная культура развивается в направлении увеличения разнообразия, сложности и неопределенности. В этих условиях успешность адаптации и преадаптации субъектов, сообществ связывается с поддержкой индивидуального своеобразия, ценностей творческого самовыражения, массовой креативности. Анализируются исследования креативности, в которых обозначена значимость выявления общего и специфического в различных сферах и уровнях креативности, изучения индивидуального своеобразия когнитивных и личностных ресурсов креативности, их вклада в достижения субъектов; рассматриваются варианты интегративного и дифференциально-психологического подходов. Цели исследования – для обоснования типологически фокусированного интегративного подхода к исследованию креативности определить универсальные факторы креативного мышления и универсальные факторы креативной личности, учитывающие соотношение инновационного и адаптационного параметров как оснований для дифференциации типов; определить варианты последующей интеграции (в пределах типов) универсальных и специфических социокультурных ресурсов креативности субъектов. На основе анализа исследований креативности на различных возрастных, профессиональных, культурных выборках выявлены универсальные факторы креативного мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и универсальные факторы креативной личности (открытость опыту, экстраверсия, внутренняя мотивация, рефлексия). В исследованиях выявлены факторы более высокого порядка: компоненты структуры инновационного и адаптационного факторов рассматриваются как основания дифференциации типов креативности. На основе анализа интегративных подходов к изучению креативного мышления и креативной личности определены варианты интеграции универсальных и специфических социокультурных, метакогнитивных свойств, задающих специфику исследуемых возрастных, профессиональных и культурных выборок. Обоснован типологически фокусированный интегративный подход, который включает: определение параметров дифференциации типов креативности на основе анализа универсальных факторов креативности субъектов; определение вариантов интеграции универсальных и специфических социокультурных параметров на основе анализа специфических социокультурных ресурсов субъектов. Типологически фокусированный интегративный подход ориентирован на выявление ресурсов массовой креативности субъектов различных сфер профессиональной деятельности и повседневной жизнедеятельности, индивидуальных ресурсов развития креативной одаренности.
Об авторах
В. Г. Грязева-Добшинская
ФГАОУ ВО “Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)”
Автор, ответственный за переписку.
Email: vdobshinya@mail.ru
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 85, Россия.
Ю. А. Дмитриева
ФГАОУ ВО “Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)”
Email: dmitrieva.julia.86@mail.ru
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 85, Россия.
С. Ю. Коробова
ФГАОУ ВО “Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)”
Email: k.svetlana-1991@mail.ru
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 85, Россия.
В. А. Глухова
ФГАОУ ВО “Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)”
Email: gluhova-vera@mail.ru
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 85, Россия.
Список литературы
- Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности, разнообразия // Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен / Под общ. ред. А. Асмолова. М.: ЯСК, 2019. С. 13–29.
- Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. В начале была энергия: являются ли различия двигателем эволюции // Вопросы психологии. 2024. Т. 69. № 3. С. 1–20.
- Белова С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 44–54.
- Вечерин А.В., Яголковский С.Р. Искусственный интеллект в оценивании и развитии креативности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 21. № 4. С. 787–799.
- Голдстайн Д., Крегер О. Творческая личность: как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 416 с.
- Грязева-Добшинская В.Г. Культурный дифференциал креативности: теоретические основания исследований творчества субъектов в динамичной культуре // Психология. Психофизиология. 2024. Т. 17. № 4. С. 34–49.
- Грязева-Добшинская В.Г. Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства // Психология интеллекта и творчества / Под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной, Д.В. Ушакова, Т.В. Галкиной. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 298–309.
- Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А. Баланс тенденций активности менеджеров: факторно-аналитическое исследование ресурсов инновационного лидерства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия “Психология”. 2016. Т. 9. № 1. С.103–108.
- Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А., Коробова С.Ю., Глухова В.А. Личностные ресурсы и барьеры инновационного лидерства менеджеров: структурные аспекты мотивации, стиля лидерства, социальной идентичности // Организационная психология. 2023. Т. 13. № 3. С. 9–28.
- Инглхарт Р. Культурная эволюция. Как изменяется человеческая мотивация и как это меняет мир. М.: Мысль, 2018. 334 с.
- Петрова С.О. Методология и методы изучения одаренности в современных российских психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 78–88.
- Петровский В.А. Человек над ситуацией. 2-е изд. М.: Смысл, 2021. 559 с.
- Ушаков Д.В. На пути к целостному видению человека // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 617–629.
- Ушаков Д.В. Творчество как источник общественного прогресса. Творчество — общесистемный взгляд // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 13–32.
- Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 384 с.
- Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М.: Карьера Пресс, 2013. 528 с.
- Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 4. C. 8–16.
- Щебланова Е.И. Исследовательские методологии и методы изучения креативности в отечественной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 4. С. 39–53.
- Adair W.L., Xiong T.X. How Chinese and Caucasian Canadians conceptualize creativity: Тhe mediating role of uncertainty avoidance // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. V. 49. № 2. P. 223–238.
- Amabile T.M. Creativity in context. Boulder, CO: Westview Press, 1996.
- Baer J. Domain Specificity of Creativity. Lawrenceville, N.J.: Rider University, 2015.
- Baer J., Kaufman J.C. Bridging generality and specificity: Тhe amusement park theoretical (APT) model of creativity // Roeper Review. 2005. V. 27. P. 158–163.
- Barbot B., Besancon M., Lubart T. The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential with EPoC // Learning and Individual Differences. 2016. V. 2. Р. 178–187.
- Cabra J.F., Guerrero C.D. Regional creativity: Cultural and socio-economic differences // Journal of Creativity (Online). 2022. V. 32. № 2. Art. 100022.
- Campos H.M., Rubio A.M., Atondo G.H., Chorres Y.M.P. Relationship between creativity, personality and entrepreneurship: An exploratory study // International Business Research. 2015. V. 8. № 8. P. 59–71.
- Citko K. Creativity as the Act of Transcending Oneself and the World: from Creativity to Transcendence // Creativity. Theories — Research — Applications. 2020. V. 6. № 2. P. 264–268.
- Corazza G.E., Glăveanu V.P. Potential in Creativity: Individual, social, material perspectives, and a dynamic integrative framework // Creativity Research Journal. 2020. V. 32. № 1. P. 81–91.
- Cramond B., Kim K.H. The role of creativity tools and measures in assessing potential and growth // Alternative assessments with gifted and talented students / Ed. J. VanTassel-Baska. N.Y.: Routledge, 2021.
- De Vries H., Lubart T. Scientific creativity: divergent and convergent thinking and the impact of culture // Journal of Creative Behavior. 2017. V. 53. № 2. P. 145–155.
- DeYoung C.G. Higher-order factors of the Big Five in a multi-informant sample // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. V. 91. № 6. P. 1138–1151.
- Digman J.M. Higher-order factors of the Big Five // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. V. 73. P. 1246–1256.
- Erez M., Nouri R. Creativity: The influence of cultural, social, and work contexts // Management and Organization Review. 2010. V. 6. № 3. P. 351–370.
- Feist G.J. A meta-analysis of personality in scientific and artistic creativity // Personality and Social Psychology Review. 1998. V. 2. № 4. P. 290–309.
- Fürst G., Ghisletta P., Lubart T. Toward an integrative model of creativity and personality: Еheoretical suggestions and preliminary empirical testing // Journal of Creative Behavior. 2014. V. 50. № 2. P. 87–108.
- Glăveanu V.P. Rewriting the language of creativity: The Five A’s framework // Review of General Psychology. 2013. V. 17. № 1. P. 69–81.
- Glaveanu V.P., Hanson M.A., Baer J. et al. Advancing Creativity Theory and Research: A Socio-cultural manifesto // Journal of Creative Behavior. 2020. V. 54. № 3. P. 741–745.
- Glăveanu V.P., Ness I.J., de Saint Laurent C. New frontiers in creativity, learning, and technology research // Creati-vity. Theories – Research – Applications. 2021. V. 8. №1. P. 5–10.
- Glăveanu V.P., Tanggaard L. Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity // New Ideas in Psychology. 2014. V. 34. P. 12–21.
- Gocłowska M.A., Crisp R.J. How dual-identity processes foster creativity // Review of General Psychology. 2014. V. 18. № 3. P. 216–236.
- Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Dmitrieva Y.A., Korobova S.Y., Glukhova, V.A. Children’s creativity and personal adaptation resources // Behavioral Sciences. 2020. V. 10. № 2. Art. 49.
- Karwowski M. Culture and psychometric studies of creativity // The Palgrave Handbook of Creativity and Culture Research / Ed. V.P. Glăveanu. L.: Palgrave Macmillan, 2016.
- Karwowski M. The dynamics of creative self-concept: Changes and reciprocal relations between creative self-efficacy and creative personal identity // Creativity Research Journal. 2016. V. 28. № 1. P. 99–104.
- Kaufman S.B., Quilty L.C., Grazioplene R.G., Hirsh J.B., Gray J.R., Peterson J.B., DeYoung C.G. Openness to experience and intellect differentially predict creative achievement in the arts and sciences // Journal of Personality. 2015. V. 4. P. 1–12.
- Kaufman J.C., Beghetto R.A. Where is the when of creativity? Specifying the temporal dimension of the Four Cs of Creativity // Review of General Psychology. 2023. V. 27. № 2. P. 194–205.
- Kharkhurin A.V. Creativity. 4 in 1: Four-criterion construct of creativity // Creativity Research Journal. 2014. V. 26. № 3. P. 338–352.
- Kim K.H., Pierce R.A. Adaptive creativity and innovative creativity // Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation and Entrepreneurship / Ed. E.G. Carayannis. N.Y.: Springer. 2013. P. 35–40.
- Kirton M. Adaptors and innovators: A description and measure // Journal of Applied Psychology. 1976. V. 61. № 5. P. 622–629.
- Krumm G., Lemos V., Filippetti V.A. Factor structure of the Torrance Tests of Creative Thinking Figural Form B in Spanish-speaking children: Measurement invariance across gender // Creativity Research Journal. 2014. V. 26. № 1. P. 72–81.
- Lebedeva N., Schwartz S.H., Van De Vijver F.J., Plucker J., Bushina E. Domains of everyday creativity and personal values // Frontiers in Psychology. 2019. V. 9. Art. 2681.
- Lubart T. The 7 C’s of creativity // Journal of Creative Behavior. 2017. V. 51. №4. P. 293–296.
- Lubart T., Barbot B., Besancon M. Creative potential: assessment issues and the EPoC Battery // Estudios de Psicologia. 2019. V. 40. № 3. P. 1–23.
- Lubart T., Kharkhurin A.V., Corazza G.E. et al. Creative potential in science: Conceptual and measurement issues // Frontiers in Psychology. 2022. V. 13. Art. 750224.
- Montuori A., Donnelly G. The changing face of creativity // Academy of Management Proceedings. Briarcliff Manor, N.Y.: Academy of Management, 2019.
- Nogueira S.I., Almeida L.S., Lima T.S. Two tracks of thought: A structural model of the Test for Creative Thinking-Drawing Production (TCT-DP) // Creativity Research Journal. 2017. V. 29. № 2. P. 206–211.
- Puryear J.S., Kettler T., Rinn A.N. Relationships of personality to differential conceptions of creativity: A systematic review // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2017. V. 11. № 1. P. 59–68.
- Shao Y., Zhang C., Zhou J., Gu T., Yuan Y. How does culture shape creativity? A mini-review // Frontiers in Psychology. 2019. V. 10. Art. 1219.
- Simonton D.K. Scientific creativity: Discovery and invention as combinatorial // Frontiers in Psychology. 2021. V. 12. Art. 721104.
- Simonton D.K. Creativity: Cognitive, developmental, personal, and social aspects // American Psychologist. 2000. V. 55. P. 151–158.
- Sternberg R.J., Lubart T.I. An investment theory of creativity and its development // Human Development. 1991. V.34. P. 1–32.
- Sung S.Y., Choi J.N. Do Big Five personality factors affect individual creativity? The moderating role of extrinsic motivation // Social Behavior and Personality. 2009. V. 37. № 7. P. 941–956.
- Taylor C.L., Kaufman J.C. The creative trait motivation scales // Thinking Skills and Creativity. 2021. V. 39. Art. 100763.
- Torrance E.P. The Torrance Tests of Creative Thinking Norms-Technical Manual Figural (Streamlined) Forms A & B. Bensenville, IL: Scholastic Testing Service, 2008.
- Tromp C., Sternberg R.J. Dynamic creativity: A Person × Task × Situation interaction framework // The Journal of Creative Behavior. 2022. V. 56. №. 4. P. 553–565.
- Urban M, Urban K. Orientation toward intrinsic motivation mediates the relationship between metacognition and creativity // The Journal of Creative Behavior. 2023. V. 57. № 1. P. 6–16.
- Xie G., Paik Y. Cultural differences in creativity and innovation: Are Asian employees truly less creative than western employees? // Asia Pacific Business Review. 2018. V. 25. № 1. P. 123–147.
- Yoon C.H. A validation study of the Torrance Tests of Creative Thinking with a sample of Korean elementary school students // Thinking Skills and Creativity. 2017. V. 26. P. 38–50.
Дополнительные файлы
