УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Современная культура развивается в направлении увеличения разнообразия, сложности и неопределенности. В этих условиях успешность адаптации и преадаптации субъектов, сообществ связывается с поддержкой индивидуального своеобразия, ценностей творческого самовыражения, массовой креативности. Анализируются исследования креативности, в которых обозначена значимость выявления общего и специфического в различных сферах и уровнях креативности, изучения индивидуального своеобразия когнитивных и личностных ресурсов креативности, их вклада в достижения субъектов; рассматриваются варианты интегративного и дифференциально-психологического подходов. Цели исследования – для обоснования типологически фокусированного интегративного подхода к исследованию креативности определить универсальные факторы креативного мышления и универсальные факторы креативной личности, учитывающие соотношение инновационного и адаптационного параметров как оснований для дифференциации типов; определить варианты последующей интеграции (в пределах типов) универсальных и специфических социокультурных ресурсов креативности субъектов. На основе анализа исследований креативности на различных возрастных, профессиональных, культурных выборках выявлены универсальные факторы креативного мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и универсальные факторы креативной личности (открытость опыту, экстраверсия, внутренняя мотивация, рефлексия). В исследованиях выявлены факторы более высокого порядка: компоненты структуры инновационного и адаптационного факторов рассматриваются как основания дифференциации типов креативности. На основе анализа интегративных подходов к изучению креативного мышления и креативной личности определены варианты интеграции универсальных и специфических социокультурных, метакогнитивных свойств, задающих специфику исследуемых возрастных, профессиональных и культурных выборок. Обоснован типологически фокусированный интегративный подход, который включает: определение параметров дифференциации типов креативности на основе анализа универсальных факторов креативности субъектов; определение вариантов интеграции универсальных и специфических социокультурных параметров на основе анализа специфических социокультурных ресурсов субъектов. Типологически фокусированный интегративный подход ориентирован на выявление ресурсов массовой креативности субъектов различных сфер профессиональной деятельности и повседневной жизнедеятельности, индивидуальных ресурсов развития креативной одаренности.

Об авторах

В. Г. Грязева-Добшинская

ФГАОУ ВО “Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)”

Автор, ответственный за переписку.
Email: vdobshinya@mail.ru
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 85, Россия.

Ю. А. Дмитриева

ФГАОУ ВО “Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)”

Email: dmitrieva.julia.86@mail.ru
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 85, Россия.

С. Ю. Коробова

ФГАОУ ВО “Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)”

Email: k.svetlana-1991@mail.ru
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 85, Россия.

В. А. Глухова

ФГАОУ ВО “Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)”

Email: gluhova-vera@mail.ru
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 85, Россия.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности, разнообразия // Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен / Под общ. ред. А. Асмолова. М.: ЯСК, 2019. С. 13–29.
  2. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. В начале была энергия: являются ли различия двигателем эволюции // Вопросы психологии. 2024. Т. 69. № 3. С. 1–20.
  3. Белова С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 44–54.
  4. Вечерин А.В., Яголковский С.Р. Искусственный интеллект в оценивании и развитии креативности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 21. № 4. С. 787–799.
  5. Голдстайн Д., Крегер О. Творческая личность: как использовать сильные стороны своего характера для развития креативности. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 416 с.
  6. Грязева-Добшинская В.Г. Культурный дифференциал креативности: теоретические основания исследований творчества субъектов в динамичной культуре // Психология. Психофизиология. 2024. Т. 17. № 4. С. 34–49.
  7. Грязева-Добшинская В.Г. Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства // Психология интеллекта и творчества / Под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной, Д.В. Ушакова, Т.В. Галкиной. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 298–309.
  8. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А. Баланс тенденций активности менеджеров: факторно-аналитическое исследование ресурсов инновационного лидерства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия “Психология”. 2016. Т. 9. № 1. С.103–108.
  9. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А., Коробова С.Ю., Глухова В.А. Личностные ресурсы и барьеры инновационного лидерства менеджеров: структурные аспекты мотивации, стиля лидерства, социальной идентичности // Организационная психология. 2023. Т. 13. № 3. С. 9–28.
  10. Инглхарт Р. Культурная эволюция. Как изменяется человеческая мотивация и как это меняет мир. М.: Мысль, 2018. 334 с.
  11. Петрова С.О. Методология и методы изучения одаренности в современных российских психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 78–88.
  12. Петровский В.А. Человек над ситуацией. 2-е изд. М.: Смысл, 2021. 559 с.
  13. Ушаков Д.В. На пути к целостному видению человека // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 617–629.
  14. Ушаков Д.В. Творчество как источник общественного прогресса. Творчество — общесистемный взгляд // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2011. С. 13–32.
  15. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 384 с.
  16. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М.: Карьера Пресс, 2013. 528 с.
  17. Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 4. C. 8–16.
  18. Щебланова Е.И. Исследовательские методологии и методы изучения креативности в отечественной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 4. С. 39–53.
  19. Adair W.L., Xiong T.X. How Chinese and Caucasian Canadians conceptualize creativity: Тhe mediating role of uncertainty avoidance // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. V. 49. № 2. P. 223–238.
  20. Amabile T.M. Creativity in context. Boulder, CO: Westview Press, 1996.
  21. Baer J. Domain Specificity of Creativity. Lawrenceville, N.J.: Rider University, 2015.
  22. Baer J., Kaufman J.C. Bridging generality and specificity: Тhe amusement park theoretical (APT) model of creativity // Roeper Review. 2005. V. 27. P. 158–163.
  23. Barbot B., Besancon M., Lubart T. The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential with EPoC // Learning and Individual Differences. 2016. V. 2. Р. 178–187.
  24. Cabra J.F., Guerrero C.D. Regional creativity: Cultural and socio-economic differences // Journal of Creativity (Online). 2022. V. 32. № 2. Art. 100022.
  25. Campos H.M., Rubio A.M., Atondo G.H., Chorres Y.M.P. Relationship between creativity, personality and entrepreneurship: An exploratory study // International Business Research. 2015. V. 8. № 8. P. 59–71.
  26. Citko K. Creativity as the Act of Transcending Oneself and the World: from Creativity to Transcendence // Creativity. Theories — Research — Applications. 2020. V. 6. № 2. P. 264–268.
  27. Corazza G.E., Glăveanu V.P. Potential in Creativity: Individual, social, material perspectives, and a dynamic integrative framework // Creativity Research Journal. 2020. V. 32. № 1. P. 81–91.
  28. Cramond B., Kim K.H. The role of creativity tools and measures in assessing potential and growth // Alternative assessments with gifted and talented students / Ed. J. VanTassel-Baska. N.Y.: Routledge, 2021.
  29. De Vries H., Lubart T. Scientific creativity: divergent and convergent thinking and the impact of culture // Journal of Creative Behavior. 2017. V. 53. № 2. P. 145–155.
  30. DeYoung C.G. Higher-order factors of the Big Five in a multi-informant sample // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. V. 91. № 6. P. 1138–1151.
  31. Digman J.M. Higher-order factors of the Big Five // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. V. 73. P. 1246–1256.
  32. Erez M., Nouri R. Creativity: The influence of cultural, social, and work contexts // Management and Organization Review. 2010. V. 6. № 3. P. 351–370.
  33. Feist G.J. A meta-analysis of personality in scientific and artistic creativity // Personality and Social Psychology Review. 1998. V. 2. № 4. P. 290–309.
  34. Fürst G., Ghisletta P., Lubart T. Toward an integrative model of creativity and personality: Еheoretical suggestions and preliminary empirical testing // Journal of Creative Behavior. 2014. V. 50. № 2. P. 87–108.
  35. Glăveanu V.P. Rewriting the language of creativity: The Five A’s framework // Review of General Psychology. 2013. V. 17. № 1. P. 69–81.
  36. Glaveanu V.P., Hanson M.A., Baer J. et al. Advancing Creativity Theory and Research: A Socio-cultural manifesto // Journal of Creative Behavior. 2020. V. 54. № 3. P. 741–745.
  37. Glăveanu V.P., Ness I.J., de Saint Laurent C. New frontiers in creativity, learning, and technology research // Creati-vity. Theories – Research – Applications. 2021. V. 8. №1. P. 5–10.
  38. Glăveanu V.P., Tanggaard L. Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity // New Ideas in Psychology. 2014. V. 34. P. 12–21.
  39. Gocłowska M.A., Crisp R.J. How dual-identity processes foster creativity // Review of General Psychology. 2014. V. 18. № 3. P. 216–236.
  40. Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Dmitrieva Y.A., Korobova S.Y., Glukhova, V.A. Children’s creativity and personal adaptation resources // Behavioral Sciences. 2020. V. 10. № 2. Art. 49.
  41. Karwowski M. Culture and psychometric studies of creativity // The Palgrave Handbook of Creativity and Culture Research / Ed. V.P. Glăveanu. L.: Palgrave Macmillan, 2016.
  42. Karwowski M. The dynamics of creative self-concept: Changes and reciprocal relations between creative self-efficacy and creative personal identity // Creativity Research Journal. 2016. V. 28. № 1. P. 99–104.
  43. Kaufman S.B., Quilty L.C., Grazioplene R.G., Hirsh J.B., Gray J.R., Peterson J.B., DeYoung C.G. Openness to experience and intellect differentially predict creative achievement in the arts and sciences // Journal of Personality. 2015. V. 4. P. 1–12.
  44. Kaufman J.C., Beghetto R.A. Where is the when of creativity? Specifying the temporal dimension of the Four Cs of Creativity // Review of General Psychology. 2023. V. 27. № 2. P. 194–205.
  45. Kharkhurin A.V. Creativity. 4 in 1: Four-criterion construct of creativity // Creativity Research Journal. 2014. V. 26. № 3. P. 338–352.
  46. Kim K.H., Pierce R.A. Adaptive creativity and innovative creativity // Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation and Entrepreneurship / Ed. E.G. Carayannis. N.Y.: Springer. 2013. P. 35–40.
  47. Kirton M. Adaptors and innovators: A description and measure // Journal of Applied Psychology. 1976. V. 61. № 5. P. 622–629.
  48. Krumm G., Lemos V., Filippetti V.A. Factor structure of the Torrance Tests of Creative Thinking Figural Form B in Spanish-speaking children: Measurement invariance across gender // Creativity Research Journal. 2014. V. 26. № 1. P. 72–81.
  49. Lebedeva N., Schwartz S.H., Van De Vijver F.J., Plucker J., Bushina E. Domains of everyday creativity and personal values // Frontiers in Psychology. 2019. V. 9. Art. 2681.
  50. Lubart T. The 7 C’s of creativity // Journal of Creative Behavior. 2017. V. 51. №4. P. 293–296.
  51. Lubart T., Barbot B., Besancon M. Creative potential: assessment issues and the EPoC Battery // Estudios de Psicologia. 2019. V. 40. № 3. P. 1–23.
  52. Lubart T., Kharkhurin A.V., Corazza G.E. et al. Creative potential in science: Conceptual and measurement issues // Frontiers in Psychology. 2022. V. 13. Art. 750224.
  53. Montuori A., Donnelly G. The changing face of creativity // Academy of Management Proceedings. Briarcliff Manor, N.Y.: Academy of Management, 2019.
  54. Nogueira S.I., Almeida L.S., Lima T.S. Two tracks of thought: A structural model of the Test for Creative Thinking-Drawing Production (TCT-DP) // Creativity Research Journal. 2017. V. 29. № 2. P. 206–211.
  55. Puryear J.S., Kettler T., Rinn A.N. Relationships of personality to differential conceptions of creativity: A systematic review // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. 2017. V. 11. № 1. P. 59–68.
  56. Shao Y., Zhang C., Zhou J., Gu T., Yuan Y. How does culture shape creativity? A mini-review // Frontiers in Psychology. 2019. V. 10. Art. 1219.
  57. Simonton D.K. Scientific creativity: Discovery and invention as combinatorial // Frontiers in Psychology. 2021. V. 12. Art. 721104.
  58. Simonton D.K. Creativity: Cognitive, developmental, personal, and social aspects // American Psychologist. 2000. V. 55. P. 151–158.
  59. Sternberg R.J., Lubart T.I. An investment theory of creativity and its development // Human Development. 1991. V.34. P. 1–32.
  60. Sung S.Y., Choi J.N. Do Big Five personality factors affect individual creativity? The moderating role of extrinsic motivation // Social Behavior and Personality. 2009. V. 37. № 7. P. 941–956.
  61. Taylor C.L., Kaufman J.C. The creative trait motivation scales // Thinking Skills and Creativity. 2021. V. 39. Art. 100763.
  62. Torrance E.P. The Torrance Tests of Creative Thinking Norms-Technical Manual Figural (Streamlined) Forms A & B. Bensenville, IL: Scholastic Testing Service, 2008.
  63. Tromp C., Sternberg R.J. Dynamic creativity: A Person × Task × Situation interaction framework // The Journal of Creative Behavior. 2022. V. 56. №. 4. P. 553–565.
  64. Urban M, Urban K. Orientation toward intrinsic motivation mediates the relationship between metacognition and creativity // The Journal of Creative Behavior. 2023. V. 57. № 1. P. 6–16.
  65. Xie G., Paik Y. Cultural differences in creativity and innovation: Are Asian employees truly less creative than western employees? // Asia Pacific Business Review. 2018. V. 25. № 1. P. 123–147.
  66. Yoon C.H. A validation study of the Torrance Tests of Creative Thinking with a sample of Korean elementary school students // Thinking Skills and Creativity. 2017. V. 26. P. 38–50.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».