Способности в современной зарубежной психологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена оценке состояния проблемы способностей в современной зарубежной психологии. На примере американской психологии констатируется историческая динамика существенного возрастания интереса зарубежных психологов к разработке проблемы способностей в XX–XXI вв. Анализ осуществлен на материале исследований в ведущих научных изданиях, опубликованных в 1991–2024 гг. Их количественная и качественная характеристика осуществлены на основе методологического и функционального способов анализа, позволяющих выделить типы исследований, их предмет, метод, эмпирический объект, а также отношение к способностям как объекту формирования или измерения. Сравнительная характеристика американской и российской психологии способностей позволила установить их тематическое единство на уровне типа исследований (доминирование эмпирического подхода), их предмета (преобладание интереса к общим способностям), метода (преобладание количественного подхода), а также преобладания функционального измерительного подхода к решению проблемы способностей. Отличительными особенностями американской психологии способностей являются значительный объем мета-аналитических теоретических исследований, а также преобладание учебных групп испытуемых как объекта эмпирического исследования. В заключение утверждается, что опыт американской психологии может быть использован в интеграции многолетних исследований проблемы способностей, в организации дискуссии о некоторых классификационных основаниях видов способностей, в работе по увеличению числа специализированных научных изданий.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

В. Д. Шадриков

Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”

Email: v.mazilov@yspu.org

академик РАО, доктор психологических наук, профессор-исследователь Департамента психологии факультета социальных наук

Россия, 101000, г. Москва, Армянский пер., д. 4/2

В. А. Мазилов

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.mazilov@yspu.org

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии

Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Ю. Н. Слепко

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Email: slepko@inbox.ru

доктор психологических наук, доцент, декан педагогического факультета

Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 108/1

Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Тимченко Г.Н. Проблемы отечественной психологии. Указатель 1410 докторских диссертаций (1935–2019). М.: Проспект, 2020.
  2. Бочавер А.А. Исследования жизненного пути человека в современной зарубежной психологии // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 5. С. 54–62.
  3. Журавлев А.Л., Костригин А.А. Количественный анализ изданий Института психологии РАН по научному направлению психологии нравственности в 2002–2021 гг. Часть II. Наукометрический анализ // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 4. С. 94–103. doi: 10.31857/S020595920027088-2.
  4. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Управление совместной деятельностью: новые направления исследований в зарубежной психологии // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 4. С. 5–15.
  5. Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 году // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 45–64.
  6. Журавлев А.Л., Юревич А.В., Мироненко И.А. Психологическая наука в глобальном мире: вызовы и перспективы // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 58–71. doi: 10.7868/S020595921802006X.
  7. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Способности и одаренность в психологии: современное состояние отечественных и зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 598–622. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-598-622.
  8. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н., Ушаков Д.В., Шадриков В.Д. Проблемы исследований способностей в новейшей российской психологии: в поисках новой теории // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 4. С. 5–14. doi: 10.31857/S020595920027081-5.
  9. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М.: Институт психологии РАН, 2011.
  10. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.: Юрайт, 2024.
  11. Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 15–26. doi: 10.31857/S020595920002981-5.
  12. Ackerman P.L. Intelligence … moving beyond the lowest common denominator // American Psychologist. 2023. V. 78 (3). P. 283–297. doi: 10.1037/amp0001057.
  13. Algoe S.B., Fredrickson B.L. Emotional fitness and the movement of affective science from lab to field // American Psychologist. 2011. V. 66 (1). P. 35–42. doi: 10.1037/a0021720.
  14. Bakker M., Torbeyns J., Verschaffel L., De Smedt B. The mathematical, motivational, and cognitive characteristics of high mathematics achievers in primary school // Journal of Educational Psychology. 2022. V. 114 (5). P. 992–1004. doi: 10.1037/edu0000678.
  15. Brady T.F., Tenenbaum J.B. A probabilistic model of visual working memory: Incorporating higher order regularities into working memory capacity estimates // Psychological Review. 2013. V. 120 (1). P. 85–109. doi: 10.1037/a0030779.
  16. Breit M., Brunner M., Molenaar D., Preckel F. Differentiation hypotheses of intelligence: A systematic review of the empirical evidence and an agenda for future research // Psychological Bulletin. 2022. V. 148 (7–8). P. 518–554. doi: 10.1037/bul0000379.
  17. Buffardi L.C., Fleishman E.A., Morath R.A., McCarthy P.M. Relationships between ability requirements and human errors in job tasks // Journal of Applied Psychology. 2000. V. 85 (4). P. 551–564. doi: 10.1037/0021-9010.85.4.551.
  18. Daucourt M.C., Napoli A.R., Quinn J.M., Wood S.G., Hart S.A. The home math environment and math achievement: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 2021. V. 147 (6). P. 565–596. doi: 10.1037/bul0000330.
  19. Endress A.D. Duplications and domain-generality // Psychological Bulletin. 2019. V. 145 (12). P. 1154–1175. doi: 10.1037/bul0000213.
  20. Fleischmann M., Hübner N., Marsh H.W., Guo J., Trautwein U., Nagengast B. Which class matters? Juxtaposing multiple class environments as frames-of-reference for academic self-concept formation // Journal of Educational Psychology. 2022. V. 114 (1). P. 127–143. doi: 10.1037/edu0000491.
  21. Geary D.C., Hoard M.K., Nugent L., Ünal Z.E., Greene N.R. Sex differences and similarities in relations between mathematics achievement, attitudes, and anxiety: A seventh-to-ninth grade longitudinal study // Journal of Educational Psychology. 2023. V. 115 (5). P. 767–782. doi: 10.1037/edu0000793.
  22. Grosz M.P., van Aert R.C.M., Back M.D. A meta-analytic review of the associations of personality, intelligence, and physical size with social status // Psychological Bulletin. 2024. V. 150 (3). P. 253–283. doi: 10.1037/bul0000416.
  23. Larrabee G.J. The multiple validities of neuropsychological assessment // American Psychologist. 2015. V. 70 (8). P. 779–788. doi: 10.1037/a0039835.
  24. Lichtenberg P.A. Financial exploitation, financial capacity, and Alzheimer’s disease // American Psychologist. 2016. V. 71 (4). P. 312–320. doi: 10.1037/a0040192.
  25. Lopez-Persem A., Moreno-Rodriguez S., Ovando-Tellez M. et al. How subjective idea valuation energizes and guides creative idea generation // American Psychologist. 2023. 14 Aug. doi: 10.1037/amp0001165.
  26. Mahoney J.L., Weissberg R.P., Greenberg M.T. et al. Systemic social and emotional learning: Promoting educational success for all preschool to high school students // American Psychologist. 2021. V. 76 (7). P. 1128–1142. doi: 10.1037/amp0000701.
  27. Naragon-Gainey K., McMahon T.P., Park J. The contributions of affective traits and emotion regulation to internalizing disorders: Current state of the literature and measurement challenges // American Psychologist. 2018. V. 73 (9). P. 1175–1186. doi: 10.1037/amp0000371.
  28. Plomin R., Kovas Y. Generalist Genes and Learning Disabilities // Psychological Bulletin. 2005. V. 131 (4). P. 592–617. doi: 10.1037/0033-2909.131.4.592.
  29. Rege M., Hanselman P., Solli I.F. et al. How can we inspire nations of learners? An investigation of growth mindset and challenge-seeking in two countries // American Psychologist. 2021. V. 76 (5). P. 755–767. doi: 10.1037/amp0000647.
  30. Reilly D., Neumann D.L., Andrews G. Gender differences in reading and writing achievement: Evidence from the National Assessment of Educational Progress (NAEP) // American Psychologist. 2019. V. 74 (4). P. 445–458. doi: 10.1037/amp0000356.
  31. Richler J.J., Tomarken A.J., Sunday M.A. et al. Individual differences in object recognition // Psychological Review. 2019. V. 126 (2). P. 226–251. doi: 10.1037/rev0000129.
  32. Roemer E.J. Beyond the toddler years: A meta-analysis of communicative abilities in siblings of children with autism spectrum disorder // Psychological Bulletin. 2021. V. 147 (5). P. 437–454. doi: 10.1037/bul0000326.
  33. Salthouse T.A. Little relation of adult age with cognition after controlling general influences // Developmental Psychology. 2016. V. 52 (10). P. 1545–1554. doi: 10.1037/dev0000162.
  34. Schaie K.W., Maitland S.B., Willis S.L., Intrieri R.C. Longitudinal invariance of adult psychometric ability factor structures across 7 years // Psychology and Aging. 1998. V. 13 (1). P. 8–20. doi: 10.1037/0882-7974.13.1.8.
  35. Schmiedek F., Lövdén M., Ratcliff R., Lindenberger U. Practice-related changes in perceptual evidence accumulation correlate with changes in working memory // Journal of Experimental Psychology: General. 2023. V. 152 (3). P. 763–779. doi: 10.1037/xge0001290.
  36. Steinberg L., Cauffman E., Woolard J., Graham S., Banich M. Are adolescents less mature than adults?: Minors’ access to abortion, the juvenile death penalty, and the alleged APA “flip-flop” // American Psychologist. 2009. V. 64 (7). P. 583–594. doi: 10.1037/a0014763.
  37. Sternberg R.J. The concept of intelligence and its role in lifelong learning and success // American Psychologist. 1997. V. 52 (10). P. 1030–1037. doi: 10.1037/0003-066X.52.10.1030.
  38. Ullén F., Hambrick D.Z., Mosing M.A. Rethinking expertise: A multifactorial gene-environment interaction model of expert performance // Psychological Bulletin. 2016. V. 142 (4). P. 427–446. doi: 10.1037/bul0000033.
  39. Unsworth N. Individual differences in long-term memory // Psychological Bulletin. 2019. V. 145 (1). P. 79–139. doi: 10.1037/bul0000176.
  40. Wan S., Lauermann F., Bailey D.H., Eccles J.S. When do students begin to think that one has to be either a “math person” or a “language person”? A meta-analytic review // Psychological Bulletin. 2021. V. 147 (9). P. 867–889. doi: 10.1037/bul0000340.
  41. Yan V.X., Schuetze B.A. What is meant by “growth mindset”? Current theory, measurement practices, and empirical results leave much open to interpretation: Commentary on Macnamara and Burgoyne (2023) and Burnette et al. (2023) // Psychological Bulletin. 2023. V. 149 (3–4). P. 206–219. doi: 10.1037/bul0000370.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».