Токсичность кварцоидных стекол, содержащих цезий

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

В статье представлены результаты исследования токсичности высококремнеземных кварцоидных стекол (КС), содержащих цезий, полученных на основе двухфазного щелочноборосиликатного стекла. Установлено, что токсичность исследуемых КС по отношению к Paramecium caudatum не превышает допустимого уровня и изменяется в зависимости от содержания щелочных ионов в КС и времени контакта мелкодисперсного порошка КС с водой. Предположено, что выявленная токсичность связана, прежде всего, с извлечением в водный раствор ионов натрия и цезия.

Texto integral

Введение

Исследование токсичности (биоактивности) КС, содержащих цезий, связано с актуальностью изучения современных материалов с точки зрения экологической безопасности. Высококремнеземные КС, содержащие цезий, могут быть применены в установках медицинского назначения [1–2]. Кроме того, известно, что боросиликатные стекла используются для остекловывания жидких радиоактивных отходов (ЖРО) [3–4]. Исследуемые цезийсодержащие высококремнеземные КС, которые синтезируют на базе двухфазных щелочноборосиликатных стекол [5], представляют собой интерес как модельные стекла в качестве контейнеров для захоронения ЖРО [6–8]. С другой стороны, моделирование ситуации попадания во внешнюю среду токсичных веществ в результате аварий или природных катастроф, позволяет получить информацию для предварительной оценки последствий для живых организмов. Очевидно, что наличие в составе стекла щелочных металлов, в данном случае цезия и натрия, при попадании во внешнюю среду представляют собой потенциальную опасность для живых организмов из-за создания щелочной среды, приводящей к денатурации белка, и соответственно, к их гибели [9–10]. Предыдущие исследования токсичности пористых стекол (ПС), являющихся перспективным материалом для применения в качестве водных фильтров, показали приемлемые значения уровня токсичности [11]. В продолжении работ, связанных с синтезом цезийсодержащих КС–Cs методом импрегнирования ПС растворами солей цезия и его последующим спеканием [8], было логичным получить новую информацию о характере воздействия КС на живые организмы в водной среде.

Экспериментальная часть

В работе были исследованы высококремнеземные кварцоидные стекла (КС), содержащие цезий. В результате проработки двухфазного стекла НФФ состава 6.8Na2O·22.1B2O3·70.4SiO2·0.19P2O5·0.52F (мол. %) [5] с заводской т.о. 550 °С – 40 ч. в 3 моль/л HNO3 в виде пластин (исходный размер 15×15×2 мм), были синтезированы пористые стекла ПС НФФ состава 0.17Na2O·5.96B2O3·93.75SiO2·0.07P2O5·0.05F (мас.%) [5], которые затем были последовательно пропитаны водными растворами CsNO3 и термически обработаны до получения КС-Cs [8]. Содержание щелочных металлов определяли методом пламенной фотометрии (спектрометр «iCE 3000 Series » производства Thermo Fisher Scientific, США). Погрешность определения цезия и натрия в КС составляла ± 3 отн. %. Исследование линейного профиля концентрации цезия в КС по толщине образца проведено с помощью метода рентгеноспектрального микроанализа (РСМА) на поверхности перпендикулярного скола с шагом 25 мкм. Измерения проводились на растровом электронном микроскопе (РЭМ) Tescan Vega II, оснащенном энергодисперсионным рентгеновским спектрометром, в режиме низкого вакуума. Давление в камере при включенном режиме низкого вакуума принимает значение около 15 Па. Ускоряющее напряжение электронной пушки при анализе элементного состава – 20кВ. Спектрометр, на котором проводились исследования X - Max (Oxford Instruments), детектор с площадью кристалла 50 мм2. Спектральное разрешение приставки 129 эВ (для Mn-Kα). Результаты измерения элементного состава приведены в весовых процентах с ошибкой измерения 0.1%. Измерения рН водных вытяжек проводили с помощью рН-метра Hanna HI 2211.

Биотестирование для определения токсичности КС проводилось по отношению к Paramecium caudatum (инфузория туфелька) с помощью прибора «Биотестер 2М» (погрешность измерений 5%), согласно аккредитованной методике [12]. Приготавливались водные суспензии мелкодисперсных порошков (размер зерен ≤ 0.063 мм), полученных при измельчении пластин КС, с концентрацией КС в маточном растворе 1.0 г/л. Порошки выдерживались различное время (1–10 суток), затем их отфильтровывали для отделения водной вытяжки от сухого остатка. Суть методики состоит в определении способности живых организмов реагировать на присутствие в водной среде веществ, представляющих опасность для их жизнедеятельности, и направленно перемещаться по градиенту концентраций (в направлении изменения концентраций) этих веществ (хемотаксическая реакция), избегая их вредного воздействия [12]. Согласно методике, для каждого образца было подготовлено по 3 кюветы.

Количественной оценкой параметра тест-реакции является индекс токсичности Т, характеризующего токсическое действие путем расчета соотношения числа клеток инфузорий, наблюдаемых в контрольной и анализируемой пробах. Индекс токсичности Т может принимать значения от 0 до 1 и рассчитывается по формуле [12]:

T=I¯кI¯ан.пробыI¯к,

где T – индекс токсичности (безразмерная величина); I¯к и I¯ан.пробы – средние значения интегральных сумм пересечения инфузориями линии раздела сред в пробе, для контрольных и анализируемых соответственно.

Результаты и обсуждение

На рис. 1 представлены результаты эксперимента. В ходе исследований было оценено изменение рН водных растворов по сравнению с исходным (рНисх = 6.20), которое показало небольшой сдвиг этого показателя в щелочную область на 0.08–0.80. Учитывая, что эксперимент проводился на порошках КС с большим значением поверхности (435 см2/г), происходит частичное «выщелачивание» КС, при котором во внешний раствор выходят щелочные ионы натрия и цезия (содержание в исходных КС в табл. 1). Это подтверждается исследованием содержания щелочных ионов в конечных растворах (табл. 2 и рис. 2).

 

Рис. 1. Токсичность водной вытяжки порошка КС в зависимости от времени выдержки в воде по отношению к Paramecium caudatum. 1 – КС без цезия (ПС без пропитки), 2 – КС-Cs-0.3 (пропитка ПС в 0,3 M CsNO3 – 1 сутки), 3 – КС-Cs-0.6 (пропитка ПС в 0,6 M CsNO3 – 1 сутки).

 

Таблица 1. Содержание щелочных металлов в КС

Обозначение стекла

Условия пропитки ПС

Na2O, масс. %

Cs2O, масс. %

КС-Cs-0.3

0,3 M CsNO3 – 1 сутки

0,46

0,76

КС-Cs-0.6

0,6 M CsNO3 – 1 сутки

0,50

1,14

 

Таблица 2. Содержание щелочных металлов в конечных растворах (в пересчете на оксиды)

Стекло

QNa2O, мг/мл

QCs2O, мг/мл

5 суток

10 суток

5 суток

10 суток

без Cs

0,74

1,37

КС-Cs-0.3

0,57

0,61

61,32

49,66

КС-Cs-0.6

0,49

1,13

104,5

101,8

 

Рис. 2. Зависимость уровня токсичности T от суммарного содержания щелочных ионов QMe (натрия и цезия в пересчете на оксиды) в воде от времени вымачивания КС в воде. 1 – 5 суток вымачивания КС, 2 – 10 суток вымачивания КС.

 

Сопоставление результатов исследования токсичности КС показало, что для вымачивания в течении 5 суток наблюдается максимальная токсичность для КС без цезия, которая связана выделением ионов натрия в раствор, что согласуется с данными анализа растворов (рис. 2, табл. 2). При этом, для КС с цезием наблюдается увеличение токсичности с увеличением содержания цезия в КС (рис. 2).

При дальнейшем увеличении времени вымачивания КС в воде до 10 суток происходит уменьшение токсичности КС без цезия, хотя выделение этого иона в раствор продолжается. Можно предположить, как это было в работе [11], что такое уменьшение токсичности с увеличением концентрации ионов натрия в растворе связано с его частичной адсорбцией на частицах коллоидного кремнезема. Для КС-Cs-0.3 и КС-Cs-0.6 сохраняется тенденция увеличения уровня токсичности для каждого стекла в зависимости от содержания цезия в КС. Однако, в этих условиях вымачивания наибольшая токсичность достигается для КС-Cs-0.3. Отсутствие прямой зависимости уровня токсичности исследуемых КС от содержания натрия и цезия приводит к предположению о некоторой концентрационной зоне эссенциальных (жизненно необходимых) элементов, благоприятных для исследуемого организма. Это подтверждается результатами предыдущего эксперимента [11], которые продемонстрировали для стекла ПС НФФ даже инверсию уровня токсичности в сторону отрицательных значений.

Измерения линейных профилей концентрации цезия в КС (рис. 3) демонстрируют для исследуемых образцов сходную между собой картину распределения цезия по толщине, кроме краевых значений.

 

Рис. 3. Распределение Cs по толщине образцов КС по данным ЭДС в зависимости от условий пропитки в водном растворе нитрата цезия: 1 – КС-Cs-0.3 – 1 сутки; 2 – КС-Cs-0.6.

 

При сопоставлении этих данных с результатами анализа на общее содержание цезия в КС (табл. 1) можно предположить, что именно за счет большего содержания цезия на краях образцов для КС-Cs-0.3 происходит увеличение токсичности порошков, полученных из этого стекла (рис. 1, 10 сут).

В целом, полученные результаты показали, что после контакта КС и КС-Cs с подвижными микроорганизмами для всего исследуемого диапазона содержания цезия в КС (во всем интервале исследованных концентраций пропитывающих растворов) все растворы имеют допустимый уровень токсичности (Т ≤ 0,40), что свидетельствует об их безопасности и безопасности самих образцов КС-Cs для окружающей среды [7].

Заключение

Результаты тестирования показали, что для исследуемых высококремнеземных КС, содержащих цезий, токсичность по отношению к Paramecium caudatum не превышает допустимый уровень (Т ≤ 0.40) и обусловлена прежде всего, присутствием в воде щелочных ионов натрия и цезия, вышедших из КС. Допустимый уровень токсичности водных вытяжек порошков КС демонстрирует безопасность растворов и безопасность самих образцов КС для окружающей среды.

Работа выполнена в рамках государственного задания ИХС РАН (Государственная регистрация № 1021050501068-5-1.4.3 (Тематика 3) и 1023032900385-8-1.4.3) (проект FFEM-2022-0004)).

Конфликт интересов

Авторы данной работы заявляют, что у них нет конфликта интересов.

×

Sobre autores

Т. Цыганова

Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН

Autor responsável pela correspondência
Email: Tsyganova2@yandex.ru
Rússia, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 2

А. Соколов

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

Email: Tsyganova2@yandex.ru
Rússia, 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5

Я. Лушанкин

Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН

Email: Tsyganova2@yandex.ru
Rússia, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 2

М. Старицын

НИЦ «Курчатовский институт» – ЦНИИ КМ «Прометей»

Email: Tsyganova2@yandex.ru
Rússia, 191015, Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, 49

Л. Куриленко

Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН

Email: Tsyganova2@yandex.ru
Rússia, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 2

И. Анфимова

Институт химии силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН

Email: Tsyganova2@yandex.ru
Rússia, 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 2

Bibliografia

  1. Rump A., Ostheim P., Eder S., Hermann C., Abend M., Port M. Preparing for a “dirty bomb” attack: the optimum mix of medical countermeasure resources // Military Medical Research. 2021. Vol. 8. А rticle 3.
  2. Hu P.-S., Chou H.-J., Chen C.-A., Wu P.-Y., Hsiao K.-H., Kuo Y.-M. Devising Hyperthermia Dose of NIR-Irradiated Cs0.33WO3 Nanoparticles for HepG2 Hepatic Cancer Cells // Nanoscale Res. Lett. 2021. Vol. 16. Article 108. P. 1–10.
  3. Abbasi A., Davarkhah R., Avanes A., Yadollahi A., Ghannadi-Maragheh M., Sepehrian H. Development of Nanoporous Alumino-borosilicate as a Novel Matrix for the Sorption and Stable Immobilization of Cesium Ions // Journal of Inorganic and Organometallic Polymers and Materials. 2019. V. 30. P. 369–378.
  4. Gin S., Jollivet P., Tribet M., Peuget S., Schuller S. Radionuclides containment in nuclear glasses: an overview // Radiochimica Acta. 2017. V. 105. № 11. P. 927–959.
  5. Т.В. Антропова, Калинина С.В., Костырева Т.Г., Дроздова И.А., Анфимова И.Н. Особенности процесса получения и структура пористых мембран на основе двухфазных фтор- и фосфорсодержащих натриевоборосиликатных стекол // Физика и химия стекла. 2015. Т. 41. № 1. С. 25–41.
  6. Lago D.C., Sánchez A.D., Prado M.O. Cesium immobilization in porous silica And 137Cs self-heating simulations // Journal of Nuclear Materials. 2022. V. 565. 153697.
  7. Koroleva Olga N., Nevolina Lyubov A. and Korobatova Nadezhda M. Glass-Containing Matrices Based on Borosilicate Glasses for the Immobilization of Radioactive Wastes // J. Compos. Sci. 2023. Vol. 7. P. 505. https://doi.org/10.3390/jcs7120505
  8. Tsyganova T. A., Girsova M. A., Kurylenko L. N., Dikaya L. F., and Staritsyn M. V. New Cesium-Containing Quartzoid Glasses // Glass Physics and Chemistry. 2023. Vol. 49. No. 5. P. 456-462. DOI: 10.1134/S 1087659622600417
  9. Schmitz S. I., Widholz B., Essers C., Becker M., Tulyaganov D. U., Moghaddam A., Gonzalo de Juan I., Westhauser F. Superior biocompatibility and comparable osteoinductive properties: Sodium-reduced fluoride-containing bioactive glass belonging to the CaO–MgO–SiO2 system as a promising alternative to 45S5 bioactive glass // Bioactive Materials. 2020. Vol. 5. Issue 1. P. 55 – 65.
  10. Brito A.F., Antunes B., Dos Santos F., Fernandes H.R., Ferreira J.M.F. Osteogenic capacity of alkali-free bioactive glasses. In vitro studies // J.Biomed. Mater. Res. B Appl.Biomater. 2017. Vol. 105. N 8. P. 2360–2365.
  11. Цыганова Т.А., Рахимова О.В. Исследование токсичности высококремнеземных пористых стекол методом биотестирования // Физика и химия стекла. 2021. Т. 47. N 1. C. 107 – 111. doi: 10.31857/S0132665121010121.
  12. Методика определения токсичности проб природных, питьевых, хозяйственно-питьевых, хозяйственно-бытовых сточных, очищенных сточных, сточных, талых, технологических вод экспресс-методом с применением прибора серии «Биотестер». ФР.1.39.2015.19242.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML
2. Fig. 1. Toxicity of the aqueous extract of KS powder depending on the time of exposure to water in relation to Paramecium caudatum. 1 – KS without cesium (PS without impregnation), 2 – KS-Cs-0.3 (impregnation of PS in 0.3 M CsNO3 – 1 day), 3 – KS-Cs-0.6 (impregnation of PS in 0.6 M CsNO3 – 1 day).

Baixar (69KB)
3. Fig. 2. Dependence of the toxicity level T on the total content of alkaline ions QMe (sodium and cesium in terms of oxides) in water on the time of soaking of the KS in water. 1 – 5 days of soaking of the KS, 2 – 10 days of soaking of the KS.

Baixar (48KB)
4. Fig. 3. Distribution of Cs across the thickness of CS samples according to EDS data depending on the impregnation conditions in an aqueous solution of cesium nitrate: 1 – CS-Cs-0.3 – 1 day; 2 – CS-Cs-0.6.

Baixar (84KB)

Declaração de direitos autorais © Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».