Совладающее поведение и профессиональное выгорание у лиц молодого возраста, перенесших COVID-19 − инфекцию

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены результаты изучения особенностей совладающего поведения и профессионального выгорания у лиц молодого возраста, перенесших COVID-19 − инфекцию. Обследовано 183 реконвалесцента, перенесших 6–8 месяцев назад COVID-19 − инфекцию. Клиническими формами COVID-19 у пациентов в исследовании были: инаппарантная форма (79 человек – 43,17 %), острая респираторная вирусная инфекция (67 человек – 36,61 %), пневмония без дыхательной недостаточности (37 человек – 20,22 %). Диагностика всех клинических случаев COVID-19, обследование, лечение и выписка больных из стационара проводились в соответствии с нормативными документами. Исследование показало высокую конструктивность стратегий преодолевающего поведения при различных клинических формах протекания COVID-19 − инфекции у мужчин и женщин. Установлено, что основными моделями преодоления в обеих группах являются вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, ассертивные действия, представленные в различной иерархической последовательности при разных клинических формах COVID-19 − инфекции. В ходе изучения показателей профессионального выгорания у мужчин и женщин, перенесших COVID-19 − инфекцию, обратил на себя внимание высокий уровень деперсонализации при всех клинических формах заболевания. Полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке алгоритмов психологической поддержки и реабилитации, сохранения здоровья реконвалесцентов, при планировании и осуществлении медико-психологического сопровождения.

Об авторах

И. М. Улюкин

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Автор, ответственный за переписку.
Email: gsg_rj@mail.ru
194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6

А. А. Сечин

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Email: gsg_rj@mail.ru
194044, Санкт-Петербург ул. Акад. Лебедева, д. 6

В. В. Рассохин

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова; Институт экспериментальной медицины; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Пастера

Email: gsg_rj@mail.ru
197376, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6–8

С. Г. Григорьев

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Email: gsg_rj@mail.ru
194044, Санкт-Петербург ул. Акад. Лебедева, д. 6

Е. С. Орлова

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Email: gsg_rj@mail.ru
194044, Санкт-Петербург, ул. Акад. Лебедева, д. 6

Список литературы

  1. Абабков В.А., Перре М., Планшерел Б. Систематическое исследование семейного стресса и копинга // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 1998. – № 2. – С. 4–8.
  2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. – СПб.: Речь, 2003. – С. 311–321.
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий // Вестник СПбГУ. – 2013. – Сер. 12. Вып. 4. – С. 17–27.
  5. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 13 (14.10.2021). – М.: МЗ РФ, 2021. – 336 с.
  6. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти. – М.: Смысл, 2012. – 464 с.
  7. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журн. практ. психолога. – 2007. – № 3. – С. 93–112.
  8. Лебедев А.Н. Психологическое состояние российского общества в свете макропсихологического подхода // Вестник Пермского университета. Сер. «Философия. Психология. Социология». – 2018. – № 2 (34). – С. 243–25. doi: 10.17072/2078-7898/2018-2-243-251.
  9. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Специфика ресурсов и механизмов психологической устойчивости студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психол. наука и образование. – 2011. – Т. 16, № 3. – С. 80–94.
  10. Лобзин Ю.В. Медицинская реабилитация: перспективы системного развития и практической реализации // Мед. акад. журн., 2013. – Т. 13, № 1. – С. 39−51.
  11. Нестик Т.А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: социальнопсихологический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2020. – Т. 5, № 2. – С. 47–83. doi: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.002.
  12. Совет Европы: конвенция о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных. 2-е изд., доп. – СПб: Гражданский контроль, 2002. – 36 с.
  13. Улюкин И.М., Пережогин С.А., Ковалишин И.М. Дифференциальные типы рефлексивности у лиц молодого возраста на фоне эпидемии COVID-19 // Вестник Российской Военно-медицинской академии. – 2021. – Т. 23, № 2. – C. 113-118. doi: 10.17816/brmma57170.
  14. Улюкин И.М., Сечин А.А., Рассохин В.В. [и др.] Психологическое благополучие у людей молодого возраста, перенесших инфекцию COVID-19 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2021. – Т. 11. Вып. 3. – С. 222–237. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.302.
  15. Флетчер, Р., Флетчер С., Вагнер Э. Клиническая эпидемиология. Основы доказательной медицины. – М.: Медиа Сфера, 1998. – 352 с.
  16. Юнкеров В.И., Григорьев С.Г., Резванцев М.В. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. – СПб.: ВМА, 2011. – 318 с.
  17. Юревич А.В. Опыт эмпирической оценки психологического состояния современного российского общества (анализ данных статистики) // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 5. – С. 84–96. doi: 10.31857/S020595920006077-0.
  18. Al-Smadi A.M., Tawalbeh L.I., Gammoh O.S. [et al.]. Predictors of Coping Strategies Employed by Iraqi Refugees in Jordan // Clin. Nurs. Res. 2017. Vol. 26 (5). P. 592–607. doi: 10.1177/1054773816664915.
  19. Alzoubi F.A., Al-Smadi A.M., Gougazeh Y.M. Coping Strategies Used by Syrian Refugees in Jordan // Clin. Nurs. Res. 2019. Vol. 28 (4). P. 396–421. doi: 10.1177/1054773817749724.
  20. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E. [et al.] The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet. 2020. No. 395(10227). P. 912–920. doi: 10.1016/S0140-16736(20)30460-8.
  21. Brown T. Confirmatory factor analysis for applied research. New York; London: The Guilford Press, 2006. 462 p.
  22. Carver C.S. You want to measure coping but your protocol’s too long: Consider the brief COPE // Internat. J. of Behavioral Medicine, 1997. Vol. 4 (1). P. 92– 100. doi: 10.1207/s15327558ijbm0401_6.
  23. Clipa O. Teacher Stress and Coping Strategies // 15th edition of the International Conference on Sciences of Education, Studies and Current Trends in Science of Education, ICSED 2017, 09–10.06.2017, Suceava, Romania: LUMEN Proceedings. Р. 120−128.
  24. Folkman S., Lazarus R.S. Manual for the Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1988. 33 p.
  25. Gonçalves T., Lemos M.S., Canário C. Adaptation and validation of a Measure of students adaptive and maladaptive ways of coping with academic problems // J. of Psychoeducational Assessment. 2019. Vol. 37 (6). P. 782–796. doi: 10.1177/0734282918799389.
  26. Hobfoll S.E., Lerman M. Personal relationships, personal attributes, and stress resistance: mothers reactions to their child's illness // Am. J. Community Psychol. 1988. Vol. 16 (4). P. 565-89. doi: 10.1007/BF00922772.
  27. Lo C.-F. Stress and Coping Strategies among University Freshmen in Hong Kong: Validation of the Coping Strategy Indicator // Psychology. 2017/ Vol. 8(8). P. 1254–1266. doi: 10.4236/psych.2017.88081.
  28. Maslach C., Jackson S. The Measurement of Experienced Burnout // J. of Occupational Behavior. 1981. Vol. 2 (2). P. 99–113.
  29. Modecki K.L., Zimmer-Gembeck M.J., Guerra N. Emotion Regulation, Coping, and Decision Making: Three Linked Skills for Preventing Externalizing Problems in Adolescence // Child Dev. 2017. Vol. 88 (2). P. 417–426. doi: 10.1111/cdev.12734.
  30. Nabavi N. Long covid: How to define it and how to manage it // BMJ. 2020. № 370. m3489. doi: 10.1136/bmj.m3489.
  31. Skinner E.A., Zimmer-Gembeck M.J. The Development of Coping: Stress, Neurophysiology, Social Relationships, and Resilience During Childhood and Adolescence. Springer Inter-national Publishing, 2016. 336 p.
  32. Snowden F.M. Epidemics and Society: From the Black Death to the Present. New Haven & London: Yale University Press, 2019. 600 p.
  33. Togas C., Mavrogiorgi F., Alexias G. Examining the relationship between coping strate-gies, perceived social support and mental health in psychosocial and environmental problems // Dialogues in Clin. Neuroscience & Mental Health. 2018. Vol. 1 (3). P. 89–102. doi: 10.26386/obrela.v1i3.96.
  34. Zimmer Gembeck M.J., Webb H.J., Pepping C.A. [et al.] Review: Is Parent–Child Attachment a Correlate of Children’s Emotion Regulation and Coping? // International Journal of Behavioral Development. 2017. Vol. 41 (1). P. 74–93. doi: 10.1177/0165025415618276.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».