№ 89 (2024)
Медицинская психология
Приверженность пациентов лечению хронических заболеваний в особых социальных условиях: обзор зарубежных исследований в период пандемии COVID-19
Аннотация
Актуальность. Пандемия COVID-19 повлияла как на экономику в целом, так и на организацию медицинской помощи, на условия функционирования и состояние большинства пациентов с хроническими заболеваниями, требующими систематического соблюдения врачебных рекомендаций. Введенные ограничения и самоизоляция привнесли сложности в терапию заболеваний, соблюдение режима лечения и контроль показателей здоровья. Отмечаемые у пациентов стресс, депрессивные переживания и снижение социальной поддержки могли существенно снизить приверженность терапии хронических заболеваний во время пандемии; это связано с повышенным риском обострения заболеваний и летальных исходов у пациентов, что и обусловливает актуальность изучаемой темы.
Целью настоящего обзора было рассмотрение проблемы приверженности пациентов лечению хронических заболеваний в период пандемии COVID-19, в том числе специфических для разных нозологических групп последствий и паттернов поведения, касающихся приверженности лечению, являющейся объектом данного исследования.
Методология. Был проведен аналитический обзор результатов исследований в области изучаемой проблемы; материалом исследования послужили 50 научных статьях, опубликованных преимущественно в 2020–2023 гг. и индексированных в международных базах данных.
Результаты. Отмечается, что, несмотря на некоторые противоречия в полученных различными авторами эмпирических данных, касающихся повышения/снижения уровня приверженности лечению, исследователи сходятся во мнении, что лица, страдающие хроническими заболеваниями, во время пандемии COVID-19 испытывали на себе сочетанное действие целого ряда негативных факторов в контексте труднодоступности медицинской помощи, малоподвижного образа жизни и повышенного стресса и тревоги. В ряде случаев указанные факторы приводили к повышению уязвимости в отношении факторов риска хронических заболеваний, а также факторов риска тяжелого течения коронавируса.
Опыт, полученный пациентами во время пандемии, позволяет сделать выводы, касающиеся необходимости своевременной диагностики эмоциональных нарушений, а также использования информирования с целью повышения приверженности лечению. Базовые интервенции могут касаться использования инновационных цифровых решений в области здравоохранения, обучения / тренингов по самоконтролю для пациентов.
Заключение. Описанные результаты и выводы представляют интерес в долгосрочной перспективе, поскольку позволяют формулировать цели и задачи для оптимизации организации помощи пациентам в ситуациях, подобных пандемии COVID-19, которые могут ожидать человечество в будущем.



Взаимосвязь социального восприятия и удовлетворенности интерперсональными отношениями у лиц с обсессивно-компульсивным расстройством
Аннотация
Актуальность. Изучение нюансировки социального восприятия лиц с обсессивно- компульсивным расстройством (ОКР) во взаимосвязи с нозологическими и психологическими характеристиками продиктовано пониманием познавательной сферы представителей данной когорты как верифицированного системообразующего ядра, деформации которого сопряжены с тяжелыми социальными исходами и низким уровнем качества жизни. Непрерывный патоморфоз ОКР и рост инвалидизации больных определяют необходимость поиска новых специфических критериев для повышения точности дифференциальной диагностики, а также оснований эффективных стратегий психопрофилактики, терапии и реабилитации.
Цель. Изучение взаимосвязи социального восприятия и удовлетворенности интерперсональными отношениями у лиц с обсессивно-компульсивным расстройством.
Методология. В исследовании участвовали 240 человек. 120 обследуемых в возрасте от 25 до 50 лет (37,5 ± 1,57 года), из них 60 мужчин и 60 женщин, имели ОКР с преобладанием обсессивных симптомов (F42.0). Полученные данные соотнесены с результатами группы из 120 здоровых людей, возрастной и половой состав которой аналогичен основной группе. Квазиэкспериментальный характер исследования с применением тестов распознавания эмоций потребовал применения аналитико-синтезирующего и сравнительного методов, теоретического моделирования, реализации «поперечного среза» для констатации профиля экс-постфактум, количественного анализа на платформе SPSS Statistics 17.0.1. Применены процедуры вычисления среднего, стандартного отклонения, значимости различий (F-критерий Фишера). Реализованы корреляционный и кластерный анализ.
Результаты и их анализ. Эмпирическое исследование позволило выявить слабую концентрацию внимания больных на нюансах мимики и пантомимики, отсутствие устойчивой ориентации на партнера по общению в связи с патологической аутофиксацией. Обследуемые имеют низкий уровень качества жизни в области интерперсональных отношений. Они не удовлетворены личным общением, сексуальной сферой и социальной поддержкой. Нарушение социального восприятия имеет прямую связь с дефицитом удовлетворенности интерперсональными отношениями. Отмечается отсутствие удовольствия от общения с людьми и тревога, побуждающая к уходу от общения с отдаленным социумом, к утрате дружеских связей. Полученные результаты подтверждают отечественную и зарубежную традиции рассмотрения лиц с невротическими расстройствами и являются новаторскими непосредственно для контингента с ОКР.
Заключение. Результаты показывают нозоспецифические маркеры социального восприятия, а также раскрывают особенности их взаимосвязи с формированием дефекта в социальной сфере. Представленные выводы применимы в практической деятельности психологов и психиатров: в психодиагностике, немедицинской психотерапии, реабилитации инвалидов – и должны быть внедрены в процесс обучения профильных специалистов.



Взаимосвязь личностных факторов принятия решений и ригидности как черты личности у лиц молодого возраста
Аннотация
Актуальность. Недостаточная адаптивность может мешать использованию когнитивных стратегий выживания и увеличивать зависимость от более неадекватных стратегий. Считается, что структурные составляющие личностного потенциала и свойства личности, обусловливающие ее адаптивность, могут выступать психологическими ресурсами, определяющими ее готовность к риску и способность к реализации осознанного контроля над преобразованием ситуаций риска своими решениями.
Цель – изучение взаимосвязи личностных факторов принятия решений и ригидности как черты личности у лиц молодого возраста с целью улучшения их медико-психологического сопровождения.
Методология. В экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 200 лиц молодого возраста: мужчины (группа «М») – 100 человек (50,0 %); женщины (группа
«Ж») – 100 человек (50,0 %); средний возраст «М» = 20,5 ± 1,8, «Ж» = 19,2 ± 1,2 года, p < 0,05. Изучение личностных факторов принятия решений было проведено по методике «Личностные факторы принятия решений (ЛФР-25)» [9], которая является русскоязычной модификацией методики Q-сортировки (EQS) немецкого психолога Х. Вольфрама [5]. Исследование ригидности (как устойчивой черты личности, проявляющейся в неспособности в той или иной мере воспринимать новый опыт и включать его в систему личности) было проведено по Томскому опроснику ригидности Г.В. Залевского [18].
Результаты и их анализ. В исследовании показано, что статистическое различие между показателями шкал Томского опросника ригидности в группах мужчин и женщин не является значимым. Выраженность ригидности в обеих группах в основном носит умеренный характер. Установлено отсутствие статистически значимых различий между факторами принятия решений у мужчин и женщин, что, вероятно, нашло свое отражение в уровнях личностных факторов принятия решений (сходных в обеих группах; различия в уровнях факторов между обследованными группами обусловлены, по-видимому, гендерной идентичностью индивидов). В обеих группах отмечены достоверно более высокие значения параметра «Субъективная рациональность» при слабой и очень слабой отрицательной корреляции с данными «Личностной готовности к риску», что, возможно, обусловлено профессионально- психологическим отбором.
Заключение. Полученные в настоящем исследовании данные могут позволить более дифференцированно подойти к медико-психологическому сопровождению лиц молодого возраста, а при необходимости – к построению психокоррекционной работы с ними.



Факторы риска психической дезадаптации женщин с косметологическими проблемами
Аннотация
Актуальность. В связи с практическим отсутствием отечественных исследований в области психологических аспектов косметологического лечения и, напротив, наличием в зарубежной литературе указаний на ряд психологических особенностей и нарушений, а также на затруднения социально-психологической адаптации и снижение качества жизни пациенток косметологической клиники [18, 20–21, 23–25] в настоящей работе поставлена цель: изучение психологических характеристик женщин с косметологическими проблемами кожи лица и выделение среди этих характеристик наиболее прогностически информативных в отношении риска нарушений психической адаптации.
Материалы и методы. Для реализации цели исследования пациентки косметологической клиники (n = 161, средний возраст 39,53 ± 0,86 года) исследованы с помощью восьми психодиагностических методик: «Тест нервно-психической адаптации» (НПА), «Уровень невротизации» (УН), «Шкала воспринимаемого стресса» (ШВС-10), «Индекс хорошего самочувствия» (WHO-V), «Опросник удовлетворенности качеством жизни» (КЖ), «Большая пятерка» (BIG Five), «Способы совладающего поведения» (ССП) и «Смысложизненные ориентации» (СЖО). Сопоставлены группы пациенток без нарушений психической адаптации (группа 1, n = 74) и с нарушением психической адаптации (группа 1, n = 87), выделенные на основе итоговой оценки теста НПА; группы сопоставимы по основным социально- демографическим и клиническим характеристикам.
Результаты. Выявлены и проанализированы статистически значимые различия между группами по 27 психодиагностическим показателям, характеризующим как актуальное эмоциональное состояние пациенток, так и устойчивые индивидуально-психологические особенности. С помощью множественного регрессионного анализа выделены наиболее прогностически информативные показатели в отношении риска психической дезадаптации: «Уровень невротизации» (методика УН), «Локус контроля – Я» (методика СЖО), «Эмоциональная стабильность» (методика BIG V), «Поддержка» (методика КЖ); чем меньше значение этих показателей, тем выше риск нарушений адаптации. Обозначены ограничения и перспективы исследования, связанные с оценкой динамики психологических характеристик пациенток двух групп в ходе косметологического лечения и с изучением взаимосвязи этих характеристик с эффективностью лечения.



Динамика показателей психологического состояния обследуемых пациентов с Acne vulgaris в процессе лечения изотретиноином
Аннотация
Актуальность. В ходе практической деятельности медицинские работники различных направлений встречаются с проблемой акне (аcne vulgaris). Это заболевание является распространенным, имеет высокую социальную значимость и зачастую приводит к развитию нарушений психогенного характера.
Цель исследования – оценить динамику изменений психологического состояния мужчин, страдающих акне, на фоне проведения лечения изотретиноином.
Материалы и методы. Проведено исследование влияния препарата изотретиноин на психологическое состояние 118 человек – мужчин в возрасте от 15 до 45 лет, страдающих вульгарными угрями.
Участники исследования были разделены на две группы. В группу 1 вошло 58 больных в возрасте 15–19 лет с тяжелой и среднетяжелой формой акне, впервые обратившихся за медицинской помощью, проходящих терапию изотретиноином. В группу 2 вошли 60 человек в возрасте 40–45 лет, страдающих среднетяжелой и тяжелой формой акне, с рецидивом через 18–22 лет после манифестации, принимающие изотретиноин в процессе терапии.
Результаты. В ходе исследования было выявлено, что у пациентов молодого возраста, впервые обратившихся за медицинской помощью и получающих в процессе терапии изотретиноин, по окончании курса лечения наблюдаются более выраженный уровень терпимости и эмпатии, улучшение настроения, отсутствие затруднений в когнитивной сфере, решительность, открытость, склонность к экспериментированию при достаточном уровне самодисциплины, что является подтверждением их более стойкой адаптации после лечения.
У пациентов среднего возраста, с рецидивом через 18–22 года после манифестации заболевания, по завершении курса терапии преобладают озабоченность, избегание ответственности, усиление самоконтроля, определенная неудовлетворенность условиями жизни при увеличении вместе с тем эмоционального спокойствия.
Заключение. Существуют статистически значимые различия в психологическом состоянии и личностных проявлениях пациентов молодого и среднего возраста, страдающих акне, на фоне проведения терапии изотретиноином.



Социально-психологическая адаптация к материнству женщин с алекситимией
Аннотация
Актуальность. В современной психологии феномен материнства рассматривается преимущественно в контексте формирования структуры детско-родительских отношений. Вытесняется значимая роль самовосприятия и самореализации будущей матери. С учетом трансформации социальных отношений в пользу равновесного участия отца и матери в воспитании детей актуальным является изучение восприятия горизонта планирования профессиональных и личных перспектив женщины, а также субъективной оценки «личной эффективности» реализации себя как матери. При этом алекситимический радикал выступает как модератор, регулирующий взаимодействие как в супружеской паре, так и в отношениях с социальным окружением. Эмоциональное и когнитивное избегание информации о родительстве, а также отсутствие интереса к психологическому пониманию со стороны супруга, как значимые факторы алекситимического радикала, в значительной степени способны определять готовность к материнству.
Цель. Оценить специфику социально-психологической адаптации к материнству женщин в связи с выраженностью проявлений алекситимии у будущих матерей (по Торонтской алекситимической шкале). Задачами исследования являлись проведение диагностики психологической готовности к материнству и выявление структуры изменений адаптационных механизмов в ситуации материнства у женщин с алекситимическим радикалом.
Методология. Исследование проведено на базе родильного дома № 2 ГБУЗ больницы им. В.В. Баныкина (г. Тольятти). Опрос осуществлялся клиническим психологом в рамках комплексного исследования психологических особенностей беременных женщин при разработке программы психологической подготовки беременных женщин к материнству. Психические расстройства по МКБ-10 у опрашиваемых женщин не выявлены. Привлечение врача- психиатра к исследованию не осуществлялось.
Выборку исследования составили 226 женщин в возрасте от 18 лет до 41 года (26,1 ± 5,3), находившиеся на момент опроса во втором и третьем триместре беременности. С каждой будущей матерью проведена диагностическая беседа. По результатам применения Торонтской алекситимической шкалы выделена основная группа из 41 женщины с повышенным уровнем выраженности алекситимии. Женщины с нормальным значением по шкале алекситимии рассматривались как контрольная группа. Объектом исследования являлись психологические характеристики беременных женщин. Комплект психодиагностических методик включал: методику «Тест отношений беременных» (И.В. Добряков), методику изучения системы ценностей (М. Рокич), методику определения уровня личностной тревожности и реактивной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, в адаптации Ю.Л. Ханина), методику «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (А.Н. Волкова, В.И. Слепкова).
Результаты и их анализ. Совмещение профессиональных и семейных ролей в период беременности характеризуется содержательной спецификой и оценивается как критический период. При изучении имплицитной структуры представлений о материнстве у беременных женщин с алекситимией отмечается выраженность иллюзий готовности к рождению ребенка и уходу за ним, ориентированность на возвращение к самореализации в карьере в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для них ведущее значение приобретают ценности индивидуализма: «активная деятельная жизнь» и «свобода» в сочетании со снижением устойчивости мотивов в принятии родительской роли. Будущие матери из контрольной группы более ориентированы на самореализацию в семье и принятие родительских установок.
Заключение. Структура ценностно-смысловой сферы будущей матери с алксетимическим радикалом определяется высокой ориентацией на профессиональные достижения в краткосрочном и среднесрочном периодах. Указанные убеждения могут рассматриваться как предикторы дезадаптивных реакций на процесс беременности и родов и обуславливают необходимость внедрения индивидуально-личностного подхода при ведении беременности у женщин с алекситимией.



Дискуссионный клуб
Клинико-психологический подход в работе с созависимыми
Аннотация
Актуальность. Созависимость в современном мире получает все более широкое распространение и становится самостоятельной единицей не только психологической, но и клинической практики. При этом образовался заметный разрыв между дефинициями феномена созависимости, его реальным содержанием и направлениями оказания психологической помощи. Нужен такой подход, который объединил бы с одних позиций сущность созависимости, ее компонентную структуру и направленность практических задач по оказанию клинико-психологической помощи созависимым.
Цель – описание авторского клинико-психологического подхода в работе с созависимыми. Предлагаемый клинико-психологический подход содержит два блока: 1) теоретико- методологические основания построения гипотетической модели развития созависимости и ее определения как интегрального биопсихосоциального феномена; 2) дизайн разработанной программы оказания клинико-психологической помощи созависимым, получившей название «Солнечный круг».
Созависимость понимается авторами как неоднородный, многомерный, полифункциональный и динамичный биопсихосоциальный феномен, который обусловлен дефицитарностью личности, в частности деформированным самоотношением созависимых, и предполагает идентификацию с близким зависимым из-за дефицита целеполагания и последующую патологическую адаптацию к трудной жизненной ситуации. Главная мишень клинико-психологической интервенции в программе «Солнечный круг» – восстановление полноценного функционирования личности через гармонизацию ее отношений и преодоление созависимости.
Программа клинико-психологической помощи созависимым включает 16 основных занятий и предполагает четыре этапа: информационно-диагностический, основной, интеграционный, рефлексивный. На всех этапах программы сохраняется общая структура занятий. Занятия проходят в онлайн-формате.
Программа способствует повышению информированности участников о созависимости как о системном и одновременно многокомпонентном биопсихосоциальном динамичном феномене, обеспечивает освоение синтезированных высокоэффективных методов клинико- психологической интервенции: элементов тренинга социальной перцепции, телесно- ориентированной практики, когнитивно-поведенческой психотерапии, гештальт-терапии, арт-терапии (с особым акцентом на кинотерапию), тренинга конструктивного поведения.
Данный подход клинико-психологической помощи созависимым представляет собой авторский взгляд на проблему созависимости. Авторы приглашают коллег к научной дискуссии.



Психотерапия. Психиатрия и наркология. Медицинская психология
Анализ содержания авторефератов диссертаций по психотерапии и психологической коррекции, направленных в диссертационные советы России в 2010–2021 гг.
Аннотация
Актуальность. В отличие от зарубежных, диссертационные исследования в России проходят многоуровневую научную экспертизу, и даже намного бóльшую, чем статьи в рецензируемых журналах или монографии, в связи с чем для информационной поддержки новых исследований необходимо подробно изучить содержание предшествующих авторефератов диссертаций.
Цель – провести содержательный анализ авторефератов диссертаций по психотерапии и психологической коррекции, представленных в диссертационные советы России в 2010– 2021 гг.
Методология. Изучили полные тексты 227 авторефератов диссертаций, которые были оцифрованы в Российской государственной библиотеке [https://www.rsl.ru/]. Использовали также электронный ресурс раздела «Объявления о защитах» сайта ВАК Минобрнауки России [https://vak.minobrnauki.gov.ru/] и сайт «Медицинские диссертации» [https://medical-diss. com/]. Для унификации сведения заносили в таблицу, в которой, помимо библиографических сведений, отражали направление, метод, форму, модель психотерапии, вид психотерапевтической помощи, техники воздействия, статистические методики доказательной медицины (психологии). Нозологии пациентов согласовали с Международной классификацией заболеваний и расстройств поведения (МКБ-10). В связи с непараметрическим распределением указаны медианы c верхними и нижними квартилями (Me [Q1; Q3]). Развитие данных изучили при помощи анализа динамических рядов и полиномиального тренда второго порядка. Результаты и их анализ. В 2010–2021 гг. в диссертационные советы России представлялось в среднем по 16 [9; 27] диссертаций. Отмечается явное уменьшение числа диссертаций: если в 2010 г. их было 41, то в 2021 г. – только 8 (уменьшение в 5,1 раза). В изученном общем массиве докторских диссертаций оказалось 11,9 %, исследований по медицинским наукам было 46,3 %, психологическим – 45,8 %, педагогическим – 4 %, по остальным – 3,9 %. По специальностям «Психиатрия» и «Медицинская психология» рассматривалось 44,1 % работ, по остальным научным специальностям – 55,9 % – в диссертационных советах при отсутствии ведущих специалистов по психотерапии и психологической коррекции, что снижало адекватность дискуссии и объективность принятия решений. Теоретико- методологические основы психологического воздействия изучались в 7,3 % диссертаций; формы и методы психологического воздействия с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик – в 49,8 %; психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях – в 2,9 %; психологическая характеристика участников психологического вмешательства – в 22,8 %; семейные и детско-родительские отношения – в 4,7 %; личность психотерапевта и консультанта – в 0,5 %; психотерапевтические тактики и взаимодействие в процессе психологической помощи – в 3,9 %; проблемы оценки эффективности – в 8,1 %. Динамическое направление психотерапии было представлено в 8,3 % всех диссертаций, когнитивно-поведенческое – в 49 %, экзистенциально-гуманистическое – в 34,7 %, лингвистическое – в 8 %. Индивидуальная форма психотерапевтического воздействия была в 56,5 % работ, групповая – в 29,8 %, семейная – в 10,5 %, социальная среда – в 2 %, аффективная интервенция – в 1,2 %. Клиническая модель использовалась в 53,2 % диссертаций, неклиническая – в 46,7 %. Из видов психотерапевтической помощи лечение оказывалось в 20,9 % исследований, коррекция – в 38,3 %, реабилитация – в 20,9 %, профилактика и гигиена – 19,9 %. При изучении пациентов (клиентов) нейропсихологические методики использовались в 6,1 % работ, психологические – в 17,7 %, социально-психологические – в 30,1 %, социальные – в 9,4 %. Методы доказательности использовались в 88,1 % диссертаций, в том числе одномерные методы – в 87,1 %, многомерные – в 24,7 %. Изучена структура перечисленных аспектов психотерапии по направлениям научного исследования. В 153 диссертациях (67,4 %) исследовались результаты лечения болезней, из них пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения (F00–F99 по МКБ-10) – в 88 (38,8 %), с болезнями системы кровообращения (I00–I99) – в 25 (11 %), с другими нозологиями – в 40 (17,6 %) работах. В 69 диссертациях (30,4 %) обращение за психологической помощью было обусловлено не болезнью, а социально-экономическими, психосоциальными или иными обстоятельствами (Z40–Z99 по МКБ-10).
Заключение. Полученные результаты расширяют информационные возможности ученых и позволяют им наметить направления собственных исследований.


