Отношение россиян к предпринимательской деятельности в начале XXI века: основные тенденции

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

На данных мониторинга Института социологии ФНИСЦ РАН показано, что за последние 25 лет качественных сдвигов в вовлеченности россиян в предпринимательскую деятельность не происходило. Уровень предпринимательской вовлеченности россиян за этот период значимо не изменился, доля имеющих собственное дело колебалась в интервале 2–6%. Предпринимательская деятельность, по мнению россиян, сопряжена с барьерами, характер которых зависит от административных ограничений (на них указывают свыше 40% россиян), и от этапа жизненного цикла человека (у молодых часто нет стартовых материальных возможностей), а также от места проживания (в некрупных городах меньше инфраструктурных возможностей для бизнеса). Доминирует (и за последние 20 лет примерно вдвое вырос) запрос на экономическую модель с высокой ролью государства (ее предпочитают около 37%), что ограничивает развитие предпринимательства, отводя ему относительно второстепенную роль в обществе. В целом же предпринимательская деятельность более привлекательна для молодежи, лиц с высшим образованием и жителей столиц. В результате принятие россиянами рыночного хозяйства парадоксально сочетается с невысокой привлекательностью предпринимательства.

Об авторах

А. Ю. Чепуренко

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: achepurenko@hse.ru
Москва, Россия

Н. Д. Коленникова

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: kolennikova-nina@mail.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России. Взлеты и падения. Возможности и перспективы // Среднерусский вестник общественных наук. 2023. № 18(6). С. 14–46.
  2. Аганбегян А. Г. Размышления над страницами аналитического доклада «Застой-2: последствия, риски и альтернативы для российской экономики» // Экономическая политика. 2021. Т. 16. № 4. С. 198–215.
  3. Алабердеев Р. Р., Латов Ю. В. Финансовые пирамиды как форма непроизводительного предпринимательства // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 2. С. 35–43.
  4. Баринова В. А., Земцов С. П., Михайлов А. А., Царева Ю. В. Пересмотр долгосрочных трендов развития малого и среднего предпринимательства в России и регионах в постсоветский период // Экономическое развитие России. 2020. № 29 (7). С. 29–44.
  5. Барсукова С. Ю., Радаев В. В. Неформальная экономика в России: краткий обзор // Экономическая социология. 2012. № 13(2). С. 99–111.
  6. Богатырева К. А. Восприятие возможностей как недостающее звено: адаптация теории запланированного поведения к предпринимательскому процессу // Российский журнал менеджмента. 2024. Т. 22. № 1. С. 5–28.
  7. Волков В. В. Силовое предпринимательство. Экономико-социологический анализ. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005.
  8. Дудин И. В. Отношение населения страны к основным социальным противоречиям российского общества: состояние, динамика, факторы // Социологический журнал. 2024. № 1. С. 90–112.
  9. Земцов С. П. Технологическое предпринимательство как фактор развития России // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. Т. 53. № 1. С. 212–223.
  10. Земцов С. П., Смелов Ю. А. Факторы регионального развития в России: география, человеческий капитал или политика регионов // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018. Т. 40. № 4. С. 84–108.
  11. Зубаревич Н. В. Социальная дифференциация регионов и городов // Pro et Contra. 2012. T. 16. № 4–5. C. 135–152.
  12. Коновалова М. Е., Фомин Е. П. К вопросу о роли малого предпринимательства в условиях цифровизации экономики // Экономические науки. 2018. Т. 168. № 11. С. 26–28.
  13. Кордонскнй C. Г. Сословная структура постсоветской России (часть I) // Мир России. Социология. Этнология. 2008. Т. 17. № 3. С. 37–66.
  14. Костин Г. A., Упорова И. В. Трансформация предпринимательской деятельности под влиянием цифровой экономики // Экономика и управление. 2018. Т. 158. № 12. С. 51–60.
  15. Мартьянов В. С. Социальная стратификация современных обществ: от экономических классов к рентным группам? // Социологические исследования. 2016. № 10. С. 139–148.
  16. Нуреев Р. М., Латов Ю. В. Постсоветское институциональное развитие: в поисках выхода из колеи власти-собственности // Мир России. 2015. Т. 24. № 2. С. 50–88.
  17. Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Политика в отношении МСП в РФ: обновление после пандемии? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 71–95.
  18. Ореховский П. А. Институциональные условия ловушки среднего дохода (на примере России) // Журнал институциональных исследований. 2020. Т. 12. № 2. С. 38–49.
  19. Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия / Под ред. С. С. Бирюковой. М.: НИУ ВШЭ, 2022.
  20. Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. Предпринимательство в фокусе общественного мнения // Власть. 2024. Том 32. № 4. С. 193–202.
  21. Римашевская Н. М. Качество человеческого потенциала в современной России // Безопасность Евразии. 2004. № 1. С. 14–32.
  22. Собственность и бизнес в жизни и восприятии россиян / Под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой, А. Ю. Чепуренко. М.: Наука, 2006.
  23. Структурная модернизация российской экономики: условия, направления, механизмы / Под ред. Е. Б. Ленчук, Н. Ю. Ахапкина, В. И. Филатова. СПб.: Алетейя, 2022.
  24. Тощенко Ж. Т. Кентавр-идеи как деформация общественного сознания // Социологические исследования. 2011. № 12. С. 3–12.
  25. Чепуренко А. Ю. Гибкость организационной структуры и типология неформального малого предпринимательства в России. По данным лонгитюдного исследования (2013–2015 гг.) // Экономическая социология. 2019. № 20(4). С. 39–69.
  26. Чепуренко А. Ю., Сутормина А. Е. Предпринимательский университет в России: пересборка? // Общество и экономика. 2024. № 4. C. 82–107.
  27. Черных С. И. Государственный капитализм в России: теория, практика и современные тенденции // Общество и экономика. 2021. № 2. С. 5–17.
  28. Яковлев А. А. Государственный капитализм, коррупция и эффективность госаппарата // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 18–25.
  29. Яковлев А. А., Голикова В. В., Капралова Н. Л. Российские «челноки» – от предпринимателей поневоле к интеграции в рыночное хозяйство // Мир России. 2007. Т. 16. № 2. С. 84–106.
  30. Agénor P. R. Caught in the Middle? The Economics of Middle-income Traps // Journal of Economic Surveys. 2017. No. 31(3). P. 771–791.
  31. Aidis R., Estrin S., Mickiewicz T. Institutions and Entrepreneurship Development in Russia: A Comparative Perspective // Journal of business Venturing. 2008. No. 23(6). P. 656–672.
  32. Arenius P., Minniti M. Perceptual Variables and Nascent Entrepreneurship // Small Business Economics. 2005. No. 24. P. 233–247.
  33. Bilić I., Škokić V., Lovrinčević M. Academic Entrepreneurship in Post-transition Country – Case Study of Croatia // Journal of the Knowledge Economy. 2021. No. 12(1). P. 41–55.
  34. Chepurenko A. Y. Entrepreneurship and SME Policies in Fragile Environments: the Example of Russia // Handbook of Research on Entrepreneurship Policies in Central and Eastern Europe. Ed. by F. Welter, D. Smallbone. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2011. P. 190–209.
  35. Chepurenko A. Y., Butryumova N. N., Chernysheva M. V., Sutormina A. Y. Entrepreneurship in and around Academia: Evidence from Russia // International Journal of Sociology and Social Policy. 2024. No. 44(1/2). Р. 130–154.
  36. Farrell A., Mapanga W., Chitha N., Ashton J., Joffe M. Characteristics, Enablers and Barriers Affecting Entrepreneurial Behaviour for Academics in Low-And Middle-Income Countries: A Scoping Review // Development Southern Africa. 2022. No. 39(4). P. 589–603.
  37. Hanson P., Teague E. Russian Political Capitalism and its Environment // Varieties of Capitalism in Post-Communist Countries. London: Palgrave Macmillan UK, 2007. P. 149–164.
  38. Shane S., Venkataraman S. The Promise of Entrepreneurship as a Field of Research // Academy of Management Review. 2000. No. 25(1). P. 217–226.
  39. Szerb L., Trumbull W. N. Entrepreneurship Development in Russia: Is Russia a Normal Country? An Empirical Analysis // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2018. No. 25. P. 902–929.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».