About the Problems of Digital Inequality during the Pandemic

Cover Page

Full Text

Keywords

,

Full Text

22 сентября 2022 г. в рамках всероссийской научно-практической конференции «Российское общество в период глобальной турбулентности» прошла секция «Цифровое неравенство в период пандемии COVID-19», посвященная проблемам цифровизации и различным аспектам цифрового неравенства. Руководителями секции выступили Ю.Б. Епихина (ИС ФНИСЦ РАН, Москва) и Д.С. Попов (ИС ФНИСЦ РАН, Москва).

Н.С. Воронина (ИС ФНИСЦ РАН, Москва) представила доклад «Цифровое неравенство интернет-пользователей в России: гендерный аспект». Она отметила, что чаще всего в научной дискуссии упоминается трехуровневая модель цифрового неравенства, предполагающая на первом уровне — неравенство доступа, на втором — неравенство навыков, и на третьем — неравенство возможностей. На базе данных онлайн-опроса Н.С. Воронина провела сравнение трех уровней цифрового неравенства среди мужчин и женщин. На первом уровне выявилось различие во владении редкими устройствами: доля мужчин, имеющих дома экшн-камеру или голосового помощника, выше. При анализе второго отмечалось, что у мужчин лучше развиты навыки, связанные с работой компьютера (подключение новых устройств, установка программного обеспечения и др.), в то время как у женщин — с покупками, а также использованием офисных приложений (таблиц, презентаций, текстового редактора). Третий уровень оценивался через цели использования Интернета: женщины чаще совершают там покупки, делают платежи, пользуются офисными приложениями, мужчины чаще покупают комплектующие, посещают новостные сайты и сетевые игры. Было зафиксировано, что существующее гендерное неравенство в доходах сохраняется и воспроизводится в цифровой среде.

Е.В. Петрова (НИУ ВШЭ, Москва) выступила с докладом «Ранняя доместикация Интернета в России как фактор цифрового неравенства». Данные, собранные в экспедициях в российские деревни, позволили сделать вывод о том, что фактором, объединяющим респондентов как в городах, так и в сельской местности, становится пользование домашним Интернетом. Интернет меняет домашнее пространство, даже если респонденты прямо не заявляют о роли новой технологии в их жизни. Доместикация приводит к асимметричным отношениям между поколениями, очеловечиванию техники, изменению баланса жизненных сфер.

С.Г. Фокина (СИ ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург) остановилась на вопросах доступности медицинской помощи при внедрении цифровых сервисов электронного здравоохранения. Концепция цифрового здравоохранения предполагает равенство доступа к цифровым медицинским услугам всех категорий граждан. Для этого пациенты должны иметь технику для выхода в Интернет и обладать навыками работы с ней, однако в старшей возрастной группе это является проблемой. Кроме того, барьером для людей старшего поколения становится в целом неприятие цифровизации и новых технологий в здравоохранении. Поэтому декларируемая доступная цифровая медицина на практике оказывается доступной не для всех.

Е.А. Григорьева (ИС ФНИСЦ РАН, Москва) в докладе «Цифровой разрыв и дистанционное обучение: контуры проблемы» сосредоточилась на цифровых компетенциях учителей и учащихся. Результаты исследований указывают на недостаток цифровых навыков у школьников. Ю.Б. Епихина высказала мнение, что российская школа дает ученику определенные знания, однако не учит, как их применять на практике. Именно с этим связаны низкие результаты российских школьников в исследовании PISA, ориентированном как раз на практическое использование полученных знаний. С цифровизацией возникает похожая ситуация: ученики умеют пользоваться гаджетами в известных ситуациях, тем не менее при смене устройства или операционной системы, они теряются. В контексте цифровизации школы встает вопрос об использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Д.С. Попов отметил, что существует две противоположные европейские традиции относительно использования телефонов во время учебного процесса. Немецкая традиция предполагает полный запрет, скандинавская, наоборот, выступает за активное применение гаджетов. Российское образование из-за пандемии вынужденно обращается к практике скандинавской школы, однако после возвращения к традиционным формам обучения ставится вопрос о целесообразности пользования телефонами во время уроков (вплоть до введения полного запрета на пользование смартфонами в школе). В таких условиях неопределенности цифровой разрыв учеников только усиливается.

Цифровизация вторгается как в общественное, так и в домашнее пространство, становясь источником изменений. Прорывной технологией в этом плане оказался смартфон. Интернет становится экстерриториальным, не привязанным к какому-то определенному пространству, что приводит к слому привычных практик. На секции обсуждалось, как цифровизация и «цифровая среда» усилила старые и спровоцировала новые социальные неравенства, по-разному ощущаемые и переживаемые социальными группами.

×

About the authors

Anastasiia S. Smirnova

Institute of Sociology of FCTAS RAS

Author for correspondence.
Email: socis@isras.ru
Russian Federation, Moscow

References


Copyright (c) 2023 Sotsiologicheskie Issledovaniia

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».