Раннеминские экспедиции в Западный океан (1405–1433) и образ Чжэн Хэ в китайских учебниках истории для средней и старшей школы XXI в.

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В данной статье впервые предпринята попытка комплексного изучения репрезентации экспедиций Чжэн Хэ (1405-1433) в учебной литературе для средней и старшей школы современной КНР. В частности, анализируются соответствующие разделы учебников по истории Китая для 7-го класса (старая и новая редакции), а также тексты пособий по факультативным историческим дисциплинам для старшей школы (9-11 классы). В ходе исследования были выявлены и обозначены не только базовые сведения об экспедициях, знание которых требуется от учащихся, но и информационные лакуны — факты, которые были опущены в учебных материалах. Также было обнаружено определенное развитие в освещении темы: если в средней школе это событие рассматривается преимущественно в рамках истории Китая, то в учебниках для старшей школы оно уже встроено в мировой исторический контекст, отмечается роль экспедиций Чжэн Хэ в формировании морских путей и расширении китайского культурного влияния за рубежом. Автор статьи приходит к выводу, трактовка темы раннеминских экспедиций и личности Чжэн Хэ в современных учебниках истории скорректирована в соответствии с актуальными идеологическими концепциями Китая. Тем не менее, некоторые аспекты, на которых сегодня делает особый акцент китайское руководство, остались не отражены в учебниках, возможно, что это изменится в будущих редакциях.

Об авторах

И. С Колнин

Институт востоковедения РАН; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: minmi98@yandex.ru
ORCID iD: 0000–0003–0084–0272
Младший научный сотрудник отдела Китая; аспирант Москва, Россия

Список литературы

  1. Бокщанин А.А. Внешняя политика, войны, дипломатические и торговые посольства минской империи // Хрестоматия по истории Китая в средние века: (XV—XVII вв.). М.: Издательство Московского университета, 1960. С. 81–94.
  2. Вторая мировая война в зарубежных учебниках истории: хрестоматия / Рещиков О.И., Слонская М.С. (отв. ред.). М., 2017. 152 с.
  3. Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 5. / Гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература, 2009. 1087 с.
  4. Ло Маодэн. Сказ о походе Чжэн Хэ в Западный океан: сокращённое издание. Т. 1 / Пер. с кит. Н.Е. Боревской. М.: Шанс, 2023. 431 с.
  5. Колнин И.С. Чжэн Хэ — прообраз Синдбада? (критика популярной точки зрения) // Проблемы Дальнего Востока. 2024. № 1. С. 139–152. doi: 10.31857/S0131281224010118
  6. Колнин И.С. Образ Чжэн Хэ и раннеминских экспедиций в Западный Океан (1405–1433) в речах, выступлениях и статьях Си Цзиньпина (2010-е — 2023) // Восток (Oriens). 2024. № 5. С. 58–69. doi: 10.31696/S086919080031959–1
  7. Образ Петра Великого в странах Восточной Азии / Самойлов Н.А. (отв. ред.). М.: Весь Мир, 2022. 432 с.
  8. Россия в учебниках истории стран Ближнего и Постсоветского Востока, Китая: реферативный сборник / Аватков В.А. (отв. ред.). М., 2024. 155 с.
  9. Church S. Zheng He: An Investigation into the Plausibility of 450-ft Treasure Ships // Monumenta Serica. 2005. Vol. 53. Pp. 1–43. doi: 10.2307/40727457
  10. Dong Bae Lee, Wang Qunyi. Portrayal of the National Identity in Chinese Language Textbooks // Journal of Curriculum Studies. 2023. Vol. 55. No. 2. Pp. 187–202. doi: 10.1080/00220272.2023.2181672
  11. Hui Haifeng. China’s School Textbook Replacement and Curriculum Reform in the New Era of Globalization // South-North Cultural and Media Studies. 2022. No. 5–6. Pp. 113–126. doi: 10.1080/02560046.2023.2189279
  12. Qian Liu, Colak F.Z., Agirdag O. Celebrating Culture and Neglecting Language: Representation of Ethnic Minorities in Chinese Primary School Textbooks (1976–2021) // Journal of Curriculum Studies. 2022. Vol. 54. No. 5. Pp. 687–711. doi: 10.1080/00220272.2022.2045361
  13. Tan Ta Sen. Cheng Ho and Islam in Southeast Asia. Singapore: ISEAS Publishing, 2009. 292 p.
  14. Sen T. Zheng He’s Military Interventions in South Asia, 1405–1433 // China and Asia. 2019. Vol. 1. Pp. 158–191. doi: 10.1163/2589465X-00102003
  15. Shi Xiaoqin. An Analysis of China’s Concept of Sea Power. Stockholm-Nacka: Institute for Security and Development Policy, 2012. 21 p.
  16. Weatherley R., Magee C. Using the Past to Legitimize the Present: The Portrayal of Good Governance in Chinese History Textbooks // Journal of Current Chinese Affairs. 2018. Vol. 47. No. 1. Pp. 41–69. doi: 10.1177/186810261804700102
  17. 历史. 七年级上册. Лиши. Ци нянь цзи, шан цэ : (История. 7-й класс, 1-й том). 上海: 华东师范大学出版社, 2007年. 171页.
  18. 普通高中教科书 历史 必修 中外历史纲要 (下) / 教育部组织编写. Путун гаочжун цзяокэшу. Лиши. Бисю. Чжунвай лиши ганъяо (ся) : (Учебник общеобразовательной старшей школы. История. Обязательный предмет. Основы китайской и зарубежной истории (Т. 2) / Сост.: Министерство образования). 北京: 人民教育出版社, 2019年. 157页.
  19. 普通高中教科书 历史 选择性必修2. 经济与社会生活 / 教育部组织编写. Путун гаочжун цзяокэшу. Лиши. Сюаньцзэ син бисю 2. Цзинцзи юй шэхуй шэнхо : (Учебник общеобразовательной старшей школы. История. Предмет по выбору 2. Экономическая и общественная жизнь / Сост.: Министерство образования). 北京: 人民教育出版社, 2019年. 94页.
  20. 普通高中教科书 历史 选择性必修3. 文化交流与传播 / 教育部组织编写. Путун гаочжун цзяокэшу. Лиши. Сюаньцзэ син бисю 3. Вэньхуа цзяолю юй чуаньбо : (Учебник общеобразовательной старшей школы. История. Предмет по выбору 3. Культурные связи и взаимодействие / Сост.: Министерство образования). 北京: 人民教育出版社, 2019年. 93页.
  21. 习近平系列重要讲话数据库 Си Цзиньпин силе чжунъяо цзянхуа шуцзюйку : (База данных собрания важных речей Си Цзиньпина). 人民网. URL: https://jhsjk.people.cn/ (дата обращения: 15.01.2025).
  22. 中国历史. 七年级下册 / 课程教材研究所, 历史课程教材研究开发中心编著. Чжунго лиши. Ци нянь цзи, ся цэ : (История Китая. 7-й класс, 2-й том / Сост.: Научно-исследовательский институт учебных материалов, Центр исследований и разработок материалов курса истории). 北京: 人民教育出版社, 2001年. 139页.
  23. 中国历史. 七年级下册. Чжунго лиши. Ци нянь цзи, ся цэ : (История Китая. 7-й класс, 2-й том). 长沙: 岳麓书社, 2002年. 121页.
  24. 中国历史. 七年级下册 / 龚奇柱主编. Чжунго лиши. Ци нянь цзи, ся цэ : (История Китая. 7-й класс, 2-й том / Гл. ред.: Гун Цичжу). 成都: 四川教育出版社, 2016年. 133页.
  25. 中国历史. 七年级下册. Чжунго лиши. Ци нянь цзи, ся цэ : (История Китая. 7-й класс, 2-й том). 北京: 北京师范大学出版社, 2016年. 137页.
  26. 中国历史. 七年级下册 / 教育部组织编写. Чжунго лиши. Ци нянь цзи, ся цэ : (История Китая. 7-й класс, 2-й том / Сост.: Министерство образования). 北京: 人民教育出版社, 2016年. 118页.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».