On the sources for the history of the Roman Curia, 1860–70s
- Authors: Kimlenka K.A.1
-
Affiliations:
- Institute of World History, Russian Academy of Sciences
- Issue: No 4 (2024)
- Pages: 5-17
- Section: Theory and methodology of history
- URL: https://bakhtiniada.ru/0130-3864/article/view/261925
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0130386424040016
- ID: 261925
Cite item
Full Text
Abstract
Studies on the history of the Papacy in the nineteenth century have traditionally focused on the activities of the Pontiffs. The role played by the Roman Curia, the administrative body of the Holy See, has long been either overlooked or regarded as a secondary subject. As the major events of most pontificates have been studied, and with the 2022 reform of the Roman Curia, historians have become increasingly interested in the functioning of this institution and the participation of its officials in the decision-making process. Consequently, the question of sources on the history of the Roman Curia is of great relevance. The author of the article, taking the case of documents from the 1860s–70s as an example, demonstrates that the study of the role of the Curia in the history of the Papacy requires recourse to letters and notes of cardinals, correspondence and diaries of their contemporaries, as well as diplomatic correspondence and press reports. These sources allow one to see a more complex picture of what was happening in the Roman Curia during the period of the Holy See’s adaptation to the new realities associated with secularisation, the tendency of states to revise the model of relations with the Catholic Church, and the Pontiff’s loss of temporal authority. The author points out that sources on the history of the Roman Curia are concentrated in the Vatican and Italy, but a number of unpublished materials on the role of the administrative body of the Holy See are preserved in the archives of other countries, including Russia.
Keywords
Full Text
Третья четверть XIX столетия вошла в историю Католической церкви как время ослабления политической роли папства, секуляризации и поиска новой формулы отношений между церковью и государством. Положение Святого престола претерпевало существенные изменения. Объединение итальянских земель вокруг Сардинского королевства привело к резкому сокращению территории Папского государства. После вступления итальянских войск в Рим 20 сентября 1870 г. папа Пий IX (1846–1878) утратил светские прерогативы. Понтифик и Римская курия, административный орган Святого престола, были вынуждены определить принципы своего поведения в новых реалиях. В этот период Курия находилась на службе понтифика и функционировала в соответствии с конституцией Immensa Aeterni Dei Сикста V 1588 г. Некоторые из ее ведомств занимались вопросами, связанными с существованием Папского государства, а в ведении других было управление Католической церковью.
Источники, касающиеся вышеперечисленных событий и процессов 1860–1870-х годов, достаточно хорошо изучены. На их основе написано значительное количество работ, посвященных истории понтификата Пия IX1 и отношениям между Святым престолом и различными государствами2. Однако еще в 1968 г. Л. Бедески, автор монографии о Курии в годы понтификата Пия Х (1903–1914)3, отметил, что история папства – это не только история пап, но и история Курии4.
В последнее десятилетие интерес к изучению роли Курии в формировании политики Святого престола усилился5, что связано с подготовкой и проведением реформы этого института в 2022 г. Теперь Римская курия является институтом церковной администрации, который находится на службе не только понтифика, но и епископов6. Внимание к истории административного органа Святого престола объясняется и тем, что основные события большинства понтификатов уже реконструированы с высокой степенью детализации. По этой причине исследователи стремятся задать хорошо известным материалам новые вопросы, в том числе касающиеся роли Курии в истории папства.
В связи с тем, что Курия становится самоценным предметом исследования, достаточно остро стоит вопрос источниковой базы. Сложность изучения ее истории 1860–1870-х годов заключается в том, что энциклики7, бреве8, аллокуции9, к составлению которых иерархи Курии имели непосредственное отношение, не отражают их роли в функционировании Святого престола. Акты куриальных ведомств10 создают представление о Курии как о монолитном сообществе. Наиболее важные документы конгрегаций11, секретариатов12 и трибуналов Курии13 публиковались с 1865 г. в бюллетене Acta Sanctae Sedis. Хотя акты Курии понтификата Пия IX четко показывают, что до утраты папой светских прерогатив в сентябре 1870 г. административный орган Святого престола совмещал функции института церковной и светской администрации, они не позволяют говорить о взаимодействии понтифика и иерархов Курии, борьбе за власть и атмосфере, которая царила в куриальном сообществе14. То же самое можно сказать о материалах, опубликованных в альманахе Civiltà Cattolica, который с 1850 г. издавался Обществом Иисуса под контролем Государственного секретариата Святого престола, и газете Osservatore romano. Материалы этих изданий отражают официальную позицию Святого престола, реакцию на захват территорий Папского государства и Рима, отношение к объединительным процессам в Европе, к распространению либеральных принципов и проблеме управления Католической церковью в условиях отсутствия светских прерогатив понтифика15. При этом Курия выступает на страницах этих изданий в качестве единого сообщества.
Цель данной статьи – показать на примере материалов 1860–1878 гг., что, помимо официальных документов куриальных ведомств и изданий Святого престола, для изучения истории Курии важно использовать письма и записки кардиналов, переписку и дневники их современников, а также дипломатическую корреспонденцию и материалы прессы. Эти источники позволяют увидеть более сложную картину происходившего в куриальном сообществе.
Переписка кардиналов позволяет говорить о вариативности мнений иерархов Курии и различиях в восприятии событий 1860–1870-х годов. Письма кардиналов и прелатов помогают реконструировать их формальные и неформальные связи как в рамках этого института Святого престола, так и вне его. В наиболее концентрированном виде письма иерархов Курии представлены в фонде 1143А (Segr. Stato, Spogli Curia) Апостольского архива Ватикана (Archivio Apostolico Vaticano, AAV). Каждому крупному иерарху Курии посвящен ряд дел (buste). В целом материал фонда недостаточно систематизирован. В большинстве случаев отсутствует нумерация листов. Дела, посвященные кардиналам, значительно различаются по объему и, как правило, содержат не только письма, но и другие документы. Была тем не менее предпринята попытка тематически разделить материалы самых больших папок. Дела, касающиеся деятельности двух государственных секретарей Пия IX – Дж. Антонелли и Дж. Симеони, а также тех иерархов Курии, которые на определенном этапе являлись нунциями, отличаются большей упорядоченностью материалов. Например, это касается документов кардинала А. де Лука, который до возведения в кардинальское достоинство был нунцием в Мюнхене и Вене16. Возможно, это связано с традиционным вниманием историков к внешней политике Святого престола и большей изученностью этих документов.
Письма кардиналов Курии хранятся также в Личном архиве Пия IX и Архиве государственного секретаря, которые являются составными частями Апостольского архива Ватикана. Фонд 1131 (Arch. part. Pio IX, Sovrani e particolari) содержит переписку Пия IX с монархами и кардиналами. Ее содержание позволяет говорить об отношении иерархов Курии к последствиям провозглашения Итальянского королевства для Святого престола и другим ключевым событиям 1860–1870-х годов. Поскольку адресатом писем иерархов Курии являлся сам папа, то кардиналы и прелаты, вероятно, были заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать лояльность понтифику. По этой причине сведения, содержащиеся в их письмах, адресованных Пию IX, требуют дополнительной верификации. Фонд 1089 (Segr. Stato. Parte moderna) за период с 1860 по 1878 г. содержит входящую и исходящую переписку кардиналов и государственного секретаря Святого престола. Например, в нем находится переписка государственного секретаря кардинала Дж. Антонелли с кардиналами С. Риарио Сфорца17 и Д. Карафа18, в которой обсуждается положение архиепархий Папского государства и Королевства обеих Сицилий. Представляет интерес переписка между государственным секретарем и кардиналом К.А. фон Райзахом19 о политическом положении в Европе в 1864 г.
Разнообразные письма куриальных кардиналов хранятся в фонде 1132 (Arch. Part. Pio IX, Ogg. Vari). Они были адресованы главам ведомств Курии. Содержание документов фонда позволяет выявить оценку, которую давали иерархи Курии переменам, происшедшим в жизни Католической церкви в 1860-е годы. Особый интерес представляет письмо кардинала Ф. Гуиди20 от 2 июля 1870 г., в котором он пояснил свою позицию по догмату о папской непогрешимости, озвученную на одном из заседаний I Ватиканского собора. Фонд также содержит черновик письма кардинала – викария Рима К. Патрици21, в котором этот могущественный иерарх Курии охарактеризовал ситуацию после захвата города итальянскими войсками 20 сентября 1870 г. Он обратил внимание на то, что в Вечном городе стала стремительно распространяться светская культура, а это, по его мнению, плохо сочеталось с ролью Рима как центра католического мира.
Некоторые письма иерархов Курии оказались в локальных итальянских архивах, как государственных, так и епархиальных. Примером тому служит переписка одного из ключевых кардиналов С. Риарио Сфорца, архиепископа Неаполя. Оригиналы его писем хранятся в фондах Государственного архива Неаполя (Archivio di Stato di Napoli) и Историческом архиве архиепархии Неаполя (Archivio storico diocesano di Napoli). Они отразили отношение кардинала к захвату территорий Папского государства пьемонтскими войсками в 1859–1860 гг., присоединению земель Королевства обеих Сицилий к Сардинскому королевству, политике правительств Виктора Эммануила II, а также представления Риарио Сфорца о поведении священнослужителей и мирян в новых обстоятельствах. Среди корреспонденции в основном представлена переписка с главами куриальных ведомств, епископами Юга Италии, представителями итальянских властей и другими современниками событий. Более 150 писем кардинала опубликованы Дж. Руссо в томах «Кардинал Систо Риарио Сфорца и объединение Италии (сентябрь 1860 г. – июль 1861 г.)» и «Политическая и религиозная деятельность кардинала Систо Риарио Сфорца от возвращения в епархию (1866) до I Ватиканского собора»22. Другим примером такого рода является переписка кардинала П. Катерини, префекта Конгрегации Собора23, с епископами Бергамо и Брешии. Одна ее часть хранится в фонде Spogli Curia Апостольского архива Ватикана, а другая – в архивах соответствующих епархий. Э. Камоцци опубликовал 46 писем кардинала Катерини24. В большинстве из них затрагивается тема изменений, происшедших в сфере образования в 1860–1870-е годы.
Примечательно, что небольшое количество писем иерархов Курии 1860–1870-х годов хранится в коллекции 2 (картон 91) Западноевропейской секции Научно-исторического архива Санкт-Петербургского института истории РАН. В 1936 г. они поступили в Архив Ленинградского отделения Института истории в составе коллекции Н.П. Лихачёва25. Документы кардиналов сгруппированы по такому же принципу, что и в Апостольском архиве Ватикана: каждой значимой фигуре в Курии посвящено отдельное дело, объем которого, однако, как правило, не превышает нескольких листов. Несомненный интерес представляют поздравительные письма иерархов Курии, адресованные кардиналу Филиппо де Анджелису26, архиепископу Фермо, которого власти Сардинского королевства вывезли в Турин в 1860 г. В них кардиналы затрагивают проблему положения папы как светского государя. Коллекция также содержит письмо А. Франки, секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел в 1860–1868 гг., нунция в Мадриде в 1868–1869 гг., с 1874 г. – префекта Конгрегации пропаганды веры, своему брату. Этот документ посвящен особенностям выстраивания успешной карьеры в Курии.
К важным источникам по истории Курии также следует отнести так называемые voti, в которых кардиналы перед заседаниями Священной коллегии письменно излагали свою позицию по вопросам духовного и политического характера. Как и многие письма иерархов Курии, они хранятся в фонде Spogli Curia Апостольского архива Ватикана. Например, подобного рода документы можно найти в составе дела27, посвященного деятельности кардинала Дж. д’Андреа28. Они позволяют говорить об отношении кардиналов как к политическим взглядам этого иерарха Курии, так и прерогативам папы. Документы такого рода, посвященные проблеме созыва Вселенского собора Католической церкви и догмату о папской непогрешимости, хранятся в архиве I Ватиканского собора (Conc. Vat. I) Апостольского архива Ватикана. Кардиналы были обязаны в письменной форме изложить свое видение необходимости проведения собора в обстоятельствах, сложившихся к середине 1860-х годов, а также выделить ряд наиболее серьезных препятствий, которые могли бы помешать его проведению.
Представления иерархов Курии о власти и взаимоотношениях церкви и государства нашли отражение в написанных ими брошюрах и трудах. Кардиналы, которые являлись авторами подобных работ, понимали, что материалы предназначены для публикации. Иерархи Курии не могли открыто подвергать критике действия папы, его отношение к современному обществу, позицию по проблемам, связанным с объединением Италии. Кардиналы Ж.-М. Матьё29, Г. Грасселлини30, Б. д’Аванцо31 стремились обосновать необходимость сохранения светских прерогатив понтифика. Кардинал К.Л. Морикини32 писал о своевременности проведения реформ в Папском государстве накануне его исчезновения33. Труд кардинала К. Тарквини34 был посвящен соотношению между нормами канонического и гражданского права35. Исключением являлись брошюры кардинала д’Андреа, который открыто поддержал становление единого либерального государства на Апеннинском полуострове, что противоречило взглядам Пия IX36. Выводы, сделанные на основе изучения брошюр и более объемных трудов кардиналов, требуют сопоставления с данными других источников, так как кардиналы не всегда были полностью свободны в своих высказываниях.
Учитывая политизацию той части понтификата Пия IX, которая совпала по времени с завершающим этапом объединения Италии (1859–1870), сведения о Курии и ее иерархах нашли отражение в переписке итальянских государственных деятелей и дипломатов. Они делились информацией о тех кардиналах и прелатах, на чью помощь могло рассчитывать правительство в случае переговоров с понтификом, отмечали наличие влияния на коллег по Курии и понтифика, указывали на роль тех иерархов, которые являлись наиболее последовательными критиками правительства короля Италии. В документах итальянских дипломатов 1870-х годов политические взгляды кардиналов Курии также получили широкое освещение. Это связано с изучением итальянским правительством биографий кардиналов и оценкой перспективы избрания «либерального» папы после смерти Пия IX. Оригиналы этих документов хранятся преимущественно в фондах Центрального государственного архива в Риме (L’Archivio centrale dello Stato) и Историко-дипломатического архива Министерства иностранных дел (L’Archivio storico diplomatico del Ministero degli Affari Esteri). Часть из них опубликована в сборнике «Итальянские дипломатические документы» (Documenti diplomatici italiani)37.
Дипломатическая переписка может считаться ценным источником сведений о Курии в понтификат Пия IX. Депеши российских дипломатов на имя А.М. Горчакова и донесения дипломатических представителей Австрии, Британии и Франции при Святом престоле содержат информацию о политических взглядах куриальных кардиналов и прелатов, а также атмосфере в Курии. В Риме дипломаты наблюдали за поведением высших иерархов Католической церкви, стремясь определить направление политических маневров Святого престола в будущем.
Особый интерес представляют донесения российских дипломатов из Рима. Они являются важнейшим источником по истории взаимодействия правительства Российской империи со Святым престолом в сложный период, на протяжении большей части которого отсутствовали дипломатические отношения между ними. Сюжеты, связанные с попытками наладить двусторонний диалог после отзыва российской миссии из Рима в 1866 г., реконструированы на основании этих документов в работах О.В. Серовой38. Вместе с тем донесения, хранящиеся в Архиве внешней политики Российской империи, являются ценным источником по истории Курии в понтификат Пия IX. Оценки старшего секретаря миссии в Риме Ф.К. Мейендорфа, дипломатических агентов П.А. Капниста и Л.П. Урусова позволяют выявить механизмы принятия решений внутри Святого престола. Функционирование Курии тем не менее не являлось постоянной темой дипломатической корреспонденции.
Наибольший объем информации о Курии удалось собрать П.А. Капнисту, выполнявшему функции агента в Риме с 1866 по 1875 г. Он установил связь с несколькими куриальными кардиналами, а отношения с кардиналом Камилло ди Пьетро, префектом одного из трех трибуналов Римской курии в 1863–1867 гг., дипломат и вовсе называл дружескими. Российского агента интересовали закономерности, определявшие влияние кардинала в Курии. Большое значение он уделял родственным, дружеским и земляческим связям. Капнист, как правило, упоминал о симпатиях кардиналов и прелатов к определенным европейским государствам, которые были особенно свойственны тем из них, кто прежде являлся нунциями в европейских столицах. Российского агента интересовала деятельность «полонофилов» в Курии39.
В донесениях дипломатов содержатся сведения о том, что папа охотнее учитывал мнение ряда иерархов Курии. Например, П.А. Капнист писал о секретаре Конгрегации чрезвычайных церковных дел40: «Франки имеет открытый и неконфликтный характер, к нему прислушивается папа, он занимает при нем исключительную и независимую позицию – позицию, которая иногда позволяет ему уравновесить влияние самого кардинала Антонелли»41. Российский агент также упоминал о роли кардинала Л. Альтьери42: «Он был нунцием в Вене, его австрийские наклонности хорошо известны. Он близок к папе, который охотно советуется с ним по политическим вопросам»43.
В дипломатической корреспонденции Курия представляет собой среду, в которой присутствовали дружеские связи, соперничество и вражда44. Донесения из Рима отражают то, что иерархи Курии имели разную репутацию в Риме. Например, кардинал Л. Билио45 был известен своей добропорядочностью. О других куриальных кардиналах отзывались совершенно иначе. Примечателен случай кардинала К. ди Пьетро. Капнист писал о нем следующее: «Имея сильную слабость к золоту, он потратил свое огромное состояние на неудачные предприятия и в настоящее время обременен долгами»46.
В материалах дел 95, 105, 108 и 123 за 1874–1877 гг. (опись 470) фонда 133 АВПРИ отражены последствия смерти могущественных кардиналов для функционирования Курии. В первую очередь это касается главы государственного секретариата Святого престола Дж. Антонелли и кардинала К. Патрици, которые имели большое влияние на папу и Курию.
Австрийские дипломаты также изучали внутреннее положение в Курии. Их донесения из Рима хранятся в Династическом, придворном и государственном архиве (Haus-, Hof- und Staatsarchiv) в Вене. Некоторые из этих документов опубликованы С. Ячини47 и К. Вебером48. Донесения свидетельствуют об отсутствии идейного единства среди иерархов Курии. Так, в июле 1861 г. австрийский дипломат А. фон Бах сообщал министру иностранных дел Австрийской империи И.Б. фон Рехбергу, что среди 29 кардиналов, проживавших в Риме, 14 можно считать «консервативными», 10 – «либеральными», 5 – «сомневающимися». Ключевыми критерием для выделения этих групп кардиналов являлось их отношение к перспективе ликвидации светской власти папы и компромиссу в отношениях между церковью и государством49. Некоторых кардиналов австрийские дипломаты характеризовали как «умеренных консерваторов» или «умеренных либералов»50. В целом австрийских дипломатов интересовал вопрос наличия влияния отдельных иерархов Курии и группировок на понтифика51. Они также пытались предугадать, как изменится политика Святого престола с избранием понтификом того или иного из кардиналов.
В донесениях британского дипломата Одо Расселла упоминается об отношении куриальных кардиналов к позиции Франции по «римскому вопросу», о точке зрения кардинала Д. Савелли52 по проблеме расширения полномочий совещательного органа, функционировавшего в Папском государстве, – Государственной консульты, об участии иерархов Курии в I Ватиканском соборе. Оригиналы донесений О. Расселла хранятся в Национальном архиве (The National Archives, Kew) в Лондоне. Более 500 из них опубликованы53. Переписка между министром иностранных дел Франции Э.А. Тувнелем и дипломатом герцогом Антуаном Аженором де Грамоном свидетельствует в пользу того, что некоторые куриальные кардиналы (В. Сантуччи54, Дж. д’Андреа и Г. Грасселлини) с большим энтузиазмом относились к идее поиска компромисса между Пием IX и правительством Виктора Эммануила II. Донесения, оригиналы которых находятся в фондах Национального архива Франции (Archives nationales) в Париже, были частично опубликованы еще в XIX в55. В целом сведения, полученные представителями различных государств при Святом престоле, дополняют друг друга и позволяют уточнить выводы о Курии, сделанные на основе переписки кардиналов.
Дневники и воспоминания современников событий также могут выступать в качестве источников по истории Курии в понтификат Пия IX. К их числу относится, например, дневник консультанта Конгрегации Индекса56 В. Тиццани, оригинал которого хранится в Историческом архиве Сан-Пьетро-ин-Винколи (L’Archivio storico di San Pietro in Vincoli) в Риме. Часть источника опубликована под названием «Римские эфемериды»57. Автор этого дневника являлся архиепископом и профессором церковной истории в Римском университете «Ла Сапиенца». Он был хорошо знаком с иерархами Курии и особенностями функционирования административного органа Святого престола. В 1859–1860 гг. Тиццани близко общался с кардиналами В. Сантуччи и Дж. д’Андреа, а также имел возможность видеться с другими представителями Курии. «Римские эфемериды» позволяют говорить о том, как некоторые куриальные кардиналы относились к событиям 1860-х годов. Дневник, однако, отличается присутствием субъективных оценок автора, который сочувствовал сторонникам достижения компромисса с правительством Виктора Эммануила. Это касается и другого источника, автором которого является В. Тиццани, – дневника, посвященного I Ватиканскому собору. Он был опубликован в двух томах венгерским исследователем Лайошем Пастором58. Исходя из содержания этого текста, можно сделать вывод об отсутствии единства в Курии по вопросу о необходимости провозглашения догмата о папской непогрешимости.
Дневник Дж. Арригони, архиепископа Лукки, позволяет получить информацию о поведении куриальных кардиналов во время I Ватиканского собора, а также убедиться в достоверности сведений, которые приводились Тиццани и дипломатами, аккредитованными при Святом престоле. Источник опубликован М. Маккароне59. Взгляды кардиналов Курии, которые сомневались в необходимости принятия догмата о папской непогрешимости, вызывали больший интерес у архиепископа Лукки, нежели взгляды сторонников этого догмата. По этой причине дневник Арригони в первую очередь позволяет уточнить данные о кардиналах Ф.М. Гуиди, Дж.Л. Тревизанато60 и П. де Сильвестри61.
«Дневник конклава», авторство которого принадлежит ораторианцу Дж. Каленцио, приближенному кардинала Д. Бартолини62 и его помощнику в ходе конклава 1878 г., содержит сведения о политических взглядах кардиналов в переходный для Католической церкви период и их видении отношений между церковью и государством в Италии в будущем. Этот источник, хотя и называется дневником, на самом деле является мемуарами, что следует из самого текста. Так, автор упоминает о событиях более позднего периода, нежели февраль 1878 г. Дневник опубликован архивистом К.М. Фьорентино63.
Каленцио, будучи помощником кардинала Бартолини, всячески подчеркивал роль этого иерарха церкви в ходе организации и проведения конклава. При этом как Бартолини, так и Каленцио отрицательно относились к захвату Рима итальянскими войсками и мерам правительства, направленным на конфискацию церковного имущества. Это оказывало влияние на то, в каком ключе Каленцио пишет о кардиналах, поддерживающих идею компромисса с правительством короля Италии. Тем не менее «Дневник конклава» Каленцио является ценным источником о взглядах кардиналов А. Франки, Л. Билио, Дж. Печчи (будущий папа Лев XIII), А.М. Панебьянко64 и др.
В воспоминаниях и дневниках светских лиц также встречаются сведения о Курии. Воспоминания итальянского журналиста либеральных взглядов У. Пеши, который выехал в Рим в сентябре 1870 г., накануне его захвата королевскими войсками, предоставляют возможность определить репутацию иерархов Курии в Риме в начале 1870-х годов65. В качестве других примеров воспоминаний, в которых получила отражение роль Курии в формировании курса Святого престола, выступают мемуары итальянских государственных деятелей Дж. Пазолини66 и Ф. Криспи67. Особенно интересен пересказ беседы, состоявшейся в сентябре 1877 г. между Ф. Криспи и О. фон Бисмарком. Оба собеседника полагали, что «именно Курия доминирует в Ватикане»68.
Иностранцы также упоминали об иерархах Курии в своих эго-документах. Дневник Ф. Грегоровиуса69, германского историка и писателя, который долгое время жил в Риме и путешествовал по Апеннинскому полуострову, содержит сведения о внутренней ситуации в Курии. Он был хорошо знаком с проблемой сохранения светской власти пап. Грегоровиус встречался с некоторыми куриальными кардиналами, о других – собирал сведения70. Еще одним примером воспоминаний, в которых упоминается о роли Курии, но в начале понтификата Пия IX, являются мемуары голландского художника Я.Ф. Кёльмана71, сторонника Римской республики и ликвидации светских прерогатив папы.
Ценным источником информации о деятельности кардиналов Курии являются материалы главной газеты Папского государства Giornale di Roma, выходившей до 1870 г. На ее страницах публиковались как коллективные, так и индивидуальные письма-протесты, жалобы иерархов церкви, имевших отношение к функционированию административного органа Святого престола. Их содержание позволяет говорить об отношении иерархов Курии к проблемам, с которыми столкнулся Святой престол в 1860-е годы. Газета также публиковала информацию о посещении куриальными кардиналами различных мероприятий в Риме.
В качестве источников по истории Курии 1860–1870-х годов могут выступать и другие материалы. Так, к их числу относятся не только дипломатическая корреспонденция австрийских, британских, российских и французских дипломатов, но и донесения представителей других государств из Рима. Наличие противоречий в куриальной среде могло найти отражение в эго-документах самых разных современников событий 1860–1870-х годов, причем как светских, так и церковных лиц, особенно если они находились в этот период в Вечном городе.
Хотя в наиболее концентрированном виде материалы о Курии содержатся в фондах Апостольского архива Ватикана, значительное количество документов, проливающих свет на функционирование административного органа Святого престола в 1860–1870-х годах, хранится в центральных и локальных государственных архивах Италии и архивах итальянских епархий, но вовсе не ограничивается ими. Если переписка кардиналов позволяет изучить особенности функционирования Курии изнутри, то документы их современников, не имевших отношения к деятельности куриальных ведомств, предполагают взгляд извне. Записи, готовившиеся иерархами Курии к заседаниям Священной коллегии кардиналов, материалы периодической печати, брошюры, авторство которых принадлежит кардиналам, могут также использоваться в исследованиях, посвященных истории Римской курии, и помогать верифицировать выводы. Отказ от исключительного изучения актов куриальных ведомств позволяет увидеть, что категории «Святой престол», «Курия» или «папство» требуют оговорок, поскольку за безличными терминами находились люди, влиявшие на принятие решений духовного или политического толка; Курия не была полностью единым организмом, внутри нее существовали противоречия, связанные с личностными характеристиками и взглядами ее иерархов.
1 Наиболее важные из них: Pirri P. Pio IX e Vittorio Emanuele II dal loro carteggio privato. Vol. 3. Roma, 1961; Martina G. Pio IX (1846–1850). Roma, 1974; Idem. Pio IX (1851–1866). Roma, 1986; Idem. Pio IX (1867–1878). Roma, 1990; Aubert R. Il Pontificato di Pio IX (1846–1878). Torino, 1976; Veca I. Il mito di Pio IX. Storia di un papa liberale e nazionale. Roma, 2018.
2 См., например: Tedeschi M. Francia e Inghilterra di fronte alla questione romana: 1859–1860. Milano, 1978; De Leonardis M. L’Inghilterra e la questione romana, 1859–1870. Milano, 1980; Meneguzzi Rostagni C. La crisi del potere temporale e la diplomazia europea 1859–1860. Padova, 1983; Castagnino Berlinghieri U. Diplomazia senza Stato: Santa Sede e potenze europee. Milano, 2013.
3 Bedeschi L. La Curia romana durante la crisi modernista. Episodi e metodi di governo. Parma, 1968.
4 Ibid. P. XIII–XVII.
5 См., например: Rosa M. La Curia romana nell’età moderna. Istituzioni, cultura, carriere. Roma, 2013; Marotta S. L’evoluzione del dibattito sul “non expedit” all’interno della Curia romana tra il 1860 e il 1888 // Rivista di storia della Chiesa in Italia. 2014. № 1. P. 95–164; Les cardinaux entre Cour et Curie: Une élite romaine (1775–2015) / eds F. Jankowiak, L. Pettinaroli. Rome, 2017 ; Visceglia M.A. International Politics, Factions and Parties in the Roman Curia During the Late 16th Century // A Europe of Courts, a Europe of Factions. Leiden, 2017. P. 64–87; Regoli R. Ordini, controordini e disordini. Riforma della Curia e dello Stato // Governo della Chiesa, Governo dello Stato. Il tempo di Leone XII. Ancona, 2019. P. 29–51.
6 Costituzione Apostolica “Praedicate Evangelium” sulla Curia Romana e il suo servizio alla Chiesa e al Mondo, 19.03.2022 // La Santa Sede. URL: https://press.vatican.va/content/salastampa/it/bollettino/pubblico/2022/03/19/0189/00404.html (дата обращения: 01.03.2024).
7 Энциклики занимают первое место в иерархии папских документов. Преимущественно представляют интерес с точки зрения изложения вопросов доктрины веры, но иногда в них находят отражение оценки политических событий.
8 Вид краткого официального послания папы.
9 Речь понтифика, обращенная к Священной коллегии кардиналов. Произносится в ходе консистории.
10 К ведомствам Курии относились конгрегации, секретариаты, трибуналы, а также Апостольская канцелярия, Апостольская палата и Апостольская датария.
11 Конгрегации часто сравнивают с министерствами в светском государстве. Каждую из конгрегаций, как правило, возглавлял префект, кардинал, назначенный папой. В некоторых случаях сам папа являлся префектом. Упразднены в 2022 г.
12 Государственный секретариат являлся ключевым ведомством Курии, начиная со второй половины XVII в. Его глава помогал папе в осуществлении как светской, так и духовной миссии, а также координировал деятельность куриальных ведомств. В ведении Государственного секретариата находились внешнеполитические вопросы. Секретариат бреве занимался составлением папских документов, а Секретариат бреве государям – писем, адресованных монархам. Секретариат прошений уведомлял понтифика о входящих запросах и отправлял ответы на них.
13 Институты, зародившиеся в конце XII–XIII в. в связи с увеличением количества спорных вопросов, в решении которых папы не успевали принимать участие. Согласно реформе 1834 г., Трибунал Священной Римской роты и Верховный трибунал апостольской сигнатуры выступали в качестве апелляционного и верховного судов Папского государства соответственно. Компетенции Апостольской пенитенциарии не ограничивались Папским государством и были связаны с вопросами внутренней судебной ответственности.
14 В деятельности ведомств Курии принимали участие как священнослужители, так и миряне. Это касалось и функционирования конгрегаций, которые традиционно занимались управлением Католической церквью. По данным Civiltà Cattolica (см.: L’inerzia del Governo Pontificio. Articolo estratto dall’Osservatore romano num. 256. Roma, 1862. P. 13), в Курии миряне преобладали над священнослужителями: в 1862 г. насчитывалось 317 мирян и 158 представителей духовенства. Тем не менее власть была сосредоточена в руках кардиналов, возглавлявших куриальные ведомства.
15 Origini della sovranità temporale dei Papi // La Civiltà Cattolica (далее – CC). 1861. Ser. IV. Vol. X. P. 48–67; Il regno della Città Leonina // Ibid. P. 18–32; La sovranità temporale del Papa ed il regno d’Italia // Ibid. Vol. XII. P. 513–526; Chiesa libera in libero stato // Ibid. 1862. Ser. V. Vol. III. P. 257–275; Il diavolo e i liberali // Ibid. 1864. Ser. V. Vol. IX. P. 555–676; La guerra combattuta ultimamente in Italia // Ibid. 1866. Ser. VI. Vol. VII. P. 385–401; L’unità italiana e l’intervento straniero // Ibid. 1871. Ser. VIII. Vol. II. P. 145–156.; Napoleone e il capitale di cristianesimo // Ibid. P. 412–417.
16 Archivio Apostolico Vaticano (далее – AAV). Segr. Stato. Spogli Curia. De Luca Card. Antonio Saverio. Busta 3A.
17 Архиепископ Неаполя. Выслан из города 21 сентября 1860 г. за отстранение священнослужителей, поддержавших Дж. Гарибальди. Кардинал получил разрешение вернуться в Неаполь, но был вновь вынужден его покинуть в июле 1861 г. Начал принимать участие в функционировании ведомств Курии после переезда в Рим в начале 1862 г. В конце понтификата Пия IX современники считали С. Риарио Сфорца одним из основных претендентов на папскую тиару, поскольку он был известен и как хороший администратор, управлявший важным диоцезом, и как иерарх, имевший опыт работы в Курии. Кардинал, однако, скончался раньше Пия IX.
18 Архиепископ Беневенто. Переехав в Рим, стал принимать участие в работе нескольких конгрегаций Курии.
19 В 1861–1869 гг. являлся префектом Конгрегации образования.
20 Архиепископ Болоньи в 1863–1871 гг. В 1872–1879 гг. – префект Конгрегации церковного иммунитета, которая занималась урегулированием споров, касавшихся церковных привилегий.
21 . Патрици был префектом Конгрегации обрядов и Конгрегации епископов, президентом Конгрегации апостольской визитации и секретарем Конгрегации римской и вселенской инквизиции. В начале 1870-х годов он также занимал и другие должности (президента Конгрегации апостольской визитации, префекта Конгрегации резиденции епископов, Конгрегации по Священным обрядам и Конгрегации церемониала).
22 Russo G. Il Cardinale Sisto Riario Sforza e l’Unità d’Italia (settembre 1860 – luglio 1861). Napoli, 1962; Idem. L’azione politico-religiosa del Card. Sisto Riario Sforza dal ritorno in diocesi (1866) al Concilio Vaticano I. Parte Prima. Estratto da “Asprenas”. Napoli, 1967.
23 В XVI–XVIII вв. Конгрегация Собора занималась интерпретацией решений Тридентского собора. Бенедикт XIV включил в ее компетенцию контроль за положением епархий и деятельностью различных епархиальных институтов.
24 Prove di un difficile dialogo. Corrispondenza do Pierluigi Speranza Vescovo di Bergamo, dell’Ausiliare Alessandro Valsecchi e di altre personalità col Card. Propsero Caterini / Documentazione e note di E. Camozzi. Presentazione di A. Sana. Bergamo, 2004.
25 Путеводитель по архиву Ленинградского отделения Института истории / отв. ред. А.И. Андреева. М.; Л., 1958. С. 13–16.
26 Ф. де Анджелис находился в Турине до 1866 г. Стал своеобразным «мучеником» за права церкви и папы. Некоторые церковные иерархи называли его «благородным примером тех добродетелей, которые напоминают самые славные времена христианства» (D. Card. Lucciardi Vescovo di Senigallia, C.L. Card. Morichini Vescovo di Jesi, G. Card. Brunelli Vescovo di Osimo e Cingoli, A.B. Card. Antonucci Vescovo di Ancona all’E.mo Sig. Cardinal De Angelis, 25 gennaio 1861 // Giornale di Roma. Num. 31. 7 febbraio 1861. P. 121). В 1867–1877 гг. возглавлял Апостольскую палату, т. е. являлся камерленго Святой Римской церкви.
27 См., например: Voti degli E.mi relativi al Cardinale D’Andrea. Relazione a Sua Santità per la Udienza di 22 Maggio 1867 della Cong. Cardinalizia tenutasi nel Palazzo Apostolico Vaticano Venerdì 17 detto mese ed anno dopo il Concistoro Segreto // AAV. Segr. Stato. Spogli Curia. D’Andrea. Busta 13B. Fasc. D.
28 Префект Конгрегации Индекса в 1853–1861 гг. Являлся единственным куриальным кардиналом, который публично заявил о своем радикальном несогласии с линией Святого престола в отношении правительства Итальянского королевства и поддержал объединение Италии.
29 Roma appartiene ai Pontefici dell’Illustre ed E.mo Sig. Cardinale Mathieu / traduzione dal francese di F. Gigli. Roma, 1863.
30 Grassellini G. Des rapports du pourvoir temporel avec la souveraineté spirituelle des Pontifes Romains par S.E. le Cardinal Grassellini traduit de l’italien et dédié a Sa Majesté la reine la Reine D’Espagne. Paris, 1865.
31 D’Avanzo B. La Quistione sul dominio temporale della S. Sede. È temporale? Si può difendere con armi spirituali? Lettera di Mons. Vescovo di Castellaneta ad un parocco. Napoli, 1860; Idem. Roma capitale d’Italia // Archivio dell’Ecclesiastico di Firenze. 1866. Fasc. 35–36. P. 461–475; Idem. Il Papa Onorio e l’infallibilità Pontificia. Lettera di Mgr Bartolommeo d’Avanzo Vescovo di Calvi e Teano ecc. a’ Professori della Facoltà teologica del Seminario di Calvi // La Scienza e la Fede. Raccolta religiosa scientifica letteraria artistica. 1872. Serie III. Vol. XVII. P. 5–15.
32 Кардинал К.Л. Морикини в 1854–1871 гг. был архиепископом Ези, а в 1871–1876 гг. – архиепископом Болоньи. Участвовал в работе нескольких конгрегаций Курии, однако до 1878 г. не возглавлял ни одно из куриальных ведомств.
33 Morichini C.L. Degli istituti di carità per la sussistenza e l’educazione dei poveri e dei prigioneri in Roma. Roma, 1870.
34 Кардинал К. Тарквини был единственным иезуитом в Курии, первым с момента восстановления ордена. До получения кардинальской шапки в 1873 г. Тарквини на протяжении долгого времени являлся консультантом нескольких конгрегаций.
35 Tarquini C. Juris ecclesiastici publici institutiones. Roma, 1862.
36 См., например: La vertenza tra la Corte Romana ed il Cardinale D’Andrea: osservazioni d’un cattolico. Italia, 1867.
37 Documenti diplomatici italiani. Ser. 1. 1861–1870. Vol. I–XIII; Ser. 2. Vol. I–IX. Roma, 1952–1985.
38 Серова О.В. Россия и Ватикан. Политика и дипломатия. XIX – начало XX века. Кн. 1. 1825–1870. М., 2018; Ее же. Петербург готовится к переговорам с Римом: работа Секретного католического комитета // Новая и новейшая история. 2020. № 1. С. 44–65; Ее же. Россия и Ватикан. Политика и дипломатия. XIX – начало XX века. Кн. 2. 1870–1894. М., 2021.
39 См. подробнее: Кимленко Е.А. Римская Курия в донесениях российского агента в Риме П.А. Капниста (1866–1875 гг.) // Новое в Новой истории / под ред. Г.А. Шатохиной-Мордвинцевой. М., 2023. С. 325–343.
40 Конгрегация занималась проблемами церковного и политического характера. В ее компетенцию входили дипломатические отношения Святого престола с различными государствами.
41 П.А. Капнист – А.М. Горчакову. 15/27 марта 1866 г. // Архив внешней политики Российской империи (далее – АВПРИ). Ф. 133. Оп. 469. Год 1866. Д. 187, часть 1. Л. 78 об.
42 Префект Конгрегации Индекса в 1861–1864 гг.
43 П.А. Капнист – А.М. Горчакову. 18/30 мая 1866 г. // АВПРИ. Ф. 133. Оп. 469. Год 1866. Д. 187, часть 2. Л. 328.
44 П.А. Капнист – А.М. Горчакову. 18/30 мая 1866 г. // АВПРИ. Ф. 133. Оп. 469. Год 1866. Д. 187, часть 2. Л. 328.
45 Наиболее известен как редактор «Силлабуса» 1864 г.
46 П.А. Капнист – А.М. Горчакову. 18/30 мая 1866 г. // АВПРИ. Ф. 133. Оп. 469. Год 1866. Д. 187, часть 2. Л. 328 об.
47 Jacini S. Il tramonto del potere temporale nelle relazioni degli ambasciatori austriaci a Roma (1860–1870). Bari, 1931.
48 Weber C. Das Kardinalskollegium in den letzten Jahren Pius‘ IX. Ein “Tableau des Cardinaux” des österreichisch–ungarischen Botschafters beim Hl. Stuhl aus dem Jahre 1874 // Archivum Historiae Pontificiae. 1973. Vol. 11. P. 323–351.
49 A. Bach – J.B. Rechberg. le 9 juillet 1861 // Jacini S. Op. cit. Р. 66.
50 Weber C. Op. cit. P. 344.
51 F. Trauttmansdorff – F. Beust. No. I08 A–D. le 8 Octobre 1870 // Jacini S. Op. cit. Р. 336–337.
52 Вице-камерленго Святой Римской церкви в 1848–1853 гг.
53 The Roman question. Extracts from the despatches of Odo Russell from Rome 1858–1870 / ed. N. Blakiston. London, 1962.
54 Префект Конгрегации образования в 1856–1861 гг.
55 Le secret de l’empereur, correspondance confidentielle et inédite échangée entre M. Thouvenel, le Duc de Gramont et le Général Comte de Flahault 1860–1863. Paris, 1889. Vol. 2.
56 Конгрегация Курии, которая занималась изучением содержания книг и внесением их в список запрещенных.
57 Tizzani V. Effemeridi romane / a cura di G.M. Croce. Vol. 1. 1828–1860. Città del Vaticano, 2021. Вероятно, дневник получил такое название, поскольку его автор стремился создать хронику городской жизни в папском Риме и вписать в этот контекст собственные действия.
58 Il Concilio Vaticano I: diario di Vincenzo Tizzani (1869–1870) / a cura di L. Pásztor. Vol. 1–2. (Band 25–I–II). Stuttgart, 1991–1992.
59 Giornale del Concilio Ecumenico Vaticano I // Maccarone M. Il Concilio Vaticano I e il “Giornale” di mons. Arrigoni. Vol. 2. Padova, 1966.
60 Патриарх Венеции. Принимал участие в работе нескольких конгрегаций Курии.
61 Во второй половине понтификата Пия IX не возглавлял ни одно из куриальных ведомств, но имел отношение к функционированию нескольких из них.
62 В 1861–1875 гг. секретарь Конгрегации обрядов.
63 Он напечатан в качестве приложения (Appendice I.P. Generoso Calenzio “Diario del Conclave di Leone XIII”) к статье: Fiorentino C.M. Generoso Calenzio e il “Diario del Conclave di Leone XIII” // Archivio della Società romana di storia patria. 1995. Vol. 118. Р. 225–261. Рукопись хранится в Национальной центральной библиотеке в Риме (Biblioteca Nazionale Centrale di Roma).
64 Префект Конгрегации индульгенций и священных реликвий в 1863–1867 гг. Великий пенитенциарий в 1867–1877 гг.
65 Pesci U. I primi anni di Roma capitale, 1870–1878. Roma, 1971.
66 Giuseppe Pasolini, 1815–1876 memorie raccolte da suo figlio. 3 ed. Torino, 1887. Р. 445.
67 Francesco Crispi: politica estera. Memorie e documenti raccolti e ordinate da T. Palamenghi-Crispi. Milano, 1912.
68 Ibid. Р. 46.
69 Gregorovius F. The Roman journals of Ferdinand Gregorovius, 1852–1874. London, 1907. В издании 1907 г. на английском языке представлен перевод немецкого текста.
70 Gregorovius F. The Roman journals of Ferdinand Gregorovius, 1852–1874. London, 1907. В издании 1907 г. на английском языке представлен перевод немецкого текста.
71 Koelman J.P. Memorie romane / a cura di M.L. Trebiliani. Vol. 2. Roma, 1963.
About the authors
K. A. Kimlenka
Institute of World History, Russian Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: k.kimlenko@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-7793-2249
Scopus Author ID: 58504552900
ResearcherId: KIC-0153-2024
кандидат исторических наук
Russian Federation, MoscowReferences
- Кимленко Е.А. Римская Курия в донесениях российского агента в Риме П.А. Капниста (1866–1875 гг.) // Новое в Новой истории / под ред. Г.А. Шатохиной-Мордвинцевой. М., 2023. С. 325–343.
- Серова О.В. Петербург готовится к переговорам с Римом: работа Секретного католического комитета // Новая и новейшая история. 2020. № 1. С. 44–65.
- Серова О.В. Россия и Ватикан. Политика и дипломатия. XIX – начало XX века. Кн. 1. 1825–1870. М., 2018.
- Серова О.В. Россия и Ватикан. Политика и дипломатия. XIX – начало XX века. Кн. 2. 1870–1894. М., 2021.
- Kimlenka K.A. Rimskaya Kuriya v doneseniyakh rossiiskogo agenta v Rime P.A. Kapnista (1866–1875 gg.) [The Roman Curia in the dispatches of the Russian Agent in Rome P.A. Kapnist (1866–1875)] // Novoe v Novoi istorii [The New in Modern History] / red. G.A. Shatokhina-Mordvintseva. Moskva, 2023. S. 325–343. (In Russ.)
- Serova O.V. Peterburg gotovitsya k peregovoram s Rimom: rabota Sekretnogo katolicheskogo komiteta [Preparations of Saint Petersburg for Talks with Rome: the Work of the Secret Catholic Committee] // Novaya i Novejshaya Istoriya [Modern and Contemporary History]. 2020. № 1. P. 44–65. (In Russ.)
- Serova O.V. Rossiya i Vatikan. Politika i diplomatiya. XIX – nachalo XX veka [Russia and the Vatican. Politics and Diplomacy. 19th – early 20th century]. Book 1. 1825–1870. Moskva, 2018. (In Russ.)
- Serova O.V. Rossiya i Vatikan. Politika i diplomatiya. XIX – nachalo XX veka [Russia and the Vatican. Politics and Diplomacy. 19th – early 20th century]. Book 2. 1870–1894. Moskva, 2021. (In Russ.)
- Aubert R. Il Pontificato di Pio IX (1846–1878). Torino, 1976.
- Bedeschi L. La Curia romana durante la crisi modernista. Episodi e metodi di governo. Parma, 1968.
- Castagnino Berlinghieri U. Diplomazia senza Stato: Santa Sede e potenze europee. Milano, 2013.
- Costituzione Apostolica “Praedicate Evangelium” sulla Curia Romana e il suo servizio alla Chiesa e al Mondo, 19.03.2022 // La Santa Sede. URL: https://press.vatican.va/content/salastampa/it/bollettino/pubblico/2022/03/19/0189/00404.html (access date: 01.03.2024).
- D’Avanzo B. Il Papa Onorio e l’infallibilità Pontificia. Lettera di Mgr Bartolommeo d’Avanzo Vescovo di Calvi e Teano ecc. a’ Professori della Facoltà teologica del Seminario di Calvi // La Scienza e la Fede. Raccolta religiosa scientifica letteraria artistica. 1872. Serie III. Vol. XVII. P. 5–15.
- D’Avanzo B. La Quistione sul dominio temporale della S. Sede. È temporale? Si può difendere con armi spirituali? Lettera di Mons. Vescovo di Castellaneta ad un parocco. Napoli, 1860.
- D’Avanzo B. Roma capitale d’Italia // Archivio dell’Ecclesiastico di Firenze. 1866. Fasc. 35–36. P. 461–475.
- De Leonardis M. L’Inghilterra e la questione romana, 1859–1870. Milano, 1980.
- Fiorentino C.M. Generoso Calenzio e il “Diario del Conclave di Leone XIII” // Archivio della Società romana di storia patria. 1995. Vol. 118. Р. 187–278.
- Francesco Crispi: politica estera. Memorie e documenti raccolti e ordinate da T. Palamenghi-Crispi. Milano, 1912.
- Giuseppe Pasolini, 1815–1876 memorie raccolte da suo figlio. 3 ed. Torino, 1887.
- Grassellini G. Des rapports du pourvoir temporel avec la souveraineté spirituelle des Pontifes Romains par S.E. le Cardinal Grassellini traduit de l’italien et dédié a Sa Majesté la reine la Reine D’Espagne. Paris, 1865.
- Gregorovius F. The Roman journals of Ferdinand Gregorovius, 1852–1874. London, 1907.
- Il Concilio Vaticano I: diario di Vincenzo Tizzani (1869–1870) / a cura di L. Pásztor. Vol. 1–2. (Band 25–I–II). Stuttgart, 1991–1992.
- Jacini S. Il tramonto del potere temporale nelle relazioni degli ambasciatori austriaci a Roma (1860–1870). Bari, 1931.
- Koelman J.P. Memorie romane / a cura di M.L. Trebiliani. Vol. 2. Roma, 1963.
- Le secret de l’empereur, correspondance confidentielle et inédite échangée entre M. Thouvenel, le Duc de Gramont et le Général Comte de Flahault 1860–1863. Vol. 2. Paris, 1889.
- Les cardinaux entre Cour et Curie: Une élite romaine (1775–2015) / eds F. Jankowiak, L. Pettinaroli. Rome, 2017.
- Maccarone M. Il Concilio Vaticano I e il “Giornale” di mons. Arrigoni. Vol. 2. Padova, 1966.
- Marotta S. L’evoluzione del dibattito sul “non expedit” all’interno della Curia romana tra il 1860 e il 1888 // Rivista di storia della Chiesa in Italia. 2014. № 1. P. 95–164.
- Martina G. Pio IX (1846–1850). Roma, 1974.
- Martina G. Pio IX (1851–1866). Roma, 1986.
- Martina G. Pio IX (1867–1878). Roma, 1990.
- Meneguzzi Rostagni C. La crisi del potere temporale e la diplomazia europea 1859–1860. Padova, 1983.
- Morichini C.L. Degli istituti di carità per la sussistenza e l’educazione dei poveri e dei prigioneri in Roma. Roma, 1870.
- Pesci U. I primi anni di Roma capitale, 1870–1878. Roma, 1971.
- Pirri P. Pio IX e Vittorio Emanuele II dal loro carteggio privato. Vol. 3. Roma, 1961.
- Regoli R. Ordini, controordini e disordini. Riforma della Curia e dello Stato // Governo della Chiesa, Governo dello Stato. Il tempo di Leone XII. Ancona, 2019. P. 29–51.
- Roma appartiene ai Pontefici dell’Illustre ed E.mo Sig. Cardinale Mathieu / traduzione dal francese di F. Gigli. Roma, 1863.
- Rosa M. La Curia romana nell’età moderna. Istituzioni, cultura, carriere. Roma, 2013.
- Tarquini C. Juris ecclesiastici publici institutiones. Roma, 1862.
- Tedeschi M. Francia e Inghilterra di fronte alla questione romana: 1859–1860. Milano, 1978.
- The Roman question. Extracts from the despatches of Odo Russell from Rome 1858–1870 / ed. N. Blakiston. London, 1962.
- Tizzani V. Effemeridi romane / a cura di G.M. Croce. Vol. 1. 1828–1860. Città del Vaticano, 2021.
- Veca I. Il mito di Pio IX. Storia di un papa liberale e nazionale. Roma, 2018.
- Visceglia M.A. International Politics, Factions and Parties in the Roman Curia During the Late 16th Century // A Europe of Courts, a Europe of Factions. Leiden, 2017. P. 64–87.
- Weber C. Das Kardinalskollegium in den letzten Jahren Pius‘ IX. Ein “Tableau des Cardinaux” des österreichisch–ungarischen Botschafters beim Hl. Stuhl aus dem Jahre 1874 // Archivum Historiae Pontificiae. 1973. Vol. 11. P. 323–351.
Supplementary files
