Оценка неравномерности акустических и упругих свойств рессорных пружин сжатия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена исследованию акустических и упругих свойств автомобильной и железнодорожной пружин, изготовленных соответственно способом холодным навивки и методом высокотемпературной механической обработки. Для оценки неравномерности акустических свойств использован эхометод многократных отражений, основанный на измерении скоростей продольных и поперечных волн, распространяющихся по диаметру навитого прутка пружины. Специально разработанные проходные электромагнитно-акустические преобразователи поперечных волн осевой поляризации и преобразователи продольных волн на основе гибкой пьезопленки поливинилидентфторида обеспечивают многократное переотражение объемных волн по сечению навитого витка пружины. По результатам измерений скоростей волн рассчитаны модуль упругости, модуль сдвига и коэффициент Пуассона. Установлено, что имеют место различия в неравномерности акустических и упругих свойств по длине навитого прутка автомобильной и железнодорожной пружин. Наблюдается линейное изменение акустических и упругих свойств по длине навитого витка для железнодорожной пружины (от одного торца к другому), обусловленное технологией высокотемпературной механической обработки. Для бочкообразной автомобильной пружины имеет место нелинейное изменение по длине навитого прутка, коррелирующее с диаметром навивки и формированием остаточных напряжений.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

О. В. Муравьева

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова;
Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: pmkk@istu.ru
Россия, ул. Студенческая, 7, Ижевск, 426069; ул. Т. Барамзиной, 34, Ижевск, 426067

В. В. Муравьев

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова; Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук

Email: vmuraviev@mail.ru
Россия, ул. Студенческая, 7, Ижевск, 426069; ул. Т. Барамзиной, 34, Ижевск, 426067

П. А. Шихарев

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Email: pmkk@istu.ru
Россия, ул. Студенческая, 7, Ижевск, 426069

К. Ю. Белослудцев

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Email: pmkk@istu.ru
Россия, ул. Студенческая, 7, Ижевск, 426069

Список литературы

  1. Гупалов Б.А. Повышение качества изготовления рам кузовов локомотивов // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2022. Т. 25. № 1. С. 62—76. EDN PNEVDV. doi: 10.22213/2413-1172-2022-1-62-76
  2. Дементьев В.Б., Ломаева Т.В., Соловьев С.Д. Высокотемпературная термомеханическая обработка в технологии производства винтовых пружин. Ижевск: Изд-во Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, 2022. 208 с. ISBN 978-5-7526-0969-5. EDN PACJAH.
  3. Григорьев В.М., Макиенко В.М., Соколов П.В. Анализ разрушений пружин пассажирского вагона // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. 2015. № 1 (2—3). С. 94—97. EDN UDYKRZ.
  4. Bergh F., Silva G.C., Silva C., Paiva P. Analysis of an automotive coil spring fracture, Engineering Failure Analysis // Engineering Failure Analysis. 2021. V. 129. P. 105679. doi: 10.1016/j.engfailanal.2021.105679
  5. Kumbhalkar M.A., Bhope D.V., Chaoji P.P. Investigation for Failure Response of Suspension Spring of Railway Vehicle: A Categorical Literature Review // Journal of Failure Analysis and Prevention. 2020. V. 20. P. 1130—1142. doi: 10.1007/s11668-020-00918-6
  6. Azhar Husaini, Teuku Е. P. Stress Analysis on an Automotive Coil Spring Due to Speed Effect / Proceedings of the 3rd International Conference on Experimental and Computational Mechanics in Engineering. ICECME 2021. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Springer, Singapore. 2023. Р. 148—153. doi: 10.1007/978-981-19-3629-6-16
  7. Шевченко Д.В., Рудакова Е.А., Орлова А.М. Подходы к оценке напряженно-деформированного состояния пружин рессорного подвешивания грузовых вагонов // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2020. Т. 17. № 2. С. 221—232. doi: 10.20295/1815-588X-2020-2-221-232. EDN LKBTSV.
  8. Сунь Х., Данилов В. Л. Анализ остаточных напряжений в винтовых цилиндрических пружинах при высокой температуре // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2015. № 6. С. 384—396. doi: 10.7463/0615.0778617. EDN UBZHVZ
  9. Kobelev V. Elastic-plastic work-hardening deformation under combined bending and torsion and residual stresses in helical springs // International Journal of Material Forming. 2010. V. 3. Suppl. 1. P. 869—881. doi: 10.1007/s12289-010-0908-8
  10. Chin C.H., Abdullah S., Singh S.S.K. Probabilistic-based fatigue reliability assessment of carbon steel coil spring from random strain loading excitation // J. Mech. Sci. Technol. 2022. V. 36. P. 109—118. doi: 10.1007/s12206-021-1209-5
  11. Kong Y. S., Shahrum A., Dieter S., Mohd Z. O., Sallehuddin M. H. 2019. Evaluation of Energy-Based Model Generated Strain Signals for Carbon Steel Spring Fatigue Life Assessment // Metals. 2019. V. 9. No. 2. Р. 213. doi: 10.3390/met9020213
  12. Hattori C.S., Couto A.A., Vatavuk J., de Lima N.B., Reis D.A.P. Evaluation of Fatigue Behavior of SAE 9254 Steel Suspension Springs Manufactured by Two Different Processes: Hot and Cold Winding // Experimental and Numerical Investigation of Advanced Materials and Structures. 2013. V. 41. Р. 91—105. doi: 10.1007/978-3-319-00506-5_5
  13. Ostash О.P., Chepil’ R.V., Markashova L.І. Influence of the Modes of Heat Treatment on the Durability of Springs Made of 65G Steel // Materials Science. 2018. V. 53. Р. 684—690. doi: 10.1007/s11003-018-0124-0
  14. Mocilnik V., Gubeljak N., Predan J., Flasker J. The influence of constant axial compression pre-stress on the fatigue failure of torsion loaded tube springs // Engineering Fracture Mechanics. 2010. V. 77. P. 3132—3142. doi: 10.1016/j.engfracmech.2010.07.014
  15. Козлов М.В., Петров А.А., Левчук Т.В. Исследование метрологических характеристик вихретокового метода неразрушающего контроля вагонного парка // Инновации и инвестиции. 2021. № 6. С. 143—146. EDN ZNGJEF.
  16. Fukuoka K., Hasegawa R. Flaw detection for microcrack in spring steel and estimation of crack shape with eddy current testing // International Journal of Applied Electromagnetics and Mechanics. 2018. V. 59. Р. 1—8. doi: 10.3233/JAE-1711
  17. Aravanis T.C., Sakellariou J., Fassois S. A stochastic Functional Model based method for random vibration based robust fault detection under variable non–measurable operating conditions with application to railway vehicle suspensions // Journal of Sound and Vibration. 2019. V. 466. Р. 115006. doi: 10.1016/j.jsv.2019.115006
  18. Li C., Luo S., Cole C., Spiryagin M. Bolster spring fault detection strategy for heavy haul wagons // Vehicle System Dynamics. 2018. V. 56. Р. 1—18. doi: 10.1080/00423114.2017.1423090
  19. Беспалов Д.А., Силаев М.Ю., Ворошилин В.В., Ремшев Е.Ю. Оценка параметров качества винтовой пружины сжатия из стали 65С2ВА акустическими методами // Металлообработка. 2014. № 3 (81). С. 51—54. EDN SLJFER.
  20. Муравьев В.В., Муравьева О.В., Стрижак В.А. Анализ сравнительной достоверности акустических методов контроля пруткового проката из рессорно-пружинных сталей // Дефектоскопия. 2014. № 8. С. 3—12. EDN SYRLJF.
  21. Стрижак В.А., Хасанов Р.Р., Хомутов А.С., Торхов К.А., Пушин П.Н. Оценка чувствительности к дефектам и исследование скоростей волн в трубах-заготовках цилиндров глубинного штангового насоса волноводным акустическим методом // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2024. Т. 27. № 3. С. 86—100. EDN PKTDNX. doi: 10.22213/2413-1172-2024-3-86-100
  22. Муравьев В.В., Муравьева О.В., Владыкин А.Л. Акустические и электромагнитные свойства мартенситно-стареющего железохромоникелевого сплава с добавлением меди при механическом растяжении // Дефектоскопия. 2023. № 5. С. 12—20. EDN YZXLMH. doi: 10.31857/S0130308223050020
  23. Муравьев В.В., Муравьева О.В., Вагапов Т.Р. Акустические и электромагнитные свойства заготовок стволов гражданских ружей // Интеллектуальные системы в производстве. 2023. Т. 21. № 1. С. 59—70. EDN KBBVGW. doi: 10.22213/2410-9304-2023-1-59-70
  24. Muravieva O.V., Muraviev V.V., Volkova L.V., Vladykin A.L., Belosludtsev K.Yu. Acoustic properties of 15-5 PH maraging steel after energy deposition // Frontier Materials & Technologies. 2024. V. 2. P. 87—100. EDN ZTZLQF. doi: 10.18323/2782-4039-2024-2-68-8
  25. Муравьева О.В., Брестер А.Ф., Владыкин А.Л. Закономерности фокусировки поля проходного электромагнитно-акустического преобразователя поперечных волн // Контроль. Диагностика. 2023. Т. 26. № 9 (303). С. 27—41. EDN OYSXOJ.doi: 10.14489/td.2023.09.pp.027-041
  26. Стрижак В.А., Пряхин А.В., Хасанов Р.Р., Ефремов А.Б. Аппаратно-программный комплекс контроля прутков зеркально-теневым методом на многократных отражениях // Известия высших учебных заведений. Приборостроение. 2017. Т. 60. № 6. С. 565—571. EDN YTPNDZ.
  27. Грищенко А.И., Модестов В.С., Полянский В.А., Третьяков Д.А., Штукин Л.В. Экспериментальное исследование поля акустической анизотропии в образце с концентратором напряжений // Механика. 2017. Т. 10. № 1. С. 121—129. EDN YJQEQZ. doi: 10.18721/JPM.10112
  28. Муравьев В. В., Зуев Л. Б., Комаров К. Л. Скорость звука и структура сталей и сплавов. Новосибирск: Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука», 1996. 184 с. ISBN 5-02-031211-8. EDN QCESRR.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Геометрия и принятые обозначения железнодорожной пружины (а); автомобильной пружины (б).

Скачать (223KB)
3. Рис. 2. Железнодорожная и автомобильная пружины с установленными ЭМА-преобразователями и преобразователями на основе гибкой пьезопленки типа.

Скачать (380KB)
4. Рис. 3. Принцип действия ЭМА-преобразователя поперечных волн (а) и пьезопреобразователя на основе ПВДФ продольных волн (б).

Скачать (232KB)
5. Рис. 4. Серии многократных отражений по диаметру навитого прутка для поперечной (а) и продольной (б) волн для автомобильной пружины.

Скачать (903KB)
6. Рис. 5. Взаимосвязь скоростей поперечной и продольной волн.

Скачать (103KB)
7. Рис. 6. Результаты 3D-сканирования автомобильной пружины (а); зависимость диаметра навивки по длине навитого прутка (б).

Скачать (248KB)
8. Рис. 7. Зависимости скоростей продольной (а) и поперечной (б) волн по длине навитого прутка L автомобильной пружины.

Скачать (225KB)
9. Рис. 8. Зависимости модуля Юнга (а), модуля сдвига (б) и коэффициента Пуассона (в) по длине навитого прутка L автомобильной пружины.

Скачать (362KB)
10. Рис. 9. Зависимости скоростей продольной (а) и поперечной (б) волн по длине навитого прутка L железнодорожной пружины.

Скачать (157KB)
11. Рис. 10. Зависимости модуля Юнга (а), модуля сдвига (б) и коэффициента Пуассона (в) по длине навитого прутка L железнодорожной пружины.

Скачать (248KB)

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».