Artificial intelligence technologies in the BRICS political agenda
- 作者: Vinogradova E.A.1
-
隶属关系:
- Research Center: Artificial Intelligence Technologies in International Relations
- 期: 编号 1 (2024)
- 页面: 46-60
- 栏目: Policy
- URL: https://bakhtiniada.ru/0044-748X/article/view/255648
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0044748X0029114-4
- ID: 255648
如何引用文章
全文:
详细
全文:
Бурный рост технологий искусственного интеллекта (ИИ) в последние годы подтолкнул мировой коммуникационный процесс к виртуализации общественной жизни и изменил международные тенденции внешнеполитического взаимодействия на глобальном уровне. Информационнотехнологическая революция помогла ряду стран BRICS (Brazil, Russia, India, China, South Africa), в частности, Китаю и Индии, стать ключевыми игроками на рынке цифровых и информационно-коммуникационных услуг, получающими огромные дивиденды и грамотно выстраивающими цифровую экономику. В будущем это может благоприятно отразиться на деятельности государств, входящих в объединение, которые перестанут испытывать острую цифровую зависимость от внешнего технологического давления со стороны США и смогут обрести цифровой суверенитет, который будет способствовать гармоничному развитию цифровой экономики развивающихся стран. Внедрение технологий ИИ в деятельность объединения является актуальной задачей для стран BRICS и активно обсуждается на многочисленных встречах. На сегодняшний день тема использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в BRICS мало изучена. Научную литературу по данной проблематике условно можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся работы, авторы которых изучают имежрегиональное сотрудничество BRICS в области развития цифровых технологий. Здесь необходимо выделить статью А.Игнатова «Повестка дня БРИКС по управлению Интернетом» [1], в которой представлен анализ приоритетов стран BRICS в отношении управления Интернетом. В работе исследователей Д.Саймана, Е.Громовой, Е.Юхнявичюса «Регулирование искусственного интеллекта в БРИКС и Европейском союзе» [2] детально рассмотрены проблемы использования технологий ИИ и предложены решения по оптимизации положений законодательства в этой сфере. Особенности цифровой экономики в странах BRICS анализируются в статье исследователей И.Лазанюка и С.Ревиновой [3]. Изучение эволюции индикаторов, упрощение процедур торговли стран BRICS при помощи цифровых технологий представлено в исследовании бразильских ученых М.Мартинса и С.Алмейда Биспо [4]. Во вторую группу входят труды отечественных и зарубежных специалистов, изучающих киберугрозы, направленные на подрыв различных видов деятельности в странах BRICS. Основные риски и угрозы, связанные с национальной и международной психологической безопасностью, и злонамеренное использование искусственного интеллекта в странах объединения рассмотрены в работе российских ученых Д.Ю.Базаркиной и Е.Н.Пашенцева [5]. В статье индийского политолога Э.Дилипрадж «Кабель БРИКС и кибербезопасность» [6] проанализирована злонамеренная деятельность с использованием американской программы PRISM, направленная на установление массовой электронной слежки в государствах, входящих в BRICS. Подробный анализ аспектов кибербезопасности в этих государствах и новейшего законодательства по защите данных представлен в монографии бразильского профессора Луки Белли [7]. В диссертации другого бразильского ученого С.М.Пиньейру де Резенде [8] рассмотрена такая технология искусственного интеллекта, как дипфейк (deepfake), а также его роль в дискредитации политических лидеров Бразилии. Целями данного исследования являются определение стратегии BRICS в ходе использования передовых технологий ИИ для развития цифровой коммуникации между странами-участницами, а также классификация основных киберугроз и информационно-психологических операций, направленных на подрыв деятельности объединения. Методология исследования основана на системном подходе, направленном на изучение технологий ИИ, задействованных в цифровизации BRICS и классификации новых видов киберугроз. В статье задействованы следующие группы источников: статистические данные зарубежных и российских исследовательских лабораторий, законодательные документы BRICS (декларации, стратегии, материалы межправительственных встреч, дорожные карты), СМИ, научные работы зарубежных и отечественных исследователей. В данной статье применялись следующие методы исследования: case study для детального изучения технологий искусственного интеллекта в работе BRICS; метод классификации для систематизации основных киберугроз, представляющих опасность для BRICS. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ В СТРАНАХ BRICS: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В период с 2017 по 2021 г. происходит планомерное внедрение технологий ИИ в государственный сектор стран BRICS, обусловленное принятием национальных стратегий по ИИ. Эти документы послужили своего рода отправной точкой в создании новой цифровой эры для ряда государств, входящих в BRICS. Национальная стратегия по ИИ в Китае В 2017 г. Китай принял национальную стратегию по ИИ на период до 2030 г., став первой страной BRICS, обозначившей свою концепцию по развитию технологий ИИ. В документе особое внимание уделяется экономическому развитию, конкурентоспособности и социальному управлению [9]. Этот документ часто появляется в СМИ как основополагающий этап в развитии ИИ в Китае и является предметом политического анализа. Согласно национальному плану, главной целью китайской стратегии в области ИИ является превращение страны к 2030 г. в главный международный центр инноваций [10, p. 301] с валовым объемом производства новой отрасли ИИ, превышающим 1 трлн юаней [11, p. 10]. В основе этой политики лежит стремление стать самодостаточным в производстве технологий ИИ за счет снижения зависимости от иностранных технологий и зарубежного опыта. Это направление приобрело особую значимость после экспортных ограничений со стороны США, введенных в 2020 г., показавших серьезную уязвимость китайского технологического рынка, развитие которого напрямую зависит от решений главного конкурента в лице Соединенных Штатов. Политика Вашингтона в области технологической изоляции Китая получила в научной литературе название «Война чипов», цель которой — отрезать страну от передовых технологий и оборудования для производства чипов [12]. Это привело к новому этапу развития китайской технологической стратегии: в 2021 г. сразу несколько крупнейших технологических компаний Китая (Baidu, Alibaba, Huawei, Xiaomi и Oppo) приступили к разработкам отечественных чипов [13]. Рынок ИИ в Китае стремительно развивается с 2015 г. Ожидается, что к 2024 г. его ежегодный темп роста будет на уровне 20%, а объем рынка составит 70,2 млрд долл. [14]. По масштабу он занимает второе место в мире после США. Важной особенностью китайской стратегии в области ИИ является также разработка комплексной политической основы для развития технологий ИИ, в которой задействованы центральные и местные органы власти, част- ный сектор и исследовательские организации [9, p. 42], где основной акцент делается на развитие специальной образовательной среды. ИИ как самостоятельная дисциплина изучается в ряде университетов страны и финансируется крупными технологическими компаниями. Что касается частного сектора, то Китай выбрал «национальных чемпионов в области ИИ». Например, Baidu было поручено разработать технологии автономного вождения, Alibaba — систему умных городов, Tencent — умное зрение для медицинской диагностики [15, p. 62]. Таким образом, в последние годы одной из основных задач Китая в области ИИ является создание технологий ИИ нового поколения для открытия новых технологических возможностей в целях развития страны, защиты ее национальной безопасности и роста конкурентоспособности. Национальная стратегия по ИИ в Индии Индия определила национальную политику в области искусственного интеллекта в 2018 г. в рабочем документе «Национальная стратегия в области искусственного интеллекта AI for All» [16]. В целом документ направлен на реализацию следующих целей: использование ИИ для экономического роста; применение ИИ для социального развития инклюзивного роста; развитие Индии как «международной станции ИИ». На сегодняшний день Индия сталкивается с рядом проблем: отсутствие эффективных экосистем данных, малое количество исследований по ИИ, недостаточность навыков в работе с технологиями ИИ [17, p. 24]. Среди важнейших шагов на пути реализации национальной стратегии Индии в области ИИ можно выделить такие приоритетные области, как промышленность, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, умные города и инфраструктура. 30 мая 2020 г. правительство Индии запустило национальный портал искусственного интеллекта (www.ai.gov.in), функционирующий как универсальная цифровая платформа разработок, связанных с искусственным интеллектом, обеспечивающая обмен между инвестиционными фондами, компаниями и образовательными учреждениями, работающими в сфере искусственного интеллекта. Правительство запустило также национальную программу для молодежи «Ответственный искусственный интеллект» для предоставления студентам соответствующих ресурсов для научно-исследовательской работы в области ИИ [18]. Индия применила уникальный подход к своей стратегии в области ИИ, сосредоточив внимание не только на экономическом росте, но и на социальной интеграции. Ярким примером является разработка специальных чат-ботов для обслуживания клиентов банков, образовательной среды и правительственных порталов [19, p. 4926]. Национальная стратегия по ИИ в России В 2019 г. в России была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. Она является основой для разработки государственных программ, федеральных и региональных проектов, касающихся развития ИИ [20]. За последние годы в стране сложился огромный потенциал для того, чтобы Россия стала одним из мировых лидеров в развитии и использовании технологий ИИ, чему способствуют высокий уровень базового физикоматематического образования, сильная естественно-научная школа, наличие компетенций в области моделирования и программирования и высокоразвитая базовая информационно-коммуникационная инфраструктура (развитие радиотелефонной связи третьего и четвертого поколений) и доступность мобильной передачи данных [21]. По оценкам Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ, лидерами по внедрению технологий искусственного интеллекта являются финансовый сектор, организации ТЭК, промышленный сектор, транспортная отрасль, здравоохранение [22]. Для развития рынка ИИ в стране в 2020 г. был создан специальный федеральный проект «Цифровая экономика». Национальная стратегия по ИИ в Бразилии Бразильская государственная стратегия по искусственному интеллекту (Estratégia Brasileira de Inteligência Artificial, EBIA) была сформулирована в 2021 г. Она направлена на развитие образования, научно-исследовательских организаций, налогообложения [23]. В качестве примера передовых разработок в области ИИ в госсекторе можно выделить государственный проект Paraná Inteligência Artificial (PIA) для города Парана, ориентированный на предоставление услуг гражданам через специальную платформу и приложение на базе ИИ. Платформа объединяет более 380 государственных служб в одном месте и является каналом для коммуникации населения с госорганами [24]. За последние несколько лет министерство науки, технологий и инноваций Бразилии разработало несколько проектов, связанных с ИИ, среди которых можно выделить создание центров прикладных технологий, ориентированных на ИИ, и инициатив по технологическому предпринимательству на основе ИИ [24]. Согласно данным CNPq Lattes Platform, специалисты в сфере искусственного интеллекта работают по большей части в федеральных исследовательских центрах и университетах, и их почти нет в технологических компаниях [24]. Наиболее активно технологии ИИ внедряют коммерческие фирмы. На региональном уровне Бразилия лидирует по инвестициям, задействованным ресурсам и разнообразию сфер применения технологий ИИ [25, с. 43]. Однако одной из ключевых проблем, затрудняющих внедрение технологий ИИ в государственный сектор, по мнению бразильских ученых Уолтера Б.Госпара и Ясмина Курзи де Мендосы, является отсутствие четкого описания структуры управления ИИ, а также точных целей и сроков реализации стратегии [26, p. 8]. Национальная стратегия по ИИ в ЮАР ЮАР — единственная страна BRICS, где не существует четко сформулированной государственной стратегии по ИИ. Ее предтечей является лишь доклад Президентской комиссии по четвертой промышленной революции, опубликованный в 2020 г., где ИИ признается одной из высокотехнологичных отраслей, в которых страна «серьезно отстает». Тем не менее ЮАР занимает лидирующие позиции среди стран Африки по объему внедрения технологий ИИ в работу коммерческих структур. На данный момент 726 компаний страны задействуют в своей работе технологии ИИ. Кроме того, ЮАР имеет самые высокие баллы среди других африканских стран по индексу готовности правительства к использованию ИИ [27]. В стране действуют несколько передовых центров: сетевой международный Центр исследований в области искусственного интеллекта (Artificial Intelligence in South Africa, CAIR); Центр четвертой промышленной революции, созданный 23 декабря 2021 г. министерством науки и инноваций ЮАР и управляемый Советом по научным и промышленным исследованиям (Council for Scientific and Industrial Research, CSIR) [28]. Одной из целей CSIR является повышение конкурентоспособности ЮАР за счет перехода к цифровой экономике. Технологии ИИ активно применяются в ЮАР для развития социальной сферы и, в частности, системы здравоохранения. В качестве примера можно привести работу Национального департамента здравоохранения, создавшего специального чат-бота MomConnect для виртуального ведения беременности, услугами которого воспользовались уже 1,8 млн женщин [29]. СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН BRICS В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Лидеры государств, входящих в BRICS, рассматривают цифровизацию как новую возможность для укрепления сотрудничества и расширения партнерских отношений [7]. Одной из приоритетных задач является создание целевой группы по цифровым технологиям, которая сможет дать возможность странам BRICS обрести цифровой суверенитет и выбрать независимый путь для гармоничного построения цифровой экономики. BRICS обладает всеми преимуществами, которые есть у межрегиональных организаций. Созданный в 2014 г. Новый банк развития BRICS (New Development Bank, NDB) представляет собой институциональную структуру, сформированную по типу неформального клуба [30, p. 36]; банк доказывает свою устойчивость и способность принимать коллективные решения, несмотря на политические и экономические разногласия между некоторыми членами организации [1, p. 89]. Цифровой разрыв стран BRICS на сегодняшний день является барьером для внедрений технологий ИИ в работу объединения. Решение этой проблемы стало важным пунктом Стратегии энергетического партнерства BRICS до 2030 г., выпущенной 20 ноября 2020 г. Согласно документу, страны объединения в ближайшие годы собираются устранить цифровой разрыв путем преодоления неравномерности в доступе населения государств BRICS к цифровой инфраструктуре, навыкам и услугам, а также путем повышения цифровой инклюзивности населения, проживающего в сельских районах, и людей с ограниченными возможностями посредством улучшения условий доступа к Интернету [31]. Согласно статистическим данным, в период 2020—2023 гг. политика в области преодолении цифрового разрыва путем доступа к сети Интернет становится более активной. В Бразилии в 2020 г. доля населения, пользующегося Интернетом, составляла 81,34% [32], а к 2023 г. она выросла почти на 3 п.п., составив 84,3% [33]. В ЮАР в 2020 г. этот же показатель был равен 67,91%, к 2023 г. он вырос до 82,2% [34]. В России в 2020 г. доля интернет-пользователей составляла 84,99% [35], к 2023 г. — 88,2% [36]. В Индии в 2020 г. доступ к Интернету имели 45% жителей страны [37], к 2023 г. — 48,7% [38]. В Китае в 2020 г. тот же показатель равнялся 70,4%, а к 2023 г. вырос почти на 6%, достигнув 76,4% [39]. С 2014 г. страны BRICS планомерно сотрудничают в цифровой сфере. Ярким примером может послужить созданный в 2014 г. Сетевой университет (BRICS Network University) — образовательный проект, состоящий из учебных организаций высшего образования стран-участниц. В 2022 г. в рамках цифрового сотрудничества был проведен первый конкурс «Инженерные технологии искусственного интеллекта» для развития навыков и технологических инноваций по программе «Один пояс, один путь», направленный на построение качественных партнерских отношений и содействие глобальному развитию [40]. Говоря о сотрудничестве стран BRICS в области развития технологий ИИ, необходимо отметить совместную работу институтов судебной власти. В октябре 2019 г. состоялся практический семинар высших судов государств, входящих в BRICS, на котором детально изучался уникальный опыт Бразилии по внедрению технологий искусственного интеллекта в судебные органы страны. Участники семинара представили разработки виртуальной реальности для проведения коллегиального судебного заседания в рамках так называемого виртуального пленума, который ко всему прочему позволяет следить за результатами голосований судей в режиме реального времени на веб-сайте суда, что гарантирует прозрачность и публичность принимаемых решений [41]. Новаторской технологией на основе ИИ в бразильской судебной системе также является инструмент для консультаций по судебной практике, который используется для облегчения доступа к решениям суда в более удобной цифровой среде. Инструмент на основе ИИ VICTOR является передовой разработай бразильских судов и университета Бразилиа и предназначен для выявления неординарных обращений, связанных с вопросами, имеющими общественный резонанс. Данный инструмент повышает эффективность судебного анализа и значительно экономит время и человеческие ресурсы. Ряд задач, которые судебные органы выполняют в среднем за 44 минуты, VICTOR решает менее чем за пять секунд [41]. Количество совместно принимаемых решений BRICS в области содействия цифровому росту и развитию ИКТ на протяжении ряда лет стабильно растет, а уровень их исполнения достиг отметки в 74% [42, p. 88]. Развитие технологий ИИ в странах BRICS активно обсуждалось 17 сентября 2020 г. в рамках шестой встречи министров стран — членов организации. Важным пунктом декларации, принятой по итогам встречи, стал тезис о «содействии ускорению инклюзивного экономического роста и реализации цели в области устойчивого развития» при помощи технологий ИИ, а также их «способности приносить большую пользу маргинализированным обществам стран BRICS » [43]. 14 октября 2020 г. была выпущена дорожная карта BRICS до 2025 г., направленная на активное расширение стратегического партнерства странучастниц в области энергетики при помощи цифровых технологий на основе ИИ [44]. Среди перспективных направлений можно выделить совместные разработки виртуальной реальности и комплексного анализа данных ИИ. В мае 2022 г. на девятой встрече министров стран BRICS особое внимание было уделено применению технологий ИИ для «ускорения цифровой трансформации в области образования и политической среды» [45]. ЗЛОНАМЕРЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И КИБЕРАТАК В СТРАНАХ BRICS Политика BRICS в сфере информационной безопасности является одним из важнейших направлений в работе объединения. В 2013 г. во время заседания 68 генеральной ассамблеи ООН речь президента Бразилии Дилмы Руссефф (2011—2016 гг.) была посвящена осуждению американской программы массовой слежки PRISM [6]. Бразильского лидера поддержали государства — участницы BRICS. Несанкционированное использование информационных ресурсов со стороны США в странах BRICS в 2013 г. показало наличие пассивной угрозы информационной безопасности. Именно в этот период началось активное сотрудничество объединения в сфере кибербезопасности. В 2018 г. по итогам состоявшегося в Йоханнесбурге саммита BRICS была принята декларация, в которой фигурировал пункт о создании объединенной киберполиции. Несколькими годами позже был запущен проект Cyber BRICS для разработки нормативных актов и предложений по политике в области управления кибербезопасностью (включая использование персональных данных), политики доступа в Интернет и стратегий цифровизации государственного управления в странах BRICS [46]. Самым опасным видом киберугроз признаны угрозы, направленные на нарушение нормального процесса функционирования той или иной системы посредством целенаправленного воздействия на аппаратные, программные и информационные ресурсы [47, c. 28]. В последние годы передовым инструментом для подобного вида киберугроз являются так называемые фишинговые атаки, цель которых заключается в получении доступа к конфиденциальным данным пользователей путем проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов и цифровых агентств, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков или внутри социальных сетей. За последние годы данный вид киберугроз в странах BRICS является предметом постоянных обсуждений на различных саммитах. Целая серия крупных фишинговых атак на банковский сектор потрясла Южную Африку в 2005 г. [48]. С 2020 г. Бразилия является мировым лидером по фишинговым атакам: каждый пятый интернет-пользователь в стране хотя бы раз подвергался нападению [49]. 9 февраля 2023 г. была совершена крупнейшая фишинговая атака на популярный сайт социальных новостей Reddit в Индии. По данным портала, после получения доступа к учетным данным сотрудника, злоумышленнику стали доступны внутренние документы, информационные панели, бизнес-системы и код. Атака привела к раскрытию контактной информации сотен пользователей, сотрудников компании и информации о рекламодателях [50]. В марте 2023 г. была раскрыта деятельность хакерской группы по шпионажу, нацеленная на взлом данных китайской атомной энергетики [51]. В июне 2023 г. Лаборатория Касперского заявила о новой мошеннической схеме киберпреступников, которые запускают фишинговые атаки в России при помощи ChatGPT. По итогам первого квартала 2023 г., по данным Роскомнадзора, в России было удалено и заблокировано более 7,2 тыс. фишинговых ресурсов, что намного превышает прошлогодние показатели [52]. В этой связи кибербезопасность стала одним из важнейших приоритетов, обозначенных лидерами стран BRICS на тринадцатом саммите организации, состоявшемся 9 сентября 2021 г. Согласно компендиуму, выпущенному по итогам встречи, были разработаны рекомендательные тезисы для каждой страны-участницы в области защиты финансовых учреждений от различного рода кибератак [53]. По мере усовершенствования технологий ИИ расширяется сфера и частота их применения в информационно-психологических операциях, направленных на подрыв деятельности политических институтов в странах BRICS. Российские исследователи Д.Ю.Базаркина, Е.Н.Пашенцев в своей статье «Злонамеренное использование искусственного интеллекта. Новые риски психологической безопасности в странах БРИКС» выделяют следующие виды угроз от использования технологий ИИ: «фишинг ИИ, а также использование дипфейков и умных ботов в информационных компаниях для различных целей, например для подмывания репутации оппонента, будь то человек, организация или даже страна» [5, p. 155]. Так, злонамеренное использование технологии дипфейк в последние годы было направлено против репутации целого ряда государственных деятелей стран BRICS для влияния на выборы и репутацию действующих политиков. В 2020 г. политический дипфейк оказал повлиял на выборы в Индии [54]. За период 2018—2022 гг. Бразилия стала лидером среди стран BRICS по количеству дипфейк-атак на политических лидеров страны. Один из последних политических дипфейков с элементами доксинга был направлен на президента Луиса Инасиу Лула да Силва (2003—2011, 2023—н/в). 5 августа в социальных сетях появилось фальшивое видео, где популярная телеведущая Рената Васконселлос якобы дает ложную информацию об итогах голосования на президентских выборах [55, с. 40]. В марте 2023 г. провокационный политический дипфейк был направлен против действующего президента ЮАР. На видео, опубликованном в Twitter, президент ЮАР Сирил Рамафоса (2018—н/в) якобы обращается к стране, излагая «ложный план правительства» по преодолению продолжающегося энергетического кризиса [56]. В июне 2023 г. жертвой злонамеренного политического дипфейка стал российский президент В.В.Путин (2000—2008, 2012 — н/в). В ложном видеоролике транслировалось «обращение Путина» о введении военного положения в ряде областей России. Вирусный ролик был показан не только в российских соцсетях, но и в эфире межгосударственной телерадиокомпании «Мир», сервер которой был взломан злоумышленни- ками для размещения провокационного видео [57]. На сегодняшний день Китай является единственной среди стран BRICS, которая не только регламентирует дипфейки на законодательном уровне, но и ввела специальное ограничение ИИ для использования изображений действующего президента страны Си Цзиньпина (2012 — н/в) для создания дипфейк роликов [58]. Активное использование чат-ботов для влияния на выборы в ряде стран BRICS было отмечено в период 2014—2019 гг. Расследование, проведенное компанией Superlinear в ЮАР, раскрыло политические манипуляции целого ряда международных ультраправых организаций в период 2014— 2018 гг., которые действовали в социальной сети Twitter посредством чатботов и так называемых «троллей», распространяя расистский контент и призывы к госперевороту [59]. В Бразилии политические чат-боты оказывали существенное влияние на выборы в 2014 и 2019 гг. [25, c. 42]. Одной из ключевых проблем для интеграции стран BRICS в сфере информационно-психологической и кибербезопасности является американская информационная кампания, направленная на дискредитацию ряда государств BRICS, в частности Китая и России, в глазах стран — участниц объединения. Антироссийская и антикитайская риторика в последние годы неоднократно фигурировала в ряде американских стратегических документов. Например, в «Заключительном отчете Комиссии национальной безопасности по искусственному интеллекту» от 1 марта 2021 г. указывалось, что «искусственный интеллект усиливает угрозы, создаваемые кибератаками и кампаниями по дезинформации, которые Россия, Китай и другие государственные и негосударственные субъекты используют для проникновения в американское общество, кражи данных и для вмешательства в демократию США» [60]. Во-вторых, согласно Стратегии национальной безопасности США, опубликованной в октябре 2022 г., главные военные угрозы для американцев представляют Китай и Россия. В тексте доклада США делают попытки в очередной раз подорвать международный авторитет России, обвинив ее в организации кибератак «для подрыва способности стран предоставлять услуги гражданам во всем мире». Китай, согласно документу, использует свой технологический потенциал и растущее влияние на международные институты, чтобы создать более благоприятные условия для своей авторитарной модели, а также для того, чтобы «изменить глобальное использование технологий в пользу своих интересов и ценностей» [61]. Кроме того, большинство американских научных статей в области ИИ носят дискредитирующий характер в отношении Китая и России, что тормозит сотрудничество стран BRICS в этом направлении. Серьезные опасения вызывает также февральское заявление минобороны США, в котором подчеркивается намерение вести интернет-пропаганду и организовывать злонамеренные дезинформационные онлайн-кампании при помощи дипфейков для оказания психологического воздействия на граждан других стран [62]. Эти действия ставят под угрозу информационно-психологическую безопасность в странах BRICS, некоторые из которых являются серьезными конкурентами США в сфере цифровой экономики и производстве технологий ИИ. Уязвимость таких стран, как Бразилия, ЮАР, Индия в области использования ИИ обусловлена также их зависимостью от американских техноло- гических гигантов, которые являются основными поставщиками передовых технологий ИИ в вышеперечисленных странах. В последние годы государства BRICS стали глобальными лидерами в области цифровых технологий, планомерно внедряющими ИИ в государственные, экономические и социальные сектора своих стран и в работу объединения. В качестве прогрессивных начинаний можно выделить преодоление цифрового разрыва путем роста количества интернет-пользователей в странах BRICS , а также совместные разработки в области кибербезопасности. Важным направлением сотрудничества государств, входящих в BRICS, является выстраивание собственной концепции в области кибербезопасности. Целая серия фишинговых атак, имевших место в странах объединения в 2023 г., актуализирует проблемы, связанные со своевременным реагированием на возрастающие киберугрозы нового поколения. Ключевой проблемой, тормозящей работу по внедрению технологий ИИ в деятельность BRICS, является заметное цифровое отставание некоторых стран объединения, в частности Бразилии и ЮАР, которые используют цифровые услуги и технологии ИИ, предоставляемые им американскими технологическими компаниями. Кроме того, цифровая коммуникация осуществляется посредством тех же американских социальных сетей, являющихся площадками для проведения информационно-психологических операций в странах BRICS. Серьезную угрозу для объединения представляет нерегламентированная политика в области применения технологий ИИ, оказывающих влияние на политические институты страны. Распространение ложно-негативного образа Китая как ведущей страны мира в области разработок ИИ также является барьером для изучения и применения китайских технологий ИИ в киберсфере стран BRICS. По результатам проведенного анализа автор предлагает следующие рекомендации: • разработка общей для стран BRICS законодательно-правовой основы для регулирования применения ряда технологий ИИ (дипфейков, чатботов) в политической сфере. За основу могут быть взяты китайские нормативно-правовые наработки в области ограничения дипфейков во время проведения выборов; • создание на базе сетевого университета BRICS лабораторий для разработок дипфейк-детекторов и других инструментов, выявляющих дезинформационные провокации, осуществляемые при помощи технологий ИИ; • создание информационно-коммуникационных каналов (социальных сетей, новостных платформ) для расширения сотрудничества стран BRICS; • разработка национальных чат-ботов и введение ограничения на использование чат-бота GPT в связи с участившимися случаями его злонамеренного использования как инструмента фишинговых атак и дезинформационной деятельности в странах BRICS; • активное сотрудничество между ведущими научными и образовательными центрами, занимающимися разработками технологий ИИ.作者简介
Ekaterina Vinogradova
Research Center: Artificial Intelligence Technologies in International Relations
Email: vinogradovacatherine7@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8055-6612
Cand. Sci. (Political Science), Director Moscow, Russian Federation
参考
- Ignatov А. The BRICS Agenda on Internet Governance. International Organisations Research Journal, Moscow, 2022, Vol. 17(2), pp. 86–109. (doi: 10.17323/1996-7845-2022-02-04).
- Cyman D., Gromova E., Juchnevicius E. Regulation of Artificial Intelligence in BRICS and the European Union. BRICS Law Journal, Tyumen, 2021, Vol. 8(1), pp. 86-115 (doi: 10.21684/2412-2343-2021-8-1-86-115).
- Lazanyuk I., Revinova S. Digital economy in the BRICS countries: myth or reality? 1st International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019). Advances in Economics, Business and Management Research, Paris, 2019, Vol. 105, pp.510-514. (doi: 10.2991/iscde-19.2019.97).
- Martins M., Almeida Bispo S. Facilitação de comércio e tecnologias digitais: análise para os países do BRICS. Boletim de Economia e Política Internacional. BEPI, Vol. 33, 2022, pp.59-86. (DOI: http://dx.doi.org/10.38116/bepi33art3).
- Bazarkina D.Y., Pashentsev E.N. Malicious Use of Artificial Intelligence. New Psychological Security Risks in BRICS Countries. Russia in Global Affairs, Moscow, 2020, Vol. 18, N 4, pp.154-177. (doi: 10.31278/1810-6374-2020-18-4-154-177).
- Dilipraj E. BRICS cable and cyber security. Available at: https://www.academia.edu/ 7531188/BRICS_CABLE_AND_CYBER_SECURITY (accessed 07.09.2023).
- Belli L. Cyber BRICS: Cybersecurity Regulations in the BRICS Countries. Available at: https://cyberbrics.info/wp-content/uploads/2020/11/CyberBRICS-Book-FINAL-author-version.pdf (accessed 17.06.2023).
- Pinheiro de Resende S.M. The effects of deepfakes on politics and on data justice issues – a perspective from Brazil and the United States. A thesis submitted for the degree of Master of Law & Technology, Tilburg, 2021, 52 p.
- Johansson A.C. China's AI ecosystem. Stockholm School of Economics, Stockholm, 2022, 68 p.
- Knox J. Artificial intelligence and education in China. Learning, Media and Technology. 2020, pp. 298-311. (DOI: https://doi.org/10.1080/17439884.2020.1754236).
- Ding J. Deciphering China’s AI Dream: The context, components, capabilities, and consequences of China’s strategy to lead the world in AI. Centre for the Governance of AI, Future of Humanity Institute, University of Oxford, 2018, 44p.
- Chiang Sh. China’s top chipmaker will ‘struggle’ to make cutting-edge chips competitively. Available at: https://www.cnbc.com/2023/04/28/chinas-smic-may-struggle-to-makecutting-edge-chips-competitively.html (accessed 11.06.2023).
- Yang Z. Chinese companies are making their own semiconductors. Available at: https://www.protocol.com/china/chinese-companies-make-own-semiconductors (accessed 21.06.2023).
- Artificial Intelligence – China. Available at: https://www.statista.com/outlook/ tmo/artificial-intelligence/china (accessed 14.06.2023).
- Roberts H., Cowls J., Morley J., Taddeo M., Wang V., Floridi L. The Chinese approach to artificial intelligence: an analysis of policy, ethics, and regulation. AI & Society, London, 2021, Vol 36, pp.59–77. (DOI: https://doi.org/10.1007/s00146-020-00992-2).
- Government of India. Minister of Electronics and Information Technology Lok Sabha starred question no. *461 to be answered on: 05.04.2023. Available at: https://pqals.nic.in/annex/1711/AS461.pdf (accessed 21.06.2023).
- Kumar A. National AI Policy. Strategy of India and China: A Comparative Analysis. India Habitat Centre Lodhi Road, New Delhi, 2021, 40p.
- Artificial Intelligence (AI) Policies in India-A Status Paper Future Networks (FN). Division, Telecommunication Engineering Center, Janpath, New Delhi. August 2020. Available at: https://www.tec.gov.in/pdf/Studypaper/AI%20Policies%20in%20India%20A%20status%20Paper%20final.pdf (accessed 23.06.2023).
- Malik P., Kavita D., Singal K. AI initiatives by Indian Government: Journey towards becoming global technology leader. Journal of Critical Reviews, 2020, Vol. 7(19), pp. 4921-4930.
- Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Available at: https://standartgost.ru/g/pkey-14293726917?ysclid=lmoo4tenr218003898 (accessed 29.06.2023).
- Замминистра Оксана Тарасенко в интервью CNews — о развитии искусственного интеллекта в России. Министерство экономического развития РФ. 09.02.2021. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/news/zamministra_oksana_tarasenko_v_intervyu_cnews_o_razvitii_iskusstvennogo_intellekta_v_rossii.html?ysclid=lmooh0k7wp462593172 (accessed 29.06.2023).
- Внедрение искусственного интеллекта: как государство подцеживает отрасль. РБК. 21.11.2022. Available at: https://www.rbc.ru/technology_and_media/21/11/2022/ 6373b9d99a7947fa230d041d (accessed 27.06.2023).
- Summary of the Brazilian Artificial Intelligence Strategy. EBIA. 2021. Available at: https://www.gov.br/mcti/pt-br/acompanhe-o-mcti/transformacaodigital/arquivosinteligenciaartificial/ebia-summary_brazilian_4-979_2021.pdf (accessed 23.06.2023).
- Órgão: Ministério da Ciência, Tecnologia e Inovações Gabinete do Ministro PORTARIA GM Nº 4.617, 6 abril 2021. Available at: https://www.gov.br/mcti/pt-br/acompanheo-mcti/transformacaodigital/arquivosinteligenciaartificial/ebia-portaria_mcti_4-617_2021.pdf (accessed 17.06.2023).
- Виноградова Е.А. Технологии искусственного интеллекта и нарастающие киберугрозы в Латинской Америке. Латинская Америка, М, 2023, № 3, сс. 34-48.
- Gaspar W., de Mendonça Y. Artificial Intelligence in Brazil still lacks a strategy. Report by the Center for Technology and Society at FGV Law School. Available at: https://cyberbrics.info/wp-content/uploads/2021/05/EBIA-en-2.pdf (accessed 23.08.2022).
- Artificial intelligence in Africa: National strategies and initiatives. Available at: https://www.diplomacy.edu/resource/report-stronger-digital-voices-from-africa/ai-africa-nationalpolicies/ (accessed 21.08.2023).
- Centre for the Fourth Industrial Revolution. Available at: https://centres.weforum.org/centre-for-the-fourth-industrial-revolution/southafrica (accessed 21.06.2023).
- Jaldi A. Artificial Intelligence Revolution in Africa: Economic Opportunities and Legal Challenges. Policy Paper, 2023. Available at: https://www.policycenter.ma/ sites/default/files/2023-07/PP_13-23%20%28Jaldi%20%29.pdf (accessed 30.07.2023).
- Cooper A. F., Farooq A. B. Testing the Club Dynamics of the BRICS: The New Development Bank from Conception to Establishment. International Organisations Research Journal, Moscow, 2015, Vol. 10(2), pp. 39–58. Available at: (DOI: https://doi.org/10.17323/1996-78452015-02-39).
- Strategy for BRICS Economic Partnership 2025. Available at: https://www.economy.gov.ru/material/file/3a71260309ef290a0cfa3fe698a55e83/Strategy%20for% 20BRICS%202025.pdf?ysclid=lmdjae22do334659164 (accessed 9.07.2023).
- Percentage of population using the internet in Brazil from 2000 to 2022. Available at: https://www.statista.com/statistics/209106/number-of-internet-users-per-100-inhabitants-in-brazilsince-2000/ (accessed 10.07.2023).
- Digital 2023: Brazil. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2023-brazil (accessed 11.07.2023).
- Mobile internet user penetration in South Africa from 2019 to 2028. Available at: https://www.statista.com/statistics/972866/south-africa-mobile-internet-penetration/ (accessed 15.07.2023).
- Share of population using the internet in Russia from 2000 to 2021. Available at: https://www.statista.com/statistics/255129/internet-penetration-in-russia/ (accessed 12.07.2023).
- Digital 2023 Global Overview Report. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report (accessed 20.07.2023).
- Internet penetration rate in India 2007-2022. Available at: https://www.statista.com/statistics/792074/india-internet-penetration-rate/ (accessed 18.07.2023).
- Digital 2023: India. Available at: https://datareportal.com/reports/digital-2023india#:~:text=Internet%20use%20in%20India%20in,at%20the%20start%20of%202023 (accessed 24.07.2023).
- Penetration rate of internet users in China from 2012 to H1 2023. Available at: https://www.statista.com/statistics/236963/penetration-rate-of-internet-users-in-china/ (accessed 27.07.2023).
- 一带㇐路暨金砖国家技能发展与技术创新大赛 【人工智能工程技术 (边缘计算)】赛项技术规程 金砖国家工商理事会(中方) 技能发展 工作组㇐带㇐路暨金砖国家技能发展与技术创新大赛组委会 竞赛技术委员会专家组制定 2022 年5 月 Available at: http://www.chinajxedu.com/uploadfile/ 2022/0527/20220527053945589.pdf (accessed 29.07.2023).
- Seminário das Altas Cortes dos BRICS «Tecnologia da Informação e Inteligência Artificial: boas práticas, oportunidades e desafios para o Judiciário». 25 outubro 2019. Conferência inaugural Tema: «Tecnologia da informação e inteligência artificial no Judiciário brasileiro, com ênfase na cidadania: boas práticas e novos desafios». Available at: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Fwww.conjur.com.br%2Fdl%2Fdiscurso-toffoli-evento-brics.docx&wdOrigin=BROWSELINK (accessed 10.06.2023).
- Larionova M.V., Rakmangulov M.R., Shelepov A.V. Explaining G20 and BRICS Compliance. International Organisations Research Journal, Moscow, 2016, Vol. 11(2), pp. 86–111. (DOI: https://doi.org/10.17323/1996-7845-2016-03-99).
- Declaration of the 6th BRICS Communication Ministers Meeting 17 September 2020, Russian Federation. Available at: https://brics2021.gov.in/BRICSDocuments/2020/Declaration%20of%20the%206th%20BRICS%20Communication%20Ministers%20 Meeting.pdf (accessed 11.07.2022).
- Road Map for BRICS Energy Cooperation up to 2025. Available at: https://brics2021.gov.in/BRICSDocuments/2020/Road%20Map%20for%20BRICS%20Energy%2 0Cooperation%20up%20to%202025.pdf (accessed 19.07.2022).
- Declaration of the 9th Meeting of BRICS Ministers of Education 26 May, 2022. Available at: http://brics2022.mfa.gov.cn/eng/hywj/ODMM/202206/P020220607349467952397.pdf (accessed 19.07.2022).
- Cyber BRICS. Available at: https://cyberbrics.info/about-us/ (accessed 13.07.2023).
- Фалеев М.И., Черных Г.С. Угрозы национальной безопасности государства в информационной сфере. Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования, М, 2014, № 1(6), cс. 21–34.
- South Africa banks hit by phishing scams. Available at: https://www.computerworld.com/article/2559147/south-africa-banks-hit-by-phishing-scams.html (accessed 7.07.2023).
- Brazil leads in phishing attacks. Available at: https://www.zdnet.com/article/brazilleads-in-phishing-attacks/ (accessed 5.07.2023).
- Reddit hacked in phishing attack platform confirms no user data was leaked. Available at: https://indianexpress.com/article/technology/tech-news-technology/reddit-hacked-in-phishingattack-8437340/ (accessed 8.08.2023).
- Bitter' espionage hackers target Chinese nuclear energy org. Available at: https://www.bleepingcomputer.com/news/security/bitter-espionage-hackers-target-chinesenuclear-energy-orgs/ (accessed 10.08.2023).
- Kaspersky: мошенники в России начали использовать ChatGPT в фишинговых атаках. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/6044090 (accessed 12.08.2023).
- Compendium BRICS Best Practices Information Security Risks: Supervision and Control. Available at: https://brics2021.gov.in/brics/public/uploads/docpdf/getdocu-54.pdf (accessed 15.08.2023).
- We've Just Seen the First Use of Deepfakes in an Indian Election Campaign. Available at: https://vice.com/en/article/jgedjb/the-first-use-of-deepfakes-in-indian-election-by-bjp (accessed 15.08.2023).
- Виноградова Е.А. Злонамеренное использование политических дипфейков и попытки их нейтрализации в странах Латинкой Америки. Латинская Америка, М., 2023, № 5, сс. 35-48.
- Deepfakes go South African — Ramaphosa in video of plan to tear down Voortrekker Monument and Loftus. Available at: https://mybroadband.co.za/news/internet/487811-deepfakesgo-south-african-ramaphosa-in-video-of-plan-to-tear-down-voortrekker-monument-andloftus.html/amp (accessed 17.08.2023).
- На ТВ показали «обращение Путина» о военном положении в ряде областей России. Это был взлом, а ролик оказался дипфейком. Available at: https://rusnewshub.ru/2023/06/05/ (accessed 20.07.2023).
- AI image generator Midjourney bans deepfakes of China's Xi Jinping 'to minimize drama'. Available at: https://www.foxnews.com/tech/ai-image-generator-midjourney-bansdeepfakes-china-xi-jinping-minimize-drama (accessed 22.07.2023).
- How Twitter bots and internet trolls sow racial and political division in SA. Available at: https://businesstech.co.za/news/internet/280673/how-twitter-bots-and-internet-trolls-sow-racialand-political-division-in-sa/ (accessed 24.07.2023).
- Final Report National Security Commission on Artificial Intelligence. Available at: https://nscai.gov/wp-content/uploads/2021/03/Full-Report-Digital-1.pdf (accessed 24.09.2022).
- The Biden-Harris Administration’s National Security Strategy. The White House. October 12, 2022. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statementsreleases/2022/10/12/fact-sheet-the-biden-harris-administrations-national-security-strategy/ (accessed 11.10.2022).
- U.S. Special Forces Want to Use Deepfakes for Psy-Ops. Available at: https://drussia.ru/wp-content/uploads/2023/03/us-socom-procurement-document-announcing-desire-toutilize-deepfakes_compressed.pdf (accessed 11.08.2023).
补充文件
