Ударная волна и центрированная волна разрежения в газе Абеля–Нобля
- Авторы: Брутян М.А.1,2, Ибрагимов У.Г.1, Меняйлов М.А.1
-
Учреждения:
- Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского
- Московский физико-технический институт
- Выпуск: Том 88, № 6 (2024)
- Страницы: 874-886
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/0032-8235/article/view/282874
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0032823524060045
- EDN: https://elibrary.ru/IGZMRY
- ID: 282874
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматриваются плоские сверхзвуковые течения невязкого газа, подчиняющиеся уравнению состояния Абеля–Нобля (АН). Получены формулы, связывающие параметры течения данного газа до и после скачка уплотнения. Построено также решение задачи Прандтля–Майера о течении газа АН в центрированной волне разрежения. Найдены предельные значения углов отклонения вектора скорости в косой ударной волне и волне разрежения. Приведены сравнения с соответствующими решениями для совершенного газа.
Ключевые слова
Полный текст
1. Введение
В работе рассматриваются плоские сверхзвуковые течения в ударной волне и центрированной волне разрежения для газа, подчиняющегося уравнению состояния АН. Данная модель, которая с приемлемой точностью описывает течения при высоких температурах и давлениях от 50 до 2000 МПа, является простым обобщением модели совершенного газа. В практических приложениях модель газа АН используется во внутренней баллистике оружейных каналов, а также при расчетах течения газа в различных ракетных установках [1, 2]. Автомодельные течения газа АН в клине изучены в работе [3], в которой установлена возможность существования таких течений в ограниченном диапазоне чисел Маха и углов раствора клина. Вопросам численного моделирования течений газов с уравнением состояния общего вида, в частности газа АН, посвящены работы [4, 5]. В работе [6] дано сравнение термодинамических параметров газа АН и газа, подчиняющегося уравнению состояния Soave–Redlich–Kwong (SRK). В работе [7] исследуется задача Римана о распаде разрыва для различных моделей газа. В работе [8] получены некоторые формулы для прямого скачка уплотнения в газе АН. Отдельные вопросы детонационных свойств газа АН изучены в работах [8–10]. В настоящей работе наряду с прямым скачком уплотнения рассматривается косой скачок и центрированная волна разрежения в газе АН.
Общая форма уравнения состояния газов может быть записана в виде вириального уравнения состояния [11]:
,
где B(T), C(T) и т.д. – функции только температуры и не зависят от давления и плотности. Если во втором приближении функцию B(T) представить в виде , а C(T) и другие члены положить равными нулю, то получим известное уравнение состояния Ван-дер-Ваальса
,
которое описывает свойства жидкости, как в газообразной, так и в жидкой фазах. Параметр b связан с объемом молекул, а параметр b1 отвечает за их взаимодействие. При отсутствии взаимодействия, b1 = 0, и малых положительных значениях параметра b, характеризующего отличие газа АН от совершенного газа, приходим к уравнению состояния газа АН [12, 13]:
,
которое после введения «эффективной» плотности , опять принимает форму уравнения совершенного газа
Энтропия s газа АН пропорциональна , т.е. она принимает постоянное значение при . По определению скорость звука равна, , откуда для газа АН имеем:
или , где – «эффективная» скорость звука. Запишем выражения для внутренней энергии e:
Здесь и всюду далее предполагается, что теплоемкость газа не зависит от температуры. Энтальпия h газа АН находится по формуле:
Отсюда можно сделать вывод, что теплоемкость при постоянном давлении cр также не зависит от температуры:
Используя данные формулы, можно выразить энтальпию через скорость звука:
;
При b = 0 полученное выражение совпадает с соответствующей формулой для совершенного газа, [14].
2. Прямой скачок уплотнения
Аналогично совершенному газу при переходе через прямой скачок уплотнения в газе АН должны сохраняться потоки массы j, импульса I и энергии H:
(2.1)
(2.2)
(2.3)
Здесь индексами 1 и 2 обозначены параметры потока перед и после скачка уплотнения соответственно. По ранее установленному правилу, введем «эффективную» скорость, . Тогда уравнение неразрывности принимает форму:
,
а уравнения импульса и энергии преобразуются к виду:
После сокращения одинаковых членов в левой и правой части полученных уравнений, законы сохранения приобретают вид, совпадающий по форме с соответствующими законами сохранения для совершенного газа:
(2.4)
(2.5)
(2.6)
Из уравнений (2.4)–(2.6) находим основные соотношения, связывающие параметры потока перед и за прямым скачком уплотнения:
(2.7)
(2.8)
, (2.9)
где число Маха .
Возвращаясь к физическим переменным скорости u1, u2 и плотности ρ1, ρ2, для газа АН получаем следующие соотношения на прямом скачке:
, (2.10)
которые при b = 0 переходят в соответствующие формулы для совершенного газа.
Получим зависимость, связывающую число Маха М1 перед скачком с числом М2 за прямым скачком в газе АН. Для этого воспользуемся формулами (2.7)–(2.9). Так как и , из формулы (2.9) находим, что
Согласно (2.7) имеем:
или после упрощения:
Изменение энтропии при переходе через ударную волну в газе АН дается выражением
(2.11)
Учитывая соотношения (2.7) и (2.8), уравнение (2.11) перепишем в виде
Рассмотрим случай слабого скачка уплотнения, . Имеем
(2.12)
Используя закон сохранения массы (2.1) и закон сохранения импульса (2.2), из (2.3) после несложных преобразований получаем:
Тогда уравнение (2.12) принимает форму:
Для оценки интеграла в (2.12) в случае слабого скачка воспользуемся формулой трапеции
Тогда
Окончательно получаем
Таким образом, как и в совершенном газе, в случае слабых скачков течение газа АН можно считать изоэнтропическим с точностью до членов третьего порядка малости.
Из уравнений (2.7) и (2.8) можно получить формулу для ударной адиабаты в газе АН:
,
где . Из полученной формулы, в частности следует известный результат, что в совершенном газе отношение в адиабате Гюгонио неограниченно возрастает при , в то время как в изоэнтропическом течении при [15]. На рис. 1 представлены зависимости от для различных значений параметра в ударной адиабате и в изоэнтропе. Видно, что с увеличением этого параметра величина уменьшается. Здесь и всюду далее расчеты проведены для газа с . Заметим, что в отличие от совершенного газа в изоэнтропическом течении газа АН отношение при конечном отношении .
Рис. 1. Семейство ударных адиабат (сплошная линия) и изоэнтроп (пунктирная линия); 1) – ; 2) – ; 3) –
На рис. 2 приведены зависимости для ударной адиабаты и изоэнтропы при γ = 1.4. Видно, что по мере увеличения максимальная степень сжатия газа уменьшается.
Рис. 2. Максимальное значение отношения ρ2 / ρ1 в ударной адиабате (сплошная линия) и в изоэнтропе (пунктирная линия)
3. Косой скачок уплотнения
Рассмотрим течение газа АН в косом скачке уплотнения. Введем прямоугольную систему координат Oxy так, чтобы ось x совпадала с направлением вектора скорости u1. Пусть косой скачок образует с этой осью угол , рис. 3.
Рис. 3. Схема течения в случае косого скачка уплотнения
За скачком вектор скорости потока поворачивается на угол χ. Тогда условие неразрывности тангенциальной составляющей скорости имеет вид:
(3.1)
Разрыв нормальной составляющей скорости может быть определен с помощью формулы (2.10) для прямого скачка уплотнения:
(3.2)
Используя (3.1) и (3.2) найдем связь между компонентами скорости u2x и u2y:
(3.3)
Как и следовало ожидать, при b = 0 формула (3.3) совпадает с выражением, которое описывает форму ударной поляры (строфоиды) в совершенном газе [15].
Используя (3.1) и (3.2) и учитывая, что , находим угол поворота потока χ за скачком уплотнения, рис. 1:
(3.4)
На рис. 4 показана зависимость , построенная по формуле (3.3) при числе и различных значениях параметра .
Рис. 4. Диаграмма скоростей для косого скачка уплотнения газа АН: 1) – ; 2) – ; 3) – ; 4) – ; 5) – ; 6) –
Зависимость угла поворота потока χ от угла наклона ударной волны φ, построенная по формуле (3.4) при числе , приведена на рис. 5, где ветви кривых, изображенные сплошными линиями, отвечают ударным волнам слабого семейства, а изображенные пунктиром – ударным волнам сильного семейства. Прямая пунктирная линия соединяет точки максимального угла поворота потока в ударной волне. Из рисунка видно, что при увеличении значения параметра максимально возможный угол поворота потока уменьшается. В совершенном газе это значение примерно равно . К примеру, в газе АН при максимальное значение составляет всего . При интенсивность ударной волны (скачок скорости в ней) стремится к нулю, а угол j стремится к углу Маха. На рис. 5 штрихпунктирная линия разделяет области сверхзвукового течения (слева) от области дозвукового течения (справа). Заметим, что дозвуковая область увеличивается при увеличении .
Рис. 5. Зависимость угла поворота потока от угла наклона ударной волны: 1) – ; 2) – ; 3) – ; 4) – ; 5) – ; 6) – ; 7) – линия, соответствующая значению M=1 за скачком
4. Течение Прандтля–Майера
Рассмотрим теперь сверхзвуковое течение газа АН в центрированной волне разрежения (см. рис. 6, где пунктиром показаны линии Маха). По аналогии с совершенным газом, введем полярную систему координат (r,φ) и будем предполагать, что все параметры течения в волне разрежения зависят только от угла φ и не зависят от радиальной координаты r.
Рис. 6. Схема течения в центрированной волне разрежения
В этом случае система уравнений Эйлера, записанная в полярных координатах, имеет следующий вид [15]:
(4.1)
(4.2)
(4.3)
(4.4)
Здесь ρ, , и s – соответственно плотность, радиальная и азимутальная компоненты скорости, и энтропия. Из (4.4) следует, что условие s = const выполняется во всем поле течения, поэтому в уравнении (4.3) выражение можно заменить производной . Тогда (4.3) перепишется в форме
Нетривиальное решение системы (4.1)–(4.4) впервые было получено Прандтлем и Майером. В этом решении перпендикулярная к радиус-вектору составляющая скорости в каждой точке равна по величине местной скорости звука:
(4.5)
(4.6)
(4.7)
Здесь – полная энтальпия, которая сохраняется во всем поле течения:
(4.8)
Условие сохранения энтропии s можно записать в форме:
, (4.9)
где и – критические скорость звука и плотность газа соответственно, которые, по определению, достигаются при M = 1. Перепишем выражение для полной энтальпии через критические параметры течения:
(4.10)
Подставляя (4.8)–(4.10) в (4.7) и, переходя к интегрированию по плотности ρ, имеем:
, (4.11)
где константа C равна:
Используя формулы (4.9) и (4.10), из уравнения (4.6) находим выражение для радиальной компоненты скорости:
(4.12)
Формула для азимутальной компоненты находится из (4.5) и (4.9):
(4.13)
Угол поворота вектора скорости χ равен:
(4.14)
С помощью полученных формул (4.11)–(4.14) построена зависимость модуля скорости от угла поворота χ в полярной системе координат при различных значениях параметра, рис. 7.
Рис. 7. Зависимость угла поворота вектора скорости в центрированной волне разрежения газа АН, 1) – b* = 0; 2) – b* = 0.1; 3) – b* = 0.2; 4) – b* = 0.3; 5) – b* = 0.4; 6) – b* = 0.5
Максимальный угол поворота потока определяется условием возникновения вакуума, ρ = 0. В совершенном газе (b* = 0b* = 0) величина составляет примерно . При увеличении параметра b* значение уменьшается и при составляет, .
Заключение
Рассмотрены плоские сверхзвуковые течения невязкого газа, подчиняющиеся уравнению состояния АН. Получены формулы, связывающие параметры газа перед и после прямого и косого скачков уплотнения. Получено также решение задачи о течении газа АН в центрированной волне разрежения.
Определены переменные, при переходе к которым формулы для прямого скачка уплотнения принимают вид, совпадающий по форме с соответствующими формулами для совершенного газа. Установлено, что в случае слабых скачков течение газа АН, как и течение совершенного газа, можно считать изоэнтропическим с точностью до членов третьего порядка малости.
Найден максимальный угол поворота в косом скачке уплотнения для различных значений параметра , определяющего отличие газа АН от совершенного газа. Установлено, что в отличие от совершенного газа в изоэнтропическом течении газа АН отношение при конечном значении отношения . Показано, что максимальный угол поворота потока в ударной волне уменьшается, а область дозвукового течения за скачком увеличивается с ростом значения . Получено, что максимальный угол разворота в центрированной волне разряжения также уменьшается при увеличении степени отличия газа АН от совершенного газа.
Об авторах
М. А. Брутян
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского; Московский физико-технический институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: murad.brutyan@tsagi.ru
Россия, Жуковский; Долгопрудный
У. Г. Ибрагимов
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского
Email: umar.ibragimov94@yandex.ru
Россия, Жуковский
М. А. Меняйлов
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского
Email: mickmenn@yandex.ru
Россия, Жуковский
Список литературы
- Neron L., Saurel R. Noble–Abel first-order virial equations of state for gas mixtures resulting of multiple condensed reactive materials combustion // Phys. Fluids. 2021. V. 93. P. 3090–3097.
- Moore F. Approximate Methods for Weapon Aerodynamics. AIAA Pub., 2000. 464 p.
- Брутян М.А., Ибрагимов У.Г., Меняйлов М.А. Автомодельные течения газа Абеля–Нобля в плоском диффузоре // Тр. МФТИ. 2023. Т. 15. № 3. С. 133–143.
- Banks J.W. On exact conservation for the euler equations with complex equations of state // Commun. in Comput. Phys. 2010. V. 8. P. 995–1015.
- Dumbser M, Casulli V. A conservative, weakly nonlinear semi-implicit finite volume scheme for the compressible Navier–Stokes equations with general equation of state // Appl. Math.&Comput. 2016. V. 272. Pt. 2. P. 479–497.
- Tang X., Dzieminska E., Hayashi A.K. A preliminary discussion of the real gas effect on the isentropic expansion inlet boundary conditions of high-pressure hydrogen jets // Sci.&Technol. of Energetic Mater. 2019. V. 80. № 4. P. 150–158.
- Menikoff R., Plohr B.J. The Riemann problem for fluid flow of real materials // Rev. of Modern Phys. 1989. V. 61. № 1. P. 75–130.
- Radulescu M.I. Compressible flow in a Noble–Abel stiffened gas fluid // Phys. Fluids. 2020. V. 32. 056101. P. 1–5.
- Zifeng Wenga, Remy Mevel, Chung K. Law. On the critical initiation of planar detonation in Noble–Abel and van der Waals gas // Combust.&Flame. 2023. V. 255. P. 112890. https://doi.org/10.1016/j.combustflame.2023.112890
- Gonzales C.A.Q., Pizzuti L., Costa F. Propagation of combustion waves in Noble–Abel gases // 20th Int. Congr. of Mechanical Engineering. Nov. 15–20, 2009. Gramado, Brazil. P. 1–10.
- Бай Ши-И. Введение в теорию течения сжимаемой жидкости. М.: Иностранная литература, 1962. 440 с.
- Johnston I.A. The Noble–Abel Equation of State: Thermodynamic Derivations for Ballistics Modeling. Edinburgh, South Australia: DSTO, 2005.
- Petrik G.G. Problems of low-parameter equations of state // J. of Phys.: Conf. Ser. 2017. V. 891. Art. No. 012328. https://doi.org/10.1088/1742-6596/891/1/012328
- Брутян М.А. Основы трансзвуковой аэродинамики. М.: Наука, 2017. 175 с.
- Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Гидродинамика. М.: Наука, 1986. 735 с.
Дополнительные файлы









