Использование VR-технологий в подготовке среднего медицинского персонала

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Актуальность исследования использования VR* -технологий в подготовке среднего медицинского персонала обусловлена интеграцией технологий виртуальной реальности в программы обучения среднего медицинского персонала, включая медицинских сестер и акушерок. Выявлено, что внедрение этих технологий имеет потенциал для значительного повышения профессиональных результатов их деятельности, что критически важно в условиях требований современного здравоохранения.

Авторы подчеркивают, что обучение с применением VR способствует не только формированию высококвалифицированных специалистов в области сестринского дела, но также увеличивает цифровую грамотность и практические навыки обучающихся в клинической среде. Несмотря на существующие ограничения, такие как недостаток специализированных приложений и высокие затраты на оборудование, современные тенденции к снижению стоимости технологий и развитие программ с открытым исходным кодом способствуют увеличению доступности VR-решений.

Тем не менее успешное внедрение VR-технологий требует наличия надежной технологической инфраструктуры и соответствующей подготовки педагогического персонала. Для успешной интеграции технологий виртуальной реальности в систему здравоохранения необходимы государственная поддержка и инвестиции, а также апробация для оценки эффективности и безопасности применения VR-технологий в различных медицинских сценариях.

Об авторах

Юлия Владимировна Маркелова

ГБУЗ «Городская клиническая больница №52 Департамента здравоохранения Москвы»

Автор, ответственный за переписку.
Email: jv.markelova@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-7333-7903
SPIN-код: 3702-7068

магистр психолого-педагогического образования, бакалавр сестринского дела, методист

Россия, Москва

Ирина Владимировна Островская

Филиал ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны России

Email: jv.markelova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7932-4216
SPIN-код: 2400-9600

кандидат психологических наук, МВА, доцент кафедры управления сестринской деятельностью

Россия, Москва

Наталья Владимировна Сухотина

ГБУЗ «Городская клиническая больница №52 Департамента здравоохранения Москвы»

Email: jv.markelova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4309-8258

менеджер по управлению сестринской деятельностью, главная медицинская сестра

Россия, Москва

Ирина Анатольевна Тишина

ГБУЗ «Городская клиническая больница №52 Департамента здравоохранения Москвы»

Email: jv.markelova@gmail.com
ORCID iD: 0009-0006-0252-3552

бакалавр сестринского дела, старшая медицинская сестра отделения общебольничного медицинского персонала №1

Россия, Москва

Список литературы

  1. Yeung A.W.K. et al. Virtual and Augmented Reality Applications in Medicine: Analysis of the Scientific Literature. J Med Internet Res. 2021 Feb 10; 23 (2): e25499. doi: 10.2196/25499. URL: https://www.jmir.org/2021/2/e25499/ (дата обращения: 13.09.2024).
  2. Ерохина Е.В. Что отнесли к трендам инновационной педагогики в 2024 году. Обозреватель Skillbox Media. URL: https://skillbox.ru/media/education/chtootneslik-trendam-innovatsionnoy-pedagogikiv-2024-godu/ (дата обращения: 13.09.2024).
  3. Зеленский М.М., Рева С.А., Шадеркина А.И. Виртуальная реальность (VR) в клинической медицине: международный и российский опыт. Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2021; 7 (3): 7–20. URL: https://doi.org/10.29188/2712-9217-2021-7-3-7-20 (дата обращения: 13.09.2024).
  4. Павленко О.Г., Шинаков В.И., Шмонова М.А. Расширение возможностей медицины посредством виртуальной реальности: потенциал и применение. Информационный обмен в междисциплинарных исследованиях. Взгляд начинающих ученых: Специальный сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 15 ноября 2023 года. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. 2023: 61–65.
  5. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности»: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/6654/ (дата обращения: 13.09.2024).
  6. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Иммерсивное обучение ‒ технология будущего или временное увлечение? Казанский педагогический журнал. 2023; 1 (156): 120–129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/immersivnoe-obuchenie-tehnologiya-buduschego-ili-vremennoe-uvlechenie (дата обращения: 08.10.2024).
  7. Craig Alan B., Sherman William R., Will Jeffrey D. Developing Virtual Reality Applications: Foundations of Effective Design. URL: https://learning.oreilly.com/library/view/developing-virtual-reality/9780080959085/B9780123749437000069.xhtml (дата обращения: 08.10.2024).
  8. Кутателадзе Г.Р., Пензина Т.Н., Тимченко Н.С. Технология виртуальной реальности в обучении провизоров на этапе профессиональной подготовки. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023; 1 (49): 38–46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-virtualnoy-realnosti-v-obuchenii-provizorov-na-etape-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 13.09.2024).
  9. Lee J.J., Tsang V.W.Y., Chan M.M.K. et al. Virtual reality simulation-enhanced blood transfusion education for undergraduate nursing students: A randomised controlled trial. Nurse Educ Today. 2023 Oct; 129:105903. doi: 10.1016/j.nedt.2023.105903. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/37467707/ (дата обращения: 13.09.2024).
  10. Баталова Т.А. Григорьев Н.Р., Чербикова Г.Е. и др. Инновационные методы обучения студентов в процессе преподавания нормальной и клинической физиологии. Амурский медицинский журнал. 2020; 1 (29): 98–101. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-obucheniya-studentov-v-protsesse-prepodavaniya-normalnoy-i-klinicheskoy-fiziologii (дата обращения: 18.10.2024).
  11. Гнедаш Е.В., Чернышева Т.Ю. Технология «виртуальная реальность» и ее перспективы использования в образовательном процессе. Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. 2014; 2: 151–153. URL: https://jtelemed.ru/article/virtualnaja-realnost-vr-v-klinicheskoj-medicine-mezhdunarodnyj-i-rossijskij-opyt (дата обращения: 20.10.2024).
  12. Hu Y et al. Virtual Reality in Clinical Nursing Practice Over the Past 10 Years: Umbrella Review of Meta-Analyses. JMIR Serious Games. 2023, Nov 23; 11: e52022. doi: 10.2196/52022. URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC10690102/ (дата обращения: 20.09.2024).
  13. Cipresso P., Giglioli I.A.C, Raya M.A. et al. The Past, Present, and Future of Virtual and Augmented Reality Research: A Network and Cluster Analysis of the Literature. Front Psychol. 2018; (6): 9:2086. doi: 10.3389/fpsyg.2018.02086. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30459681/ (дата обращения: 20.09.2024).
  14. Баканова И.Г., Капустина Л.В., Постникова Е.В. Применение VR-технологий в системе среднего профессионального образования. Концепт. 2024; (4): 102–118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-vr-tehnologiy-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 13.09.2024).
  15. В России создали VR-систему для обучения студентов-медиков. URL: https://www.avclub.pro/news/v-rossii-sozdali-vr-sistemu-dlya-obucheniya -studentov-medikov/ (дата обращения: 20.09.2024).
  16. Виртуальный тренажер «Сестринское дело VR» – виртуальные учебные комплексы по медицине компании «ПрограмЛаб». URL: https://pl-llc.ru (дата обращения: 20.09.2024).
  17. Nursing care virtual reality: The Business Potential of Virtual Reality in Nursing Care. URL: https://fastercapital.com/content/Nursing-care-virtual-reality--The-Business-Potential-of-Virtual-Reality-in-Nursing-Care.html (дата обращения: 20.09.2024).
  18. Дьяченко Д.А., Коваленко А.А., Васильев Ю.Л. Опыт и перспективы использования технологий виртуальной реальности в медицине. Медицинский алфавит. 2023; (16): 82–86. URL: https://www.med-alphabet.com/jour/article/view/3262 (дата обращения: 01.10.2024).
  19. Ельцова Л.Ф., Ельцов А.В. К вопросу о трансформации медицинского образования. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 2024; 2 (45): 107–116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-transformatsii-meditsinskogo-obrazovaniya (дата обращения: 13.09.2024).
  20. Приложение VRPatients. URL: https://sidequestvr.com/app/11059/ vrpatients (дата обращения: 13.09.2024).
  21. Платформа Oxford Medical Simulation (OMS). URL: https://oxfordmedicalsimulation.com/ (дата обращения: 13.09.2024).
  22. Аксенова Е.И., Горбатов С.Ю. Технологии виртуальной и дополненной реальности в здравоохранении. Москва: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2021: 40. URL: https://journals-altspu.ru/pedagogical-education/article/view/1887 (дата обращения: 18.09.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».