Спин-поляризованные состояния в электронной структуре Pt(111) и графен/Pt(111)

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

С использованием методов фотоэлектронной спектроскопии с угловым разрешением и теории функционала плотности проведено детальное исследование поверхностных спин-поляризованных состояний в электронной структуре Pt(111) и графен/Pt(111). Результаты показывают наличие конусоподобных поверхностных состояний вблизи уровня Ферми в окрестности точки М¯ поверхностной зоны Бриллюэна платины для обеих систем. Теоретические расчеты подтверждают, что данные состояния являются спин-поляризованными поверхностными состояниями монокристалла Pt(111).

Texto integral

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время значительный интерес привлекают системы на основе платины и различных двумерных систем в качестве материалов для пост-кремниевой электроники и спинтроники. Например, контакт графена (Gr) и Pt(111) приводит к аномально большому индуцированному спин-орбитальному расщеплению π-состояний графена [1, 2]. Благодаря спиновой поляризации электронных состояний в графене на Pt(111) данную систему предполагается использовать в качестве источника спиновых токов [2]. В [3] показано, что в системе с адсорбированным монослоем Na на поверхности Gr/Pt(111) сильное взаимодействие с электронными состояниями платины приводит к спиновой поляризации не только графеновых, но и натриевых состояний. Помимо этого, ранее было обнаружено, что система Gr/Pt(111) является перспективной для синтеза эпитаксиальных нанотонких каталитически активных сплавов [4], а также для использования в устройстве ячейки магниторезистивной оперативной памяти (MRAM) [5]. Было показано, что использование ультратонкой прослойки Pt между графеном и свободным магнитным слоем в ячейке MRAM позволяет достичь наибольшей эффективности передачи спинового момента и инжекции спин-поляризованных токов из графена в магнитный слой. Именно контакт магнитного материала и Pt показывает высокую эффективность спин-орбитального торк-эффекта и передачи спинового момента [6]. С другой стороны, ультратонкий слой Pt предотвращает разрушение Дираковского конуса электронных состояний графена при контакте с магнитным металлом свободного магнитного слоя.

Таким образом, синтез и изучение систем на основе платины и графена являются высокоактуальными задачами для целей спинтроники и наноэлектроники. Электронная структура платины по-прежнему привлекает внимание исследователей, в частности поверхностные электронные состояния платины на уровне Ферми вблизи точки М¯ зоны Бриллюэна (М¯Pt) были предсказаны многими группами теоретически, но мало исследовались экспериментально [7–12].

В данной работе методами фотоэлектронной спектроскопии с угловым разрешением (ФЭСУР), дифракции медленных электронов (ДМЭ) и теории функционала плотности (ТФП) проведены экспериментальные и теоретические исследования электронной и спиновой структуры Pt(111) и Gr/Pt(111).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Очистка монокристалла Pt(111) с использованием ионного травления и высокотемпературных отжигов, в том числе в атмосфере кислорода, а также последующий синтез графена проводили in situ по методике, описанной в [4]. На рис. 1а и 1б представлены ДМЭ-картины, полученные с чистой Pt(111) и Gr/Pt(111) с отмеченными дифракционными рефлексами Pt и графена.

 

Рис. 1. ДМЭ-картины Pt(111) (а) и Gr/Pt(111) (б), полученные при энергиях первичных электронов 105 и 130 эВ соответственно. Взаимное расположение атомов в суперячейке (2 × 2) графена – вид сверху (в). Схема взаимного расположения зон Бриллюэна графена, Pt(111) и сверхструктуры Gr/Pt(111) (г).

 

Подготовку монокристалла Pt(111) и исследования методами ФЭСУР и ДМЭ проводили в ресурсном центре “Физические методы исследования поверхности” Научного парка Санкт-Петербургского государственного университета. Для измерений данных ФЭСУР чистого монокристалла Pt(111) использовали лабораторный источник ультрафиолетового монохроматизированного излучения (линия HeII, hv = 40.8 эВ). Синтез и исследование системы Gr/Pt(111) проводили на каналах вывода синхротронного излучения UE112 PGM-1 центра BESSY II (Гельмгольц-центр, г. Берлин) и BL-1 центра HiSOR (г. Хиросима). Моделирование электронной структуры исследуемой системы было проведено в рамках псевдопотенциального метода с использованием базиса локализованных псевдоатомных орбиталей, реализованного в программном пакете OpenMX [13, 14]. Для атомов углерода базисный набор содержал пять функций (s2p2d1), а атомы Pt были описаны с использованием базиса из восьми функций (s3p2d2f1), который можно считать достаточно полным для точного описания электронной структуры исследуемой системы. Для описания обменно-корреляционной энергии был применен потенциал LSDA [15]. При осуществлении цикла самосогласованного поля использовали дискретную сетку из k точек размером 12 × 12 × 1 и 6 × 6 × 1 для расчетов чистой Pt(111) и Gr/Pt(111) соответственно. Приведение зонной структуры суперячейки Gr/Pt(111) к первой зоне Бриллюэна графена было выполнено в соответствии с [16]. Элементарные ячейки поверхностей Pt(111) и Gr/Pt(111), состоящие из 28 атомных слоев Pt и области вакуума величиной ~30 Å, моделировали в программном пакете VESTA [17]. В ячейке Gr/Pt(111) платина покрыта повернутым монослоем графена таким образом, что полученную систему с обеих сторон можно описать как реконструкцию Gr (3 ×3) R300/Pt(111). На рис. 1в показаны взаимное расположение атомов в суперячейке (2 × 2) графена (вид сверху) и схема взаимного расположения зон Бриллюэна графена Pt(111) и сверхструктуры Gr/Pt(111).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В электронной структуре Pt(111) были обнаружены состояния в области точки M¯Pt поверхностной зоны Бриллюэна, представляющие собой конусоподобные электронные состояния, отчетливо наблюдаемые на срезах ФЭСУР-карт в области точки вблизи уровня Ферми. Данные особенности спектра были обнаружены и для системы Gr/Pt(111).

На рис. 2 представлены данные ФЭСУР для чистой поверхности Pt(111) (а–г) и для поверхности Gr/Pt(111) (д–з), полученные при энергиях фотонов 40.8 и 62 эВ соответственно. На срезах, полученных из ФЭСУР-карт при энергиях связи 0.4, 0.6, 0.7 и 1.1 эВ в области точки M¯Pt поверхностной зоны Бриллюэна Pt(111), пунктирными линиями отмечены поверхностные S´3, S11, S12 состояния платины. Данные состояния, наблюдавшиеся ранее в [7–11], обозначены здесь и далее как в [7]. На срезе при энергии связи 0.4 эВ, наиболее близкой к уровню Ферми (рис. 2a, 2д), в обеих системах наблюдаются только зоны, соответствующие поверхностному состоянию S´3. При увеличении энергии связи на 0.2 эВ на срезах (рис. 2б, 2е) наблюдаются поверхностные состояния S11, которые образуют в своем сечении окружность. При 0.7 эВ наблюдаются состояния S12 (рис. 2в, 2ж), также образующие в сечении окружность, имеющую тот же центр, что и S´3 и S11. При энергии связи 1.1 эВ (рис. 2г, 2з) состояния S´3 практически исчезают, остаются только S11 и S12.

 

Рис. 2. ФЭСУР-срезы (kx, ky) по энергии (значения энергии указаны на рисунках) для Pt(111) (а–г) и Gr/Pt(111) (д–з), полученные с использованием энергии фотонов 40.8 и 62 эВ соответственно. Спектры для Pt(111) получены при комнатной температуре, а для Gr/Pt(111) при температуре 30.6 K.

 

Для сравнения экспериментальных и теоретических результатов наблюдаемых состояний Pt на рис. 3 показаны дисперсионные зависимости в направлении K¯PtM¯Pt K¯Pt при kx= 1.4 Å1 (а). На рис. 3в представлена вторая производная интенсивности по энергии для спектра на рис. 3а с наложенным теоретическим расчетом (рис. 3б). Отметим, что результаты проведенного ТФП-расчета имеют хорошее согласование с данными [7, 9–11]. На рис. 3б стрелками обозначены поверхностные состояния S´3, S11, S12. При наложении расчета спиновой структуры на экспериментальные данные (рис. 2в) видно хорошее согласование рассчитанных зон с данными ФЭСУР. Более того, ТФП-расчеты показывают, что волновые функции состояний локализованы в первых двух слоях поверхности. Однако вблизи M¯Pt их локализация смещается в объем, что характерно для поверхностных резонансов.

 

Рис. 3. Дисперсионные зависимости электронных состояний Pt(111) в направлении K¯PtM¯Pt K¯Pt , измеренные при комнатной температуре (a). Энергия фотонов 40.8 эВ. Соответствующий расчет из первых принципов зонной структуры Pt(111) (б). Для лучшей визуализации показаны дисперсионные зависимости (в) в виде второй производной фотоэлектронной интенсивности по энергии с наложенной спиновой структурой состояний Pt(111)(1 × 1) в направлении K¯PtM¯Pt K¯Pt . Sz-поляризация от первых двух слоев платины (в). Максимальный размер маркера соответствует поляризации 90%.

 

Аналогичные экспериментальные и теоретические результаты были получены для системы после формирования графена на поверхности Pt(111) в направлении K¯PtM¯Pt K¯Pt  (рис. 4). На срезе ФЭСУР-карты при kx = 1.4 Å–1, как и для чистой системы, наблюдаются конусоподобные состояния в точке вблизи уровня Ферми. Для идентификации этих состояний на рис. 4б представлен ТФП-расчет в аналогичном диапазоне. Результаты показывают, что система Gr/Pt также характеризуется наличием поверхностных платиновых состояний S´3, S11, S12 (показаны стрелками на рис. 4б). Наличие этих состояний в данных ФЭСУР становится очевидным при прямом сравнении экспериментальных данных с результатами расчета (рис. 4в).

 

Рис. 4. Дисперсионные зависимости электронных состояний Gr/Pt(111) в направлении K¯PtM¯Pt K¯Pt , измеренные при температуре 30.6 K (a). Энергия фотонов 62 эВ. Соответствующий расчет из первых принципов зонной структуры Gr/Pt(111) (б). Для лучшей визуализации показаны дисперсионные зависимости (в) в виде второй производной фотоэлектронной интенсивности по энергии с наложенными рассчитанными зонами.

 

При сравнении экспериментальных дисперсий, полученных при энергиях фотонов 40.8 эВ (рис. 3) и 62 эВ (рис. 4), выявлено, что состояния S´3, S11, S12 не меняют свое энергетическое положение при различных энергиях фотонов. Таким образом, данные состояния действительно поверхностные и не имеют дисперсии перпендикулярно поверхности.

На рис. 3в представлена спиновая Sz-поляризация данных состояний платины, которая максимальна в области объемных запрещенных зон платины и уменьшается вблизи их краев. Такое поведение связано с изменением локализации волновых функций состояний вблизи поверхности и их смещением в глубину кристалла, т. е. происходит переход от поверхностных состояний к поверхностным резонансам. Связь между спиновой Sy-поляризацией состояний и изменением их локализации была ранее продемонстрирована на примере поверхностных резонансов для систем Al/W(110) и W(110) [18]. Однако для состояний платины была обнаружена спиновая Sz-поляризация состояний, что дает новые возможности для манипуляции электронной структурой и спиновой текстурой вблизи уровня Ферми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведено комплексное экспериментальное и теоретическое исследование конусоподобных состояний в электронной структуре Pt(111) и Gr/Pt(111) в высокосимметричной точке MPt поверхностной зоны Бриллюэна вблизи уровня Ферми. Сравнение экспериментальных и теоретических результатов показало, что данные состояния являются поверхностными спин-поляризованными состояниями платины, инертными к пассивации поверхности графеном.

Работа выполнена в рамках проекта Санкт-Петербургского государственного университета № 94031444 и при поддержке Российского научного фонда (грант № 23-12-00016).

Авторы выражают благодарность центру синхротронного излучения HISOR в г. Хиросима (проект № 16AG049), а также ресурсному центру “Физические методы исследования поверхности” Научного парка Санкт-Петербургского государственного университета.

×

Sobre autores

А. Гогина

Санкт-Петербургский государственный университет

Autor responsável pela correspondência
Email: alevtina_gogina@mail.ru
Rússia, г. Санкт-Петербург

А. Рыбкина

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: alevtina_gogina@mail.ru
Rússia, г. Санкт-Петербург

А. Тарасов

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: alevtina_gogina@mail.ru
Rússia, г. Санкт-Петербург

А. Шикин

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: alevtina_gogina@mail.ru
Rússia, г. Санкт-Петербург

Bibliografia

  1. Klimovskikh I.I., Tsirkin S.S., Rybkin A.G. et al. // Phys. Rev. B. 2014. V. 90. № 23. P. 235431. https://doi.org/10.1103/physrevb.90.235431
  2. Shikin A.M., Rybkina A.A., Rybkin A.G. et al. // Appl. Phys. Lett. 2014. V. 105. № 4. P. 042407. https://doi.org/10.1063/1.4891361
  3. Gogina A.A., Tarasov A.V., Eryzhenkov A.V. et al. // JETP Lett. 2023. V. 117. № 2. P. 1. https://doi.org/10.1134/S0021364022602706
  4. Rybkin A.G., Rybkina A.A., Tarasov A.V. et al. // Appl. Surf. Sci. 2020. V. 526. P. 146687. https://doi.org/10.1016/j.apsusc.2020.146687
  5. Rybkina A.A., Rybkin A.G., Klimovskikh I.I. et al. // Nanotechnology. 2020. V. 31. № 16. P. 165201. https://doi.org/10.1088/1361-6528/ab6470
  6. Mellnik A.R., Lee J.S., Richardella A. et al. // Nature. 2014. V. 511. № 7510. P. 449. https://doi.org/10.1038/nature13534
  7. Dal Corso A. // Surf. Sci. 2015. V. 637. P. 106. https://doi.org/10.1016/j.susc.2015.03.013
  8. Silkin I.V., Koroteev Y.M., Silkin V.M. et al. // Materials. 2018. V. 11. № 12. P. 2569. https://doi.org/10.3390/ma11122569
  9. Herrera-Suárez H.J., Rubio-Ponce A., Olguín D. // Comput. Mater. Sci. 2012. V. 56. P. 141. https://doi.org/10.1016/j.commatsci.2011.11.017
  10. Koroteev Y.M., Chulkov E.V. // Surf. Sci. 2018. V. 678. P. 99. https://doi.org/10.1016/j.susc.2018.04.007
  11. Kim Y.S., Jeon S.H., Bostwick A. et al. // Phys. Chem. Chem. Phys. 2013. V. 15. № 43. P. 19019. https://doi.org/10.1039/C3CP53376J
  12. Jung J., Kang S., Nicolaï L. et al. // ACS Catal. 2021. V. 12. № 1. P. 219. https://doi.org/10.1021/acscatal.1c04566
  13. Ozaki T. // Phys. Rev. B. 2003. V. 67. № 15. P. 155108. https://doi.org/10.1103/PhysRevB.67.155108
  14. Ozaki T., Kino H. // Phys. Rev. B. 2004. V. 69. № 19. P. 195113. https://doi.org/10.1103/PhysRevB.69.195113
  15. Perdew J.P., Wang Y. // Phys. Rev. B. 1992. V. 45. № 23. P. 13244. https://doi.org/10.1103/PhysRevB.45.13244
  16. Lee C.C., Yamada-Takamura Y., Ozaki T. // J. Condens. Matter Phys. 2013. V. 25. № 34. P. 345501. https://doi.org/10.1088/0953-8984/25/34/345501
  17. Momma K., Izumi F. // J. Appl. Cryst. 2011. V. 44. № 6. P. 1272. https://doi.org/10.1107/S0021889811038970
  18. Rybkin A.G., Krasovskii E.E., Marchenko D. et al. // Phys. Rev. B. 2012. V. 86. № 3. P. 035117. https://doi.org/10.1103/PhysRevB.86.035117

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML
2. Fig. 1. DME patterns Pt(111) (a) and Gr/Pt(111)(b) obtained at primary electron energies of 105 and 130 eV, respectively. The relative arrangement of atoms in a supercell (2 × 2) of graphene – top view (c). Diagram of the relative arrangement of the Brillouin zones of graphene, Pt(111) and the superstructure Gr/Pt(111) (d).

Baixar (67KB)
3. Fig. 2. Thermal energy slices (kx, ky) (energy values are shown in the figures) for Pt(111) (a–d) and Gr/Pt(111) (d–z) obtained using photon energies of 40.8 and 62 eV, respectively. The spectra for Pt(111) were obtained at room temperature, and for Gr/Pt(111) at 30.6 K.

Baixar (126KB)
4. Fig. 3. The dispersion dependences of the electronic states of Pt(111) in the direction measured at room temperature (a). The photon energy is 40.8 eV. The corresponding calculation is based on the first principles of the Pt(111) band structure (b). For better visualization, the dispersion dependences (c) are shown in the form of the second derivative of the photoelectron energy intensity with the superimposed spin structure of Pt(111) states(1 × 1) in the direction. Sz is the polarization from the first two layers of platinum (b). The maximum marker size corresponds to a polarization of 90%.

Baixar (60KB)
5. Fig. 4. The dispersion dependences of the Gr/Pt(111) electronic states in the direction measured at a temperature of 30.6 K (a). The photon energy is 62 eV. The corresponding calculation is based on the first principles of the Gr/Pt(111) band structure (b). For better visualization, the dispersion dependences (c) are shown in the form of the second derivative of the photoelectronic energy intensity with superimposed calculated zones.

Baixar (67KB)

Declaração de direitos autorais © Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».