Особенности психоэмоционального состояния младших школьников в период реконвалесценции после острой респираторной вирусной инфекции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. Высокая частота острых респираторных вирусных инфекций у детей начальных классов, связанная с сочетанием таких факторов, как критические возрастные периоды и изменение образа жизни с перераспределением психофизических нагрузок, подлежит более детальному изучению психоэмоционального состояния детей во время реконвалесценции после данного заболевания.

Цель — оценить психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста в течение полугода после острой респираторной вирусной инфекции с учетом ее тяжести и формы.

Материалы и методы. Обследовано 430 детей 7–9 лет, обучающихся в школах г. Луганска. У 246 детей в анамнезе отмечена острая респираторная вирусная инфекция (основная группа), у 184 детей — не отмечена (группа контроля). Период наблюдений: с сентября 2023 г. до февраля 2024 г. Проанализировано психоэмоциональное благополучие детей в первое полугодие после острых респираторных вирусных инфекции с помощью карт наблюдений за состоянием и поведением. Использованы детский опросник неврозов (В.В. Седнев и соавт., 1997), анализ медицинской документации (форм № 025/у-04 и № 112/у), методика Э.М. Александровской и Ст. Громбах.

Результаты. Выявлено снижение концентрации внимания и повышение тревожности при выходе детей в школу после острой респираторной вирусной инфекции. Максимальные показатели регистрировали в течение 2 нед., и 59,76% детей нуждались в психологической коррекции. Со временем выраженность симптомов снижалась, но показатели концентрации внимания и тревожности в основной группе продолжали отличаться от таковых у детей без острой респираторной вирусной инфекции. В основной группе выявлены высокие показатели по шкале астении — в 2,3 раза выше, чем в группе контроля (p <0,001). Выявлена четкая зависимость астеновегетативного синдрома от нозологической формы острой респираторной вирусной инфекции с максимальным преобладанием при гриппе и инфекционном мононуклеозе (p <0,05).

Заключение. Нарушение в психоэмоциональной сфере после острой респираторной вирусной инфекции у детей отмечали в течение от 2 до 6 мес. Длительно сохранялся астеновегетативный синдром, и степень его тяжести зависела от этиологии и тяжести течения острой респираторной вирусной инфекции. Полученные данные нужно учитывать в учебном процессе и психолого-педагогическом сопровождении детей в образовательных учреждениях.

Об авторах

Артем Михайлович Левчин

Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки

Email: temalg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2016-2616
SPIN-код: 9001-3886

канд. мед. наук

Россия, Луганск

Ирина Борисовна Ершова

Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки

Email: irina-ershova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6662-5500
SPIN-код: 3764-3550

д-р мед. наук

Россия, Луганск

Юлия Витальевна Глушко

Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки

Автор, ответственный за переписку.
Email: 10kopee4ka01@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3225-2603
SPIN-код: 3410-9369

канд. мед. наук

Россия, Луганск

Список литературы

  1. Арутюнян К.А., Чупак Э.Л. Психолого-вегетативные особенности детей с частыми респираторными заболеваниями // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021. Т. 66, № 4. С. 336. EDN: ZWBXIO
  2. Васенина Е.Е., Ганькина О.А., Левин О.С. Стресс, астения и когнитивные расстройства // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022. Т. 122, № 5. С. 23–29. EDN: RXHPOB doi: 10.17116/jnevro202212205123
  3. Милушкина О.Ю., Дубровина Е.А., Григорьева З.А., Козырева Ф.У. Влияние современной образовательной среды на нервно-психическое здоровье детей школьного возраста // Российский вестник гигиены. 2023. № 4. С. 47–56. EDN: ENDVEQ doi: 10.24075/rbh.2023.085
  4. Добряков И.В. Стрессовые расстройства у детей и подростков: методические рекомендации [Электронный ресурс] // НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева. Санкт-Петербург, 2022. 23 с. Режим доступа: https://bauntrb.gosuslugi.ru/netcat_files/213/1775/Stressovye_rasstroystva_u_detey_i_podrostkov_2022.pdf. Дата обращения: 13.12.2024.
  5. Дормидонтов Р.А. Проблема успеваемости и успешности обучающихся в свете социальных изменений развития общества и образовательных систем // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 5. С. 23. EDN: JOASAV
  6. Щедеркина И.О., Овсянников Д.Ю., Глазырина А.А., и др. Астенический синдром у детей и подростков: выбор терапии // Нервные болезни. 2021. № 2. С. 20–28. EDN: MEMFFS doi: 10.24412/2226-0757-2021-12322
  7. Малявин А.Г., Горелов А.В., Васенина Е.Е., и др. Постинфекционная астения // Инфекционные болезни. 2024. Т. 1, № 22. С. 124–136. EDN: YQRCYJ doi: 10.20953/1729-9225-2024-1-124-136
  8. Исаева Е.П., Зайцева О.В., Локшина Э.Э., и др. Качество жизни детей после перенесенной новой коронавирусной инфекции // Медицинский совет. 2023. Т. 17, № 1. С. 198–204. EDN: PDUZAR doi: 10.21518/ms2022-013
  9. Yong S.J. Long COVID or post-COVID-19 syndrome: putative pathophysiology, risk factors, and treatments // Infect Dis (Lond). 2021. Vol. 53, N 10. P. 737–754. doi: 10.1080/23744235.2021.1924397
  10. Клаучек А.Е., Барулин А.Е. Комплексная немедикаментозная коррекция в реабилитации пациентов с постинфекционной астенией // Эффективная фармакотерапия. 2023. Т. 19, № 4. С. 18–24. EDN: PRHKDI doi: 10.33978/2307-3586-2023-19-4-18-24
  11. Малявин А.Г., Горелов А.В., Васенина Е.Е., и др. Постинфекционная астения: современные подходы к терапии. Резолюция Экспертного совета Российского научного медицинского общества терапевтов и Национальной ассоциации специалистов по инфекционным болезням им. академика РАН В.И. Покровского // Профилактическая медицина. 2023. Т. 9, № 26. С. 88–97. EDN: EAVKAU doi: 10.17116/profmed20232609188
  12. Методические рекомендации (образовательным организациям) Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с трудностями в обучении [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Чеченской Республики. Грозный, 2023. 96 с. Режим доступа: https://cdkchr.ru/wp-content/uploads/MR-po-trudnostyam-v-obuchenii.pdf. Дата обращения: 02.12.2024.
  13. Александровская Э.М., Громбах Ст. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ppms22.ru/upload/medialibrary/da8/j0fht6mkakeytmtowtauubconunfmno3/Skhema-nablyudeniya-za-adaptatsiey-i-effektivnostyu-uchebnoy-deyateln6osti.-Aleksandrovskaya-E.M..pdf?ysclid=m2r91fev2u435178504. Дата обращения: 02.12.2024.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».