Особенности психоэмоционального состояния младших школьников в период реконвалесценции после острой респираторной вирусной инфекции
- Авторы: Левчин А.М.1, Ершова И.Б.1, Глушко Ю.В.1
-
Учреждения:
- Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
- Выпуск: Том 17, № 1 (2025)
- Страницы: 89-97
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://bakhtiniada.ru/vszgmu/article/view/310515
- DOI: https://doi.org/10.17816/mechnikov646488
- EDN: https://elibrary.ru/WNCYDB
- ID: 310515
Цитировать
Аннотация
Обоснование. Высокая частота острых респираторных вирусных инфекций у детей начальных классов, связанная с сочетанием таких факторов, как критические возрастные периоды и изменение образа жизни с перераспределением психофизических нагрузок, подлежит более детальному изучению психоэмоционального состояния детей во время реконвалесценции после данного заболевания.
Цель — оценить психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста в течение полугода после острой респираторной вирусной инфекции с учетом ее тяжести и формы.
Материалы и методы. Обследовано 430 детей 7–9 лет, обучающихся в школах г. Луганска. У 246 детей в анамнезе отмечена острая респираторная вирусная инфекция (основная группа), у 184 детей — не отмечена (группа контроля). Период наблюдений: с сентября 2023 г. до февраля 2024 г. Проанализировано психоэмоциональное благополучие детей в первое полугодие после острых респираторных вирусных инфекции с помощью карт наблюдений за состоянием и поведением. Использованы детский опросник неврозов (В.В. Седнев и соавт., 1997), анализ медицинской документации (форм № 025/у-04 и № 112/у), методика Э.М. Александровской и Ст. Громбах.
Результаты. Выявлено снижение концентрации внимания и повышение тревожности при выходе детей в школу после острой респираторной вирусной инфекции. Максимальные показатели регистрировали в течение 2 нед., и 59,76% детей нуждались в психологической коррекции. Со временем выраженность симптомов снижалась, но показатели концентрации внимания и тревожности в основной группе продолжали отличаться от таковых у детей без острой респираторной вирусной инфекции. В основной группе выявлены высокие показатели по шкале астении — в 2,3 раза выше, чем в группе контроля (p <0,001). Выявлена четкая зависимость астеновегетативного синдрома от нозологической формы острой респираторной вирусной инфекции с максимальным преобладанием при гриппе и инфекционном мононуклеозе (p <0,05).
Заключение. Нарушение в психоэмоциональной сфере после острой респираторной вирусной инфекции у детей отмечали в течение от 2 до 6 мес. Длительно сохранялся астеновегетативный синдром, и степень его тяжести зависела от этиологии и тяжести течения острой респираторной вирусной инфекции. Полученные данные нужно учитывать в учебном процессе и психолого-педагогическом сопровождении детей в образовательных учреждениях.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Артем Михайлович Левчин
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Email: temalg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2016-2616
SPIN-код: 9001-3886
канд. мед. наук
Россия, ЛуганскИрина Борисовна Ершова
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Email: irina-ershova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6662-5500
SPIN-код: 3764-3550
д-р мед. наук
Россия, ЛуганскЮлия Витальевна Глушко
Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки
Автор, ответственный за переписку.
Email: 10kopee4ka01@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3225-2603
SPIN-код: 3410-9369
канд. мед. наук
Россия, ЛуганскСписок литературы
- Арутюнян К.А., Чупак Э.Л. Психолого-вегетативные особенности детей с частыми респираторными заболеваниями // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021. Т. 66, № 4. С. 336. EDN: ZWBXIO
- Васенина Е.Е., Ганькина О.А., Левин О.С. Стресс, астения и когнитивные расстройства // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022. Т. 122, № 5. С. 23–29. EDN: RXHPOB doi: 10.17116/jnevro202212205123
- Милушкина О.Ю., Дубровина Е.А., Григорьева З.А., Козырева Ф.У. Влияние современной образовательной среды на нервно-психическое здоровье детей школьного возраста // Российский вестник гигиены. 2023. № 4. С. 47–56. EDN: ENDVEQ doi: 10.24075/rbh.2023.085
- Добряков И.В. Стрессовые расстройства у детей и подростков: методические рекомендации [Электронный ресурс] // НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева. Санкт-Петербург, 2022. 23 с. Режим доступа: https://bauntrb.gosuslugi.ru/netcat_files/213/1775/Stressovye_rasstroystva_u_detey_i_podrostkov_2022.pdf. Дата обращения: 13.12.2024.
- Дормидонтов Р.А. Проблема успеваемости и успешности обучающихся в свете социальных изменений развития общества и образовательных систем // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 5. С. 23. EDN: JOASAV
- Щедеркина И.О., Овсянников Д.Ю., Глазырина А.А., и др. Астенический синдром у детей и подростков: выбор терапии // Нервные болезни. 2021. № 2. С. 20–28. EDN: MEMFFS doi: 10.24412/2226-0757-2021-12322
- Малявин А.Г., Горелов А.В., Васенина Е.Е., и др. Постинфекционная астения // Инфекционные болезни. 2024. Т. 1, № 22. С. 124–136. EDN: YQRCYJ doi: 10.20953/1729-9225-2024-1-124-136
- Исаева Е.П., Зайцева О.В., Локшина Э.Э., и др. Качество жизни детей после перенесенной новой коронавирусной инфекции // Медицинский совет. 2023. Т. 17, № 1. С. 198–204. EDN: PDUZAR doi: 10.21518/ms2022-013
- Yong S.J. Long COVID or post-COVID-19 syndrome: putative pathophysiology, risk factors, and treatments // Infect Dis (Lond). 2021. Vol. 53, N 10. P. 737–754. doi: 10.1080/23744235.2021.1924397
- Клаучек А.Е., Барулин А.Е. Комплексная немедикаментозная коррекция в реабилитации пациентов с постинфекционной астенией // Эффективная фармакотерапия. 2023. Т. 19, № 4. С. 18–24. EDN: PRHKDI doi: 10.33978/2307-3586-2023-19-4-18-24
- Малявин А.Г., Горелов А.В., Васенина Е.Е., и др. Постинфекционная астения: современные подходы к терапии. Резолюция Экспертного совета Российского научного медицинского общества терапевтов и Национальной ассоциации специалистов по инфекционным болезням им. академика РАН В.И. Покровского // Профилактическая медицина. 2023. Т. 9, № 26. С. 88–97. EDN: EAVKAU doi: 10.17116/profmed20232609188
- Методические рекомендации (образовательным организациям) Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с трудностями в обучении [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Чеченской Республики. Грозный, 2023. 96 с. Режим доступа: https://cdkchr.ru/wp-content/uploads/MR-po-trudnostyam-v-obuchenii.pdf. Дата обращения: 02.12.2024.
- Александровская Э.М., Громбах Ст. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ppms22.ru/upload/medialibrary/da8/j0fht6mkakeytmtowtauubconunfmno3/Skhema-nablyudeniya-za-adaptatsiey-i-effektivnostyu-uchebnoy-deyateln6osti.-Aleksandrovskaya-E.M..pdf?ysclid=m2r91fev2u435178504. Дата обращения: 02.12.2024.
Дополнительные файлы
