Цены на лекарства в 2017 и 2018 гг. как отражение эффективности государственных мер по обеспечению доступности лекарственных средств

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Проведение сравнительного анализа цен на лекарства в 2017 и 2018 гг. в г. Казани (Республика Татарстан, Российская Федерация) для оценки эффективности государственных мер по обеспечению доступности лекарственных средств.

Методы. Мы провели сравнительный анализ цен на лекарства с использованием методологии, разработанной международной организацией «Международная программа действий для здравоохранения» совместно с Всемирной организацией здравоохранения. Анализ включал 30 лекарств в заранее заданной форме и дозировке. Изучали наличие и цены оригинальных брендов и генериков по наименьшей цене в государственных и частных аптеках Казани в 2017 и 2018 гг., а также закупочные цены на эти же лекарства в стационарах. Цены на лекарства сравнивали с международными референтными ценами Международного указателя цен лекарств организации MSH (Management Sciences for Health) и выражали в медианах отношения цен к референтным.

Результаты. Цены на оригинальные бренды и генерические препараты в государственном и частном секторах имели тенденцию к снижению в 2018 г. по сравнению с 2017 г., но статистически значимое снижение цен произошло только на генерические препараты в частном секторе. Так, показатели медиан отношения цен к референтным оригинальных брендов изменились с 6,86 до 2,97 в государственном секторе и с 11,1 до 5,36 в частном секторе в 2018 г. относительно 2017 г., но анализ не показал статистически значимой разницы (р >0,05). Цены на генерические препараты в государственном секторе не претерпели изменений и оставались на уровне референтных цен (медиана отношения цен к референтным составляла 1,3 в 2017 г. и 1,27 в 2018 г.). Однако в частном секторе выявили двукратное снижение цен на генерические препараты в 2018 г. относительно 2017 г. [снижение медианы отношения цен к референтным от 3,25 до 1,44 (р <0,05)]. Цены на генерические препараты, закупленные для стационаров в 2017 и 2018 гг., не претерпели статистически значимых изменений с показателями медиан отношения цен к референтным — 1,34 и 0,8 соответственно.

Вывод. Государственные меры по регулированию цен способствовали сохранению цен на генерические препараты на уровне референтных в государственном секторе и двукратному снижению цен на генерические препараты в частном секторе в 2018 г. относительно 2017 г.

Об авторах

Чинара Маратовна Раззакова

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: chinara345@mail.ru
Россия, г. Казань, Россия

Лилия Евгеньевна Зиганшина

Казанский государственный медицинский университет

Email: chinara345@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1999-0705
SPIN-код: 6061-7223
Scopus Author ID: 7004193381
Россия, г. Казань, Россия

Список литературы

  1. Government of the Netherlands. Keeping medicines affordable. https://www.government.nl/topics/medicines/keeping-medicines-affordable (access date: 28.01.2020).
  2. Health Action International. Pricing & related poli­cies. https://haiweb.org/what-we-do/price-availability-­affordability/resources-for-pricing-policies/ (access date: 28.01.2020).
  3. Health Action International. New and affordable me­dicines in the Netherlands: Tracing the Dutch Go­vernment’s Policy Commitments and Actions. https://haiweb.org/wp-content/uploads/2019/06/NL-Government-­Commitments-on-New-Affordable-Medicines-1.pdf (access date: 28.01.2020).
  4. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов». https://www.rosminzdrav.ru/documents/7459-postanovlenie-pravitelstva-rf-865-ot-29-oktyabrya-2010-g (дата обращения: 28.01.2020).
  5. Раззакова Ч.М., Зиганшина Л.Е. Изменение ценовой доступности лекарственных препаратов в Казани в 2010 и 2015 годах как отражение государственных мер по регулированию цен на лекарства. Казанский мед. ж. 2017; (5): 822–826. doi: 10.17750/KMJ2017-822.
  6. Раззакова Ч.М., Зиганшина Л.Е. Цены на сердечно-сосудистые лекарственные препараты как показатель доступности лекарств для их рационального использования. Рационал. фармакотерап. в кардиол. 2019; 15 (2): 215–223. doi: 10.20996/1819-6446-2019-15-2-215-223.
  7. Постановление правительства РФ от 3 февраля 2016 г. №58 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. №865 “О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов”».
  8. Health Action International. Measuring medicine prices, availability, affordability and price components. 2nd ed. https://haiweb.org/price-availability-affordability/collec­ting-evidence-on-medicine-prices-availability/ (access date: 28.01.2020).
  9. Management Sciences for Health. International drug price indicator guide. http://mshpriceguide.org/en/home/ (access date: 28.01.2020).
  10. Cameron A.М., Ewen M., Ross-Degnan D. et al. Medicine prices, availability, and affordability in 36 deve­loping and middle-income countries: a secondary analysis. Lancet. 2009; 373 (9659): 240–249. doi: 10.1016/S0140-6736(08)61762-6.
  11. Babar Z.U., Ibrahim M.I., Singh H. et al. Evalua­ting drug prices, availability, affordability, and price components: Implications for access to drugs in Malaysia. PLoS Med. 2007; 4 (3): e82. doi: 10.1371/journal.pmed.0040082.
  12. Khuluza F., Haefele-Abah C. The availability, pri­ces and affordability of essential medicines in Malawi: A cross-sectional study. PLoS ONE. 2019; 14 (2): e0212125. doi: 10.1371/journal.pone.0212125.
  13. Dabare P., Wanigatunge C., Beneragama B. A national survey on availability, price and affordability of selected essential medicines for non communicable disea­ses in Sri Lanka. BMC Public Health. 2014; 14 (1): 817–831. doi: 10.1186/1471-2458-14-817.
  14. Health Action International. Medicine prices, avai­lability, affordability & price components database. https://haiweb.org/survey-related-reports/ (access date: 28.01.2020).
  15. Имаева А.Э., Баланова Ю.А., Концевая А.В. и др. Наличие и доступность препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний в аптеках шести регионов Российской Федерации. Рационал. фармакотерап. в кардиол. 2018; 14 (6): 804–815. doi: 10.20996/1819-6446-2018-14-6-804-815.
  16. Распоряжение от 23 октября 2017 г. №­2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год». http://government.ru/docs/29758/ (дата обращения: 28.01.2020).
  17. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. №1086 «Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями». http://minfin.tatarstan.ru/normativno-pravovie-dokumenti-v-sfere-zakupok.htm?page=2 (дата обращения: 28.01.2020).
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. №1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». http://government.ru/docs/30157/ (дата обращения: 28.01.2020).
  19. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.10.2017 №871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201711280009 (дата обращения: 28.01.2020).
  20. Федеральная антимонопольная служба России. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 г. https://fas.gov.ru/documents/658027 (дата обращения: 28.01.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2020 Раззакова Ч.М., Зиганшина Л.Е.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.



Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».