«Наместнический проект» Александра I и формирование территории Белорусского учебного округа
- Авторы: Комзолова А.А.1
-
Учреждения:
- отдел истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН)
- Выпуск: № 5 (2025)
- Страницы: 38-49
- Раздел: Народы и пространства
- URL: https://bakhtiniada.ru/2949-124X/article/view/359926
- DOI: https://doi.org/10.7868/S3034579025050042
- ID: 359926
Цитировать
Аннотация
Одним из результатов реализация «Наместнического проекта» Александра I было учреждение Белорусского учебного округа (1829) в соответствии с задачей гармонизировать вновь создаваемые генерал-губернаторства и ведомственные округа. При этом первоначально передача по инициативе белорусского генерал-губернатора Н.Н. Хованского учебных заведений Витебской и Могилевской губерний в ведение Санкт-Петербургского округа (1824) была призвана создать из этих двух губерний своего рода «форпост» интеграционных процессов в Западном крае. Последствия польского восстания 1830–1831 гг. (упразднение в 1832 г. Виленского университета и т. п.), а также решение об учреждении Университета св. Владимира в Киеве, в итоге, способствовали тому, что в планах николаевских сановников место такого «форпоста» сместилось из Белорусского в Киевский учебный округ.
Об авторах
А. А. Комзолова
отдел истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН)
Автор, ответственный за переписку.
Email: otech_ist@mail.ru
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Москва, РоссияСписок литературы
- Арутюнян В.Г. Генерал-губернаторства в начале 1820-х годов // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2005. № 4. С. 68–82.
- Арутюнян В.Г. Генерал-губернаторства при Александре I. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2008. 268 c.
- Дамешек И.Л. Имперская география генерал-губернаторской власти в России: от Александра I до Николая II // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2016. Т. 15. С. 15–21.
- Ефимова В.В. Генерал-губернаторы Европейского Севера: место и роль в системе органов государственной власти и управления Российской империи (1820–1830-е гг.). СПб., 2019. 832 c.
- Жукович П.Н. Первый русский попечитель Виленского учебного округа // Христианское чтение. 1892. № 5–6. С. 362–398.
- Игнатовец Л.М. Белорусский учебный округ: система управления // Ученые записки УО «ВГУ им. П.М. Машерова». Витебск, 2011. Т. 12. С. 12–20.
- Игнатовец Л.М. Русификация системы образования в Витебской и Могилёвской губерниях (1830 – 1850 гг.) // Веснiк Магiлеўскага дзяржаўнага унiверсiтэта. 2012. № 1. С. 21–27.
- Игнатовец Л.М. Белорусский учебный округ: создание и деятельность (1829–1850 гг.). Автореф. … канд. ист. наук. Мн., 2013. 24 с.
- Кузнецова А.В. Создание Белорусского учебного округа // Працы гiстарычнага факультета БДУ: навук. зб. Вып. 2. Мн., 2007. С. 135–139.
- Лепеш О.В. Позиция российского правительства в области системы высшего образования на территории Беларуси в 30–40-х гг. XIX в. // Этнокультурное развитие Беларуси в XIX – начале XXI в.: материалы международной научно-практической конференции, 19–20 мая 2010, г. Минск. Мн., 2011. С. 188–192.
- Любезников О.А. Попытки проведения Н.Н. Новосильцовым общеимперской национальной политики в западных губерниях России и Царстве Польском в 1810–1820-е гг. // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2012. Т. 11. С. 163–171.
- Новосёлов А. Ревизия профессором Сенковским белорусских училищ в 1826 году. Материалы для истории народного просвещения в Северо-Западном крае // Журнал Министерства народного просвещения. 1872. № 4. Отд. 2. С. 159–207; № 5. Отд. 2. С. 74–122.
- Писарькова Л.Ф. Государственное управление России в первой четверти XIX в.: замыслы, проекты, воплощение. М., 2012. 448 c.
- Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. 785 с.
Дополнительные файлы


