НЕЙРОГИМНАСТИКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
- Авторы: Кувшинова И.А.1, Новожилова Д.А.1, Чернобровкин В.А.1
-
Учреждения:
- Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
- Выпуск: № 1 (2023)
- Страницы: 47-60
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2782-2575/article/view/270210
- DOI: https://doi.org/10.23951/2782-2575-2023-1-47-60
- ID: 270210
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрена патология развития межполушарного взаимодействия у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). На основе изученных результатов исследований российских и зарубежных авторов относительно морфологических различий мозолистого тела у людей с РАС, в которых выявлен специфический нейронный маркер, был определен новый вектор направления коррекционной работы. Поскольку мозолистое тело является главной комиссурой головного мозга и отвечает за межполушарное взаимодействие, авторы предположили, что его развитие у детей с РАС в процессе коррекционной работы позволит снизить такие проявления, как нескоординированная работа рук, трудности пространственной организации движений и действий, упрощение программы в динамическом праксисе, а также улучшить концентрацию внимания, повысить стрессоустойчивость. В качестве способа развития межполушарного взаимодействия была выбрана нейрогимнастика. С целью доказательства эффективности применения нейрогимнастики был проведен эксперимент, где для оценки уровня развития межполушарного взаимодействия использованы фрагменты нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста по Ж.М. Глозман, в частности ряд адаптированных проб, количественная оценка которых сопоставлена с обозначенными уровнями. Описаны результаты всех этапов исследования. В качестве экспериментального фактора выступали дополнительные методики, в частности нейрогимнастика, включенная в занятия с детьми экспериментальной группы сначала как замена традиционной разминки, а затем в структуру самих занятий. Анализ результатов, полученных на начало и конец эксперимента, позволили заключить, что короткие ежедневные занятия нейрогимнастикой могут ускорить развитие межполушарного взаимодействия у детей с РАС и приблизить его к уровню нормально развивающихся детей.
Об авторах
Ирина Александровна Кувшинова
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
Автор, ответственный за переписку.
Email: erenkuv@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент Магнитогорск, Россия
Дарья Алексеевна Новожилова
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
Email: vybornova_99@mail.ru
студент Магнитогорск, Россия
Владимир Александрович Чернобровкин
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
Email: chernobrov.vl@mail.ru
кандидат философских наук, доцент Магнитогорск, Россия
Список литературы
- Borozinets N.M., Shekhovtsova T.S., Bugaeva E.A. Usloviya formirovaniya navykov kommunikatsii u detey s rasstroystvami autisticheskogo spektra [Conditions for the formation of communication skills in children with autism spectrum disorders]. Sptsial’noye obrazovaniye – Special Education. 2022;(1 (65)):35-53 (in Russian).
- Tkachuk E.A., Martynovich N.N., Rychkova L.V., Polyakov V.M. Problemy diagnostiki rasstroystv autisticheskogo spektra u detey [Problems of diagnosing autism spectrum disorders in children]. ТМЖ. 2020;(4 (82)):35-43(in Russian).
- Autism Speaks. Autism and health: a special report by Autism Speaks. 2017. URL: https://www.autismspeaks.org/autism-statistics-asd (accessed 02/20/2022).
- Kuvshinova I.A., Vybornova D.A., Mitsan E.L. Sotsializatsiya detey s rasstroystvom autisticheskogo spektra posredstvom gornolyzhnogo sporta [Socialization of children with autism spectrum disorder through skiing]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya – Problems of modern pedagogical education. 2020;(69-4):145-149 (in Russian).
- Jason J. Wolff, Guido Gerig, John D. Lewis, Takahiro Soda, Martin A. Styner, Clement Vachet, Kelly N. Botteron, Jed T. Elison, Stephen R. Dager, Annette M. Estes, Heather C. Hazlett , Robert T. Schultz, Lonnie Zwaigenbaum, Joseph Piven. Altered corpus callosum morphology associated with autism over the first 2 years of life. Brain. 2015;138(7):2046-2058.
- Freitag CM, Luders E, Hulst HE, Narr KL, Thompson PM, Toga AW, et al. Total brain volume and corpus callosum size in medication-naïve adolescents and young adults with autism spectrum disorder. Biol Psychiatry. 2009;66:316-319.
- Vidal C.N., Nicolson R., DeVito T.J., Hayashi K.M., Geaga J.A., Drost D.J., Williamson P.C., Rayakumar N., Sui Y., Dutton R.A., Toga A.W., Thompson P.M. Mapping corpus callosum deficits in autism: an index of aberrant cortical connectivity. Biol Psychiatry. 2006;(1, 60 (3)):218-225.
- Traugott N.N. Interhemispheric interaction in local brain lesions. In: Chomsky E.D. (ed.) Neuropsychological analysis of interhemispheric asymmetry of the brain. Moscow, Nauka. 1986:14-22.
- Zavadenko N.N., Pechatnikova N.L., Simashkova N.V., Zavadenko A.N., Orlova K.A. Nevrologicheskiye narusheniya u detey s autizmom [Neurological disorders in children with autism]. Rossiyskiy vestnik perinatologii i pediatrii – Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2015;(2):14-21 (in Russian).
- Semenovich A.V. Vvedeniye v neyropsikhologiyu detskogo vozrasta. Uchebnoye posobiye [Introduction to the neuropsychology of childhood. Textbook] [Electronic resource]. Electron. text data. (1 pdf file: 321 pages). Moscow, Genesis, 2017 (in Russian).
- Traugott N.N. Mezhpolusharnoye vzaimodeystviye pri lokal’nykh porazheniyakh golovnogo mozga [Megalocornea interaction with local brain lesions]. In: Khomskaya E.D. (ed.) Neyropsikhologicheskiy analiz mezhpolusharnoy asimmetrii mozga [Neyropsikhologicheskiy analiz mezhpolusharnoy asimmetrii mozga]. Moscow, Nauka Publ., 1986:14-22 (in Russian).
- Sichko N.O. Aktivizatsiya mezhpolusharnogo vzaimodeystviya kory golovnogo mozga kak osnova uspeshnogo obucheniya i vospitaniya podrastayushchego pokoleniya [Activation of interhemispheric interaction of the cerebr al cortex as the basis for successful education and upbringing of the younger generation]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya – The Bulletin of the Adyghe State University. Series “Pedagogy and Psychology”. 2009;(4):309-314 (in Russian).
- Kovyazina M.S. Neyropsikhologicheskiy sindrom u bol’nykh s patologiey mozolistogo tela [Neuropsychological syndrome in patients with pathology of the corpus callosum]. Moscow, 2014:358 p. (in Russian).
- Glozman Zh.M., Potanina A.Yu., Soboleva A.E. Neyropsikhologicheskaya diagnostika v doshkol’nom vozraste [Neuropsychological diagnostics in preschool age]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2006:80 p. (in Russian).
- Kovyazina M.S. Neyropsikhologicheskiy analiz patologii mozolistogo tela [Neuropsychological analysis of the pathology of the corpus callosum]. Moscow, 2012:210 p. (in Russian).
Дополнительные файлы
