Том 4, № 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Философия и культура

Звуковой код культуры: феномен тишины

Логинова М.В., Прокаева О.Н.

Аннотация

Тишина исследуется автором в культурфилософском ракурсе как часть звукового кода культуры, самодостаточное явление, которое пересекается, но не совпадает с другими формами звукового кода (вербальным и музыкальным). Полифункциональность звукового кода обнаруживается в единстве смысла и звука, а также во включенности человеческого голоса в определенную культуру как целостную систему. Тишина выступает и точкой, и границей взаимодействия бытия мира и человека. С одной стороны, она является характеристикой бытия, с другой – символом присутствия в нём человека, который способен воспринимать и переживать тишину. Специфика феномена тишины заключается в том, что данная часть звукового кода культуры способна создавать и развивать свой семантический код, тем самым открывая человеку возможность не только для восприятия, но и для трансляции бытия.

Сфера культуры. 2023;4(2):13-19
pages 13-19 views

Культура и общество

Роль гендерного дискурса в конструировании «признанного субъекта» молодежной субкультуры граффити

Кузовенкова Ю.А.

Аннотация

В современном мире мы наблюдаем беспрецедентные изменения в гендерных темах. На этом фоне встает вопрос о степени таких трансформаций в молодежных субкультурах. В данной статье рассматривается молодежная субкультура граффити, знаковой чертой которой является маскулинность. Результаты исследования показывают, что биологический пол граффитчика все меньше влияет на оценку качества его работы, что позволяет девушкам войти в публичное поле граффити. Тем не менее маскулинность остается для этой субкультуры основой идентичности.

Сфера культуры. 2023;4(2):23-31
pages 23-31 views

Культура и искусство

Режиссерские стратегии Анатолия Праудина в интерпретации классики

Журчева Т.В.

Аннотация

Спектакли Анатолия Праудина, поставленные в Самарском театре юного зрителя «СамАрт» в 2000 – 20-х гг., основаны на текстах классических произведений – пьесах У. Шекспира, А.Н. Островского, А.П. Чехова, прозе Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина. Разные авторы, тексты разных эпох требуют, несомненно, разных подходов к созданию их сценических версий.. Однако при всем различии спектакли Анатолия Праудина имеют много общего в использовании постановочных приемов, в характерной для его режиссуры знаковой системе. Подробный анализ спектаклей, представленный в статье, позволяет выявить своеобразие режиссерской стратегии Праудина и сформулировать концепцию его творчества, что и составляет цель данной работы.

Сфера культуры. 2023;4(2):35-47
pages 35-47 views

Новая театральность в эпоху медиатизации

Болдырева Т.В.

Аннотация

Центральной проблемой настоящего исследования, посвященного медиаформатам постдраматических спектаклей, становится вопрос о трансформации театральности как публичной практики, ее переходе в персональную практику индивида на основе механизмов интерактивности, перформативности и иммерсивности. Автор оценивает влияние медиатизации общественной и приватной жизни человека на формирование новой театральности, опирающейся не на со-бытие и не на со-участие, а на со-знание собственного Я.

Сфера культуры. 2023;4(2):48-56
pages 48-56 views

Сотворческий полилог: искусствоведческий аспект

Куприна Е.Ю.

Аннотация

Музыкант раскрывается как уникальная творческая личность в диалогическом пространстве музыкального сотворчества. Образующиеся диалогические связи между сонаправленными участниками обладают чрезвычайно широким и проникающим спектром воздействия на разных уровнях интерактивного информативного и экзистенциального взаимодействия. В статье на практических примерах анализируются особенности сотворческого полилога в зависимости от уровней и характера протекания диалогических связей в музыкальной коммуникации.

Сфера культуры. 2023;4(2):57-70
pages 57-70 views

Книжная культура

Культурологический вектор исследований в документно-коммуникационных науках: возможности и перспективы

Вохрышева М.Г.

Аннотация

Автор рассматривает возможности культурологического изучения проблематики документно-коммуникационных наук по двум направлениям: предметному и аспектному. В исследовании приводятся примеры культурологических интерпретаций ряда базовых понятий. Раскрываются особенности культурологического метода и сущностные основания библиографической культуры, книжной культуры, информационной культуры и медиакультуры.

Сфера культуры. 2023;4(2):73-82
pages 73-82 views

Сызранская периодическая печать (1917–1922 гг.) как источник по истории книжного и библиотечного дела

Курмаев М.В.

Аннотация

Статья содержит обзор публикаций о состоянии книжной культуры в г. Сызрани Симбирской губернии, напечатанных в 1917–1922 гг. газетами «Товарищ», «Солдат, рабочий и крестьянин», «Известия Сызранского уездного и городского совета и партии коммунистов», «Алый путь» и «Сызранский коммунар». Исследование подготовлено на основе экземпляров, сохранившихся в Самарской областной универсальной научной библиотеке, Сызранском филиале Центрального государственного архива Самарской области, Краеведческом музее г.о. Сызрань и Российской государственной библиотеке. Приводится информация о городском профсоюзе печатников, типографиях, книжной торговле, библиотеках-читальнях Сызрани и Сызранского уезда в рассматриваемый период.

Сфера культуры. 2023;4(2):85-99
pages 85-99 views

Культура и цифровизация

Фотоидентичность: специфика фотосессий как инструмента самопрезентации

Зубанова Л.Б., Шуб М.Л.

Аннотация

Одним из актуальных инструментов презентации личностной идентичности в рамках процесса, получившего в научном дискурсе название «визуальный поворот», является фотосессия. В статье подробно анализируется концепт «фотоидентичность», определяемый авторами как способ и результат визуального самовыражения личности, которая моделирует константный образ себя в формате технической записи изображения. Описаны ключевые характеристики фотосессии; определены универсальные и уникальные проявления фотоидентичности. Особое внимание уделяется рассмотрению фотоидентичности в мемориальном нарративе, где она проявляется как соотношение памяти места и места памяти.

Сфера культуры. 2023;4(2):103-111
pages 103-111 views

Персоналия

Восходящая диагональ Юлиана Маркарова (памяти уникального художника-графика)

Сиротина И.Л., Чичварина О.Г.

Аннотация

Творчество художника-графика, сценографа, дизайнера, педагога и мыслителя Юлиана Николаевича Маркарова (1943–2021) проникнуто философским созерцанием, размышлением о событийности происходящего, о пути человека и дороге, которую он выбирает. Его героями становились люди, идущие в ногу со временем и наперекор всему, искушенные и искушаемые искусством. О художнике практически никто не писал. Вся информация о биографии и творчестве Ю.Н. Маркарова сосредоточена в интернет-источниках и широкому кругу искусствоведов неизвестна. Данная статья призвана исправить эту несправедливость.

Сфера культуры. 2023;4(2):115-126
pages 115-126 views

Архив композитора Савелия Орлова: к проблеме актуализации

Дятлов Д.А.

Аннотация

Исследование посвящено документальному наследию известного самарского композитора Савелия Орлова. Личный архив музыканта не отражает его жизнь и творчество в деталях и подробностях, некоторую часть следует считать утраченной. Тем не менее сохранившийся объем документов может стать предметом исследования краеведов, историков, культурологов, искусствоведов. Архив включает в себя фотоматериалы и документы за период с конца XIX до середины XX в., опубликованные произведения с 1924 по 1946 г. и рукописи композитора с 1900 до 1950 года. Собрание свидетельств эпохи и нотных рукописей представляет историческую и музыкальную ценность.

Сфера культуры. 2023;4(2):127-147
pages 127-147 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».