«Диалектика души» ребёнка в повести А.П. Чехова «Степь»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье последовательно характеризуются шесть художественных приёмов изображения «диалектики души» ребёнка, составляющих основу психологизма в повести А.П. Чехова «Степь»: 1) мотив дороги как отображение динамики душевных состояний ребёнка; 2) соединение голоса повествователя и несобственно-прямой речи; 3) характеристика чувств ребёнка через внешний мир; 4) «мимический» психологизм; 5) введение элементов детской этимологии; 6) использование образных средств для описания поэтического восприятия мира ребёнком. Новизна исследования определяется использованием термина «диалектика души» применительно к анализу детского художественного образа в произведении А.П. Чехова. Авторы доказывают, что совокупность названных приёмов позволяет писателю эксплицитно и имплицитно показать эволюцию детского сознания, движений души.

Полный текст

В научных исследованиях детство нередко рассматривается как антропологический, культурный, социально-психологический и психолого-педагогический феномен. К теме детства неизменно и во все времена обращались живописцы, музыканты и литераторы. Яркие детские образы были созданы русскими писателями XIX века: С.Т. Аксаковым («Детские годы Багрова-внука», 1858)1, Н.Г. Гариным-Михайловским («Детство Тёмы», 1892)2, В.Г. Короленко («Дети подземелья», 1885)3, Л.Н. Толстым («Детство», 1852)4, А.П. Чеховым («Ванька», 18865; «Гриша», 18866; «Спать хочется», 18887) и др. Особое место среди произведений А.П. Чехова о детях занимает повесть «Степь» (1888)8, в которой автор с большим мастерством раскрывает внутренний мир маленького человека, отмечает условия, оказывающие влияние на отношение ребёнка к окружающему миру людей, вещей, природы и в целом на формирование его личности.

Произведение неоднократно становилось объектом филологических изысканий. Так, в 1960–80-е гг. повесть «Степь» изучалась лингвистами и литературоведами в следующих направлениях:

  • ритмомелодические особенности произведения [1];
  • использование тропов и несобственно-прямой речи [2; 3];
  • принципы употребления народной речи [4].

В 1990–20-е гг. исследователей интересовало несколько аспектов:

  • философские представления А.П. Чехова, нашедшие отражение в повести «Степь» [5];
  • временная организация текста [6];
  • реализация мотива счастья [7];
  • языковые средства изображения детского восприятия мира [8];
  • способы репрезентации невербальных компонентов общения [9].

Цель нашего изыскания заключается в изучении повести «Степь» с точки зрения «диалектики души» ребёнка как основы психологизма в творчестве А.П. Чехова. Исследование проводилось на основе историко-литературного и герменевтического методов, с использованием общенаучных методов наблюдения, описания, анализа и синтеза.

Термином «психологизм» в науке обозначают тщательно индивидуализированное воспроизведение переживаний персонажей в их взаимосвязи и динамике [10, с. 128]. Литературоведы полагают, что А.П. Чехову присущ психологизм «тайный»: чувства и мысли героев порой неясны, лишь слегка обозначены; отсутствует прямая характеристика переживаний [11].

На литературоведческую категорию «диалектика души» впервые указал Н.Г. Чернышевский в статье «Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого», оценивая художественный метод Л.Н. Толстого, который предполагает анализ психического процесса, его форм и законов, внутреннего мира героя. Для писателя важны источники развития чувств и мыслей, переход их в другие чувства и мысли, соединение мечтаний о будущем с рефлексией о настоящем [12, с. 5].

В ходе изучения научной литературы и собственного анализа произведения нами выявлено шесть художественных приёмов изображения «диалектики души» ребёнка в повести А.П. Чехова «Степь»:

1. Мотив дороги как отображение динамики душевных состояний ребёнка. Исследователи отмечают, что мотив дороги в национально-культурной и индивидуально-авторской картинах мира связан с хронотопом жизненного пути, с поисками смысла жизни, гармонии, правды [13; 14]. Главный герой повести «Степь», девятилетний мальчик Егорушка, на старой бричке в сопровождении дяди, купца Ивана Ивановича Кузьмичова, и настоятеля церкви отца Христофора Сирийского против своей воли едет поступать в гимназию. Движения души мальчика определяются потоком дорожных впечатлений. В пути он встречает людей разных возрастов, сословий, национальностей; постигает красоту степных просторов.

Образ дороги, пути символизирует эволюцию внутреннего мира Егорушки. Пассивный в начале повести, покорно подчиняющийся матери, «любившей образованных людей и благородное общество», он за время поездки взрослеет, вырастает в личность. Степные пейзажи, вызывающие в первое время у мальчика грусть и скуку, воспринимаемые им как однообразные (Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же – небо, равнину, холмы…), постепенно оживают, наполняются красками, звуками, запахами (пепельно-седое кудрявое облако; багровое зарево; пела трава; запах дождя; запахло болиголовом; запах густ, сладко-приторен и нежен). Полученные в дороге впечатления становятся источниками детских размышлений о жизни, расширяется кругозор ребёнка. Он ищет ответы на вопросы: кто такой «неуловимый, таинственный Варламов»? Для кого кричат птицы, кто их слушает? Кто ездит по широкой степной дороге? Кому нужен такой простор? Зачем люди женятся? К чему на этом свете женщины? Почему стоит крест? Почему Пантелей ест в одиночестве и пьёт из лампадки? Какова будет «новая, неведомая жизнь», которая начнётся для мальчика после поездки?

2. Соединение голоса повествователя и несобственно-прямой речи. А.П. Чудаков, известный исследователь поэтики А.П. Чехова, относит повесть «Степь» ко второму периоду творчества писателя (1888–1894 гг.), который характеризуется изменением характера повествования: в нём начинают сближаться голоса героя и повествователя; своеобразие мировосприятия персонажа выражается через несобственно-прямую речь и в формах авторской речи [11, с. 68-69]. Так, в эпизоде выезда брички из уездного города N. через голос повествователя изображается движение чувств и мыслей Егорушки: мальчик всматривается в знакомые окрестности, и даже такие мрачные места, как острог и кладбище, кажутся ему родными, красивыми, уютными, поскольку они связаны в воспоминаниях с самыми близкими людьми – мамой, отцом и бабушкой. С мамой он ходил в острожную церковь; на кладбище под вишнями похоронены отец Егорушки и бабушка Зинаида Даниловна. Заметим, что в описании бабушки явно присутствуют формы детского языка: до своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики[9].

Соединение голоса повествователя и несобственно-прямой речи видим и в следующем примере, рисующем переживания Егорушки во время дневного привала: Дядя и о. Христофор крепко спали; сон их должен был продолжаться часа два-три, пока не отдохнут лошади… Как же убить это длинное время и куда деваться от зноя! Задача мудрёная…[10].

3. Характеристика чувств ребёнка через внешний мир. Одной из отличительных черт русской литературы является взаимопроникновение внутреннего мира героя и мира предметного, а также других художественных миров. Так, например, исследование Е.П. Иванян доказывает, что рекурсивное движение миров романа З. Прилепина «Обитель» (мира русского слова, т. е. вербального мира бытия, и предметного мира) создаёт многоплановый рисунок смыслов, который побуждает читателя погрузиться в поле интерпретаций [15].

В повести «Степь» внешний мир (вещи, природные явления, запахи) порождают разного рода воспоминания, ощущения и чувства мальчика. А.П. Чудаков называет этот приём овеществлением, или опредмечиванием, чувств [11, с. 564]. Так, пальто вызывает у Егорушки чувство брошенности, одиночества, незащищённости; герой осознаёт трагизм ситуации отъезда из дома: Поглядев на него, Егорушка почувствовал к нему жалость, вспомнил, что он и пальто – оба брошены на произвол судьбы, что им уж больше не вернуться домой, и зарыдал так, что едва не свалился с кизяка[11].

Напротив, лучи солнца, подушка, вычищенные сапоги, запах кипариса и васильков создают ощущение чистоты и уюта, пробуждают радость: В номерке было прибрано, светло, уютно и пахло о. Христофором, который всегда издавал запах кипариса и сухих васильков… Егорушка поглядел на подушку, на косые лучи, на свои сапоги, которые теперь были вычищены и стояли рядышком около дивана, и засмеялся[12].

Н.С. Флегантова обращает внимание на постоянное нахождение Егорушки между двумя мирами – миром «живых» и миром «мёртвых» (миром прошлого, воспоминаний) [См.: 6]. Степь, кипарис – это символы вечного бытия мира: О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только… в степи ночью[13]; …начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни[14], …запах кипариса[15]. Мотив смерти репрезентируется лексемами кладбище, крест, памятник, гроб: …кладбище, обнесённое оградой из булыжника[16]; …белые кресты и памятники[17]. Сравним с другими примерами:

длинный, узкий гроб[18];

деревянный могильный крест;

старый, покосившийся крест[19].

4. «Мимический» психологизм (термин А.П. Чудакова). А.П. Чехов фиксирует внимание читателя на жестах, движениях, которые опосредованно выражают переживания Егорушки, переживания неясные, трудноопределимые: Егорушка почувствовал, что дышать уже нечем; он – никогда с ним этого не было раньше – вдруг затрясся всем телом, затопал ногами и закричал пронзительно:

– Бейте его! Бейте его![20]

5. Введение элементов детской этимологии. С научной точки зрения детская этимология – это метаязыковая деятельность ребёнка, который в силу своего возраста размышляет о закономерностях языка, осваивает речевую компетенцию. Приводя примеры детской этимологии, А.П. Чехов в повести «Степь» предстаёт как знаток особенностей понимания ребёнком значения новых для него слов. Так, например, обращение к графине Драницкой Ваше сиятельство Егорушка связывает со значением слова сиять и тем впечатлением, которое женщина на него произвела: Посреди комнаты стояло, действительно, сиятельство в образе молодой, очень красивой и полной женщины в черном платье и в соломенной шляпе. <…> Егорушка увидел чёрные, бархатные брови, большие карие глаза и выхоленные женские щёки с ямочками, от которых, как лучи от солнца, по всему лицу разливалась улыбка21. На такой способ мотивировки значения нового слова указывал специалист в области онтолингвистики А.Н. Гвоздев: «Ребёнок отмечает сходство в значении слова, хорошо ему знакомого, с другим, указывая на звуковое сходство между ними» [16, с. 43].

Приведём ещё один пример детской этимологии: …дом назывался постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было и стоял он посреди степи, ничем не огороженный22. Название постоялый двор удивляет Егорушку, так как слово двор он воспринимает в значении ’огороженный участок земли при доме’.

6. Использование образных средств для изображения поэтического восприятия мира ребёнком. А.П. Чехов применяет систему тропов (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения) для раскрытия особенностей познания Егорушкой самого себя, человеческих отношений, степных просторов:

ненавистная бричка;

подпрыгивал, как чайник на конфорке;

широкая степь улыбнулась;

скрипач (о кузнечике);

облако нахмурилось;

смех, похожий на лай болонки;

степь пряталась во мгле, как дети Мойсея Мойсеича под одеялом;

старик-курган;

ночь шептала ему что-то на ухо;

скромная речка [Подробнее см.: 8].

Интересен используемый А.П. Чеховым приём реализации эпитета. Описание фантастических картин, нарисованных богатым воображением Егорушки, включает метафорический эпитет богатырский, который актуализирует былинные, сказочные, книжные образы в детском сознании: «громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника»; богатырские кони; скачущие колесницы, как на рисунках в священной истории; облака пыли до неба[23].

Мальчик услышал, как Дымов «громко, на всю степь, произнёс штук пять нехороших слов»24. Эпитет «нехорошие» реализуется: «Егорушка не понимал значения подобных слов, но что они были дурные, ему было хорошо известно»25. Ребёнок часто в оценке какого-либо явления подражает взрослому, ориентируясь на позицию старших. Вот и Егорушка знал об отвращении, которое питали его родные и знакомые к подобным словам, и «сам, не зная почему, разделял это чувство»26.

Однако для выражения чувства отвращения и брезгливости по отношению к неприятному для него Дымову мальчик использует именно эти «нехорошие» слова, которые кажутся ребёнку наиболее подходящими в ситуации столкновения с подводчиком.

В заключение исследования подчеркнём, что благодаря совокупности приёмов изображения «диалектики души», используемых в повести «Степь», А.П. Чехову удалось создать достоверный и многогранный образ девятилетнего ребёнка, тонко воспринимающего мир.

 

1 Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Москва: Мир книги, Литературы, 2011. 254 с.

2 Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы. Москва: Детгиз, 1961. 159 с.

3 Короленко В.Г. Дети подземелья: повести, рассказы и очерки. Москва: Дет. лит., 2016. 332 с.

4 Толстой Л.Н. Детство. Москва: Дрофа, 2007. 173 с.

5 Чехов А.П. Ванька: два рассказа. Ленинград: Дет. лит., Ленингр. отд-ние, 1977. 17 с.

6 Чехов А.П. Гриша. Москва: ИНФРА-М, 2013. 5 с.

7 Чехов А.П. Спать хочется. Москва: ИНФРА-М, 2013. 7 с.

8 Чехов А.П. Степь // Чехов А.П. Избранные сочинения. Москва: Худож. лит., 1988. С. 82-157.

9 Чехов А.П. Степь // Чехов А.П. Избранные сочинения. Москва: Худож. лит., 1988. С. 84.

10 Там же. С. 91.

11 Там же. С. 147.

12 Там же. С. 151.

13 Чехов А.П. Указ. соч. С. 109.

14 Там же. С. 110.

15 Там же. С. 151.

16 Там же. С. 83.

17 Там же.

18 Там же. С. 84.

19 Там же. С. 126.

20 Там же. С. 149.

21 Там же. С. 106.

22 Там же. С. 96.

23 Чехов А.П. Указ. соч. С. 111.

24 Там же. С. 116.

25 Там же.

26 Там же.

×

Об авторах

Елена Павловна Иванян

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivanyan@pgsga.ru

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания

Россия, Самара

Ирина Владимировна Гурова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: gurova@pgsga.ru

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования 

Россия, Самара

Список литературы

  1. Мамедова Т.А. Ритмомелодическая организация описаний природы в повести А.П. Чехова «Степь» // Языковое мастерство А.П. Чехова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1988. С. 97-103.
  2. Копорский С.А. Из наблюдений над стилем повести А.П. Чехова «Степь» // Филологические науки. 1960. № 4. С. 82-89.
  3. Кожевникова Н.А. Об особенностях стиля Чехова (несобственно-прямая речь) // Вестник МГУ. Серия: Филология и журналистика. 1963. № 2. С. 51-62.
  4. Васильев Л.В. Выразительные свойства и принципы употребления народной речи в повести «Степь» // Ученые записки Башкирского университета. Серия филологических наук. Уфа. 1961. Вып. 8, № 2 (6). С. 74-97.
  5. Разумова Н.Е. «Степь» Чехова: вариант интерпретации повести // Вестник Томского государственного университета. 1998. № 266. С. 53-59.
  6. Флегантова Н.С. Категория времени в повести А.П. Чехова «Степь» // Череповецкие научные чтения – 2013: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ч. 1: Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология. Череповец: Череповец. гос. ун-т, 2014. С. 145-148.
  7. Панченко Т.Ф. Мотив счастья в повести А.П. Чехова «Степь» [Электронный ресурс] // Дальневосточный филологический журнал. 2024. Т. 2, № 2. URL: https://journals.dvfu.ru/dvphilology/article/view/1063/799 (дата обращения: 23.07.2025).
  8. Гурова И.В. Языковые средства изображения детского восприятия мира (на материале повести А.П. Чехова «Степь») // Семантика. Функционирование. Текст. К 75-летию со дня рождения С.В. Черновой: межвуз. сб. науч. тр. / Вят. гос. ун-т, Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2023. С. 66-71.
  9. Изотова Н.В., Скрыпник Е.Р. Способы репрезентации невербальных компонентов общения в повести А.П. Чехова «Степь» // Известия Южного федерального университета. 2024. Т. 8, № 1. С. 47-57.
  10. Введение в литературоведение: учеб. для филол. спец. ун-тов / под ред. Г.Н. Поспелова. 2-е изд., доп. Москва: Высш. шк., 1983. 327 с.
  11. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. Мир Чехова: возникновение и утверждение. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.
  12. Чернышевский Н.Г. Литературно-критические статьи / примеч. Л.М. Крупчанова. Москва: Совет. Россия, 1977. 92 с. (Школьная библиотека).
  13. Дрыга С.Г. Концепт «путь» в русской языковой картине мира: автореф. дис. … канд. филол. наук / Кубан. гос. ун-т. Ставрополь, 2010. 24 с.
  14. Сботова С.В. Рефлексия темы путешествия (пути) в художественно-философской мысли Западной Европы и России XVIII – XX вв.: автореф. дис. … канд. культурологии / Мордов. гос. ун-т им Н.П. Огарева. Саранск, 2005. 20 с.
  15. Иванян Е.П. Для чего шампунь в романе «Обитель», или о мире вербального бытия [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. Т. 10, № 4. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/63FLSK419.pdf (дата обращения: 25.07.2025).
  16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 471 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иванян Е.П., Гурова И.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».