Социальный потенциал российского учительства и проблемы его реализации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время российские учителя как социальная группа испытывают проблемы в выполнении своей основной миссии по образованию и воспитанию будущих поколений. Учитель выступает главным агентом социализации учащихся, влияющим на становление их мировоззрения, ценностных ориентаций, контролирует уровень и качество знаний, приобретённых на школьной ступени. В статье представлен социальный потенциал учительства в общественном и личном измерении; рассмотрен ряд объективных и субъективных причин, затрудняющих успешную реализацию данного потенциала. Сделан вывод, что факторами, положительно влияющими на социальный потенциал российского учительства, является высокий уровень их образования, историческая миссия профессии, безусловная поддержка со стороны общества. Вместе с тем, к отрицательным факторам можно отнести недофинансирование школьного образования со стороны государства, высокий уровень бюрократизации и низкий престиж профессии. Создание условий для развития социального потенциала учительства является неотъемлемой составной частью общественного договора этой части интеллигенции с властью.

Об авторах

Марина Борисовна Буланова

Российский государственный гуманитарный университет

Email: marina_bulanova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-0001-6315
SPIN-код: 5827-6351
ResearcherId: W-4429-2018
доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории социологии социологического факультета Москва, Россия

Список литературы

  1. Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of theory and research for the sociology of education / Ed. by J. G. Richardson. New York : Greenwood Press, 1986. P. 241–258.
  2. Putnam R. Bowling alone: the collapse and revival of American community. New York : Simon & Schuster, 2000. 544 p. ISBN 978-0-7432-0304-3.
  3. Sen A. Development as freedom. Oxford : Oxford University Press, 1999. 384 p. ISBN 978-0198297581.
  4. Coleman J. Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. № 1. P. 95–120. doi: 10.1086/228943.
  5. Giddens A. The constitution of society. Berkeley : University of California Press, 1984. 402 p. ISBN 0-520-05292-7.
  6. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации. Мифы и реальность (социологический анализ). 1992–2002. М. : РОССПЭН, 2003. 512 с. ISBN 5-8243-0437-8. EDN SDCPDN.
  7. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М. : Дело, 2003. 566 с. ISBN 5-7749-0277-3. EDN QOCHHD.
  8. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Институт социологии РАН, 1998. 696 с. ISBN 5-89697-011-0. EDN TCIOAB.
  9. Зубок Ю. А. Молодежь в воспроизводстве человеческого потенциала российского общества // Человеческий потенциал современной России : сб. ст. / Под ред. Г. Х. Шингарова, И. Е. Задорожнюка. М. : Изд-во СГУ, 2005. C. 132–184.
  10. Беляева Л. А. Культурный и социальный капитал и напряженность социального пространства России // Общественные науки и современность. 2013. № 5. С. 51–64. EDN RDRCCX.
  11. Каргаполова Е. В. Категория «потенциала региона»: специфика проблемного поля // Научный потенциал регионов России на службу модернизации: межвузовский сборник научных статей. Астрахань : АИСИ, 2013. С. 144–154.
  12. Kraft M., Lyon M. The rise and fall of the teaching profession: prestige, interest, preparation, and satisfaction over the last half century // EdWorkingPaper. 2024. No: 22-679. doi: 10.26300/7b1a-vk92.
  13. Карпова А. Ю. Проактивная система предотвращения инцидентов скулшутинга: что имеет значение? // Наука. Культура. Общество. 2024. Т. 30, № 2. С. 83–98. doi: 10.19181/nko.2024.30.2.6. EDN AKJJCV.
  14. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования. М. : Гардарики, 2005. 383 с. ISBN 5-8297-0237-1. EDN QODURT.
  15. Зиятдинова Ф. Г. Социальные проблемы образования. М. : РГГУ, 1999. 281 с. ISBN 5-7281-0289-1.
  16. Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с. doi: 10.19181/monogr.978-5-89697-413-0.2023. EDN DMQCRN.
  17. Шереги Ф. Э., Арефьев А. Л., Царьков П. Е. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ. М. : Социоцентр, 2016. 327 с. ISBN 978-5-906001-47-4. EDN FWUTFK.
  18. Буланова М. Б. Педагог: грани профессионального становления // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2022. № 4. С. 89–98. doi: 10.28995/2073-6401-2022-4-89-98. EDN QKSYMM.
  19. Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцова Т. И. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 71–79. doi: 10.31857/S013216250014215-9. EDN NTSRIF.
  20. Константиновский Д. Л., Пинская М. А., Звягинцев Р. С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 14–25. doi: 10.31857/S013216250004949-6. EDN RBKSMV.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».