Что делает текст интересным? Языковые способы повышения эмоциогенности учебных текстов
- Авторы: Пиотровская Л.А.1, Трущелёв П.Н.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
- Выпуск: Том 24, № 4 (2020)
- Страницы: 991-1016
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2687-0088/article/view/315082
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-4-991-1016
- ID: 315082
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье предлагается лингвистический подход к изучению способов формирования эмоции интереса в тексте (так называемый “text-based interest”). Цель статьи - выявить средства и стратегии, используемые авторами учебных текстов для создания эмотивности текста. Эмоциогенность такой характеристики «интересного текста», как его эмотивность, неоднократно отмечалась в психологических исследованиях (Schiefele 2009). Для достижения поставленной цели используются методы коммуникативно-функционального анализа текста, в частности метод семантического моделирования эмотивных ситуаций (Филимонова 2007). Намерение авторов учебных текстов каузировать интерес у читателя лежит в основе формирования эмоционально-эвокативного типа учебного дискурса. Для реализации данного намерения авторы используют различные дискурсивные стратегии, часть из которых основывается на передаче в речи эмоций как особого типа информации. В тексте данный тип информации представлен эмотивностью текста - компонентом его смысловой структуры, посредством которого манифестируются эмоциональные переживания субъектов речи и персонажей текста. Выделено четыре основных приема создания эмотивности учебного текста: 1) использование эмотивных вкраплений - комментариев чего-либо с эмоциональной точки зрения (носитель эмоционального переживания - адресант и/или адресат); 2) вербализация эмоционального сценария интереса с целью его проецирования на адресата; 3) описание эмоциональных переживаний третьих лиц (персонажей текста); 4) репрезентация «ненормальных» ситуаций (нарушение нормальных и ожидаемых отношений между компонентами фрагмента действительности, отраженного в тексте). Первые два приема связаны со стратегиями диалогизирования, нацеленного на формирование диалогового характера учебного текста, и тематизации эмоции интереса. Третий прием позволяет усилить наглядность и яркость изложения, а четвертый - его динамичность и неожиданность для читателя.
Ключевые слова
Об авторах
Лариса Александровна Пиотровская
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: larisa11799@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Автор свыше 200 публикаций. Сфера научных интересов: психолингвистика, эмотиология, интонация, славистика, прагматика.
Санкт-Петербург, РоссияПавел Николаевич Трущелёв
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Email: paveltrue2007@rambler.ru
аспирант кафедры русского языка филологического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Сфера научных интересов: психолингвистика, эмотиология, прагматика, теория текста.
Санкт-Петербург, РоссияСписок литературы
- Аверьянова Е.Н. Средства выражения семантики внезапности в сообщениях об отклонении от нормы ожидания (на материале текстов художественной литературы) [Электронный ресурс] // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2010. № 4. http://lib.mkgtu.ru/images/stories/journal-vmgtu/2010-04/017.pdf. (дата обращения: 15.03.2020). [Averyanova, Elena N. 2010. Means of Expression of Suddenness Semantics in the Reports of Abnormal Expectations (on the Example of Fiction Texts). Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta 4. http://lib.mkgtu.ru/images/stories/journal-vmgtu/2010-04/017.pdf. (accessed 15 March 2020). (In Russ.)]
- Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Апресян Ю.Д. Избранные труды: т. 2: интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки русской культуры, 1995. С. 453-465. [Apresyan, Valeriya Yu. & Apresyan Yurii D. 1995. Metafora v semanticheskom predstavlenii emotsii (Metaphor in Semantic Representation of Emotions). In Yurii D. Apresyan, Izbrannye Trudy. Tom 2. Integral'noe opisanie yazyka i sistemnaya leksikografiya. 453-465. Moscow: Yazyki Russkoi Kul'tury. (In Russ.)]
- Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в языке. Свердловск: изд-во Урал. ун-та, 1989. [Babenko, Lyudmila G. 1989. Leksicheskie sredstva oboznacheniya emotsii v yazyke (Lexical Means of Denoting Emotions in the Russian Language). Sverdlovsk: Ural State University Publishing house. (In Russ.)]
- Болотов В.И. Эмоциональность текста в аспектах языковой и неязыковой вариативности: основы эмотивной стилистики текста. Ташкент: Фан, 1981. [Bolotov, Vladimir I. 1981. Emotsional'nost' teksta v aspektakh yazykovoi i neyazykovoi variativnosti. Osnovy emotivnoi stilistiki teksta (The Emotionality of Text in Aspects of Linguistic and Non-Linguistic Variability. The Basics of Emotional Style of a Text). Tashkent: Fan. (In Russ.)]
- Бондарко А.В., Беляева Е.И., Бирюлин Л.А., Корди Е.Е., Сильницкий Г.Г., Храковский В.С., и др. Теория функциональной грамматики: темпоральность, модальность. Редкол.: А.В. Бондарко (отв. ред.) [и др.]. Л.: Наука, 1990. [Bondarko, Aleksandr V., Belyaeva, Elena I., Biryulin, Leonid A., Kordi, Elena E., Sil'nitskii, Georgii G., Khrakovskii, Viktor S., et al. 1990. Teoriya funktsional'noi grammatiki. Temporal'nost', modal'nost' (The Theory of Functional Grammar. Temporality, modality). Leningrad: Nauka. (In Russ.)]
- Вотякова И.А. О концепте «удивление» в русской языковой картине мира // Вестник удмуртского университета. Сер. «История и филология». 2015. № 3. С. 120-124. [Votyakova Irina A. 2015. On the Concept «Surprise» in the Russian Language Picture of the World. Bulletin of Udmurt University. Series History and Philology 3. 120-124. (In Russ.)]
- Залевская А.А. Текст и его понимание. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. [Zalevskaya, Aleksandra A. 2001. Tekst i ego ponimanie (Text and its Comprehension). Tver: Tver State University Publishing house. (In Russ.)]
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: МОДЭК, 2001. [Zimnyaya, Irina A. 2001. Lingvopsikhologiya rechevoi deyatel'nosti (Linguo-Psychology of Performance). Moscow: MODEK. (In Russ.)]
- Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Ин-т рус. яз., 2004. [Zolotova, Galina A., Onipenko, Nadezhda K. & Sidorova, Mariya Yu. 2004. Kommunikativnaya grammatika russkogo yazyka (Communicative Grammar of the Russian Language). Moscow: Institute of the Russian language Publishing house. (In Russ.)]
- Ионова С.В. Эмоциональные эффекты позитивной формы общения // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Лингвистика. 2015. № 1. С. 20-30. [Ionova, Svetlana V. 2015. Emotional effects of positive forms of communication. Russian Journal of Linguistics 1, 966-987. (In Russ.)]
- Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. 2009. № 2. С. 3-21. [Kibrik, Andrei A. 2009. Modus, zhanr i drugie parametry klassifikatsii diskursov (Modus, genre, and other parameters of discourses classification), Voprosy Jazykoznanija 2. 3-21. (In Russ.)]
- Котюрова М.П., Дмитриева К.В., Соловьева Н. В. Выражение диалогичности речи в научно-учебных текстах // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: мат. XIII конгресса Междунар. ассоц. преподав. рус. яз. (г. Гранада, 20 сентября 2015 г.). Редкол.: Л.А. Вербицкая [и др.]. СПб.: Междунар. ассоц. преподав. рус. яз., 2015. С. 119-123. [Kotyurova, Mariya P., Dmitrieva, Kristina V. & Solov'eva Natal'ya V. 2015. Vyrazhenie dialogichnosti rechi v nauchno-uchebnykh tekstakh (The Expression of Dialogic Speech in Expository Texts). In Lyudmila A. Verbitskaya, et al. (eds.), Russkii yazyk i literatura v prostranstve mirovoi kul'tury, 119-123. Saint Petersburg: Mezhdunarodnaya assotsiatsiya prepodavatelei russkogo yazyka. (In Russ.)]
- Маслова В.А. Параметры экспрессивности текста // Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. Отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1991. С. 179-204. [Maslova, Valentina A. 1991. Parametry ekspressivnosti teksta (The Options of Text Expressivity). In Veronika N. Teliya (ed.), Chelovecheskii faktor v yazyke. Yazykovye mekhanizmy ekspressivnosti, 179-204. Moscow: Nauka. (In Russ.)]
- Онипенко Н.К. Модель субъектной перспективы и проблема классификации эгоцентрических элементов // Проблемы функциональной грамматики: принцип естественной классификации. Отв. ред. А. В. Бондарко, В. В. Казаковская. М.: Языки славянской культуры, 2013. С. 92-121. [Onipenko, Nadezhda K. 2013. Model of Subject Perspective and Classification of Egocentric Elements. In Aleksandr V. Bondarko & Viktoriya V. Kazakovskaya (eds.), Problemy funktsional'noi grammatiki: printsip estestvennoi klassifikatsii, 92-121. Moscow: Yazyki slavyanskoi kul'tury. (In Russ.)]
- Пиотровская Л.А. Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования: (на материале русского и чешского языков). СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994. [Piotrovskaya, Larisa A. 1994. Emotivnye vyskazyvaniya kak ob"ekt lingvisticheskogo issledovaniya: (na materiale russkogo i cheshskogo yazykov) (Emotive Utterance as an Object of Linguistic Study (Based on Russian and Czech)). Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publishing house. (In Russ.)]
- Пиотровская Л.А. Эмоции в языке и речевой деятельности: описание, выражение и отражение эмоций // Когнитивные исследования языка. 2015. Вып. 22: Язык и сознание в междисциплинарной парадигме исследований: материалы Междунар. конгресса по когнитивной лингвистике, 30 сент.-2 окт. 2015. Отв. ред. Т.А. Клепикова. С. 776-781. [Piotrovskaya, Larisa A. 2015. Emotsii v yazyke i rechevoi deyatel'nosti: opisanie, vyrazhenie i otrazhenie emotsii (Emotions in Language and Language Behavior: Description, Expression and Reflection). In Tatiana A. Klepikova (ed.), Kognitivnye issledovaniya yazyka. Vol. 22. Yazyk i soznanie v mezhdistsiplinarnoi paradigme issledovanii, 776-781. (In Russ.)]
- Пиотровская Л.А., Трущелёв П.Н. Конкретизация учебного текста как способ формирования интереса у читателя (на примерах описания природы) // Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения - 2018): сб. науч. тр. XIX Всероссийской науч. конф. Редкол.: Н.Б. Лезунова [и др.]. СПб.: СПбГУПТД, 2018. С. 305-311. [Piotrovskaya, Larisa A. & Trushchelev, Pavel N. 2018. The Training Text Concretization as a Way to Evoke Reader’s Interest (Nature Description for Examples). In Natal'ya B. Lezunova, et al. (eds.), Pechat' i slovo Sankt-Peterburga (Peterburgskie chteniya - 2018), 305-311. Saint Petersburg: SPbGUPTD, (In Russ.)]
- Пиотровская Л.А., Трущелёв П.Н. Экспериментальное исследование эмоциогенности текстов (формирование интереса в учебном тексте) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 192. С. 112-123. [Piotrovskaya, Larisa & Trushchelev, Pavel. 2019. An Experimental Investigation of Text Emotiogenicity (formation of interest in a school text). Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences 192. 112-123. (In Russ.)]
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 5-е изд. СПб.: Питер, 2001. [Rubinshtein, Sergei L. 2001. Osnovy obshchei psikhologii (Foundations of General Psychology). 5th edn. Saint Petersburg: Piter. (In Russ.)]
- Трущелёв П.Н. Диалогизирование учебного текста как средство формирования интереса учащихся // Русская литература и диалог культур в эпоху глобализации: материалы II Всероссийской студенч. науч.-практ. конф. 19, 20 октября 2018. Редкол.: Е.И. Лелис (отв. ред.) [и др.]. СПб.: СПбГИКиТ, 2019. С. 109-114. [Trushchelev, Pavel N. 2019. Dialogizirovanie uchebnogo teksta kak sredstvo formirovaniya interesa uchashchikhsya (Dialogization of Expository Text to Learners’ Interest Evoking). In Elena I. Lelis (ed.), Russkaya literatura i dialog kul'tur v epokhu globalizatsii. 109-114. Saint Petersburg: SPbGIKiT. (In Russ.)]
- Ушакова С.А. Интенциональное состояние интереса и его выражение в английском языке // Международная филологическая конференция: Материалы XXIII международной филологической конференции: Вып. 3. Лексикология и фразеология (романо-германский цикл). СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 51-53. [Ushakova, Svetlana A. 2003. Intentsional'noe sostoyanie interesa i ego vyrazhenie v angliiskom yazyke (The Intentional State of Interest and its Expression in English). Mezhdunarodnaya filologicheskaya konferentsiya. Vyp. 3. Leksikologiya i frazeologiya, 51-53. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publishing house. (In Russ.)]
- Филимонова О.Е. Эмоциология текста: анализ репрезентации эмоций в английском тексте. СПб.: Книжный Дом, 2007. [Filimonova, Ol'ga E. 2007. Emotsiologiya teksta. Analiz reprezentatsii emotsii v angliiskom tekste (Emotiology of the Text. Analysis of the Representation of Emotions in the English Text). Saint Petersburg: Knizhnyi dom. (In Russ.)]
- Холодная М.А., Гелфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Ин-т психологии Рос. акад. наук, 2016. [Kholodnaya, Maria A. & Gelfman, Emanuila G. 2016. Razvivayushchie uchebnye teksty kak sredstvo intellektual'nogo vospitaniya uchashchikhsya (Developing educational texts as a means of students intellectual education). Moscow: Institut psikhologii RAN. (In Rus.)]
- Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. 3-е изд. М.: УРСС, 2009. [1987]. [Shakhovskii, Victor I. 2009/1987. Kategorizatsiya emotsii v leksiko-semanticheskoi sisteme yazyka (Emotion categorization in the language lexical semantical system) 3rd edn. Moscow: URSS. (In Russ.)]
- Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. [Shakhovskii, Victor I. 2008. Lingvisticheskaya teoriya emotsii (The Linguistic Theory of Emotions). Moscow: Gnozis. (In Russ.)]
- Юматов Е.А., Глазачев О.С., Быкова Е.В., Дудник Е.Н., Потапова О.В., Перцов С.С. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов. М.: ИТРК, 2017. [Yumatov, Evgenii A., Glazachev, Oleg S., Bikova, Elena V., Dudnik, Elena N., Potapova, Ol'ga V., & Pertsov, Sergei S. 2017. Psychophysiology of emotions and emotional stress of the students. Moscow, ITRC. (In Russ.)]
- Alba-Juez, Laura 2016. Discourse Analysis and Pragmatics: Their Scope and Relation. Russian Journal of Linguistics 20 (4). 43-55. doi: 10.22363/2312-9182-2016-20-4-43-55
- Alba-Juez, Laura & Larina, Tatiana. 2018. Language and Emotion: Discourse-Pragmatic Perspectives. Russian Journal of Linguistics 22 (1). 9-37. doi: 10.22363/2312-9182-2018-22-1-9-37.]
- Alba-Juez, Laura & Mackenzie, J. Lachlan. 2019. Emotions in Discourse. In Laura Alba-Juez & J. Lachlan Mackenzie (eds.), Emotion processes in discourse, 3-27. Amsterdam/ Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. doi: 10.1075/pbns.302.01alb
- Eitel, Alexander & Kühl, Tim (eds.). 2019. Harmful or Helpful to Learning? Boundary Conditions of Seductive Details Effects on Cognitive and Affective Processing of Instruction. [Special issue]. Applied Cognitive Psychology, 33 (1)
- Daneš, František. 1982. Intonace v textu (promluvě). Slovo a slovesnost 2. 83-100. (In Czech).
- Edwards, Derek. 1999. Emotion Discourse. Culture & Psychology 5 (3). 271-291. doi: 10.1177/1354067X9953001.
- Hidi, Suzanne & Baird, William. 1988. Strategies for Increasing Text-Based Interest and Students’ Recall of Expository Texts. Reading Research Quarterly 23 (4). 465-483. doi: 10.2307/747644.
- Hidi, Suzanne, & Renninger, K. Ann. 2006. The Four-Phase Model of Interest Development. Educational Psychologist 41(2). 111-127. doi: 10.1207/s15326985ep4102_4.
- Izard, Carroll E. 2007. Basic Emotions, Natural Kinds, Emotion Schemas, and a New Paradigm. Perspectives on Psychological Science 3. 260-280. doi: 10.1111/j.1745-6916.2007.00044.x.
- Kaakinen, Johanna K., Papp-Zipernovszky, Orsolya, Werlen, Egon, Castells Gomez, Nuria, Bergamin, Per B., Baccino, Thierry, et al. 2018. Learning to Read in a Digital World. In Mirit Barzillai, Jenny Thomson, Sascha Schroeder, & Paul van den Broek (eds.), Emotional and Motivational Aspects of Digital Reading, 143-166. Amsterdam/ Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. doi: 10.1075/swll.17.06kaa
- Katriel, Tamar. 2015. Methods of Exploring Emotions. In Helena Flam & Jochen Kleres (eds.), Exploring Emotion Discourse, 57-66. London/New York: Routledge
- Kintsch, Walter. 1980. Learning from Text, Levels of Comprehension, or: Why Anyone Would Read a Story Anyway. Poetics 9. 87-98. doi: 10.1016/0304-422X(80)90013-3
- Koschut, Simon. 2018. Researching Emotions in International Relations: Methodological Perspectives on the Emotional Turn. In Maeva Clement & Eric Sangar (eds.), Speaking from the Heart: Emotion Discourse Analysis in International Relations, 277-301. Cham: Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-3-319-65575-8_12
- Macagno, Fabrizio. 2014. Manipulating Emotions. Value-Based Reasoning and Emotive Language. Argumentation and Advocacy 51. 103-122. doi: 10.1080/00028533. 2014.11821842
- Miceli, Maria & Castelfranchi, Cristiano. 2015. Expectancy and Emotion. Oxford: Oxford University Press.
- Rey, Gunter D. 2012. A Review of Research and a Meta-Analysis of the Seductive Detail Effect. Educational Research Review 7. 216-237.
- Schiefele, Ulrich. 2009. Situational and Individual Interest. In Kathryn R. Wentzel & Allan Wigfield (eds.), Handbook of Motivation at School, 197-222. New York: Routledge.
- Schraw, Gregory & Lehman, Stephen. 2001. Situational Interest: A Review of the Literature and Directions for Future Research. Educational Psychology Review, 13 (1). 23-52. doi: 10.1023/A:1009004801455
- Silvia, Paul J. 2006. Exploring the Psychology of Interest. New York: Oxford University Press
- Sperber, Deirdre & Wilson, Dan. 1996. Relevance: Communication and Cognition. 2nd edn. Oxford/Cambridge: Blackwell
- Stankiewicz, Edward. 1964. Approaches to Semiotics: Cultural Anthropology, Education, Linguistics, Psychiatry, Psychology. In Thomas A. Sebeok, Alfred S. Hayes, & Mary C. Bateson (eds.), Problems of Emotive Language, 239-264. The Hague/Paris: Mouton & Co
- van Dijk, Teun A. 2014. Discourse and knowledge. Cambridge: Cambridge University Press
- Volek, Bronislava. 1987. Emotive Signs in Language and Semantic Functioning of Derived Nouns in Russian. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company
- Wade, Suzanne E. 2001. Research on Importance and Interest: Implications for Curriculum Development and Future Research. Educational Psychology Review 13 (3). 243-261. doi: 10.1023/A:1016623806093
Дополнительные файлы
