Мультимодальный маркетинговый дискурс сферы информационных технологий: интегративный подход к анализу

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На веб-сайтах компаний сферы информационных технологий представлены вербальные и невербальные средства, что требует учета ряда параметров в ходе анализа для получения более полного представления о спектре и взаимодействии данных средств. В работе проводится интегративный анализ мультимодального маркетингового дискурса веб-страниц производителей программного обеспечения Microsoft, Oracle и SAP с учетом положений мультимодального критического дискурс-анализа, прагматики, а также лингвистики текста. Полагаем, что целесообразным является учет следующих параметров: дискурсопорождающая интенция адресанта, функция дискурса, реализация категорий в вербальном контенте мультимодального дискурса и использование аудиовизуальных приемов в невербальном контенте, глобальная идеологема, или ключевая идея дискурса, а также адресат. Дискурсопорождающей интенцией является побуждение потребителя к приобретению ИТ-решения, при этом дискурс реализует воздействующую функцию. Текстовое наполнение веб-сайтов рассматривается в рамках таких категорий, как тема (терминология сферы информационных технологий); тональность (положительно окрашенная лексика; повелительное наклонение); хронотоп (экономия времени для решения глобальных задач в рамках всего предприятия). Проведенный анализ позволил получить аналогичные результаты в отношении категорий на материале вербального наполнения видеоотзывов клиентов, при этом аудиовизуальные приемы в виде использования динамичной музыки, видов компании, контрастных цветов и пр. сходны. Примечательно, что использование различных лингвистических средств было выявлено лишь в ходе анализа метафорических выражений, представленных в маркетинговых дискурсах трех компаний. Глобальной идеологемой маркетинговых дискурсов является призыв к реципиенту оптимизировать управление данными для обеспечения эффективного развития в ближайшем будущем. Приемом реализации типичной идеологемы становятся многократно используемые антитезы: проблемы работы с большим количеством данных vs. одно ИТ-решение, ситуация до и после, старое vs. новое, медленно vs. быстро. Анализ показывает, что в рамках маркетинговых дискурсов трех компаний используются сходные антитезы, а реализация категорий и аудиовизуальных приемов также аналогична, что может потребовать дальнейших исследований маркетингового дискурса с точки зрения восприятия его специфичности клиентами.

Об авторах

Наталья Владимировна Соколова

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ntlk0@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, лингвистики и перевода

Пермь, Россия

Список литературы

  1. Abbamonte, Lucia & Flavia Cavaliere. 2017. Shopping as ‘best practice’ - analyzing Walmart’s debated sustainability policies. Russian Journal of Linguistics 21 (1). 105-125
  2. Adebeshin, Keji. 2015. Explosing Symbolism in Masstige Brand Advertising within the Discursive Context of Luxury: A Semiotic Analysis. Dissertation. Auckland University
  3. Bateman, John. 2014. Text and Image: A Critical Introduction to the Visual/Verbal Divide. London and New York: Routledge
  4. Borisova, Evgeniya G. 2016. Marketingovaya lingvistika: napravleniya i perspektivy [Marketing linguistics: directions and prospects]. Verhnevolzhski philological bulletin 4. 140-143
  5. Borisova, Evgeniya G., Larias G. Vikulova & Lyubov' G. Antonova. 2019. Marketingovaya Lingvistika. Zakonomernosti Prodvigayushchego Teksta [Marketing Linguistics. Promotional text patterns]. Moscow: Flinta
  6. Caruana, Robert & Andrew Crane. 2011. Getting away from it all: Exploring freedom in tourism. Annals of Tourism Research 34 (4). 1495-1515
  7. Caruana, Robert & James Fitchett. 2015. Exploring the role of discourse in marketing and consumer research. Journal of Consumer Behaviour 14 (1). 1-12. doi: 10.1002/cb.1497. Dale, Robert. 2017. The commercial NLP landscape in 2017. Natural Language Engineering 23 (4). 641-647. [Electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1017/ S1351324917000237. (Accessed 02 November 2019)
  8. Dyer, Gillian. 1988. Advertising as Communication. London and New York: Routledge
  9. Fairclough, Norman. 2003. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research. London and New York: Routledge
  10. Kibrik, Andrei. A. 2009. Modus, zanr i parametry klassifikacii diskursov [Modus, genre and other parameters of discourse classification]. Voprosy Yazykoznanyja 2. 3-21. (In Russ.)
  11. Klushina, Natalia I. 2012. Intentsional'nyi metod v sovremennoi lingvisticheskoi paradigm [Intentional Method in the Modern Linguistic Paradigm]. Mediastilistika 4. [Electronic resource]. URL: http://mediascope.ru/node/1242. (Accessed 01 November 2019)
  12. Klushina, Natalia I. 2016. Diskurs-analiz i stilistika: integrativnye metody issledovaniya media kommunikatsii [Discourse Analysis and Stylistics: Integrative Methods for Research of Media Communication]. Russian Journal of Linguistics 20 (4). 78-90. (In Russ.)
  13. Kozhina, Margarita N. 2006. Stilisticheskii Entsiklopedicheskii Slovar' Russkogo Yazyka [Stylistic encyclopedic dictionary of the Russian language]. In Margarita Kozhina (eds.), Moscow: Flinta, Nauka Publ
  14. Kress, Gunther. 2010. Multimodality. London and New York: Routledge
  15. Kress, Gunther & Theo Van Leeuwen. 2001. Multimodal Discourse. London: Arnold
  16. Lemke, Jay. 1998. Multiplying meaning: Visual and verbal semiotics in scientific text. In Jim Martin & Robert Veel (eds.), Reading science: Critical and functional perspectives on discourses of science, 87-113. London: Routledge
  17. Matveeva, Tatiana V. 2006a. Tekstovaya kategoriya [Text category]. In Margarita Kozhina (eds.), Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar' russkogo yazyka, 533-536. Moscow: Flinta, Nauka Publ.
  18. Matveeva, Tatiana V. 2006b. Tema [Theme]. In Margarita Kozhina (eds.), Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar' russkogo yazyka, 542-544. Moscow: Flinta, Nauka Publ.
  19. Matveeva, Tatiana V. 2006c. Tonal’nost’ [Tonality]. In Margarita Kozhina (eds.), Stilisticheskii entsiklopedicheskii slovar' russkogo yazyka, 549-552. Moscow: Flinta, Nauka Publ.
  20. Mooney, Annabelle. 2019. A fool and his money are soon parted: A critical examination of credit card websites. Russian Journal of Linguistics 23 (3). 642-658. DOI: 10.22363/ 2312-9182-2019-23-3-642-658.
  21. Opgenhaffen, Michael. 2011. Multimedia, interactive and hypertextual features in divergent online news platforms: An exploratory study of Flemish online news. First Monday Journal 16 (3). [Electronic resource]. URL: http://firstmonday.org/ojs/index.php/fm/ article/view/2826/2814 (Accessed 02 November 2019)
  22. Pirogova, Yulia. K. & Pavel B. Parshin. 2000. Reklamnyi Tekst: Semiotika i Lingvistika [Promotional text: semiotics and linguistics]. Moscow: International Institute of Advertising, Grevennikov Publishing House
  23. Popova, Elena S. 2005. Reklamnyi Tekst i Problemy Manipulyatsii [Advertizing text and problem of manipulation]. Dissertation. Ekaterinburg
  24. Roper, Stuart, Robert Caruana, Dominic Medway & Phil Murphy. 2013. Constructing luxury brands: Exploring the role of consumer discourse. European Journal of Marketing 47 (3-4). 375-400. doi: 10.1108/03090561311297382
  25. Savelyeva, Irina P. & Antonina I. Ukhova. 2015. Formirovanie Kompleksa Marketingovykh Kommunikatsii na Rynke Zhiloi Nedvizhimosti [Formation of Marketing Communications Complex in the Primary Residential Real Estate Market]. South-Urals State University
  26. Shchipitsyna, Larisa. Yu. 2009. Zhanry Komp'yuterno-Oposredovannoi Kommunikatsii [Genres of computer-mediated communication]. Monograph. Arkhangelsk: Pomor University
  27. Serrano, María José. 2018. The construction of advertising discourse by the use of the secondperson object Te and the clitic Se. Sociocultural Pragmatics: An International Journal of Spanish Linguistics 2. 173-196. [Electronic resource]. URL: https://www.degruyter.com/ downloadpdf/j/soprag.2018.6.issue-2/soprag-2018-0005/soprag-2018-0005.pdf. (Accessed 02 November 2019)
  28. Van Leeuwen, Theo. 2013. Colour schemes. In Margit Boeck & Norbert Pachler (eds.), Multimodality and social semiosis: Communication, meaning-making, and learning in the work of Gunther Kress. London: Routledge

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Соколова Н.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».