Метасемиотические проекты и лайфстайл-медиа: дискурсивные механизмы превращения предметов потребления в ресурсы выражения идентичности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние несколько лет наблюдается рост количества и значимости новых лайфстайл-медиа. Помимо чисто инструктирующей и развлекательной функции, такие медиа выполняют и важную социокультурную функцию конструирования идентичностей. В условиях общества потребления идентичности формулируются как выражаемые путем использования товаров и реализации коммерциализированных практик. Целью настоящего исследования является описание дискурсивных механизмов, лежащих в основе превращения предметов потребления и практик в семиотические ресурсы выражения идентичности. Исследование проводится в соответствии с моделью дискурс-анализа, предполагающей рассмотрение дискурса в его связи с широким экстралингвистическим контекстом. Материалом исследования послужили дискурсы новых онлайн-ресурсов для мужчин, являющиеся одним из ключевых типов современных лайфстайл-медиа. Основным результатом исследования является описание упомянутого выше дискурсивного механизма как метасемиотического проекта. В процессе реализации такого проекта разнородные объекты-знаки - товары и практики - типизируются при помощи метасемиотического термина. Для рассматриваемых ресурсов таким термином является инвариантное выражение «стильный мужчина», выражающее популярную форму идентичности. К основным вариантам текстовой актуализации данного термина следует отнести словоформы с корневой морфемой style , а также лексемы, называющие различные «ипостаси» современного мужчины, вроде man , guy, kid, gentleman и bad ass . Анализ демонстрирует, что с течением времени все большее количество товаров и практик охватывается изучаемым видом дискурса и, соответственно, подводится под указанный типизирующий термин. Ключевая роль в реализации метасемиотического проекта отводится интертекстуальности: конкретные тексты всегда перекликаются с другими текстами лайфстайл-дискурса; объекты-знаки подвергаются в этом процессе бесконечному переформулированию и наполняются новым содержанием. Полученные результаты вносят вклад в изучение современных лайфстайл-медиа, используемых в них механизмов дискурсивного конструирования идентичностей, а также в дальнейшее осмысление процесса изучения дискурса в его связи с социокультурным контекстом.

Об авторах

Евгений Николаевич Молодыченко

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: emolodychenko@hse.ru

кандидат филологических наук, доцент

Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. 1990. С. 136-137. [Arutyunova, N.D. (1990). Diskurs (Discourse). Lingvisticheskii Entsiklopedicheskii Slovar (pp. 136-137). Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya. (In Russ.)]
  2. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с. [Dement’v, V.V. (2010). Teoriya Rechevykh Zhanrov (Speech Genre Theory). Moscow: Znak. (In Russ.)]
  3. Карасик В.И. Языковые ключи. М. : Гнозис, 2009. 406 с. [Karasik, V.I. (2009). Yazykovye Klyuchi (The Language Keyes). Moscow: Gnozis. (In Russ.)]
  4. Чернявская В.Е. Дискурсивный анализ и корпусные методы: необходимое доказательное звено? Объяснительные возможности качественного и количественного подходов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 2. С. 31-37. https://doi.org/ 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37 [Chernyavskaya, V.E. (2018). Discourse Analysis and Corpus Approaches: A Missing Evidence-Based Link? Towards Qualitative and Quantitative Approaches. Voprosy Kognitivnoy Lingvistiki, 2, 31-37. https://doi.org/ 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37. (In Russ.)]
  5. Чернявская В.Е. Прошлое как текстовая реальность: методологические возможности лингвистического анализа исторического нарратива. Вестник Томского государственного университета. Филология. № 3. 2016. С. 76-87. https://doi.org/ 10.17223/19986645/41/7 [Chernyavskaya V.E. (2016). Historical Past as a Textual Reality: a linguistic approach in historical narrative and its methodological implementation. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Philologiya, 3, 76-87. https://doi.org/10.17223/19986645/41/7. (In Russ.)]
  6. Agha, Asif. 2007. Language and Social Relations. Studies in the Social and Cultural Foundations of Language. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/ 10.1017/CBO9780511618284
  7. Agha, Asif. 2011. Commodity Registers. Journal of Linguistic Anthropology 21 (1). 22-53. https://doi.org/10.1111/j.1548-1395.2011.01081.x
  8. Auer, Peter. 2007. Chapter 1. Introduction. Style and Social Identities. Alternative Approaches to Linguistic Heterogeneity. Berlin/Boston: De Gruyter Mouton. https://doi.org/10.1515/9783110198508.0.1
  9. Bell, David & Hollows, Joanne. 2005a. Making Sense of Ordinary Lifestyles. D. Bell & J. Hollows (eds.) Ordinary Lifestyles: Popular Media, Consumption and Taste, 1-18. Open University Press.
  10. Bell, David & Hollows, Joanne. (eds.) 2005b. Ordinary Lifestyles: Popular Media, Consumption and Taste. Open University Press.
  11. Bell, David & Hollows, Joanne. (eds.). 2006a. Historicizing Lifestyle: Mediating Taste, Consumption and Identity from the 1900s to 1970s. London and New York: Routledge.
  12. Bell, David & Hollows, Joanne. 2006b. Towards a History of Lifestyle. D. Bell & J. Hollows (eds.) Historicizing Lifestyle: Mediating Taste, Consumption and Identity from the 1900s to 1970s, 1-20. Routledge.
  13. Benwell, Bethan. 2002. Is there Anything “New” about these Lads? The Textual and Visual Construction of Masculinity in Men’s Magazines. J. Litosseliti & L. Sunderland (eds.) Gender Identity and Discourse Analysis, 149-174. Amsterdam, Netherlands: John Benjamins Publishing Company. https://doi.org/10.1075/dapsac.2.09ben
  14. Benwell, Bethan & Stokoe, Elizabeth. 2006. Discourse and Identity. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  15. Berger, John & Heath, C. 2007. Where Consumers Diverge from Others: Identity Signaling and Product Domains. Journal of Consumer Research 34 (August), 121-134. https://doi.org/10.3174/ajnr.A5382
  16. Blommaert, Jan. 2005. Discourse: A Critical Introduction. Cambridge: Cambridge University Press.
  17. Bucholtz, Mary & Hall, Kira. 2005. Identity and Interaction: A Sociocultural Linguistic Approach. Discourse Studies 7 (4-5), 585-614. https://doi.org/10.1177/1461445605054407
  18. Burke, Peter. J. & Reitzes, Donald. C. 1981. The Link between Identity and Role Performance. Social Psychology Quarterly, 44 (2), 83-92. https://doi.org/10.2307/3033704
  19. Chaney, David. 2002. From Ways of Life to Lifestyle: Rethinking Culture as Ideology and Sensibility. J. Lull (ed.) Culture in the Communication Age, 75-88. London: Routledge.
  20. Chouliaraki, Lilie & Fairclough, Norman. 1999. Discourse in Late Modernity: Rethinking Critical Discourse Analysis. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  21. Cook, Guy. 2001. The Discourse of Advertising (2nd ed.). London/New York: Routledge.
  22. Corrigan, Peter. 1997. The Sociology of Consumption. An Introduction. London: SAGE Publications.
  23. Coupland, Nikolas. 2007. Style: Language Variation and Identity. Cambridge: Cambridge University Press.
  24. Eckert, Penelope. 2008. Variation and the Indexical Field. Journal of Sociolinguistics 12 (4). 453-476. https://doi.org/10.1111/j.1467-9841.2008.00374.x
  25. Edwards, T. 2003. Sex, Booze and Fags: Masculinity, Style and Men’s Magazines. The Sociological Review 51 (S1). 132-146. https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.2003.tb03607.x
  26. Fairclough, Norman. 1992. Discourse and Social Change. Cambridge: Polity.
  27. Featherstone, Mike. 1987. Lifestyle and Consumer Culture. Theory, Culture & Society 4 (1). 55-70. https://doi.org/10.1177/026327687004001003
  28. Giddens, Anthony. 1991. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford University Press. https://doi.org/10.1111/1467-9566.ep11343722
  29. Jackson, Peter, Kate Brooks & Nick Stevenson. 1999. Making Sense of Men’s Lifestyle Magazines. Environment and Planning D: Society and Space 17 (3). 353-368. https://doi.org/10.1068/d170353
  30. Jancovich, Mark. 2006. The Politics of Playboy: Lifestyle, Sexuality and Non-Conformity in American Cold War Culture. D. Bell & J. Hollows (eds.) Historicizing Lifestyle: Mediating Taste, Consumption and Identity from the 1900s to 1970s
  31. Jenkins, Richard. 2004. Social Identity. London/New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203292990
  32. Kleine, R.E., Kleine, S.S. & Kernan, J.B. 1993. Mundane Consumption and the Self: A Social-Identity Perspective. Journal of Consumer Psychology 2 (3). 209-235. https://doi.org/10.1016/S1057-7408(08)80015-0
  33. Lüders, Marika, Lin Prøitz & Terje Rasmussen. 2010. Emerging Personal Media Genres. New Media & Society 12 (6). 947-963. https://doi.org/10.1177/1461444809352203
  34. Machin, David & van Leeuwen, Tristan. 2007. Global Media Discourse: A Critical Introduction. London: Routledge.
  35. Martin, James. R. & White, P.R.R. 2005. The Language of Evaluation. London: Palgrave Macmillan UK. https://doi.org/10.1057/9780230511910
  36. Raisborough, Jayne. 2011. Lifestyle Media and the Formation of the Self. Houndmills: Palgrave Macmillan UK. https://doi.org/10.1057/9780230297555
  37. Rössel, Jorg & Pape, Simone. 2016. Who has a Wine-Identity? Consumption Practices between Distinction and Democratization. Journal of Consumer Culture 16 (2). 614-632. https://doi.org/10.1177/1469540514536192
  38. Scollon, Ron & Scollon, Suzie Wong. 2004 Nexus Analysis: Discourse and the Emerging Internet. London/New York: Routledge. https://doi.org/10.1111/j.1360-6441.2006. 00321b.x
  39. Spitzmüller, Jurgen. 2015. Graphic Variation and Graphic Ideologies: A Metapragmatic Approach. Social Semiotics 25 (2). 126-141. https://doi.org/10.1080/10350330.2015. 1010323
  40. Stevenson, Nick, Peter Jackson & Kate Brooks. 2000. The Politics of ‘New’ Men’s Lifestyle Magazines. European Journal of Cultural Studies 3 (3). 366-385. https://doi.org/ 10.1177/136754940000300301
  41. Stryker, Sheldon & Burke, Peter. J. 2000. The Past, Present, and Future of an Identity Theory. Social Psychology Quarterly 63 (4). 284-297. https://doi.org/10.2307/2695840
  42. Tajfel, Henri. 1974. Social Identity and Intergroup Behaviour. Social Science Information/Sur Les Sciences Sociales 13 (2). 65-93. https://doi.org/10.1177/053901847401300204
  43. Talbot, Mary. M. 2007. Media Discourse: Representation and Interaction. Edinburgh University Press.
  44. Widdowson, Henry. G. 2004. Text, Context, Pretext: Critical Issues in Discourse Analysis. Malden, MA: Blackwell Publishing Ltd. https://doi.org/10.1002/9780470758427
  45. AlphaM Interview with Aaron Marino - Gentleman’s Gazette. (2016). Retrieved April 23, 2018, from https://www.gentlemansgazette.com/alpham-interview-aaron-marino/
  46. Fox, A. (n.d.). 10 Things You Can’t Wear In Your 30s - AskMen. Retrieved June 6, 2018, from https://uk.askmen.com/fashion/galleries/10-things-you-can-t-wear-in-your-30s.html
  47. Guzan, N. 2018. 9 Menswear Myths Debunked - Primer. Retrieved April 23, 2018, from https://www.primermagazine.com/2018/learn/menswear-myths
  48. Snavely, A. 2018. About - Primer. Retrieved April 23, 2018, from https://www.primermagazine.com/about

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Молодыченко Е.Н., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».