Метасемиотические проекты и лайфстайл-медиа: дискурсивные механизмы превращения предметов потребления в ресурсы выражения идентичности
- Авторы: Молодыченко Е.Н.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 24, № 1 (2020)
- Страницы: 117-136
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2687-0088/article/view/315040
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-1-117-136
- ID: 315040
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В последние несколько лет наблюдается рост количества и значимости новых лайфстайл-медиа. Помимо чисто инструктирующей и развлекательной функции, такие медиа выполняют и важную социокультурную функцию конструирования идентичностей. В условиях общества потребления идентичности формулируются как выражаемые путем использования товаров и реализации коммерциализированных практик. Целью настоящего исследования является описание дискурсивных механизмов, лежащих в основе превращения предметов потребления и практик в семиотические ресурсы выражения идентичности. Исследование проводится в соответствии с моделью дискурс-анализа, предполагающей рассмотрение дискурса в его связи с широким экстралингвистическим контекстом. Материалом исследования послужили дискурсы новых онлайн-ресурсов для мужчин, являющиеся одним из ключевых типов современных лайфстайл-медиа. Основным результатом исследования является описание упомянутого выше дискурсивного механизма как метасемиотического проекта. В процессе реализации такого проекта разнородные объекты-знаки - товары и практики - типизируются при помощи метасемиотического термина. Для рассматриваемых ресурсов таким термином является инвариантное выражение «стильный мужчина», выражающее популярную форму идентичности. К основным вариантам текстовой актуализации данного термина следует отнести словоформы с корневой морфемой style , а также лексемы, называющие различные «ипостаси» современного мужчины, вроде man , guy, kid, gentleman и bad ass . Анализ демонстрирует, что с течением времени все большее количество товаров и практик охватывается изучаемым видом дискурса и, соответственно, подводится под указанный типизирующий термин. Ключевая роль в реализации метасемиотического проекта отводится интертекстуальности: конкретные тексты всегда перекликаются с другими текстами лайфстайл-дискурса; объекты-знаки подвергаются в этом процессе бесконечному переформулированию и наполняются новым содержанием. Полученные результаты вносят вклад в изучение современных лайфстайл-медиа, используемых в них механизмов дискурсивного конструирования идентичностей, а также в дальнейшее осмысление процесса изучения дискурса в его связи с социокультурным контекстом.
Об авторах
Евгений Николаевич Молодыченко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: emolodychenko@hse.ru
кандидат филологических наук, доцент
Санкт-Петербург, РоссияСписок литературы
- Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. 1990. С. 136-137. [Arutyunova, N.D. (1990). Diskurs (Discourse). Lingvisticheskii Entsiklopedicheskii Slovar (pp. 136-137). Moscow: Sovetskaya Entsiklopediya. (In Russ.)]
- Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с. [Dement’v, V.V. (2010). Teoriya Rechevykh Zhanrov (Speech Genre Theory). Moscow: Znak. (In Russ.)]
- Карасик В.И. Языковые ключи. М. : Гнозис, 2009. 406 с. [Karasik, V.I. (2009). Yazykovye Klyuchi (The Language Keyes). Moscow: Gnozis. (In Russ.)]
- Чернявская В.Е. Дискурсивный анализ и корпусные методы: необходимое доказательное звено? Объяснительные возможности качественного и количественного подходов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 2. С. 31-37. https://doi.org/ 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37 [Chernyavskaya, V.E. (2018). Discourse Analysis and Corpus Approaches: A Missing Evidence-Based Link? Towards Qualitative and Quantitative Approaches. Voprosy Kognitivnoy Lingvistiki, 2, 31-37. https://doi.org/ 10.20916/1812-3228-2018-2-31-37. (In Russ.)]
- Чернявская В.Е. Прошлое как текстовая реальность: методологические возможности лингвистического анализа исторического нарратива. Вестник Томского государственного университета. Филология. № 3. 2016. С. 76-87. https://doi.org/ 10.17223/19986645/41/7 [Chernyavskaya V.E. (2016). Historical Past as a Textual Reality: a linguistic approach in historical narrative and its methodological implementation. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Philologiya, 3, 76-87. https://doi.org/10.17223/19986645/41/7. (In Russ.)]
- Agha, Asif. 2007. Language and Social Relations. Studies in the Social and Cultural Foundations of Language. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/ 10.1017/CBO9780511618284
- Agha, Asif. 2011. Commodity Registers. Journal of Linguistic Anthropology 21 (1). 22-53. https://doi.org/10.1111/j.1548-1395.2011.01081.x
- Auer, Peter. 2007. Chapter 1. Introduction. Style and Social Identities. Alternative Approaches to Linguistic Heterogeneity. Berlin/Boston: De Gruyter Mouton. https://doi.org/10.1515/9783110198508.0.1
- Bell, David & Hollows, Joanne. 2005a. Making Sense of Ordinary Lifestyles. D. Bell & J. Hollows (eds.) Ordinary Lifestyles: Popular Media, Consumption and Taste, 1-18. Open University Press.
- Bell, David & Hollows, Joanne. (eds.) 2005b. Ordinary Lifestyles: Popular Media, Consumption and Taste. Open University Press.
- Bell, David & Hollows, Joanne. (eds.). 2006a. Historicizing Lifestyle: Mediating Taste, Consumption and Identity from the 1900s to 1970s. London and New York: Routledge.
- Bell, David & Hollows, Joanne. 2006b. Towards a History of Lifestyle. D. Bell & J. Hollows (eds.) Historicizing Lifestyle: Mediating Taste, Consumption and Identity from the 1900s to 1970s, 1-20. Routledge.
- Benwell, Bethan. 2002. Is there Anything “New” about these Lads? The Textual and Visual Construction of Masculinity in Men’s Magazines. J. Litosseliti & L. Sunderland (eds.) Gender Identity and Discourse Analysis, 149-174. Amsterdam, Netherlands: John Benjamins Publishing Company. https://doi.org/10.1075/dapsac.2.09ben
- Benwell, Bethan & Stokoe, Elizabeth. 2006. Discourse and Identity. Edinburgh: Edinburgh University Press.
- Berger, John & Heath, C. 2007. Where Consumers Diverge from Others: Identity Signaling and Product Domains. Journal of Consumer Research 34 (August), 121-134. https://doi.org/10.3174/ajnr.A5382
- Blommaert, Jan. 2005. Discourse: A Critical Introduction. Cambridge: Cambridge University Press.
- Bucholtz, Mary & Hall, Kira. 2005. Identity and Interaction: A Sociocultural Linguistic Approach. Discourse Studies 7 (4-5), 585-614. https://doi.org/10.1177/1461445605054407
- Burke, Peter. J. & Reitzes, Donald. C. 1981. The Link between Identity and Role Performance. Social Psychology Quarterly, 44 (2), 83-92. https://doi.org/10.2307/3033704
- Chaney, David. 2002. From Ways of Life to Lifestyle: Rethinking Culture as Ideology and Sensibility. J. Lull (ed.) Culture in the Communication Age, 75-88. London: Routledge.
- Chouliaraki, Lilie & Fairclough, Norman. 1999. Discourse in Late Modernity: Rethinking Critical Discourse Analysis. Edinburgh: Edinburgh University Press.
- Cook, Guy. 2001. The Discourse of Advertising (2nd ed.). London/New York: Routledge.
- Corrigan, Peter. 1997. The Sociology of Consumption. An Introduction. London: SAGE Publications.
- Coupland, Nikolas. 2007. Style: Language Variation and Identity. Cambridge: Cambridge University Press.
- Eckert, Penelope. 2008. Variation and the Indexical Field. Journal of Sociolinguistics 12 (4). 453-476. https://doi.org/10.1111/j.1467-9841.2008.00374.x
- Edwards, T. 2003. Sex, Booze and Fags: Masculinity, Style and Men’s Magazines. The Sociological Review 51 (S1). 132-146. https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.2003.tb03607.x
- Fairclough, Norman. 1992. Discourse and Social Change. Cambridge: Polity.
- Featherstone, Mike. 1987. Lifestyle and Consumer Culture. Theory, Culture & Society 4 (1). 55-70. https://doi.org/10.1177/026327687004001003
- Giddens, Anthony. 1991. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford University Press. https://doi.org/10.1111/1467-9566.ep11343722
- Jackson, Peter, Kate Brooks & Nick Stevenson. 1999. Making Sense of Men’s Lifestyle Magazines. Environment and Planning D: Society and Space 17 (3). 353-368. https://doi.org/10.1068/d170353
- Jancovich, Mark. 2006. The Politics of Playboy: Lifestyle, Sexuality and Non-Conformity in American Cold War Culture. D. Bell & J. Hollows (eds.) Historicizing Lifestyle: Mediating Taste, Consumption and Identity from the 1900s to 1970s
- Jenkins, Richard. 2004. Social Identity. London/New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9780203292990
- Kleine, R.E., Kleine, S.S. & Kernan, J.B. 1993. Mundane Consumption and the Self: A Social-Identity Perspective. Journal of Consumer Psychology 2 (3). 209-235. https://doi.org/10.1016/S1057-7408(08)80015-0
- Lüders, Marika, Lin Prøitz & Terje Rasmussen. 2010. Emerging Personal Media Genres. New Media & Society 12 (6). 947-963. https://doi.org/10.1177/1461444809352203
- Machin, David & van Leeuwen, Tristan. 2007. Global Media Discourse: A Critical Introduction. London: Routledge.
- Martin, James. R. & White, P.R.R. 2005. The Language of Evaluation. London: Palgrave Macmillan UK. https://doi.org/10.1057/9780230511910
- Raisborough, Jayne. 2011. Lifestyle Media and the Formation of the Self. Houndmills: Palgrave Macmillan UK. https://doi.org/10.1057/9780230297555
- Rössel, Jorg & Pape, Simone. 2016. Who has a Wine-Identity? Consumption Practices between Distinction and Democratization. Journal of Consumer Culture 16 (2). 614-632. https://doi.org/10.1177/1469540514536192
- Scollon, Ron & Scollon, Suzie Wong. 2004 Nexus Analysis: Discourse and the Emerging Internet. London/New York: Routledge. https://doi.org/10.1111/j.1360-6441.2006. 00321b.x
- Spitzmüller, Jurgen. 2015. Graphic Variation and Graphic Ideologies: A Metapragmatic Approach. Social Semiotics 25 (2). 126-141. https://doi.org/10.1080/10350330.2015. 1010323
- Stevenson, Nick, Peter Jackson & Kate Brooks. 2000. The Politics of ‘New’ Men’s Lifestyle Magazines. European Journal of Cultural Studies 3 (3). 366-385. https://doi.org/ 10.1177/136754940000300301
- Stryker, Sheldon & Burke, Peter. J. 2000. The Past, Present, and Future of an Identity Theory. Social Psychology Quarterly 63 (4). 284-297. https://doi.org/10.2307/2695840
- Tajfel, Henri. 1974. Social Identity and Intergroup Behaviour. Social Science Information/Sur Les Sciences Sociales 13 (2). 65-93. https://doi.org/10.1177/053901847401300204
- Talbot, Mary. M. 2007. Media Discourse: Representation and Interaction. Edinburgh University Press.
- Widdowson, Henry. G. 2004. Text, Context, Pretext: Critical Issues in Discourse Analysis. Malden, MA: Blackwell Publishing Ltd. https://doi.org/10.1002/9780470758427
- AlphaM Interview with Aaron Marino - Gentleman’s Gazette. (2016). Retrieved April 23, 2018, from https://www.gentlemansgazette.com/alpham-interview-aaron-marino/
- Fox, A. (n.d.). 10 Things You Can’t Wear In Your 30s - AskMen. Retrieved June 6, 2018, from https://uk.askmen.com/fashion/galleries/10-things-you-can-t-wear-in-your-30s.html
- Guzan, N. 2018. 9 Menswear Myths Debunked - Primer. Retrieved April 23, 2018, from https://www.primermagazine.com/2018/learn/menswear-myths
- Snavely, A. 2018. About - Primer. Retrieved April 23, 2018, from https://www.primermagazine.com/about
Дополнительные файлы
