Мексиканская вежливость: эмпирическое исследование причин использования коммуникативных практик для конструирования межличностных отношений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Фундаментальные понятия в исследовании не/вежливости часто принимаются как данность, хотя ученые, приступая к решению методологических проблем, не всегда дают им четкие и полные определения. Определения не/вежливости могут отражать далекие от реальности интуитивные подходы (Jucker & Staley 2017), нередко игнорирующие социокультурный контекст, в котором осуществляется взаимодействие. Опираясь на понятие коммуникативного этностиля Т. В Лариной (Larina 2015), настоящая статья показывает, что исследования мексиканской не/вежливости в значительном числе случаев исходят из классических этноцентрических деконтекстуализированных концепций (например, Brown & Levinson 1987) и не учитывают наивные дискурсивные подходы (например, Watts 2003). В данной статье подвергаются сомнению национальные и региональные стереотипные подходы к пониманию коммуникативных практик и моделей не/вежливости. В ней анализируется мексиканский контекст и выявляется, каким образом реляционные проблемы решаются на локальном уровне. Индивидуумы могут выбирать, какой образ себя они хотят представить и какие прагматические ресурсы хотят применить, конструируя, развивая и поддерживая межличностные отношения. Статья структурирована следующим образом. Сначала в ней анализируются теоретические, дискурсивные и контекстуальные объяснительные подходы к рассмотрению испаноязычной не/вежливости в целом. Затем исследуется индивидуальное социальное и языковое поведение, а также детально рассматриваются мексиканские социокультурные практики вежливости, такие как выражение доверия близким ( confianza ) и иерархического уважения (respeto) (Félix-Brasdefer 2008). С этой целью был проведен опрос, в котором участникам предлагалось оценить свои собственные мотивы использования таких практик не/вежливости и привести примеры мексиканских социокультурных практик. И, наконец, рассматривается, каким образом коммуниканты участвуют в конструировании межличностных отношений и как это отражается в мексиканских паттернах и практиках не/вежливости.

Об авторах

Герард Магфорд

Гвадалахарский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gemugford1@gmail.com

доцент, специалист в области прагматики, дискурс-анализа и социолингвистики.

Гвадалахара, Мексика

Список литературы

  1. Arundale, Robert. 2010. Constituting face in conversation: face, facework, and interactional achievement, Journal of Pragmatics 42(8). 2078-2105.
  2. Bayraktaroğlu, Arin. 1991. Politeness and interactional imbalance. International Journal of the Sociology of Language 92. 5-34.
  3. Bayraktaroğlu, Arin. 2001. Advice-giving in Turkish: “Superiority” or “solidarity”? In Arin Bayraktaroğlu and Maria Sifianou (eds.). Linguistic Politeness Across Boundaries: The case of Greek and Turkish, 177-208. Amsterdam: John Benjamins.
  4. Bernal, Maria. 2018. Teaching sociopragmatics; Face-work, politeness and impoliteness in L2 Spanish colloquial conversation. In Domnita Dumitrescu & Patricia Lorena Andueza (eds.) L2 Spanish Pragmatics: From Research to Teaching, 131-150. London/New York: Routledge.
  5. Bravo, Diana. 2008. The implications of studying politeness in Spanish-speaking contexts: A discussion. Pragmatics18 (4). 577-603.
  6. Brown, Penelope & Stephen Levinson 1987. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press.
  7. Culpeper, Jonathan. 2011a. Im/politeness and im/politeness. In Gisle Andersen and Karen Aijmer (eds.) Pragmatics of Society, 393-438. Berlin/Boston: De Gruyter Mouton.
  8. Culpeper Jonathan. 2011b. Impoliteness: Using Language to Cause Offence, Cambridge: Cambridge University Press.
  9. Curcó, Carmen. 2007. Positive face, group Face, and affiliation: An overview of politeness studies on Mexican Spanish. In Maria Elena Placencia and Carmen García (eds.) Research on Politeness in the Spanish-Speaking World, 105-120. Mahwah: Laurence Erlbaum.
  10. Curcó, Carmen. 2011. El papel de la imagen positiva en la expresión de la cortesía en México, Conferencia Magistral, Segundo Coloquial Regional del Programa EDICE-México, Universidad Autónoma de Nuevo León.
  11. Czerwionka, Lori. 2014. Participant perspectives on mitigated interactions: The impact of imposition and uncertainty. Journal of Pragmatics 67. 112-130.
  12. Fant, Lars. 1989. Cultural mismatch in conversation: Spanish and Scandinavian communicative behaviour in negotiation settings. Hermes Journal of Linguistics 3. 247-265.
  13. Félix-Brasdefer, J. César. 2006. Linguistic politeness in Mexico: Refusal strategies among male speakers of Mexican Spanish. Journal of Pragmatics 38 (12). 2158-2187.
  14. Félix-Brasdefer, J. César. 2008. Politeness in Mexico and the United States: A Contrastive Study of the Realization and Perception of Refusals. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins.
  15. Félix-Brasdefer, J. César. 2012. Pragmatic variation by gender in market service encounters in Mexico. In J. César Félix-Brasdefer and Dale Koike (eds.) Pragmatic Variation in First and Second Language Contexts: Methodological Issues, 17-48. Amsterdam / Philadelphia: John Benjamins.
  16. Félix-Brasdefer, J. César & Gerrard Mugford (forthcoming). Politeness research in the Spanish-Speaking world. In Dale Koike and J. César Félix-Brasdefer (eds.), The Routledge Handbook of Spanish Pragmatics. London/New York: Routledge.
  17. Fernández-Amaya, Lucía. 2019. Disagreement and (im)politeness in a Spanish family members’ WhatsApp group. Russian Journal of Linguistics 23 (4). 1065-1087. doi: 10.22363/2687-0088-2019-23-4-1065-1087
  18. Fitch, Kristine. 2007. Two politeness dilemmas in Colombian interpersonal ideology In Maria Elena Placencia & Carmen Garcia (eds.), Research on Politeness in the Spanish-Speaking World. 245-260. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates.
  19. Fraser, Bruce. 1990. Perspectives on politeness, Journal of Pragmatics 14. 219-236.
  20. Garcia, Carmen. 2008. Different realizations of solidarity politeness: Comparing Venezuelan and Argentinean invitations. In Klaus P. Schneider and Anne Barron (eds.) Variational Pragmatics: A Focus on Regional Varieties in Pluricentric Languages. Pragmatics Beyond New Series 178, 269-305.Amsterdam, The Netherlands: John Benjamins.
  21. Goffman, Erving. 1967. Interactional Ritual: Essays on Face-to-Face Behaviour, New York: Double Day Books.
  22. Grinsted, Annette. 2000. Categorías gramaticales y pragmática en el español mexicano y el peninsular, Moderna Sprak 94 (2). 205-213,
  23. Grundy, Peter. 2000. Doing Pragmatics, London: Arnold.
  24. Halliday, Michael A. K. 1997/1973. Language in a social perspective. In Nikolas Coupland & Adam Jaworski (eds.) Sociolinguistics: A Reader and Coursebook, 31-38. Basingstoke: Macmillan.
  25. Haugh, Michael. 2007. The discursive challenge to politeness research: An interactional alternative. Journal of Politeness Research 3 (2). 295-317.
  26. Hernandez-López, M de la O. 2019. Relational work in Airbnb reviews, Russian Journal of Linguistics 23 (4). 1088-1108. doi: 10.22363/2687-0088-2019-23-4-1088-1108
  27. Hickey, Leo. 2004. Politeness in Spain. In Leo Hickey & Miranda Stewart (eds.) Politeness in Europe, 317-330. Clevedon: Multilingual Matters.
  28. Jucker, Andreas H. & Larssyn Staley. 2017. (Im)politeness and developments in methodology. In Jonathan Culpeper, Michael Haugh & Daniel Z, Kádár (eds.) The Palgrave Handbook of Linguistic (Im)politeness, 403-429. Palgrave Macmillan United Kingdom
  29. Kádar, Daniel Z. 2017. Politeness, Im/politeness and Ritual: Maintaining the Moral Order in Interpersonal Interaction, Cambridge: Cambridge University Press
  30. Kádár, Dániel Z. & Michael Haugh. 2013. Understanding Im/politeness, Cambridge: Cambridge University Press
  31. Larina, Tatiana. 2015. Culture-Specific Communicative Styles as a Framework for Interpreting Linguistic and Cultural Idiosyncrasies. International Review of Pragmatics 7 (2). 195-215.
  32. Leech, Geoffrey.1983. Principles of Pragmatics. London: Longman.
  33. Locher, Miriam A. & Tatiana V. Larina. 2019. Introduction to politeness and impoliteness research in global contexts. Russian Journal of Linguistics 23 (4). 873-903. doi: 10.22363/2687-0088-2019-23-4-873-903
  34. Maíz Arévalo, Carmen. 2018. «Sólo un poquito»: El uso y funciones del diminutivo en español peninsular en dos grupos de Facebook. Círculo de Lingüística Aplicada a la Comunicación (CLAC). Volumen monográfico ‘La atenuación en los discursos digitales en español’, 73. 33-52.
  35. Márquez-Reiter, Rosina. 2019. Navigating commercial constraints in a service call. In Pilar Garcés-Conejos Blitvich, Lucia Fernández-Amaya & María de la O Hernández-López (eds.) Technology Mediated Service Encounters, 121-144. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins.
  36. Márquez Reiter Rosina & Maria Elena Placencia. 2005. Spanish Pragmatics. Basingstoke: Palgrave: Macmillan.
  37. Mills, Sara. 2017. English Politeness and Class, Cambridge: Cambridge University Press.
  38. Mugford, Gerrard. 2011. That’s not very polite! Discursive struggle and situated politeness in the Mexican English-language classroom. In Situated Politeness. Edited by Bethan L. Davies, Michael Haugh and Andrew John Merrison, 53-72, London/New York: Continuum
  39. Mugford, Gerrard. 2013. Foreign-language users confronting anti-normative politeness in a Mexican university. Intercultural Pragmatics, 10. 101-130.
  40. Mugford, Gerrard. 2014. Examining first-order localised politeness: Mexican positive impoliteness practices, Journal of Language Aggression and Conflict 2 (1). 99-126.
  41. Mugford, Gerrard & María Luisa Arias Moreno. 2017. La refutación de la percepción de descortesía en los adultos jóvenes: la detección de prácticas interpersonales de tú/usted en México, Discurso & Sociedad 11 (1). 134-162.
  42. Ogiermann, Eva & Pilar Garcés-Conejos Blitvich. 2019. Im/politeness between the Analyst and Participant Perspectives: An Overview of the Field. In Eva Ogiermann & Pilar Garcés-Conejos Blitvich (eds.), From Speech Acts to Lay Understandings of Politeness, 1-24. Cambridge: Cambridge University Press.
  43. Placencia, Maria Elena. 2019. Responding to bargaining moves in a digital era: Refusals of offers on Mercado Libre Ecuador. In Pilar Garcés-Conejos Blitvich, Lucia Fernández-Amaya & María de la O Hernández-López (eds.), Technology Mediated Service Encounters, 173-197. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins.
  44. Placencia, María Elena & Carmen García (eds.). 2007. Research on Politeness in the Spanish-Speaking World. Mahwah, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates.
  45. Scollon Ron & Suzanne Scollon. 1995. Intercultural Communication, Oxford: Blackwell.
  46. Sifianou, Maria. 1995. Do we need to be silent to be extremely polite? Silence and FTAs. International Journal of Applied Linguistics 5 (1). 95-110.
  47. Spencer-Oatey, Helen (ed.) 2008a. Culturally Speaking: Managing Rapport through Talk across Culture. London: Continuum.
  48. Spencer-Oatey, Helen. 2008b. Face, (Im)Politeness and Rapport. In Helen Spencer-Oatey (ed.) Culturally Speaking: Managing Rapport through Talk across Culture, 12-47. London: Continuum.
  49. Terkourafi, Marina & Daniel Z. Kádár. 2017. Convention and Ritual (Im)politeness. In Jonathan Culpeper, Michael Haugh & Daniel Z, Kádár (eds.) The Palgrave Handbook of Linguistic (Im)politeness, 171-195. Palgrave Macmillan United Kingdom.
  50. Watts Richard J. 2003. Politeness. Cambridge: Cambridge University Press.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Магфорд Г., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».