Эмоционализация современного медиадискурса: исследовательская повестка дня

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В этом специальном выпуске продолжается обсуждение роли эмоций в дискурсе (см. Russian Journal of Linguistics 2015, № 1 и 2018, вып. 22, №1), которая, как свидетельствует растущий объем литературы в этой области, стала более заметной в разных сферах и контекстах общественной жизни. На этот раз мы обращаемся к эмоционализации медиадискурса. Авторы статей данного выпуска анализируют способы выражения эмоций, их функции и прагматические цели в медийном дискурсе и приводят многочисленные факты, свидетельствующие об усилении эмоционализации в средствах массовой информации. Наша цель - исследовать эмоции в СМИ с семиотической, прагматической и дискурсивной точек зрения на фоне современного социально-политического контекста, в котором традиционные представления о роли средств массовой информации претерпевают заметные изменения. Мы также намечаем направления дальнейших исследований, выделяя три основные области, касающиеся (1) логики производства и восприятия медиапродукта, (2) границ медиадискурса, (3) семиотических ресурсов, используемых для создания эмоциональности. Далее в статье мы кратко представляем исследования авторов этого выпуска и отмечаем их вклад в изучение лингвистических репрезентаций эмоций. В заключении подводим основные итоги и предлагаем пути дальнейших исследований.

Об авторах

Франко Заппеттини

Ливерпульский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: franco.zappettini@liverpool.ac.uk
ORCID iD: 0000-0001-7049-4454

имеет степень доктора, преподает в Ливерпульском университете, Великобритания, руководит аспирантскими программами в области коммуникации и СМИ. Его исследования сосредоточены на текстуальном/дискурсивном анализе различных форм политической коммуникации, включая опосредованные формы популизма, такие как таблоидный популизм и евроскептицизм в британской прессе. Он публикует свои исследования в рецензируемых международных журналах и монографиях. Его последняя публикация - монография Brexit: A Critical Discursive Analysis (PalgraveMacMillan).

Ливерпуль, Великобритания

Дуглас Марк Понтон

Катанийский университет; Российский университет дружбы народов (РУДН)

Email: dmponton@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9968-1162

профессор, преподаватель английского языка и перевода на кафедре политических и социальных наук в Катанийском университете (Италия). Сфера его научных интересов включает анализ политического дискурса, эколингвистику, социолингвистику, прикладную лингвистику, прагматику и критический дискурс-анализ. Его последние публикации: For Arguments Sake: Speaker Evaluation in Modern Political Discourse («Во имя аргументов: оценка оратора в современном политическом дискурсе») и Understanding Political Persuasion: Linguistic and Rhetorical Aspects («Способы убеждения в политике: лингвистические и риторические аспекты»). Наряду с политикой интересы Д.М. Понтона связаны с социальной тематикой: туризмом, дискурсом медиации, экологией, местными диалектами, народными традициями, пословицами и блюзом.

Катания, Италия; Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Татьяна Викторовна Ларина

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Email: larina-tv@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-6167-455X

доктор филологических наук, профессор Российского университета дружбы народов (РУДН). Ее исследовательские интересы включают взаимодействие языка, культуры и коммуникации, кросс-культурную прагматику, дискурс-анализ, межкультурную коммуникацию, коммуникативную этностилистику и теорию не/вежливости. Она является автором и соавтором более 200 публикаций на русском и английском языках, включая монографии, учебники, главы книг, а также многочисленные статьи, в том числе в ведущих международных журналах.

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Ahmed, Sara. 2014. The Cultural Politics of Emotion. 2 ed-n. Routledge.
  2. Alba-Juez, Laura. 2009. Perspectives on Discourse Analysis. Theory and practice. Cambridge Scholars Publishing.
  3. Alba-Juez, Laura & Tatiana Larina. 2018. Language and emotion: Discourse-pragmatic perspectives. Russian Journal of Linguistics. (Special issue: The Discourse of Emotion). 22 (1), 9-37. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-1-9-37
  4. Alba-Juez, Laura & J. Lachlan Mackenzie. 2019. Emotion, lies and bullshit in journalistic discourse: The case of fake news. Ibérica 38. 17-50.
  5. Altheide, David. 2002. Creating Fear: News and the Construction of a Crisis. New York: Aldine de Gruyter.
  6. Altheide, David L. 2006. Terrorism and the Politics of Fear. Lanham, MD: Alta Mira Press.
  7. Altheide, David & Sam Michalowski. 1999. Fear in the news: A discourse of control. The Sociological Quarterly 40 (3). 475-503.
  8. Antipova, Alina S., Maria D. Rabeson & Olga V. Smirnova. 2021. Semantic shift in conflict terminology in contemporary Russian socio-cultural media discourse. Training, Language and Culture 5 (2). 73-89. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2021-5-2-73-89
  9. Assimakopoulos, Stavros, Fabienne H. Baider & Sharon Millar. 2018. Online hate speech in the European Union: a discourse-analytic perspective. Springer.
  10. Barlett, Christopher & Douglas Gentile. 2011. Affective and emotional consequences of the mass media. In Döveling, Katrin, Christian von Scheve, and Elly A. Konijn (eds.), The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media. London and New York: Routledge. 60-78.
  11. Bassols, Margarida, Anna Cros & Anna M. Torrent. 2013. Emotionalization in new television formats of science popularization. Pragmatics 23 (4). 605-632.
  12. Bateman, John, Janina Wildfeuer & Tuomo Hiippala 2017. Multimodality: Foundations, Research and Analysis - A Problem-Oriented Introduction. Berlin: Mouton de Gruyter.
  13. Bauman, Zygmunt. 2016. Strangers at Our Door. Polity.
  14. Bell, Alan. 1996. The language of news media. Oxford: Blackwell.
  15. Belyakov, Mikhail V. 2015. Emotive character of diplomatic discourse. Russian Journal of Linguistics 2. 11-17. (In Russ.)
  16. Berger, Peter & Thomas Luckmann. 1966. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. New York: Penguin.
  17. Bou-Franch, Patricia & Pilar Garcés-Conejos Blitvich (eds.). 2019. Analyzing digital discourse: New Insights and Future Directions, 105-131. Palgrave Macmillan, Cham.
  18. Breeze, Ruth. 2019. Emotion in politics: Affective-discursive practices in UKIP and Labour. Discourse & Society 3 (10). 24-43.
  19. Breeze, Ruth. 2020. Angry tweets: A corpus-assisted study of anger in populist political discourse. Journal of Language Aggression and Conflict 8 (1). 118-145.
  20. Cap, Piotr (ed.). 2017. The Language of Fear: Communicating Threat in Public Discourse. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/978-1-137-59731-1
  21. Cohen, Stanley. 2011. Folk Devils and Moral Panics. London: Routledge.
  22. Cameron, Deborah. 1995. Verbal Hygiene. London: Routledge.
  23. d'Ancona Matthew. 2017. Post-Truth: The New War on Truth and How to Fight Back. Random House.
  24. Dancygier, Barbara & Lieven Vandelanotte. 2017. Internet memes as multimodal constructions. Cognitive Linguistics 28(3). 565-598.
  25. Denisova, Anastasia. 2019. Internet Memes and Society: Social, Cultural, and Political Contexts. NewYork&London: Routledge.
  26. Delanty, Gerard. 2008. Fear of others: Social exclusion and the European crisis of solidarity. Social Policy and Administration 42(6). 676-690.
  27. de Marlangeon, Silvia Kaul. 2018. Fustigation, impoliteness, emotions and extimacy in Argentinian media celebrities. Russian Journal of Linguistics 22(1). 161-174.
  28. Dobrosklonskaya, Tatiana G. 2020. Medialingvistika: teoriya, metody, napravleniya. Moscow: KDU “Dobrosvet” (In Russ.)
  29. Doudaki, Vaia & Boubouka Angeliki. 2019. Discourses of Legitimation in the News: The Case of the Economic Crisis in Greece (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9780429061325
  30. Döveling, Katrin, Christian von Scheve & Elly A. Konijn (eds.). 2011. The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media. London and New York: Routledge.
  31. El-Dakhs, Dina Abdel Salam, Fatima Ambreen, Maria Zaheer & Yulia Gusarova. 2019. A pragmatic analysis of the speech act of criticizing in university teacher-student talk: The case of English as a lingua franca. Pragmatics 29 (4). 493-520
  32. Emanatian, Michele. 1995. Metaphor and the expression of emotion: The value of cross-cultural perspectives. Metaphor and Symbolic Activity 10 (3). 163-182.
  33. Faliang Huang, Shichao Zhang, Jilian Zhang & Ge Yu. 2017. Multimodal learning for topic sentiment analysis in microblogging. Neurocomputing 253. 144-153.
  34. Furedi, Frank. 2018. How Fear Works: Culture of Fear in the Twenty-First Century. London: Bloomsbury Publishing.
  35. Gammerl, Benno. 2012. Emotional styles - concepts and challenges.” Rethinking History 16(2). 161-175. https://doi.org/10.1080/13642529.2012.681189
  36. Gretzky, Maria & Julia Lerner. 2021. Students of academic capitalism: Emotional dimensions in the commercialization of higher education. Sociological Research Online. 26 (1) 205-221. https://doi.org/10.1177/1360780420968117
  37. Haidt, Jonathan. 2001. The Emotional dog and its rational tail: A social intuitionist approach to moral judgment. Psychological Review 108 (4). 814-834.
  38. Handa, Carolyn 2013. The Multimediated Rhetoric of the Internet: Digital Fusion. New York: Routledge.
  39. Holmes, Mary. 2010. The emotionalization of reflexivity, Sociology 44 (1). 139-154. https://doi.org/10.1177/0038038509351616
  40. Kopytowska, Monika & Paul Chilton. 2018. “Rivers of blood”: Migration, fear and threat construction Lodz Papers in Pragmatics 14 (1). 133-161. Special issue on Narrating hostility, challenging hostile narratives. https://doi.org/10.1515/lpp-2018-0007
  41. Koschut, Simon. 2020. The power of emotions in world politics. London and New York: Routledge.
  42. Kress, Gunther, R. & Theo van Leeuwen. 2010. Reading Images: The Grammar of Visual Design. London and New York: Routledge.
  43. Larina, Tatiana, Vladimir Ozyumenko & Douglas M. Ponton. 2020. Persuasion strategies in media discourse about Russia: Linguistic ambiguity and uncertainty. Lodz Papers in Pragmatics 15 (1). 3-22. https://doi.org/10.1515/lpp-2019-0002
  44. Larina, Tatiana & Douglas Mark Ponton. 2020.Tact or frankness in English and Russian blind peer reviews. Intercultural Pragmatics 17 (4). 471-496.
  45. Larina, Tatiana & Douglas Mark Ponton. (forthcoming). I wanted to honour your journal, and you spat in my face: Emotive (im)politeness and face in the blind peer review genre. Journal of Politeness Research.
  46. Lerner, Lulia & Michele Rivkin-Fish. 2021. On emotionalisation of public domains. Emotions and Society. 3 (1). 1-11. https://doi.org/10.1332/263169021X16149420145743
  47. Lerner, Julia, Claudia Zbenovich & Tamar Kaneh-Shalit. 2021. Changing meanings of university teaching: The emotionalization of academic culture in Russia, Israel, and the USA. Emotions and Society. Special Issue Emotionalization of public domains. 3 (1). 73-93.
  48. Mackenzie, J. Lachlan. 2018. Sentiment and confidence in financial English: A corpus study. Russian Journal of Linguistics 22 (1). 80-93.
  49. Maíz-Arévalo, Carmen. 2018. Emotional self-presentation on WhatsApp: Analysis of profile status. Russian Journal of Linguistics. 22 (1). 144-160.
  50. Mackenzie, J. Lachlan & Laura Alba-Juez (eds.). 2019. Emotion in Discourse. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins.
  51. Mina, An, Xiao. 2019. Memes to Movements: How the World’s Most Viral Media is Changing Social Protest and Power. Ebook: Beacon Press.
  52. Mitchell, William & Thomas John. 1986. Iconology: Image, Text, Ideology. Chicago: University of Chicago Press.
  53. Musolff, Andreas. 2004. Metaphor and political discourse: Analogical reasoning in debates about Europe. Palgrave Macmillan.
  54. Musolff, Andreas. 2016. Political Metaphor Analysis: Discourse and Scenarios. Bloomsbury Publishing.
  55. Musolff, Andreas. 2019. Creativity in metaphor interpretation. Russian Journal of Linguistics, 23 (1), 23-39. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2019-23-1-23-39
  56. Ponton, Douglas. 2016. Movement and meaning: Towards an integrated approach to political discourse analysis. Russian Journal of Linguistics. Special issue: Discourse Analysis in the 21st Century: Theory and Practice (I). 20 (4). 122-139.
  57. Ponton, Douglas & Tatiana Larina. 2016. Discourse analysis in the 21-th century: Theory and practice (I). Russian Journal of Linguistics. 20 (4). 7-25.
  58. Ponton, Douglas & Tatiana Larina. 2017. Discourse analysis in the 21-th century: Theory and practice (II). Russian Journal of Linguistics 21 (1). 7-21
  59. Richardson, John E. 2007. Analysing Newspapers: An Approach from Critical Discourse Analysis. London: Palgrave Macmillan.
  60. Schwab, Frank & Clemens Schwender. 2011. The descent of emotions in media. Darwinian perspectives. In K. Döveling, Ch. von Scheve, and E.A. Konijn (eds.), The Routledge Handbook of Emotions and Mass Media, 15-36. London and New York: Routledge.
  61. Scherer, Klaus R. 2005. What are emotions? And how can they be measured? Social Science Information 44(4). 695-729. https://doi.org/10.1177/0539018405058216
  62. Sedláková, Renáta & Monika Kopytowska. 2018. Different faces of the unknown: The media and the semiotics of fear. In Monika Kopytowska & Artur Gałkowski (eds.), Current Perspectives in Semiotics: Texts, Genres and Representations, 262-291. Frankfurt: Peter Lang.
  63. Sieben, Barbara & Asa Wettergren (eds.). 2010. Emotionalizing Organizations and Organizing Emotions. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
  64. Shakhovsky, Viktor. 2008. Linguistic theory of emotions. Moscow: Gnozis Publ. (In Russ.)
  65. Shakhovsky, Viktor. 2018. The Cognitive Matrix of Emotional-Communicative Personality. Russian Journal of Linguistics 22 (1). 54-79. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-22-1-54-79
  66. Trajkova, Zorica. 2020. Media fraiming of the Macedonia name change issue: The use of fear-inducing language strategies. Lodz Papers in Pragmatics 16 (2). 265-284.
  67. Van Dijk, Teun Adrian. 1988. News as Discourse. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum
  68. Volkova, Yana & Panchenko, Nadezhda. 2018. Discourse variation of the concepts of destructive emotions. Russian Journal of Linguistics 22 (1). 175-194. https://doi.org/ 10.22363/2312-9182-2018-22-1-175-194 (In Russ.)
  69. Vishnyakova, Olga D. & Natalia V. Polyakova. 2017. Linguistic and functional cognitive peculiarities of media language as the basis of interpretations in the communicative sphere. Training, Language and Culture 1 (2). 86-101. https://doi.org/10.29366/2017tlc.1.2.6
  70. Yus, Francisco. 2018. Attaching feelings and emotions to propositions. Some Insights on irony and Internet communication Russian Journal of Linguistics 22 (1). 64-107
  71. Yus, Francisco. 2019. Multimodality in memes: A cyberpragmatic approach. In Patricia Bou-Franch Pilar Garcés-Conejos Blitvich (eds.). Analyzing digital discourse: New Insights and Future Directions, 105-131. Palgrave Macmillan, Cham
  72. Wetherell, Margaret. 2012. Affect and Emotion: A New Social Science Understanding. London: Sage. https://doi.org/10.4135/9781446250945
  73. Wetherell, Margaret. 2015. Trends in the turn to affect: A social psychological critique. Body & Society 21(2). 139-166. https://doi.org/10.1177/1357034X14539020
  74. Wirth, Werner & Holger Schramm. 2005. Media and Emotions. Communication Research Trends. 24 (3). 1-39.
  75. Wodak, Ruth. 2015. The Politics of Fear: What Right-Wing Populist Discourses Mean. London: Sage.
  76. Wodak, Ruth. 2019. ‘The boundaries of what can be said have shifted’: An expert interview with Ruth Wodak (questions posed by Andreas Schulz). Discourse & Society. Online first, December 2019. 1-10.
  77. Wodak, Ruth. 2020. ‘The boundaries of what can be said have shifted’: An expert interview with Ruth Wodak (questions posed by Andreas Schulz). Discourse & Society 31 (2). 235-244. https://doi.org/10.1177/0957926519889109
  78. Woodward, Kathleen. 2009. Statistical Panic: Cultural Politics and Poetics of the Emotions, Durham, NC: Duke University Press
  79. Zappettini, Franco. 2019. The Brexit referendum: How trade and immigration in the discourses of the official campaigns have legitimised a toxic (inter)national logic. Critical Discourse Studies 16 (4). 403-419
  80. Zappettini, Franco. 2021. The tabloidization of the Brexit campaign: Power to the (British) people?’ Journal of Language and Politics 20 (2). 277-303. https://doi.org/10.1075/jlp.19103.zap
  81. Zappettini, Franco & Jeffrey Unerman. 2016. “Mixing” and “Bending”: The recontextualisation of discourses of sustainability in integrated reporting. Discourse & Communication 10 (5). 521-542

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Заппеттини Ф., Понтон Д.М., Ларина Т.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».